Оглавление:
Корабли.
Алла Васильевна и Валерий Виссарионович.
Что посмотреть в Стамбуле?
Половина того, что воспитанные мальчики и девочки называют древней Грецией.
2 из 7 чудес света
Каменные грибы Каппадокии
Чё по чём в Турции
Мифы о Турции
Проезд. Автобусы.
Менталитет
Боги Олимпа
Климат
Разное
<Удалено>
Корабли
Ещё осенью я однозначно решил, что куда-то поеду на зимних каникулах. Не очень далеко – максимум 2000 км от Воронежа, что бы не тратить много времени на дорогу. Когда пришло время решать, я открыл Google Earth и обвёл вокруг дома две тысячи километровый кружок. В него попало много интересных мест, в том числе и Стамбул – город, о котором я почти ничего не знал, но в который мне уже несколько лет почему-то хотелось попасть. Я побаиваюсь летать на самолётах, да и вообще, на мой взгляд это слишком просто и банально. Гораздо круче попасть в Турцию на корабле, перейдя через всё Чёрное море.
Это было действительно круто… И гораздо сложнее, чем я думал раньше. Если в двух словах, мой опыт можно описать как «Кидалово» и «Попадалово». Если подробнее, знайте – корабли НИКОГДА не ходят регулярно, даже если фирма - владелец судна пишет об этом на сайте и подтверждает в телефонных разговорах за 4 дня до отплытия. Корабли ходят (по крайней мере между странами акватории Чёрного моря) исключительно по мере загрузки. Причём не людьми, а грузом в трюмах. С него они имеют большую прибыль, а сотня человек на верхних палубах – лишние 5 копеек.
ТУДА
Изначально я хотел попасть в Стамбул на теплоходе Каледония из Одессы. Специально для этого приехали в Одессу, но там нам прописали болты. Вот типа таких. Реальный корабельный болт в полу трюма теплохода Jadrolinija (Besyidiz):
Нам сказали, что сегодня теплоход Каледония никуда не пойдёт, потому что груза мало и рейс будет убыточным. И им плевать, на то, что они везде называют линию Одесса - Стамбул регулярным рейсом. Мы сидели в порту часа 2 и думали чё ж теперь делать. Решили срываться в Сочи и пытать счаться там. Пытать счастье пришлось 4 дня. Я офигенно понял, что значит "ждать у моря погоды".
Зима – сезон штормов и при волнении больше 4х баллов никто в море не выходит ни за какие деньги. Зато в 3 - 4 балла – ходят. Когда в ожидании начала посадки на судно, я стоял в порту города Сочи и смотрел на море, меня терзала одна мысль: «И чем это отличается от прошлых 4х дней моего пребывания в Сочах, когда корабли не могли отправиться из-за шторма?» Ну да, волны уже не перекатываются через защитные портовые сооружения. И брызги до крыши маяка не долетают. Но… Местные матёрые моряки сказали: «фигня, балла 3 всего».
Мы выходили в открытое море в сторону угасающего заката. Всё-таки Турция находится на юго-западе от Воронежа, какой бы восточной страной её не считали. На встречу движения корабля дул мощный и довольно холодный ветер, который поднимал полутораметровые волны. Я шёл на 7ми палубном теплоходе, но морю это было абсолютно всё равно. Корабль поднимался и опускался на каждую новую волну. Это было турецкое судно, поэтому российской паранойей там никто не страдал и пассажиры могли свободно ходить почти везде. Я поднялся на самую верхнюю палубу. Там был только капитанский мостик, и вертолётная площадка без вертолёта. Стоя около капитанского мостика можно было смотреть вперёд – по ходу судна. Ветер был такой силы, что я еле держался на ногах. Корабль мерно опускался и поднимался. С высоты капитанского мостика это было отлично видно. Вся махина корабля шатается взад-вперёд и совсем немного вправо-влево. Создавалось ощущение довольно быстрого движения. Как будто я летел над морем на высоте пятиэтажного дома. Уже наступила ночь и на абсолютно ясном небе, необычно высоко над горизонтом сиял Сириус и созвездие Ориона. Впечатляющее зрелище…
Я замёрз и спустился в так называемый пульман. Это большой зал, с баром, множеством удобных столиков, большим плазменным телевизором на стене и несколькими рядами кресел типа автобусных.
