Винский сказал, что нужно эссе.
Эссе? Эссе?? "Окей, Гугль. И что такое "Эссе"?
"Да так, пустяк, - скзал Гугль. - Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы".
О как! Нет, конечно, мои отчеты на форуме не обделены вниманием, грех жаловаться. Но вот, чтобы граничить, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком, с другой — с философским трактатом...- сильно под сомнением. Но отчего же не поделиться впечатлениями, о том, чего я не ожидала увидеть в Санкт-Петербурге. Тем более, что по законам жанра мои впечатления вовсе не обязаны "определять трактовку темы".
Петербург. Мосты времени.
В Санкт-Петербург каждый попадает в свое время: кто-то с классом на школьных каникулах, кто-то с друзьями в молодости или по турпутевке с коллективом, а кто-то, как я, живет с осознанием, что как-нибудь обязательно нужно съездить в город на Неве; желательно в белые ночи, посмотреть на развод мостов, сфотографироваться рядом с Медным всадником, Самсоном в Петергофе ну и везде, где положено порядочному туристу в городе Петра. Мысль о посещении Петербурга время от времени всплывала в сознании, но всякий раз откладывалась на "потом".
"Потом" настало неожиданно, в один из вечеров в конце зимы. Вдруг очень захотелось праздника. Настоящего праздника с музыкой, красивыми людьми, морем огней... Ну, например, в театр. Поскольку в нашей губернии с театрами не очень, а мечтать никто не запрещал, как-то само собой получилось, что зашла на сайт Мариинского театра. А там одна постановка громче другой. На сегодня-завтра билетов нет, но там, далеко, на спектакли через несколько месяцев вперед, билеты есть. "Анна Каренина". Прекрасно! И очень жаль, что я его не увижу. Состав исполнителей еще не объявлен. Да и какая, собственно, разница - я ведь все-равно не еду. Или еду? Конечно, нет. Но на всякий случай куплю пару билетов, а вдруг...
"Анну Каренину" дают на новой сцене Мариинского-2. Как же так? Допустим, я все-таки поеду и побываю на новой сцене, а как же историческая? Когда ж еще придется? И еще пара билетов уже на историческую сцену Мариинки лежат на электронной почте. Просто так, на всякий случай. Ведь я не еду, это просто мечта. А билеты я потом верну онлайн.
В петербургском автобусе № 27 несколько нарядно одетых людей. На женщинах массивные украшения из натуральных камений, тончайшие шелковые платки распустились прекрасными цветами. На лицах этих людей праздник. Они едут в театр. Чувствую сопричастность - я с ними, я тоже в Мариинский!!!
Остановка "Театральная площадь". Внешне здание Новой сцены не поражает. Но то, что там, внутри, за стеклянной стеной, рвет вечер в клочья. Нечто грандиозное, янтарное, искрящееся тысячами разноцветных брызг. Счастливчики, которые уже в театре, поднимаются с этажа на этаж по стеклянной лестнице, как будто парят по воздуху. Мы смотрим на них с улицы, разинув рты. Вот и мы внутри. Стены фойе из светящегося натурального оникса обволакивают мягким золотым; ниспадающие струи из тысяч кристаллов Сваровски, символизирующих питерские дожди, завораживают мерцанием; стеклянные марши, уходящие ввысь, и городские огни за стеклянной стеной. И пускай сегодня танцуют не Ульяна Лопаткина и не Диана Вишнева. Все равно - Счастье.
Зал, огромный, просторный, современный. Третий звонок, оркестр, гаснет свет. На сцене нет декораций, которые ожидает зритель. На сцене настоящий вагон! И захватило, закружило, понесло... На некоторое время просто выпадаешь из реальности.
Поезд, семья, бал кружится, скачки, люди, кони, падение, страсть, любовь, поезд, вьюга-вьюга-вьюга, отчаяние, красное платье, поезд-смерть.
Потрясение. Сознание туманно. Способность и желание обсуждать увиденное много позже.
Через канал, прямо напротив Мариинского-2 - сквозь стеклянную стену, кажется, что можно достать рукой - историческая сцена Мариинского. Завтра мы пойдем туда.
Здесь, в Мариинском, классика жанра: ковры, позолота, бархатные стулья, хрустальная люстра исполинских размеров, расписной потолок, чопорные служители... Все как положено: и стены и люди - преисполнены собственной исключительностью и превосходством.
Но мое сердце осталось там, в здании напротив, из стекла и бетона, кубическом, мощном, антагоничном, закритикованном ценителями барокко с рококо и общественностью, обеспокоенной "торгово-развлекательным" стилем Новой сцены. Я знаю, что будущее там, через мост, в Новом Мариинском.
