Здесь нет моря, нет пьяных около бассейна, и здесь не кричат "Тагил". И что удивительно, это тоже Турция. Тогда зачем туда ехать? – спросите вы. На этот вопрос я как раз и хочу ответить развёрнуто, в форме этого отчёта.
Итак, зачем всё-таки ехать?
1. Полетать на воздушном шаре.
Многие говорят: зачем летать? – это дорого. Можно ведь с земли эти шары сфотографировать – и будет достаточно. Достаточно не будет. Поверьте, так говорят те, кто сам не летал. Просто попробуйте, и всё поймёте.
Приехать сюда и не полетать – это как приехать на море и не искупаться. Тоже ведь можно сказать: я просто посмотрю, как другие купаются. И сфотографирую это.
Если вы до этого никогда не летали на шаре, то именно здесь, в Каппадокии, прекрасный повод попробовать.
Как это делается, я чуть ниже опишу подробно.
2. Пожить в пещерном отеле в скале.
Во-первых, это действительно необычный опыт. И удивительные виды – и на ваш отель-скалу и из него на всё остальное.
И это не так дорого, как кажется.
3. Спуститься в подземный город.
Ещё до нашей эры здесь, в Каппадокии были построены подземные города. В них жили люди – десятки тысяч человек. Некоторые города были соединены подземными тоннелями. Для меня это какая-то уму не постижимая вещь.
Сейчас некоторые из них открыты для посещения, можно спуститься туда, побродить по разным этажам и попытаться представить, как они там жили. И зачем.
4. Пройти необычными пешими маршрутами.
Каппадокия – одно из самых необычных мест на Земле. Здесь невероятные ландшафты, сформированные вулканами и застывшими потоками лавы, потрясающие долины-каньоны и огромное количество пеших маршрутов, которые можно и нужно пройти и увидеть всё это своими глазами. Всё обойти конечно не получится – выбор здесь преогромный.
Просто идите и наслаждаетесь необычной природой. И кроме того, любой такой поход будет познавательным – здесь всё пронизано историей – первые монахи, гонения на христиан, монастыри и пещерные церкви и даже подземные города.
В общем, скучно не будет.
Итак, начну по порядку.
Вводная часть. Когда ехать?
Изначально я планировал ехать в первую очередь ради полёта на шаре, и лучшее время для этого –с июня по сентябрь. В это время погода благоприятная и полёты отменяют редко.
Июль и август я отбросил сразу – это худшие на мой взгляд месяцы для поездки. Для поездки куда бы то ни было – не только в Каппадокию. (Хотя с точки зрения полётов они оптимальные.) Я выбирал между июнем и сентябрём и всё-таки решил в июне. В июне температура здесь очень комфортная – от 20 до 25 град. днём. Здесь нет такой изнуряющей жары, как на побережье – Каппадокия находится на высоте 1000м над уровнем моря – и ещё в июне здесь уже не так холодно, как например в мае.
Я слышал, что в мае температура иногда опускается до 7 градусов. Ночью, конечно. Вы можете спросить: а не всё ли равно, какая погода ночью? Главное – днём тепло. Если вы хотите летать, то важна и погода ночью. Потому что именно ночью вы выйдете из дома и вас заберёт машина. И в ожидании её вы будете стоять и трястись в футболке, проклиная всё на свете при +7.
Ну так вот. В общем, я выбрал июнь. Потому что до сентября ещё всё лето ждать, а июнь – вот он, уже сейчас.
И тут следующий вопрос…
Как добраться?
Основных вариантов – собственно 3: самолёт, автобус, автомобиль. Тут конечно всё зависит от того, откуда собственно вы едете. Если уже из Турции, как многие и делают, совмещая Каппадокию с отдыхом на море – тогда подойдут все 3 варианта. Иногда перелёт по деньгам будет не намного дороже автобуса.
Я ехал специально ради полёта на шаре, поэтому выбор очевиден – самолёт. 2 перелёта с пересадкой в Стамбуле. Но и тут есть варианты.