На одном из этих кресел я и заснул. Проснулся я часа через два. От того, что в баре громко упало что-то серьёзное. Качка заметно усилилась и многие пассажиры рассосались по туалетам. Попытаюсь объяснить, насколько усилилась качка:
Корабль величественно поднимался на волне, и в тот момент, когда раньше он величественно опускался, он начинал резко падать в низ. Ощущение точно такое же, как в лифте, когда он начинает опускаться. Когда мы опускались на самое «дно» волны по корпусу корабля шёл мощный удар, как будто Посейдон бил огромным молотом по килю. Брызги от поднимающихся этим ударом волн взлетали выше нашей, пятой палубы (3й этаж над морем) и обильно залетали в открытую форточку (в пульмане было довольно жарко).
Начинало подташнивать, и я вышел на палубу. Точнее не совсем на палубу, а на некую лоджию, тянущуюся вдоль всего борта. Лоджия была хорошо освещена, но дальше был абсолютный мрак. Звёзд уже не было. Пространство, казавшееся на капитанском мостике таким огромным, открытым, как вся вселенная, сузилось до этой лоджии. В мире не существовало ничего, кроме этого освещённого пятачка.
Было видно буквально несколько метров бушующего моря рядом с кораблём, лоджия и абсолютная чернота вокруг. Людей там, кстати, тоже не было. Я посмотрел на спасательные шлюпки висевшие надо мной на палубу выше и понял, что в этой ситуации они ничего не решают. Лучшим средством от тошноты был сон. Поэтому я заглотил пригоршню таблеток «Авиа-море» и пошёл спать.
Когда я проснулся, шторм уже закончился. В окнах, по правому борту светились огни города, а сам корабль еле-еле покачивался стоя на рейде в километре от берега. Я вышел на палубу что-бы получше рассмотреть открывающуюся панораму, и в этот момент с берега донёсся мощный звук, сначала показавшийся мне звуком сирены. Через несколько секунд я понял, что это голоса из репродукторов на всех мечетях города, проводящих предрассветный намаз. А ещё через несколько секунд меня поглотило понимание того, что передо мной совершенно иная, живущая по своим законам, незнакомая страна.
ОБРАТНО
Корабль, как ему и положено, не вышел из порта в то время, какое написано в расписании. Мы этому даже не удивились. Отплытие было назначено на 10 вечера. Но в 21:30 трюм выглядел вот так:
А это значило, что корабль никуда не пойдёт, пока трюм не загрузят под завязку.
Всю ночь шла загрузка и отчалили мы только в 4 утра. Это было и хорошо и плохо одновременно. Плохо из-за того, что мы рисковали опаздать на все поезда до Воронежа и очередной раз ночевать в Сочах. А хорошо тем, что мы могли вдоволь насладиться видами открытого моря днём. А смотреть там было на что. В этот раз море было просто нереально спокойным. Волн не было вообще. До этого я такое видел только один раз.
Чем мне нравятся турки - они не загоняются. Подхожу я значит на капитанский мостик и говорю: "а можно внутрь зайти и поснимать?" - "да без проблем" - ответили турки.
2 из 7 чудес света
Одним из обязательных пунктов программы было посещение чудес света античного мира. Я, конечно, знал, что всё кроме пирамид уже лежит в руинах. Но всё-таки было интересно на них посмотреть. Когда я в детстве читал книжку «7 чудес света», то даже не мог представить, что когда-то увижу какие-то из них.
В Турции находится 2 чуда – Храм Артемиды Эфесской и мавзолей в Галикарнасе.
Храм Артемиды построен в VI веке до нашей эры в одном из крупнейших городов мира того времени – Эфесе. Сейчас это окрестности турецкого городка Сельчук. В 356 году до нашей эры этот храм сжёг один безумец, желавший таким образом прославиться в веках. В законах того времени его полагалось называть именно так – «один безумец», что бы его имя так никто и не узнал, и остальным не было повадно прославляться подобным образом. Что бы донести этот закон до всего населения Греции были наняты специальные люди, которые несколько лет ездили по стране и разносили весть примерно следующего содержания «Никогда не упоминайте имя безумца Герострата, поджёгшего храм Артемиды в Эфесе!». Запрещалось любое упоминание. Даже новорождённых детей нельзя было называть этим именем. Не знаю, какой идиот составлял сообщение, но, в общем-то, именно из него мир узнал про Герострата. Поджигателя, само собой, казнили через пару дней, но свою цель он достиг.
Через несколько лет после поджога Александр Македонский дал денег на новый храм. Строили на том же месте, что и старый, только несколько большего размера, множеством всяких украшений, статуй, барельефов и статуей Артемиды внутри. Именно этот храм и был назван Чудом Света. В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.
Сейчас это место выглядит вот так:
Территория не охраняется, вход бесплатный. Прямо по развалинам ходят гуси:
Рядом какое-то болото:
Только эта табличка указывает на то, что именно здесь располагалось одно из семи чудес света:
Мавзолей в Галикарнасе построен в середине IV века до н. э. в древнегреческом городе Галикарнас. Сейчас это турецкий город – курорт Бодрум. Кстати, офигенный курорт на берегу Эгейского моря. Рекомендую. Я был на девяти морях, так что немного понимаю что советовать.