И Исторический об этом тоже знает. Он уже не так уверен в собственной недосягаемости. Но никогда не признает превосходства (или хотя бы равенства) нового, молодого, смелого.
Эрмитаж. Иорданская лестница, дворцовые интерьеры, золотая и бриллиантовая кладовые, шедевры, заслуженно и прочно занявшие почетные места в постоянной экспозиции.
Ожидаемо восхитительно.
И вдруг в одном из главных исторических залов Эрмитажа - Николаевском - НЕЧТО извне, совершенно неожиданное и как будто даже неуместное в эрмитажных стенах. Вглядываюсь и понимаю, что мне это нравится. Очень.
Невероятно плавные, обтекаемые формы и силуэты. И здесь же геометрия, грани, ломаные и пересекающиеся... Импульс, динамика, поток, энергия ...
Это не просто макеты, эти здания существуют; они уже построены или строятся сейчас (центр Гейдара Алиева в Баку, опера в Гуанчжоу, башни Signature, музей искусства XXI века MAXXI в Риме...) Башни, автомобили, яхты, обувь, мебель, посуда...
Целый мир в нескольких предметах. Планета под именем Заха Хадид. Космос.
Яхта "Блом&Восс"
Туфли "Пламя"
Через площадь, в здании Главного штаба, - вообще взрыв мозга.
Соединить противоположное в единую сущность. Противопоставить, как может показаться в первые мгновения, серое и прямолинейное плавному и бесконечно затейливому - творению самого Росси? В чьей голове родилась такая неслыханная дерзость? И - самое главное - кто посмел, кто позволил воплотить это сумасшествие в жизнь? Кто взял на себя смелость наследить в истории, прикоснуться к святому, встать рядом с великим?
Безумству храбрых пою я песню!
Бездна воздуха и света, пятнадцатиметровые исполинские двери (вдумайтесь - это почти пятиэтажный дом), которые может открыть движением руки один человек; внутренние дворы, перекрытые остеклением, и небо над головой; исторические корпуса, соединенные летящими пролетами... Секло и бетон, по сути своей всего лишь - полимеры, силой мысли талантливых и дерзких "Студии 44" переворачивают пространство, опрокидывают действительность, изменяют реальность и меня в ней.
Знаю, что многие не разделят моих восторгов. По барабану. Это мое эссе, и это территория для всполохов моего мироощущения.
Главный штаб снаружи и внутри
Обратите внимание на масштаб. Возле двери - человек. Сейчас открыты только нижние створки, но двери открываются на всю высоту.
Сегодня Эрмитаж - не просто собрание мировых шедевров и артефактов. Эрмитаж идет и в ногу со временем и где-то опережает его, одновременно оставаясь вне времен. Это прошлое и будущее в одном флаконе. Эрмитаж - это круто!
Музеи Санкт-Петербурга - отдельная тема. Сокровищницы, реставрационные центры, научные исследования. Все очень-очень серьезно. Дворцы, замки, усадьбы, парки...
И среди всего этого исторически бесценного великолепия вдруг модельки, паровозики, машинки, огоньки, закаты и рассветы...
Это "Гранд-Макет Россия"- наша родина от Калининграда до Камчатки.
Все движется, светится, живет. Вокруг дети и взрослые дети.
Здоровенные дядьки с горящими глазами, пихая своих тётенек в бок, тычут пальцами в какой-нибудь игрушечный лесовоз или застрявшую на переезде легковушку. А тёненьки в это время рассматривают микроскопические трусы, которые, развеваясь на ветру, сушатся на веревке возле дома размером со спичечный коробок.
На лицах больших и малых удивление, непосредственность, восторг - Детство! Кто-то скажет: "Ерунда, бирюльки". Может, и так. Но эмоции, которые мы переживали в те далекие времена, когда деревья были большими, здесь гарантированы.
Хотите еще детства? Вперед, в прошлое - в пышечную на Большой Конюшенной, 25 (работает с 1958 года)!
Пышки с сахарной пудрой и кофе со сгущенкой из титана (тот самый вкус). Антураж стопроцентный: нарезанная бумага вместо салфеток, рыжий толстый кот и очередь.
Это сейчас нездоровая пища, а тогда - долгожданные прогулки в выходные за руку с мамой и папой, лакомство, праздник. Нет тревог и печалей.
Радость от возвращения в детство и щемящая грусть от осознания того, что ничего не вернуть.
Петербург - город мостов. Здесь их тысячи. Из камня и железа.
Но не менее прекрасны и значимы мосты незримые, но остро ощущаемые - мосты времени.
По каким мостам идти, а какие оставить в стороне; искать ли свои, которые видны только вам (а, может, их и нет вовсе) или ограничиться теми, что указаны в путеводителях, - каждый решит для себя сам.
Спасибо за внимание.