Еще полгода назад я не смогла бы показать на карте, где именно находится полуостров Рыбачий. Да и вообще "полуостров Средний", "полуостров Рыбачий" были для меня совершенно незнакомыми географическими объектами. К сожалению я (как и многие мои знакомые) лучше представляла, где находятся Анталья, Пхукет, Хошимин, Осло...
На мысль о поездке на Рыбачий меня натолкнул муж бывшей одноклассницы: при смене авто он выбрал внедорожник, рассчитывая при первой возможности отправиться с семьей куда-нибудь на Кольский.
Вернувшись от подруги я первым делом спросила у лучшего русскоязычного "эксперта по путешествия" - форума Винского, что привлекает туристов севернее Соловецких островов.
А прочитав отчет Танцующей https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=161046 я почти наверняка знала, где мы проведем отпуск летом 2015 (спасибо за отчет и фотографии таких красивых мест).
Но как оказалось при детальном планировании, найти информацию об этих местах РФ сложнее, что о многих иностранных туристических направлениях.
А коллеги реагировали на мои планы примерно так:
- куда поедете?
- в Мурманск и на Рыбачий
А: не, ну а серьезно?!
В: а что там делать?!
С: в Турцию лучше за эти деньги поехать...
Столкнувшись со скудность информации и реакцией коллег я решила дополнить коллекцию форума своим отчетом. Надеюсь он кому-то окажется полезным/увеличит интерес посетителей форума к путешествиям по РФ. Буду рада ответить на вопросы форумчан по этой поездке.
Покупка машины для экспедиций и пробег в 1 900 км (Москва-Мурманск) лично мне привлекательными не показались.
Были мысли об аренде машины на месте, но внятной информации о состоянии дорог я не нашла: что не почитаешь, мальчики хвастаются, кто на сколько машинку поднял и что в ней поменял. Утопить/застрять/поломать арендованное авто тоже не показалось мне заманчивым.
Варианты организованной тур агентством поездки пугали многолюдностью, необходимостью подстраиваться под других туристов и ценой.
Думаю, в итоге был выбран самый верный вариант - аренда машины с водителей уже на месте, а основная часть пути до Рыбачего на общественном транспорте.
Стартовой точкой для поездки на Рыбачий является Мурманск.
Добраться до Мурманска удобнее всего на поезде или самолете.
Самолет привлекательнее с точки зрения затраченного времени и комфортности, поезд несколько дешевле (и приятнее для тех, кто летать "панически" боится, как я).
Ограниченность отпуска сказала последнее слово в моем решении ( ее очень поддерживала любовь принимать горячий душ каждый день=) ) и были куплены билеты на рейс Москва-Мурманск Аэрофлота за 5711 руб с чел.
Некоторые замечания для подготовки к поездке:
-На полуострове расположены военные действующие части, поэтому доступ на полуостров считается ограниченным:
1) допускаются только граждане РФ
2) часть полуострова может быть без предупреждения закрыта военными на учения.
Касательно первого пункта: никакой пропускной системы типа кордона/проходной нет, но военные могут остановить машину и проверить паспорта. (у нас 1 раз проверили, внимательно смотрели прописку). Касательно второго пункта: планы по учениям могут не сойтись с Вашими, а узнаете об этом Вы только натолкнувшись на товарищей военных перекрывших дорогу.
-Администрация Мурманской области хочет учесть туристопоток и просит регистрировать свою поездку (как именно подсказать не могу, тк за нас это сделал водитель).
-По маршруту очень радовали карты OsmAnd (заранее загруженные как offline в телефон): большая часть дорог-троп отлично отрисовывалась, а местоположение определялось.
-На полуострове есть проблемы с покрытие мобильной связью (если кому важно), где-то ловит, где-то нет, где-то находит норвежскую сеть (и кушает роуминговый интернет).
-Погода переменчивая и довольно холодная, поэтому рекомендую одеждой запастись на разные случаи.
-Несмотря на низкие температуры (больше +18 не было) солнышко довольно жгучее, и белобрысым-бледнолицым (как я) рекомендовано взять с собой защитный крем и панамку (открытые части тела обгорали как на южном курорте).