Почему это здание назвали чудом света? Дело в том, что это первый в истории публичный мавзолей. Мумии египетских фараонов не в счёт – к ним никого не пускали. Само слово «мавзолей» - произошло от имени местного царя Мавсола, для которого и был построен этот мавзолей.
Здание простояло 19 веков. В XIII веке оно рухнуло от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. Вот она:
Сейчас мавзолей выглядит так:
Территория ухожена и огорожена забором. Мусора и гусей нет. Вход платный – 8 лир. Но смотреть за эти 8 лир совершенно нечего. Внутри огороженной территории валяются какие-то обломки. Даже периметра фундамента не прослеживается. Всё то же самое можно прекрасно рассмотреть из-за забора.
Кстати, примерно во времена Мавсола, в Галикарнасе родился всем известный Геродот. Ему ещё в стародавние времена поставили памятник, который стоит до сих пор около порта:
Климат
Для начала напомню, что в Турции я был в феврале. Как известно, в северном полушарии в это время зима… Первый турецкий город, в который я пришёл на корабле встретил меня температурой + 12 (примерно как в Сочи). Было тепло и солнечно.
Самый лютый холод за весь поход был утром первого дня в Стамбуле. На улице был всего один градус тепла. Весь день было прохладно, не больше 10 градусов. Потом в Стамбуле потеплело, но всё равно, впечатление о местном климате у меня сложилось весьма скверное.
А это на следующий день, когда иней стаял:
Одно из самых кайфовых мест в Турции – район Эгейского моря недалеко от пролива Дарданеллы. Туда я приехал после Стамбула и это был заметный контраст. На улице было градусов 16 – 18 и вся природа говорила, что сейчас май. Росла очень зелёная трава, на многих деревьях были листья. Там у меня зародилась мысль о том, что искупаться в Эгейском море вполне реально.
Через 300 км на юг я её и осуществил. Это был город курорт Бодрум (древнегреческий Галикарнас). Погода никак не отличалась от лета. Был ясный тёплый денёк, воздух +20 и море примерно такой же температуры, как Усманка в начале июня. Можно было плавать, плескаться, и выходить из воды совеем не хотелось. Утром из палатки открылся вот такой вид:
В Трое (тоже рядом с Дарданеллами) я первый раз зимой увидел радугу. Присмотритесь, она тут есть. Ниииизкая такая.
А вообще, Троянская зима выглядит так:
В одном из мест, в лесочке на берегу Эгейского моря мы нашли здоровенную черепаху:
Когда её берёшь, она от страха начинает ещё сильнее втягивать голову, при этом раздаётся звук, похожий на дыхание Дарта Вейдера:
Когда я представлял себе античность, древнюю Грецию и т.п., я как-то не думал, что там повсеместно ростут пальмы и климат, вообще-то, тропический. Не то что бы мне это казалось невероятным, но и в тоже время чётко не осознавалось.
А там ещё и дикие апельсины с лимонами растут:
Цветёт много всяких цветов. Очень бросается в глаза обилие зелёной травы.
Самая жара была в районе Анталии. До +25. Всё-таки Средиземноморье обладает поразительно мягким климатом. Но само Средиземное море оказалось холоднее Эгейского. Могу его сравнить с Усманкой в мае. Возможно это из-за того, что на Эгейском море много мелководных заливов, в которых вода хорошо прогревается.
Вот он, пляж города Анталия. Летом это место превращается в кишащий муравейник из понаехавших русских, а море около берега похоже на суп с пельменями.
Красивые камушки на берегу.
И снова пляж.
Наступила ночь, но ночного холода не было. Я шёл с горы Химеры до трассы на Анталию в расстёгнутой рубашке и считал что такая температура – абсолютно нормальное явление, настолько уже привык. Вокруг росли дикие апельсины, лимоны, а с моря дул слабый тёплый ветерок.
К изобилию пальм я настолько привык, что уже стал немного разбираться в их видах.
Было совершенно невозможно представить холод и снег. Неужели, когда я приеду в Воронеж, там будет зима? Как такое вообще возможно? Но это было возможнее некуда. Всего в 1500 км на север было -20…
Через четыре дня я уже был дома. Была ночь, и я шёл домой с какой-то пьянки. Под ногами хрустел снег, из котельных валил белый дым, ноздри вдыхали морозный воздух, и уже невозможно было поверить, что всего четыре дня назад я видел лето.