Летом 2015 года мы с женой опять скатались по прошлогоднему маршруту, изменив его самую малость. В этот раз от озера Ван мы поехали на Хаккяри, Ширнак, Джизре и далее в Шанлыурфу. Этот участок дороги не освещен в интернете совсем, мы его проехал почти синхронно с еще одним мотоциклистом (Чип).
Определенные опасения, конечно, были, так как перед выездом были данные о беспорядках на границе с Сирией, а уже в пути пришло известие о взрыве в городе Суруч. Кстати, в Догубаязете мы попали на траурный митинг по этому случаю, который проходил спокойно и без эксцессов.
Могу порадовать последователей, что указанный участок дороги весьма живописен и по содержанию в миниатюре повторяет Памирсие пейзажи: дорога вьется в ущелье над рекой. Населенных пунктов очень мало, но чаю попить и рыбкой перекусить - не проблема. Проезжая селения, надо быть осторожным: дети ведут себя очень активно, с криками выбегают на дорогу, могут бросать камни. Взрослые нейтрально спокойны.
Ночевать я бы на этом участке не стал: гостиниц нет, а в палатке... ну, нет, я бы не рискнул с женой. Мы ночевали в Ширнаке в пригороде в огромном отеле с охраной. При въезде в город на одном перекрестке компания подростков, увидев нас, попыталась остановить жестами, а когда мы проезжали мимо, один парень врезал по плечу жене - благо она удержалась в седле. Они приняли нас за богатеньких немцев, думаю, из-за костюмов БМВ.
Вообще ехать по этой части страны следует лишь тем, кто любит горы и дикие пейзажи. Всё, что касается цивилизации, там имеет жалкий вид. Еще в качестве цели может выступать местная кухня - она существенно отличается от западной части Турции.
Забавно, что самолет наш турки сбили всего в 10 км от села Яйладаы, в котором мы с Анной побывали этим летом, мотаясь без цели, когда жили в Чевлике (провинция Хатай).
Я так и не понял, прочитав правила, можно ли давать ссылки на другие ресурсы, поэтому отсылаю вас к моим заметкам на мотоциклетный форум. Если это нарушение - модераторы, режьте эту часть.
http://bikepost.ru/blog/travel/61976/Kurdistan-v-zametkakh-puteshestvennika.htmlhttp://bikepost.ru/blog/61950/Turetskie-vospominanija.htmlhttp://bikepost.ru/blog/travel/61569/O-kurdakh-durnoj-golove-dezhurnom-salate-i-o-tom-kak-gasnet-Bozhij-svet.htmlhttp://bikepost.ru/blog/travel/61725/Turetskie-padenija-turetskie-druzja.htmlЕще надо отметить, что прошлое лето в Турции было намного прохладней, так например в Карсе температура ночью падала до 10 градусов (конец июля!).
В Грузии на обратном пути мы уткнулись на пути к границе в огромную пробку из фур (на кануне опять смыло дорогу дождем), еле-еле проехали ее на первой передаче по булыжникам, но перед самым переходом на российской стороне пришлось постоять, так как там дорога настолько узкая, что даже мотоцикл по обочине не проходит.
Цены с 14-го года не изменились, только бензин за время поездки резко подорожал по курсу в рублях со 100 до 120 рублей. В прежних местах ночевок мне не раз удалось поселиться дешевле, торгуясь.
Из происшествий: два падения и две истории с картой. О карте: первый раз проглотил и не выдал банкомат PTT (типа нашей почты) из-за того, что я ввел не тот пин-код. Вернули карту на следующее утро, спецом пришли к открытию; работник просто достал из кармана рубашки и протянул её мне, глянув на мой паспорт. Ну, думаю, теперь буду о-о-о-очень осторожным. Нашел крупный банк, и рядом - два банкомата. Сунул карту, набрал код и сумму в лирах на оставшийся путь. На терминале высветилось, что всё хорошо, внутренности пожужжали, и аппарат затих. А денег-то нет! Короче четыре часа общения с банком ни к чему не привели. Деньги вернул на счет сбер только через три дня, и то после звонков на три тысячи рублей. Вывод: наличные рулят!