Конечная точка этой поездки – посёлок Гёреме. Добраться туда можно из двух аэропортов – Невшехир (Nevşehir) примерно 40км до Гёреме и Кайсери (Kayseri) – около 80км.
Кайсери удобнее, потому что туда больше рейсов, чем в Невшихир. Больше примерно в 3 раза – стало быть удобней стыковки.
И ещё надо учитывать, что примерно половина рейсов из Стамбула вылетают из аэропорта Сабиха. А это вообще неудобно, если прилетаешь изначально в İstanbul Havalimanı (новый аэропорт Стамбула), а потом приходится ехать в другой аэропорт.
Я летел в Кайсери с пересадкой в İstanbul Havalimanı.
Из аэропорта опять же есть 3 варианта добраться до Гёреме – трансфер до отеля, автобус или такси. Самый удобный вариант – заказать трансфер. По деньгам будет почти в 10 раз дешевле, чем такси (мне предлагали за 350 лир). Большинство людей выбирают именно трансфер.
Чтобы его заказать, нужно написать в отель – каким рейсом прилетаешь, фамилию и кол-во человек. На выходе встречают водители с табличками.
Я написал в 2 отеля – один назвал цену 35 лир, другой – 50. Я выбрал за 35, и в итоге меня никто не встретил. Я пару минут там побегал между этих табличек на выходе – думал, может не заметил фамилию – нет, её просто не было. При этом переписка с отелем шла 4 дня.
В итоге я сделал просто: подошёл к одному из водителей с табличкой, сказал, что меня не включили в список, он ответил: не вопрос, плати 50 лир и поехали. Я заплатил и поехал. А вообще он сказал, что это часто происходит и они привыкли.
Трансферных пассажиров везут в минивэнах. Минивэнов несколько, в каждый влезает примерно человек 15. И там почти в каждом есть пустые места. Домчались быстро, около часа.
Обмен денег.
Обычно когда приезжаешь в страну, первый вопрос: где поменять деньги? Ну, чтобы добраться до города. Я перед отъездом прочёл, что там на выходе из аэропорта можно поменять доллары в банкомате – не просто наличные снять с карты, а именно поменять банкноты – доллары на местные лиры – есть, дескать там в банкомате такая функция.
Вышел, банкомат есть, но всё на турецком. Возможно, на других языках тоже есть, но не знаю, как переключить. Потыкал в кнопки наугад, повертел головой – подходит полицейский – какие проблемы? – Хочу поменять доллары на лиры, но не понимаю, как. – Сколько? – Что сколько? – Сколько долларов будешь менять? – Ну, не знаю, – я сунул руку в карман и наугад достал 2 купюры – полтинник и двадцатку. – Так, 70 долларов… это будет… - он сделал паузу… 300 лир.
Я быстро перемножил на телефоне и понял, что это грабёж – курс получился 4,3, а официальный 5,8.
В общем, я попытался объяснить, что я хочу обменять именно через банкомат, на что полицейский сказал, что банкомат на обмен не работает, и всю валюту здесь меняет только он.
Кивая ему головой, я осторожно и медленно (у него в кобуре был пистолет) вытащил у него из руки свои баксы, сказал "хошча калын" (до свиданья) и как можно быстрей постарался свалить. Он не ожидал, метнулся за мной, повторяя, что даст мне хороший курс, но я уже не слушал – мне нужно было дождаться, когда он уйдёт оттуда, и я повторю все манипуляции заново.
Я подождал, когда к банкомату подойдёт какой-нибудь турок, но без полицейской формы и попросил его разъяснить по поводу обмена. Обмена и вправду не было, и я просто снял 300 лир.
А уже по приезду в город поменял на автостанции доллары по 5,6.
1. Полёт на шаре. Выбор и покупка.
Изначально я не планировал ничего бронировать и покупать заранее, просто хотел приехать и разобраться на месте – что к чему. Выбор фирм, которые запускают шары, огромный, так что заранее что-то узнавать и выбирать не хотелось.