-В июне есть некоторое кол-во комариков, потом они сменяются комарошкой, потом мошкой. Их не так много как в Карелии или, например на Соловках, но все же есть. Особенно в центральной части полуострова. Захваченные с собой репелленты, совершенно не помогали ни от комаров, ни от мошки .
С вступлением вроде закончила.
А теперь подробнее о самом путешествии.
22.06.15 Перелет и прогулка по Мурманску
Рейс вылетел по расписанию в 7.15 из Шереметьева и уже через 2 часа приземлился. За бортом +14, переменная облачность. Аэропорт находится не в самом городе Мурманск, а в примерно 30 км от него.
Добраться до города можно на такси, маршрутке, автобусе (пока получали багаж и стояли в очереди в единственный туалет, автобус уехал).
Из оставшихся вариантов выбрали маршрутку (68 руб с чел+22 руб за габаритный багаж). В пути около 30 минут.
Оставили вещи в гостинице и отправились осматривать город.
Немного прогулявшись по городу, оказались на площади пять углов. Понаблюдали как девушки высаживают цветы в клумбу и т.к. заранее не подготовили список желанных достопримечательностей, то начали думать, где бы раздобыть туристическую карту и оглядываться по сторонам. Внимание привлекла высокая гостиница Азимут с припаркованными туристическими автобусами. В холле вместо карты оказалась интерактивная стойка (представленный на ней круг туристических объектов дублируется здесь Удалено согласно Правилам Форума. Автопутешественник
Попробовали подняться на верхний 17 этаж, рассчитывая на вид на город. И не прогадали. Доступ свободный. Вид на город и порт занимательный:
Следующей точкой осмотра выбрали мемориал "Алеша" (Мемориал Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны).
Карта нашего перемещения по Мурманску:
Часть пути проехали на маршрутке (22 руб с чел). Высадили нас на остановке Улица Юрия Гагарина.
Прогулялись по парку им Найденова (в нем океанариум, колесо обозрения, прокат лодок). Океанариум был закрыт (понедельник, вторник выходной). От океанариума до мемориала идти лучше по автодороге ул Александрова. Мы пробовали срезать, но натыкались на кусты и лужи.
Сам мемориал выглядит так:
Не менее, а для меня даже более интересными в этой точке маршрута показались: вид на город/порт, северная растительность и рельефные камни.
Вид на порт (в сторону центра города):
Дерен шведский (если я не права, подскажите верное название):
Вид в сторону окраин города и выступающие из земли камни:
С удовольствие гуляли здесь несколько часов. Расстраивало только, что жители города или туристы очень любят приходить в это место и бить стеклянные бутылки. К сожалению, осколки очень трудно собирать с земли, поэтому их, видимо, и не собирают.
К вечеру сильно похолодало и желание одеть куртку пересилило желание осмотреть еще какую-нибудь достопримечательность. Пока шли до отеля, я поняла, почему многие жители города ходят в осенних пальто и куртках, хотя солнышко уверенно печет и в футболке вполне комфортно.
До этой поездки белые ночи я видела только в Санкт-Петербурге. И всегда удивлялась "какие-то совсем и не белые".
А вот в Мурманске полярный день впечатляет. Фото сделано в 20:09. Параметры съемки ISO 400 F 5.66 1/166
Позже мы фотографии в этот день не сделали, но темнее не становилось.
В отеле темные шторы (типа "блэкаут") закрывали все окно, но яркая полоска солнечного света над ним не пропадала всю ночь.
Из-за этого несколько раз ночью просыпалась с ощущением, что будильник не сработал и мы уже проспали.
23.06.15 Дорога до полуострова Рыбачий (трасса Мурманск-Норвегия, река Титовка, полуостров Средний)
С утра погода радовала солнцем и комфортными температурами. Константин (с ним мы заранее договаривались об аренде машины с водителем) забрал нас от отеля около 10 утра. Аренда машины и услуги гида стоили 12.000 руб в день за машину. Когда бронировала, мне казалось, что это дорого. Но по итогам поездки, считаю стоимость вполне разумной.
