Вступление
Беларусь, для большинства российских автопутешественников, это то, что проскакиваешь на всех парах по дороге в Польшу.
Попутно обязательно полагается восхититься хорошими дорогами, чистотой и колосящимися полями и приписать все это усилиям "батьки" к вящему возмущению самих белорусов. Если случится кому заночевать в белорусской гостинице - добавляется возможность поругать или ностальгически вспомнить "совок"...
После чего можно уже со спокойной совестью уйти в закат, в настоящую Европу. Поскольку никаких других туристических развлечений Беларусь нам предложить не может, верно?
Ну, нельзя сказать, что эти стереотипы о соседней стране вовсе беспочвенны. Стереотипы - это всегда упрощение, но очень редко на 100% выдумка. У белорусских земель долгая и интереснейшая история. Беларусь не раз была полем битвы армий с востока и запада, рубежом цивилизаций (что и в названии нашего отчета отражено), а во времена Великого Княжества Литовского (ВКЛ) и сама вела активную завоевательную политику. Такое положение способствует активному строительству крепостей и замков, но не способствует их сохранности. Однако, еще сто лет назад здесь могли похвастаться уютными европейскими городками, старинной архитектурой и самобытными еврейскими местечками. Увы, все это сгинуло бесследно в бездне Второй мировой. Вторжение фашистов, а потом обратное отвоевывание этих краев советской армией двойным катком прошлось по Беларуси. Здесь один из самых высоких процентов погибших мирных жителей (в т.ч., конечно, за счет почти полного "решения еврейского вопроса"), а масштаб разрушений вообще не поддается осмыслению. Большинство городов восстанавливались после войны с нуля, до немногочисленных уцелевших замков и церквей только сейчас потихоньку доходят руки у реставраторов. Так что "транзитный" подход к посещению Беларуси на пути к сбереженным для нынешних поколений европейским достопримечательностям понятен, и отговаривать от него я никого не собираюсь.
Сам же я в настоящую Западную (или, как белорусы говорят, "заходную") Европу на своем автомобиле пока не ездил (Скандинавию считаю особой, Северной Европой). Да особо и не тянет, если честно. В не совсем настоящую, она же бывшая Восточная, а ныне - Центральная Европа, скатался бы с удовольствием... вот свалится на меня чемодан евро, и сразу же в путь! А пока что мы и после Закавказского турне год латали бреши, пробитые в семейном бюджете. Заткнув пробоины в достаточной степени, чтобы семейный корабль перестал тонуть, я тут же принялся размышлять, действительно ли я собираюсь сидеть дома всё лето 2017 года? Нет, я бы выжил без очередной "дозы" дорог. По милости Божьей, у меня последнее время нередко случаются всякие увлекательные поездки то в Израиль, то, наоборот, в тундру Заполярья. Пусть не на своем автомобиле, но тоже интересно. Вот детей хотелось все же куда-нибудь свозить, пока они еще согласны составлять мне компанию. Значит, нужно было найти направление для недолгой и недорогой поездки.
И мне сразу на ум пришла Беларусь! Я там ни транзитом не был, ни как-либо еще. А между тем, там замечательные друзья живут, давно звавшие в гости. И других друзей в Смоленске можно было заодно навестить. Ну и, конечно, необходимо максимальное разнообразие достопримечательностей и частые переезды с места на место, а иначе - что это за путешествие? Вот и маршрут начал складываться...
Карта нашего путешествия по Беларуси
Маршрут: СПб - Псков - Витебск - Полоцк - Браславские озера - Гродно - Брест - Минск - Бобруйск - Смоленск - Старая Русса - Новгород - СПб
Даты: 24.06-04.07.2017
Пробег: 3994 км
Экипаж:
Моя любимая жена в прошлом году всё еще не была готова проводить долгие часы в автомобиле с маленьким ребенком. Лишь этим летом мы решились нашу трехлетнюю Зою на море вытащить, но все равно, большую часть пути она самолетом проделала. В общем, в 2017 мы в путешествие снова собирались вчетвером, с моими старшими детьми. Не тут-то было! Наташа, вдова моего брата, видимо, недостаточно намучилась в нашей совместной поездке в Армению. Во всяком случае, новости о наших планах она восприняла со сдержанным энтузиазмом и готовностью пополнить наш караван своими мелкими. А ближе к поездке к нам присоединился Наташин друг Иван с еще двумя детьми. Вариант с Беларусью его полностью устраивал: у старшего из детей не было загранпаспорта, а в это союзное государство достаточно и внутреннего российского.