И за неделю до отъезда вдруг читаю, что сократили количество лицензий на полёты, фирм стало меньше и на всех желающих шаров не хватает. И можно запросто остаться без места.
Я сразу написал в отель, который предлагал полёты от любой фирмы. Указал свои даты, а про фирму написал, что мне всё равно. На следующий день пришёл ответ: мест нет. Вообще нигде.
Как так? Они что, успели во все эти фирмы позвонить и спросить? Вряд ли. Может в 1-2, а сами сказали, что нигде нет.
В общем, я им не поверил и сам написал во все конторы, занимающиеся запуском шаров. Их список мне прислал отель. Там 14 фирм. Вот они. (На самом их больше, просто эти – самые известные.)
*Royal Balloons http://www.royalballoon.com 180Euro 170Euro
*Butterfly Balloons http://www.butterflyballoons.com 190Euro 180Euro (130euro ~31 Mar flight)
*Kapadokya Balloon http://kapadokyaballoons.com 180Euro 170Euro
*Voyager Balloons http://www.voyagerballoons.com 190Euro 180Euro
*Istanbul Balloon http://www.istanbulballoons.com 180Euro 170Euro
*Universal Balloon http://universalballoon.com 180Euro 170Euro
*Deluxe Balloons https://deluxeballoons.com 190Euro 180Euro (150euro ~14 Mar flight)
*Discovery Balloons http://www.discoveryballoons.com 180Euro 170Euro
*Anatolian Balloons http://www.anatolianballoons.com 180Euro 170Euro
*Goreme Balloons http://www.goremeballoons.com 180Euro 170Euro(140euro ~14 Mar flight)
*Assiana Balloons http://www.assianaballoons.com 180Euro 170Euro
*Turkiye Balloons http://www.turkiyeballoons.com 190Euro 180Euro(130euro ~14 Mar flight)
*Urgup Balloons http://www.urgupballoons.com 180Euro 170Euro
*Ezair Balloons https://ezairballoons.com 180Euro 170Euro
цены на июнь 2019: официальная цена фирмы и за ней - спецпредложение от отеля – если брать полёт через них
Я написал во все 14. Сделал просто – разослал одно и то же письмо с датами полёта по всем их электронным адресам. 10 из них ответили на следующий день. Ответ был у всех один: мест нет, ближайшие даты – через месяц. Остальные вообще не ответили.
Кстати сказать, на всех этих сайтах есть кнопки "Book now", но забронировать и оплатить там не получится – так, как мы привыкли это делать, бронирую номер в отеле. При нажатии кнопки выскакивает просто форма для заполнения данных, вы её заполняете, отправляете, и после этого начинается ваша переписка с этой конторой. Но в моём случае переписка была недолгой и ограничивалась одной фразой – "мест нет".
В общем, что делать – не понятно. Я же туда ради этого самого полёта и еду. Конечно, есть ещё шанс купить на месте – но теперь-то уж ясно, что этот шанс невелик.
Ладно, ещё раз прошёлся по всем сайтам – и надо же! – в одной фирме есть онлайн-продажа. Не бесполезное бронирование, а именно продажа. Вот в этой - Urgup Balloons. Нажимаешь зелёную кнопку "Book now", открывается страница - https://www.urgupballoons.com/flights Слева календарь, выбираешь день, категорию полёта (есть корзины разной вместимости), оплачиваешь кредиткой и – готово! Посмотрел по моим датам – есть! 4 свободных места. В остальные дни всё продано.
Пока раздумывал – брать-не брать? – а вдруг кинут? – из 4-х мест осталось только 1. Самое дешёвое в 20-местной корзине. По цене 195€. Тут уж купил не раздумывая.
На следующий день пришло по почте подтверждение от фирмы.
Всё. Можно выдохнуть. Теперь главное, чтобы из-за погоды полёт не отменили.
Некоторые спрашивают: почему так дорого? Я тоже хотел спросить, но не у кого было. А потом прочитал в интернете, что лицензия на полёты стоит миллион евро в год и сам шар с корзиной - 200 тыс. €, и всё встало на место. Не знаю, так это или нет, может просто написали, чтобы цены как-то оправдать, но по сути-то какая разница? Главное - то, что даже по этим ценам мест нет. Так что может ещё поднимут.
