Это путешествие планировалось нами очень давно (наверное ещё года 3 назад), но всё срывалось либо из-за нестыковки отпусков, семейных обстоятельств, либо из-за нерешённых организационных вопросов.Основная головная боль – это всё же организационные вопросы.
Но всё по порядку. Я и Игорь живём в заднице Ямала – городе Ноябрьск. Задница не потому что город некрасивый или грязный, а потому что какой-то «умный» градостроитель построил город в отрыве от необходимой для его развития инфраструктуры. Единственная федеральная автотрасса «Сургут-Салехард», связывающая Ноябрьск с цивилизацией, проходит в 50 км от города. Да, конечно в городе есть аэропорт, но… он находится в собственности у аэропорта Сургут и поэтому, ежу понятно, что все рейсы забрал себе Сургут. На откуп Ноябрьску отдали только ежедневный рейс в Москву, да пару региональных рейсов в неделю в Тюмень и Салехард. Основная жизненная артерия Ноябрьска – это железная дорога, которая находится на линии «Сургут - Новый Уренгой». Именно по железной дороге осуществляется основной грузо- и пассажиропоток в Ноябрьск. Но, самое обидное это то, что в Ноябрьске нет реки. Никакой. Вообще
Отсутствие воды угнетает, ведь ещё первобытные неандертальцы всегда строили свои жилища там, где была вода. Вода – это жизнь, а её отсутствие – смерть. В наш урбанистический век многие скажут, что это уже не имеет никакого значения, должен с вами не согласиться, ведь на подсознательном уровне или в своих мечтах мы всегда представляем свой дом или дачу рядом с озером или рекой. Но, в случае с Ноябрьском, судьба распорядилась иначе, и «умный» градостроитель 38 лет назад основал город на водоразделе рек Обь и Пур, на так называемых – Сибирских Увалах. Поэтому в северной части города все ручьи после дождя бегут на север, в южной – на юг
Ближайшая судоходная река под названием Пякупур расположена аж в 90 км по дороге от Ноябрьска. Собственно это и был самый главный организационный вопрос – как нас доставить к реке и как потом забрать обратно.
Надо сказать большое спасибо Игорю, что пока я был в отпуске, пил домашнее вино и объедался алтайскими помидорами и мёдом, он смог решить проблему с доставкой лодки к реке. Кроме этого, он съездил на Ханымейский мост и закопал на берегу пару канистр с бензином, чтобы хоть немного облегчить лодку.
Это была вводная часть, теперь вкратце о маршруте и подготовке к нему.
Задумка была такова, что меня с Игорем забрасывают на реку Пякупур у Муравленковского моста и мы, где-то на моторе, где-то по течению, сплавляемся вниз до города Губкинский. По предварительным расчётам у нас получилось около 300 км. Затем нас забирают из Губкинского и на прицепе везут домой в Ноябрьск.
Необходимый бензин был взят на 25-ти сильный мотор Yamaha из расчета 30 литров на 100 км. В лодке установлен бензобак ёмкостью 70 литров, плюс 40 литров (как уже говорилось выше) Игорь закопал у Ханымейского моста. Итого получилось 110 литров. Должно хватить… Кроме этого, «на всякий пожарный» был взят маленький 2,5 сильный моторчик Nissan.
Наше средство передвижения – обычная надувная лодка из ПВХ –«Фрегат М-390F». Все прибамбасы в лодке (рулевое, стекло, электроника и прочее) сделал Игорь-самоделкин.
Маршрут был рассчитан на неделю: с 1-го по 7-е сентября. В среднем планировалось проходить по реке 50 км в день. Кто-то скажет: - фу-у-у, подумаешь 50 км. Не согласен, т.к. Пякупур – река не горная, а равнинная, протекающая по заболоченной местности. В самых узких прижимистых местах скорость реки может достигать 3 км/час, а в местах разливов – менее 1,5 км/час. При такой скорости мы бы шли на лодке 300 км без остановок на берегу как раз все запланированные 6 суток. Занятие сидеть в лодке целыми сутками – малоприятное и не интересное. Хочется ведь и порыбачить и отдохнуть по человечески на берегу у костра. Поэтому и был взят мотор, чтобы оставалось время на отдых.
Далее приводится обзорная карта-схема бассейна реки Пур, одним из притоков которой является река Пякупур. На схеме нанесены основные города и посёлки, а также автомобильные дороги (коричневые линии), железная дорога (чёрный пунктир), действующие аэропорты (значки самолёта) и наш маршрут, обозначенный красными точками.
Наверное многие, глядя на карту, обратили внимание, что все реки заканчиваются на слово «пур» и это не случайно.
Пур, в переводе с ненецкого языка, означает «большая, бурлящая, шумная река». Отсюда и названия основных притоков Пура:
Река Еркалнадейпур – переводится как «Олений загон на ягельной большой реке»; «ёркала» – загонять оленей в загон, «нядэй» - ягель (олений мох), «пур» – большая река.
Река Етыпур – «Чебачья большая река», образованная от слов «еты (ету)» - чебак и «пур» - большая река.
Река Айваседапур – «Главная сопка на большой реке», «нгэва» – голова, начало, «седа»– сопка, «пур» – большая река.
Есть и другой перевод реки Айваседапур – «Безголовые на большой реке». Айваседа (Нгэваседа) – это древний род ненцев, живущий и по сей день на этих землях. Название данного рода переводится как «безголовые» (нгэва «голова», седа «без»). В предании говорится об эпидемии, произошедшей в 1780-х гг., во время которой род Айваседа Дянклёта потерял главу рода, за что и получил прозвище «Безголовый». Однако, эти сведения не имеют под собой достаточных оснований, так как Дянклёта является подразделением Айваседа, а собственно род Айваседа (Ивасида, Евасидин) фиксируется в официальных документах уже с первой половины XVII в. Так или иначе, но вторая версия происхождения названия реки Айваседапур более красивая.
Река Пякупур – «Лесные люди на большой реке».
В отличие от рода «безголовых людей» на реке Айваседапур, реку Пякупур облюбовал род ненцев под названием «Пяк», что переводится как «деревянный (лесной) человек».Русские познакомились с лесными ненцами во второй половине XVI в. Название Пяк впервые появляется в книгах в 1627 г., где места кочевий Пяков отмечены между Пуром и Тазом.
Издревле, основными брачными партнерами Пяков выступают «безголовые» ненцы рода Айваседа. Недаром, даже их реки Пякупур и Айваседапур сливаясь дают начало жизни главной северной реке под коротким названием Пур – «Большая река», впадающей в Тазовскую губу Северного Ледовитого океана.
Вот собственно по одному из родителей реки Пур – реке Пякупур, мы и решили сплавиться.
На карте ниже вынесен фактически пройденный маршрут с ночёвками.
Ссылка на трек: http://www.gpslib.ru/tracks/info/48999/ ... kupur.html
Длина реки Пякупур 542 км, из них проходимы для моторной лодки около 450 км. Берёт своё начало слиянием рек Янкъягун и Нючавотыяха на возвышенности Сибирские Увалы, течёт по сильно заболоченной низменности. В питании реки основную роль играют талые снеговые воды. В бассейне реки находится примерно 32 тысячи озёр, не считая десятков тысяч стариц и проток.
Богата рыбой. К наиболее распространённым видам относятся различные частиковые рыбы: ёрш, окунь, щука, чебак, сорога, мохтик.
А теперь поехали!