Мы заехали в магазин за продуктами. Купили много, тк магазинов на Рыбачем не предполагалось. По итогам поездки, оказалось, что большая часть еды осталась не тронутой.
И вот началась основная часть нашего путешествия.
Из Мурманска выехали по трассе E105. Дорога ведет в Норвегию, видимо поэтому поддерживается в хорошем состоянии. По 2 полосы в каждом направлении, хороший асфальт. Но из-за многочисленных поворотов средняя скорость не очень высокая. Что, впрочем, компенсируется приятными северными пейзажами из окна: водоемы, зелень. Ехать одно удовольствие.
Карта нашего перемещения от Мурманска до поворота на дорогу вдоль р. Титовка:
На территориях, по которым проходит наш маршрут во время Великой Отечественной войны разворачивались боевые действия по обороне Заполярья.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%8C%D1%8F
Эти места хранят память о событиях 1941-1944 годов.
По маршруту рекомендую заехать в "Долину славы" ("Долину смерти").
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B_(%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
Место интересное и довольно атмосферное.
Ощущения от этого места формируются окружающим пейзажем. Глядя на эти голые камни страшно представлять, как люди защищали эти места (холодные, безлюдные, открытые).
Каменные карты рассказывают посетителям о движении войск.
Но самое сильное впечатление - это доска с выбитыми записками. Их обязательно надо прочитать. Каждую. Целая жизнь в 5-6 словах...
Следующая точка на маршруте это перекат на реке Западная Лица. Находится недалеко от дороги. Ведет к нему сеть запутанных грунтовок.
координаты переката lat="69.3717551" lon="32.1362864"
координаты съезда lat="69.3724275" lon="32.1152434"
Дорога проходима для любого внедорожничка, а вот на легковушке я бы не поехала (лучше пешком прогуляться).
Перекат это особенно интересен в определенное время.
А именного, когда семга идет на нерест вверх по реке.
Свободная рыбалка, кстати, запрещена из-за сокращения численности рыбы. Давайте будем поддерживать этот запрет, чтобы сохранить возможность наблюдать за таким интересным явлением.
Здоровенная рыба, гонимая внутренним инстинктом, запрыгивает против течения наверх каменного переката: готовится, ищет удачный поток, с силой идет наверх; чаще неудача, отдых, новая попытка. (честно меня очень поразило, раньше видела только на картинках и не думала, что рыба может прыгать на такую высоту, фото не передает реалистично высоту переката и силу течения, с которыми борется рыба).
Сам перекат интересен и без рыбы:
Дорога на Рыбачий сворачивает вдоль реки Титовка. Но стоит проехать еще несколько сот метров по Е105 и посетить мемориальный объект. Он посвящен военному инженерному объекту "Полевая канатная дорога". Сооружена войсками противника для снабжения своих частей. Осталось от нее очень мало (пара столбов), но посмотреть фотографии, представить масштабы сооружения интересно.
http://kolamap.ru/arh/kanatnaja_doroga.html
Теперь возвращаемся чуть назад и сворачиваем на грунтовку вдоль реки Титовка.
Карта нашего перемещения от поворота на дорогу вдоль р. Титовка до базы "Большое озерко" (на ней мы ночевали 2 ночи):
Больше асфальт нам не встретится.=) Дорога используется только военными и туристами.
Для военных такое состояние, видимо, приемлемо и удовлетворяет потребности их техники.
При оценки расстояния по карте до места ночевки на полуострове км 50. Но скорость движения очень ограничена состоянием дороги. Комфортная скорость на большом внедорожнике 20 км/ч. По дороге вдоль реки первое время встречали несколько легковых машин, но на мой взгляд такое путешествие на ней - это верный способ ее там оставить/поменять на новую. Потом они совсем пропали.
Река привлекает любителей рыбалки. В одном месте было что-то вроде продажи путевок на ловлю без забора рыбы (тк рыбалкой мы особенно не увлекаемся, то рассказать подробнее не получится. Возможно кто-то дополнит отчет этой информацией).
Довольно много комаров. Если двигаться - вроде комфортно. А вот если присесть/постоять, то местные комарики начинают активно обедать туристами.