Неоднократно читал, что при покупке тура можно торговаться. Не очень понимаю, как это можно сделать. Особенно когда тебе говорят, что всё продано.
Воздушные шары. Обзорная площадка.
- Восход – в 5, закат – в 8, - эту фразу мне сказали в отеле на ресепшене, как только я заехал. Самое интересное, что я их об этом не спрашивал. Но хотел спросить. (Возможно, по мне это было видно.)
Восемь вечера – это хорошо. Можно много чего успеть, пока не стемнеет. А вот 5 утра – это не очень хорошо. Но если встать к пяти, можно успеть ещё больше.
Обзорная площадка – самое популярное место в посёлке. Утром сюда приходят фотографировать шары (и себя на фоне этих шаров), а вечером – смотреть закат.
Народу на площадке в 5 утра нереально много. И люди всё время продолжают прибывать. В диковинных длинных платьях, специально привезённых для фотосессии, парами женихи с невестами в свадебных нарядах с личными фотографами… Но большинство – просто заспанные люди с мобильниками в руках. Хотя с дорогой фототехникой тоже хватает. Всякие там объективы–штативы и прочее.
Вначале, в 5 утра, не особо-то и видно что-то. Первые шары уже полетели, но всё равно ещё достаточно темно. Солнце выходит прямо перед вами из-за горы и резко бьёт в глаза. Так что будьте готовы.
Все естественно снимают шары. И себя на фоне шаров. Они стартуют из разных точек и плывут примерно в одну сторону, но по-разному. Некоторые далеко от обзорки, некоторые ближе. Но есть одна фирма, чьи шары пролетают буквально сквозь толпу. Над головами. И именно с этими шарами получаются самые лучшие фото.
Это фирма Kapadokya Balloons. Траектория полётов у них самая выигрышная. И для зрителей на обзорной площадке, и для пассажиров корзины.
Хотя "обзорная площадка" – понятие условное. Официально это маленький пятачок с деревянным покрытием и флагом, где в любое время дня стоит очередь на фотографирование. Но на самом деле люди растекаются по всем направлениям от этой обзорки и занимают всё пространство вокруг – все верхушки холмов и склоны, которые только можно занять. И если походить по ним вперёд-назад, то можно поймать совершенно разные ракурсы.
Солнце появилось в 5-38. Ну как появилось – просто резко вспыхнуло, шарахнув по глазам – люди вскрикнули. И когда это произошло, всё преобразилось моментально. И все мягкие краски вокруг, все эти полутона в серой дымке, подсвеченные горы вдалеке и тёмно-синее небо – всё это разом полыхнуло – красным и жёлто-оранжевым и ослепило на какой-то миг.
Дальше уже снимаешь конкретно против солнца – что понятно дело совсем не удобно. Можно конечно и в другую сторону поснимать, но шары-то летят туда – в сторону восхода. Единственное – на самой обзорке, на пятачке под флагом – там конечно аншлаг.
Народ потихоньку начинает расходиться, спускаясь вниз, шары улетели, всё – можно идти в номер досыпать – как раз ещё пару-тройку часов до завтрака. Я лично так и сделал. А после выехал в подземный город.
вид из моего отеля
Полёт на шаре.
Полёт на шаре начинается с трансфера. В подтверждении, которое вы получите по почте, должно быть написано, во сколько вас заберут из отеля. Если не написали (как например было у меня) – пишите сами, спрашивайте – мне ответили в тот же день.
Написали, что заберут в 3-40 утра. Я вышел минут на 10 раньше. – А вдруг опять никто не приедет? Как тогда, в аэропорту, - не успел я об этом подумать, как из темноты вынырнула и затормозила машина и водитель назвал моё имя. Я сел внутрь и мы погнали куда-то вниз по ночным дорогам. Привезли в офис – меня и ещё троих. Там сверились со списком и сказали ждать.