Бронируя ночлег, я периодически должен был вкратце описать хозяевам их будущих жильцов. Звучало это примерно так: "Мы - это три семьи, в каждой по одному взрослому и 2-3 ребенка. Всего нас 10". Больше вопросов мне обычно не задавали.
Такую ораву, разумеется, при всем желании не запихнешь в одну машину, но и тремя экипажами ехать - было бы перебор. Наш караван, в итоге, состоял из моего Гранд-Каравана и Наташиного Mitsubishi Outlander 2015 года выпуска.
К нам подсадили одного из племянников, иногда кто-нибудь из моих детей менялся с родственниками, но в общем места всем хватало, ехали с комфортом.
-И что, все пристегиваются? -Да крест-накрест!!! (с)
Но в путешествии такой большой и разнородной компанией наличие мест в машинах - далеко не самое главное. Куда важнее, получится ли избежать конфликтов, проблем из-за разницы в интересах и ожиданиях путешествующих? С Наташей мы уже боевое крещение прошли в Армении, а как выйдет с незнакомым для меня человеком - я всерьез волновался. Но все получилось на славу. Иван оказался отличным пополнением в нашей команде, всегда готовым придти на помощь, подсказать хорошую идею или безропотно подстроиться под наши планы. Дети тоже прекрасно чувствовали себя в общей компании, ссоры с родными братьями-сестрами у них случались чаще, чем с двоюродными или "сводными".
Обнаружилась лишь одна проблема в нашей экспедиции. Мы все (говорю о взрослых) оказались безнадежными "совами". В Кавказском путешествии нас хоть моя мама немного дисциплинировала. А тут... просыпаться чуть не к полудню, выезжать в районе обеда, приезжать на новое место заполночь - стало для нас обычным делом в Беларуси. При таком раскладе трудно попадать в музеи и прочие достопримечательности с режимом работы - в этом отчете их будет постыдно мало. Впрочем, если честно, нам-то самим, в большинстве случаев, достаточно беглого взгляда снаружи, без долгих экскурсий по интерьерам музея. Так что будем считать, что мы просто провели разведку боем.
Под конец-то поездки мы еще и научились движению в свободном режиме с контрольными точками для встречи. Думаю, если доведется снова ехать в похожем составе - будет намного проще и эффективнее.
Дороги в Беларуси оказались ожидаемо хорошие. Не идеальные, как многие думают, а местами (особенно на севере страны) ощутимо требующие ремонта, но куда лучше тех, что встречались нам в других странах бывшего СССР. Чтобы путешествие не оказалось скучной прогулкой по хорошему асфальту, на обратном пути мы устроили себе внедорожные приключения, да такие, что машины у нас и летать научились, и секрет телепортации раскрыли... но не будем забегать настолько вперед.
Ночлег:
Гостиницы в Беларуси ругают за неизжитые привычки борьбы с командированными. Это постепенно меняется, но нашу ораву, в любом случае, в гостиницах дорого размещать. В основном, бронировались гостевые дома через Букинг, . или местные сайты. В Витебске, Минске и Смоленске я со своими детьми ночевал у друзей, а родственников размещал в съемных квартирах или гостевых домах. Везде понравилось, подробности о каждом месте ночлега будут в соответствующих частях отчета.
В среднем, что в России, что в Беларуси платный ночлег обходился нам примерно в 500-550 руб. на человека. Самый дорогой ночевкой на территории соседней страны была агроусадьба на Браславских озерах (100$ на всю нашу ораву).
Подробнее об остальных расходах будет в конце отчета. Пока лишь скажу, что пресловутая белорусская дешевизна - это миф, рожденный короткими периодами девальвации их национальной валюты. Что-то из местной или западной продукции - дешевле, остальное - по тем же ценам, что и в России. Но не дороже - уже приятно. Питались, когда в кафе, когда сами готовили, если место ночлега позволяло. Беларусь по ценам на еду вполне доступна, но особых кулинарных изысков предложить не может, так что мы чередовали. Впрочем, то, что ели в общепите, вполне понравилось. Газом заправлялся только в России, несмотря на прожорливость Доджа. У соседей он есть, но разница в цене с бензином не так велика. Да и АГЗС нам не попадались, надо знать, где искать. По цене бензин в России и Беларуси практически не отличался - чуть меньше 36 руб. за литр. Эх, были времена!
А ладно. Что грустить о безвозвратно ушедшем? Лучше скажем «у добры шлях!» нам, да поехали, что ли?