Делали несколько коротких остановок на перекатах. Красиво. Советую.
Нам больше всего понравился первый с остатками конструкции ГЭС.
Где-то после красивого вида на изгиб реки растительность меняется: становится совсем низкой, преимущественно лишайники и ягодник.
В солнечную погоду все смотрелось просто потрясающе: горы, вода, растительный ковер. Для меня "идеальный" северный пейзаж именно такой. И если бы я снова оказалась в этих местах, то уделила бы больше времени на осмотр этой части пути. Думаю пешая прогулка на час-полтора была бы очень приятной. На самом "Рыбачем" пейзаж снова изменится. Он будет не лучше, не хуже, но просто совсем другой.
В районе (69,56643; 31,94493) есть развилка. Я советую свернуть налево на "немецкую дорогу". На автомобиле по ней можно доехать до красивого озера. К сожалению объехать его по кругу не получится, но виды точно стоят этого отклонения от маршрута. Когда ехали к озеру, слышали периодические выстрелы. Мне всякое разное представлялось и было даже желание вернуться обратно, не доезжая до намеченного озера (правда я это желание так и не озвучила).
Попили чай на берегу.
Это место любят искатели остатков "сувениров" от военных действий. Видели брошенную стоянку и кучу ржавых обломков вокруг. Налюбоваться природой в этих местах невозможно, поэтому пришлось решить, что пора продолжать путешествие.
А вот и наша машинка попала в кадр. Она заботливо поднята хозяином на 5 см от заводского варианта и обута в зубастые шины (в целом дорога после съезда с асфальта и до базы или такая, или лучше):
На обратном пути к основной дороге встретили источник выстрелов - группа военных уверенно шла по "немецкой дороге". Думаю у них там проходят учения...и надеюсь мы им не мешали.
Вернулись на основную дорогу и наслаждаемся видами. Думаю, идеально спланировать поездку так, чтобы был запас времени на пешую прогулку по этой дороге.
Выезжаем к видам на Мотовский залив. Удачная точка остановки "Высота яйцо". Есть крест и памятная доска на месте боев у бухты Кутовая.
Когда приехали к базе "Большое озерко", первой мыслью было: "еще совсем светло, так рано доехали...". Хорошо хоть не озвучила...(Было бы действительно неудобно перед водителем.) Посмотрела на часы 21.30. Ничего себе как "полярный день" обманывает наши ощущения о времени суток и скорости течения времени.
База представляет собой несколько домиков на берегу залива. И это единственное место, где можно переночевать не в палатке, а под крышей. Поэтому выбора особенно не было =) Вот ссылка на сайт этого места. http://www.bolshoe-ozerko.ru/kontakty https://дурашка подзалупная/rybachy
Домик для нас бронировал водитель Константин.
И честно я готовилась к спартанским условиям...Ну откуда на Рыбачем, в дали от асфальта найдется "бытовой комфорт", думала я.
Оказалось, что домики снаружи выглядят очень даже хорошо. Деревянные, с окошками, чистенькие.
Нас встретил приветливый администратор базы. И не успела я еще толком осмотреться по сторонам (не то что куда-то заселиться), он уже поболтал с нашим водителем и предложил съездить на еще одну точку, обещая самые красивые виды.
Убедившись, что нам не навязывают платную экскурсию, а искренне хотят показать красивое место, мы отправились в путь.
Куропатки перебегали дорогу. Такие упитыши =). Здорово, что охота здесь запрещена (даже пребывание на территории полуострова с оружием). Эти куропатки так хорошо дополняют местность. Жаль фотографироваться они не хотели, а спешили спрятаться в траве.
Конечной точкой этой поездки оказалась вершина горы Мотка:
На этой вершине располагался 12 ракетно-зенитный дивизион. Сейчас осталось только несколько фундаментов.
А виды действительно потрясающие. Гуляли минут 40. И гуляли бы еще, если бы не холодный ветер и мысли о том, что нашему водителю еще надо когда-то отдохнуть.
Вот и сам администратор базы, он кажется может бесконечно рассказывать забавные и интересные истории о Рыбачем.