Постепенно народ прибывал, по телевизору крутили видео про предстоящий полёт и можно было перекусить – была всякая выпечка и чай с кофе. Всех разбили на 4 группы и выдали наклейки разных цветов. После этого мы уже перегруппировались по цветам, расселись по разным машинам и выехали к месту старта.
Старт вообще зрелище невероятно интересное. Можно посмотреть, как наполняется шар, как он надувается, лёжа на боку, а потом медленно поднимается, расправляя стропы, и как из горелки вырывается пламя. Сразу становится очень жарко и очень светло – невероятно зрелищные кадры.
Разместились по корзинам - внутрь забирались по лестницам – в нашей было 20 человек – по 5 чел. в 4-х секциях. Секции изолированные, из одной в другую перейти нельзя. В центре – секция пилота.
Вообще там довольно тесно – я всё по-другому представлял – думал, можно будет свободно перемещаться по корзине и снимать с разных точек. На самом деле стоишь плечом к плечу с соседями и поменять место можно только если твой сосед согласится на это.
Да, ещё про инструктаж забыл сказать. Самый опасный манёвр шара – это приземление. Соответственно весь инструктаж свёлся к тому, что делать в этот момент. Нужно сесть на дно корзины на корточки (вариантов там особых нет из-за тесноты), схватиться руками за специальные верёвки, которые болтаются у тебя перед носом, и ждать. Весь инструктаж с имитацией посадки занял примерно 30 секунд.
Всё! Пилот поддал газу, сразу стало жарко и невероятно светло, и мы полетели - вверх и немного вбок, и одновременно с нами оторвались от земли несколько других шаров. Это было завораживающе – тихо, медленно и как-то даже немного торжественно. Особенно красиво было, когда включались горелки и шары подсвечивались изнутри – на фоне ночного неба это выглядело невероятно эффектно.
Мы поднимались, и как-то стремительно светлело вокруг – небо потихоньку наполнялось шарами и мы летели среди них.
Мы плыли в общем потоке - это как трафик на дороге – летишь вместе с другими с одной скоростью – туда, куда несёт ветер. Выглядит невероятно.
Но это только поначалу так кажется – что вас просто несёт ветром. Нет, это не так.
Я присмотрелся к пилоту – он всё время что-то делал – тянул за разные верёвки, что-то проверял у себя в отсеке и иногда поддавал жару горелкой. И наша корзина плавно уходила то вверх, то вниз, вращалась, поворачиваясь разными боками, иногда зависала над чем-нибудь интересным. А ещё мы иногда обгоняли другие шары. И даже сталкивались с ними.
Я ещё перед этим думал: - А что будет, если 2 шара столкнуться? Оказалось – ничего. Ничего не произошло: столкнулись и медленно разошлись в стороны.
А ещё иногда мы спускались, чтобы коснуться корзиной деревьев, и можно было даже сорвать листья с веток внизу. Иногда мы зависали, пропуская вперёд другие шары, и просто разглядывали что-нибудь под нами – стало уже совсем светло, теснота перестала напрягать, и я понял, что уже свыкся и с соседями, и с этой корзиной, и даже этой пышущей жаром горелкой.
Самые интересные моменты – это когда пролетаешь над головами людей. Эмоции все на виду: восторг, зависть, удивление, но чаще всё-таки восторг. И конечно же реагируют бурно и эмоционально: машут руками, кричат, бегут за шаром в попытке сделать удачный кадр на его фоне. Так что полёт над зрителями – это самые яркие моменты.
С пейзажами, над которыми в основном летишь - там всё по-другому – величественно и безмолвно, а тут, с людьми – буря чувств.
А ещё очень многое от пилота зависит – я не о профессиональных навыках говорю, а просто о человеческих. От его коммуникабельности, чувства юмора, умения разрядить обстановку.
Наш пилот свободно болтал на двух языках – английском и испанском – (16 человек из 20 в нашей корзине были испанцами) и шутки так и сыпались из него как из Камеди Клаб.