Пока любовались по сторонам, он обратил наше внимание, что по заливу плывет настоящая подводная лодка.
Солнце, кажется, просто забыло зайти за горизонт. Фото сделано в 22.53. И темнее не будет. Солнце в какой-то момент перестает опускаться к горизонту, а движется параллельно ему, а потом вообще начинает забираться наверх. Удивительные ощущения.
На базе нас накормили вкусным горячим ужином. 1500 с человека в день стоит 3-х разовое питание. Девушка на базе вкусно готовит. А если учесть, что им продукты и газ привозить приходится по бездорожью, электричество получать от своего генератора, то понимаешь, что горячая еда на этой базе стоит для туристов недорого.
Сами домики внутри оказались тоже очень уютными и чистенькими. Да еще и с печкой на случай холодной погоды (нам заботливо принесли уже наколотые дрова и помогли разжечь огонь газовой зажигалкой типа горелки). Красиво и тепло. Проживание тоже стоило 1500 с чел. Нас поселили в домик на 4-х со словами "Вы, я вижу, ребята тепличные, идите в этот домик, он теплый".
Больше никого к нам в домик не подселили.
Но самый большой шок для меня был, когда администратор сказал "душ можете принять там". В отдельном вагончике оказался бойлер-нагреватель для воды! Горячий душ! И зачем мы тащили мне спальник и сухой шампунь?
Кроме нас на базе отдыхала компания туристов на квадроциклах c инструктором и ребята на Duster.
Сами домики:
24.06.15 По западной части Рыбачего
Первый раз в моей жизни в 3 часа ночи светило яркое солнце и было светлее, чем 9 утра.
Утро выдалось пасмурное, но сухое.
Я отправилась чистить зубы в вагончик с душем. Стою, чищу, тут открывается дверь, и с криком "пойдем! нерпа!" забегает муж. Прям у домиков на берегу уже собрались туристы. Нерпа сидела на камне и позировала гостям. Я искренне порадовалась, что мы взяли с собой бинокль с увеличением 8. Нерпу в него можно было рассмотреть в деталях: хвостик, усики на мордахе...
Парнишка спугнул нерпу в погоне за хорошим фото.
Но далеко уплывать она не стала, просто поменяла один удобный камень на другой.
Позавтракав и получив с собой обед в термосах мы отправились изучать западную часть полуострова. Маршрут на сегодня такой:
Тк полуостров Рыбачий до советско-финской войны 1939-40 был частично финской территорией (западная часть) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B9_(%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2), на полуострове сохранилась часть финских построек, например, такие органично вписавшиеся в окружающий пейзаж доты:
Первая большая остановка - мыс Неметский. Тут базируется действующая военная база: за забором крутятся антенны. И к сожалению, мне кажется (возможно я не права), они источник большого кол-ва мусора. Это не бытовой мусор от туристов, типа обертки-бутылки, а какие-то обломки железных конструкций, шины. Надеюсь, это когда-то будет убрано...
Ездили мы сюда ради красивых черных камней. Они словно сложены из тонких пластин, на которых лентами лежат полосы белой породы. Можно найти интересные фиолетовые ракушки и обломки раковин гребешков.
Морские водоросли интересно дополняют эти камни.
Недалеко от этих камней гнездятся полярные крачки https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0. Гнездятся они большой колонией прямо на траве. При приближении людей, взлетаю, кричат. Говорят, что если "враг" продолжает приближаться, то будут атаковать в самые высокие точки.
Фотографировать их не стали, тк побоялись, что пока птицы будут метаться из-за нашего присутствия, у них остынут яйца. Посмотрели с расстояния метров в 15 и продолжили наше путешествие. Крачка - птица красивая: белая, верхняя половина головы и глаз на ней черные, клюв и лапки яркие.
Следующая остановка мыс Кекурский. Место идеальное для обеда и прогулок вокруг точки остановки.
Имеются две возвышенности, на каждую протоптана тропа. На склонах растет морошка. Сверху во все стороны открываются драматические виды. Правда для меня одна из троп была какой-то слишком сыпучей, и я туда не полезла. Также советую прогуляться внизу за эти возвышенности к морю. Открываются те же виды, но с нижних ракурсов они смотрятся иначе.