Снижаемся над дорогой – под нами такси: – Такси кто-нибудь заказывал?
Зависаем в воздухе напротив отеля – на уровне верхнего этажа. В окне - заспанная тётушка в пижаме. – Эй, мадам, это вы просили разбудить вас в 6? Wake up service!
Она судорожно хватает фотоаппарат, вылезает на балкон в своём нелепом одеянии, и постепенно все остальные балконы и окна заполняются людьми – сонными, удивлёнными и в конце-концов восторженными. Все что-то кричат и фоткают, фоткают, фоткают.
И конечно же пилот постоянно комментирует маршрут – объясняет, где в этот момент пролетаем, если нужно, спускаемся вниз, чтобы получше рассмотреть, поворачивает корзину то одним, то другим боком, чтобы каждый мог сделать фото с разных ракурсов. В общем, почти любой каприз.
И ещё часто встречал в других отчётах, что дескать вот как нам повезло с пилотом: он и снижался, где надо, и другие шары обгонял, и вообще летал лучше всех. А остальным не повезло – у них всё было скучно – просто летели по ветру и всё. На самом деле всё это конечно ерунда. Я специально смотрел и сравнивал – практически все шары делают то же самое, что и ваш – те же манёвры. И везде в корзинах радостные лица.
Поэтому не думаю, что мне как-то сказочно повезло, что мне достался этот шар и этот пилот – все примерно на одном высоком уровне.
Мы заходили на посадку – мы летали уже больше часа, впереди было поле, куда мы должны были приземлиться. Внизу, под нами, несколько шаров уже сели.
- Снижаемся, - закричал пилот. – Готовьтесь. Помните, чему я вас учил? – все присели на дно корзины и схватись за верёвки. Мы опускались медленно, и мне было жутко интересно, как будет происходить посадка. Хотелось встать и посмотреть – я взглянул на пилота – он всё понял, улыбнулся и кивнул головой, я встал и, перегнувшись через борт, увидел, что мы зависли примерно в метре от земли и медленно и плавно опускаемся – только не на траву, а на платформу прицепа, на которых они перевозят эти корзины. Всё! мы коснулись платформы – ребята в униформе, стоящие на земле, ловко довернули корзину, чтобы она встала ровно, и она-таки встала.
- Можете вставать! – крикнул пилот. Когда люди увидели это, они ахнули. Это действительно выглядело как фокус – то, что мы приземлились прямо на эту платформу. Была недолгая пауза, а потом – взрыв аплодисментов и крики. Да, это и правда было круто.
И даже несмотря на то, что я видел, как был проделан этот трюк, как автомобиль подавал задом прицеп под корзину, пока шар завис на месте, как 2 человека доворачивали её вручную, чтобы она встала как надо – всё равно это было очень и очень круто!
Для всех остальных это выглядело как чудо.
Потом все долго вылезали из корзины – это сложнее, чем залезть внутрь, потому что когда залезали, на земле были лестницы, а здесь – надо подтянуться и перекинуть ногу через край, потом другую и слезать, попадая ногами в специально сделанные для этого отверстия. В общем, не всё способны выполнить это упражнение быстро и с первого раза, особенно те, кому больше 60-и (а таких в нашей корзине было больше половины).
Пока ждали, разлили шампанское, раздали бокалы, выпили под радостные крики, потом короткая фотосессия с пилотом, а потом по машинам и домой.
Привезли к отелю: время – 7 утра, солнце всходит, а у меня уже столько впечатлений от сегодняшнего дня… И весь день впереди… Ещё можно пару часов поспать до завтрака, а потом пешком куда-нибудь по окрестностям - там видно будет.
По поводу того, что вот многие говорят - дескать я высоты боюсь и никогда не полечу – сразу вспоминается шутка про Гугл мэпс. Посмотрите вниз из корзины и представьте, что под вами Гугл мэпс. Вы ведь не боитесь Гугл мэпс? Вот и здесь бояться не надо – почти то же самое. Только красивее.
продолжение следует
*