Путешествую по полуострову туристам стоит помнить о том, что шины внедорожника легко повреждают местный растительный покров. А вот восстанавливается от очень долго. Поэтому не стоит без надобности съезжать с уже прикатанной кем-то дороги. Ровнее/быстрее/интереснее там не будет, а вместо растительного ковра удивительного цвета для следующих посетителей останутся черные страшные полосы.
Вот несколько фото с этого мыса:
Отправляемся к следующей точке осмотра. По дороге останавливается у водопада-переката. Видите многолетнюю березовую рощу на этом фото? Да вот же она, прям на правом берегу реки:
Интересно прогуляться вдоль моря. Правда волны выносят на берег много потерявшихся/оторвавшихся/брошенных предметов. Но даже этот "вклад" человека не мешал мне любоваться скалами. Эти скалы были словно сложены из отдельных пластин, а потом огромные силы земли изогнули эти пластины причудливыми складками.
Местные цветы невысокие, но яркие. Такие северные клумбы мелькают то тут то там среди ковра ягодника и камней.
В кадр как-то не попало, но большая часть протяженности дорог имеет синусоидальный профиль. Видимо, это вклад военной гусеничной техники. Поэтому дорога покрыта чередой луж с мутной водой. Когда водитель проезжал по этим мутным лужам в голове проносилась мысль "а не забыли ли тут что-то военные или предыдущие туристы, например арматуринку, ломик...". Другой особенностью дорог была периодическая необходимость заезжать в очень глубокие протяженные лужи. У этой машины (а ведь она совсем не низкая) вода часто доходила до порогов, а несколько раз скрывала пороги совсем. Каждая лужа убеждала меня, что полностью самостоятельное путешествие (за рулем) по полуострову лично мне бы не показалось приятным. Хотя совсем не исключаю, что кому-то нравится преодолевать такие места или на удачу, или предварительно прощупав дно. Любителям таких путешествий советую предварительно запастись высокими сапогами, разными сим-картами и телефонами местных товарищей, которые смогут помочь, если что пойдет не по плану...тк проезжающую мимо машину можно ждать долго. Мы встретили всего пару раз другие машины с туристами.
Еще "автомобильные дороги" были такие:
Интересно, что в самых неожиданных местах вдоль дороги встречаются памятные мемориалы. Такое кругом "ничего и никого", и стоит знак памяти защитникам этих мест:
В поездке в большим/меньшем кол-ве нас сопровождали комары. В центральной части подальше от моря их побольше (говорят по сравнению с Териберкой комаров тут совсем нет. А мне казалось, что очень даже есть. Красные точки на руках мужа как-то подтверждали мое мнение). Для комфортного осмотра этого памятного места водитель одолжил мне "накомарник". Отличная штука! Жужжат, а не кусают=)
25.06.15 Полуостров Средний
Утро выдалось пасмурное, с дождичком.
Пока мы решали: позавтракать на базе или понадеяться, что дождь скоро кончится и Константин приготовит еду на горелке где-то в пути; администратор базы посмотрел погоду на норвежском сайте и сообщил, что через час будет сухо. Не перестаю поражаться точности норвежского прогноза...
Карта перемещений на этот день примерно следующая:
Когда доехали до полуострова Средний, дождь действительно кончился. Вообще в поездке с погодой нам очень повезло, завидовала сама себе, ведь вполне мог быть непрекращающийся дождь все 3 дня =).
Растительность при переезде с Рыбачего на Средний меняется. Появляются деревья (почти привычного размера).
Первая фотоостановка - это вид на крошечный полуостров, выступающий в залив. Говорят, тут любили пасти скот: удобно, никуда не разбежится. Мило, но мне такой пейзаж уже меньше нравится. Хотя для постоянного проживания оно конечно приятнее, чем более суровый Рыбачий. Место называется Пуманки. Чуть дальше сохранились остатки построек военной части.
Но проезжаем еще некоторое расстояние и пейзаж становится просто фантастическим. Мыс Земляной.
Это место называют "Близнецы". Каменная отвесная стена и 2 красивых отдельностоящих скалистых образования. Все покрыто зеленым ковром. Пейзаж как в сказке про эльфов.
На фото видно, что часть ковра повреждена колесами машин. Представляете как это место было красиво, когда зеленый ковер был сплошным?!
Вид с другой стороны:
Выглянуло солнце:
Если проехать дальше вдоль берега, то оказываешься в месте скопления каменистой породы очень интересного цвета. Порода слоистая, ломкая. Поэтому ветер и вода превратили камки в интересные фигуры.
Гулять здесь можно долго. Пока мы гуляли между камней, Константин приготовил очень вкусную гречку с овощами.
Тк вечером у нас был намечен поезд, то заканчиваем прогулку, обедаем и отправляемся дальше. Вернее, чтобы продолжить путь надо вернуться несколько назад, снова проехать мимо "Близнецов".
Отличная возможность еще раз полюбоваться на отвесные скалы, проехать мимо березовой рощи:
Расстояние до Мурманска как-то существенно не сократилось, а вот стрелки на часах уверенно намекали на то, что особенно задерживаться не стоит. Поэтому дальше фотографии мы не делали.
Вдоль дороги встречается несколько брошенных позиций артиллерии: само орудие и система окопов/укрытий для обеспечения его работы. Одно из них мы осмотрели поближе. Интересно с точки зрения получения представления о том, в каких условиях предполагалось работать людям на этой позиции.
То ли наш интерес к позиции артиллерии, то ли сам факт пребывания нас на полуострове привлек внимание проезжавших военных. У нас проверили паспорта. Внимательно смотрели прописку, уточнили наш дальнейший маршрут и отпустили.
Дорога идет вдоль обрыва. Стоит остановиться, подойти к обрыву поближе. Другая точка обзора меняет восприятие вида. Смотрели как снизу ползет туман.
Дальше по дороге открывается вид на черный пляж. Едем вдоль свежих укреплений, типа защитных стенок из камней. Здесь проходят учения военных по высадке на этот черный пляж и взятию укрепленной позиции. По дороге много огромных протяженных луж, при проезде которых вода скрывает пороги автомобиля.
Вдалеке на воде залива видна семговая ферма. Впрочем слишком далеко, чтобы было интересно ее рассматривать.
Последняя точка остановки - это музей у хребта Муста-Тунтури.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8
Музей представляет из себя вагончик, в котором местный житель собрал много фото/текстового материала о проходивших здесь боях и элементы вооружения и быта солдат. Основатель и хранитель музея рассказывает гостям о событиях обороны этого места. Занимательно, но, возможно, слишком эмоционально.
Можно пройти по тропе к обелиску, но нам времени на такую прогулку не хватало.
Выезжаем на уже знакомую нам дорогу. Солнце снова выглядывает и освещает лишайники и ягодник на склонах. Кажется при движении в эту сторону виды еще лучше.
Константин говорит, что осенью тут все становится вообще фантастического цвета. (фотографии в интернете подтверждают его слова в полной мере).
Уже без остановок возвращаемся в Мурманск. И поезд в 20:45 увозит нас в направлении Москвы. Следующая остановка через 12,5 часов в Кеми, откуда мы посетили Соловецкие острова. Но это в данный отчет я уже не включу.
Резюмируя впечатления от поездки, хочу сказать, что мы ни разу не пожалели, что решили провести отпуск, посетив эти места. Северная природа здесь действительно очень красивая. Несколько портило впечатление некоторое кол-во мусора. Хочется надеяться, что у администрации Мурманской области или военных найдется бюджет на его вывоз/захоронение. У нас так и не сложилось единого мнения о том, является ли отсутствие асфальтированных дорог в этих местах минусом с точки зрения туристов. Ведь благодаря их отсутствию количество туристов невелико, что способствует ощущению нетронутости природы и сохранению этих мест.
Надеюсь мой отчет оказался чем-то полезен. И если у Вас остались какие-то вопросы по нашей поездке, то буду рада на них ответить.