Да, действительно, не увидел. Озеро Едиаты. Но Едиоты мне нравится больше, потому что едиоты - это мы.
Рассчитывали провести в путешествии по тундре 3 дня. Получилось 6 дней.
Николаич посоветовал брать запасы не меньше,чем на неделю, Ильнур заставил меня купить правильную дополнительную одежду - резиновые утепленные рукавицы и сапоги.
2 ноя. 9ч начали движение. Болоходы УАЗик и Бобер. Я его так назвал. Странно что этих уникальных машин не было собственных имен. Водители проводят с ними недели, живут в них, а ласковое имя в лучшем случае Двадцать Первый.
Бобра представлять не надо, был уже на картинках. УАЗик с большими колесами похож немного на лягушку, но устойчивость и сбалансированность веса выше всяких похвал, просто великолепная. УАЗик неоднократно вытягивал Бобра. Недостатком же УАЗика является почти полное отсутствие комфорта. Ночевали мы в Бобре, в котором есть автономный отопитель, газовая плитка, спальных места, нормальная акустическая система и телевизор. Можно жить. Приятная обстановка.
Мы не поехали по прямому маршруту через Ламбейшор. Это небезопасно и рискованно. Реку Лая здесь шириной 90м, глубиной до 5м, берега во льду.
Как забираться на берег?
Мы поехали вокруг через Харьягинский. Влад, водитель Бобра, знал мелкий переход через Лаю в 30км к Западу от Харьяги.
3 года назад Влад заходил дальше этого перехода через Лаю всего на 3 км. Далее 60 км неизвестности в тундре.
И вот мы в пути.
2 ноября 9ч - 21 ч Усинск, Харьякинский, река Большой Симбей. 170км по дороге со средней скоростью 20-40км/час, около 30 км немного петляли по тундре.
Река Колва
3 км по строящейся дороге
Арка газопровода Южно-Шапкинское - Харьягинский
Сложные реки нельзя проходить ночью. Поэтому перед рекой останавливаются.
2 день 3ноя 9ч - 20ч Большой Симбей, форсирование реки Лая, Малая Ванью. Прошли около 40 км
Утро, ребята водители еще спят. 60 км от Южной Шапки.
брошенный трактор, следы оленеводов
форсирование Большой Симбей 9:55
река Лая. Первый раз приблизились. Здесь мы не пошли. Было очень круто.
Проход к реке через старый карьер. Максимальная глубина - по пояс. Проверили сами. На дне - лед (удивительно), на поверхности - местами лед. Разбивали на лодке ледяные шапки льда по центру реки, чтобы исключить переворачивания болотохода. Приготовили ровный вход чтобы болотоход ровно нырнул. Переправились сначала на лодке.
Влад в болотных сапогах начерпал воды - подскользнулся. Асман так устал, что лег на лед отдышаться после переправы. Я провалился по яйца по проходе Бобра.
3 день. 4 ноября, река Малая Ванью - река Нийхабаръю
Поставили ночью УАЗик так чтобы Бобра от ветра защищал.
преодоление Малая Ванью 9-25 21км от Южной Шапки
Большая Ванью 10-02 17км от Южной шапки
Следы оленеводов привели к обрыву. Было очень круто. Мы не пошли, обрыв, который опасно было предолевать
Затем разведали довольно простую переправу
Нырок Бобра в болото, таких нырков каждый день было по насколько штук.Едешь, едешь по как будто бы однообразной тундре и сразу ныряешь в болото на передний мост. Ошеломительное ощущение. Затем УАЗик вытягивает Бобра назад. Бобер проезжает в нескольких метрах от своего нырка.
Сначала были следы, затем к нам подъехал и сам оленевод. Сбылась моя мечта - увидеть и пообщаться с настоящим оленеводом из тундры, погладить оленя по шерстяным рогам.
Радость.
12:04 сломана реактивная тяга на "зелёном" Бобре. Починка заняла около 1,5 часа. Сняли такую же тягу с УАЗика
Нийхабаръю 13:50 9км от Южной Шапки. Нет это ручей.
Подъехали к реке Нийхабаръю, что в 6 км от Ю. Шапки. проезд невозможен.
Через 20 мин после починки реактивной тяги раздался стук справа, что это? Качали машину 15минут. Непонятно.
Через 30минут медленного движения Влад пришел к выводу-кулак правого колеса. К нему есть втулки. Есть собой и сам кулак.
Разведка Нийхабаръю заняла 45минут. Переход через реку не найден.
Ремонт начали в 15:15.
Оказалось внутренний подшипник правой передней ступицы. Нагрузки высокие. Целый вечер прошел в ремонте.
здесь на фото видны замененные реактивная тяга и подшипник
4 день 5 ноября река Нийхабаръю Южное-Шапкинское н/м река Серчейю
Разведка Нийхабаръю заняла 1 час 30 минут
8:20 выезд. Сегодня очень тепло для 5 ноября - 0 градусов. Природа тундры использует любую возможность. Почки распустились.
9-15 9:30 форсирование Нийхабаръю. Бобер спустился с трудом. Уазик в одном месте потерял сцепление с склоном. Чуть скатился, на видео видно почти критический угол. Обошлось, не завалился на бок.
11:30 Южная Шапка. Знаете как приятно увидеть цивилизацию после 4 дневного путешествия по тундре.
Пересечение ручья. УАЗик сидит. Копаем встаёт. Пересекаем ручей.
"Зелёный" сидит. УАЗик его выдергивает.
Сегодня "день копателя", а "день автослесаря" растянулся на 2 дня. Копали в общей сложности 1,5 часа. Из-за ремонта потеряли сутки.
12:02 покинули Ю.шапку, опасаясь встречи с неадекватными охранниками.
Асман говорит по рации - сломана полуось.
Снятие полуоси,
едем с Ю.шапку искать сварку, звоним знакомым -говорят не знают сварщиков, ловим 2 людей, вон там сварщики, заходим, помогите заварить полуось, они спят, но говорят что заняты,звоните начальству,, звоню начальству, прошу помощи. Идите Александр вам заварить. Саня неторопливый, но очень умелый, очень хорошо заварил. Полуось. энергетикам, они
Поставили, Влад и Осман очень устали.
В 16:30 продолжили движение.
Остановились у перед речкой Серчейю. В темноте прохода не видно.
С вечера пошел шквалистый ветер, ночью Бобра мотало, спали как в лодке.
6ноя Подъем в 6:50
Выезд 8:10. Катались по оврагам.
9:40 Прохода не нашли. Крутой спуск. Крутой подъем. Не подняться, не спуститься.
2км западнее нашли зимник. Затем деревянный мостик через Пятейвис приток Серчейю.
Мостик прошли с большим трудом. УАЗик затащили с помощью лебедки и лома, вбитого в землю. Бобра вытянул УАЗик.
Далее опять кружимся рядом с речкой Серчейю и её западными притоками. Старый зимник через старый карьер заканчивается такими же крутыми берегами. Мы выбились из сил.
Вспоминаем про мостик. Откуда он в таком труднодоступном месте?
Тропа к мостику и от мостика довольно узкая для техники и не заросшая. Влад говорит тропа оленеводов. Но балки мостика из толстого швелера. Покосившиеся балки. Также справа слева от тропы просто заросли высокого кустарника. Я думаю бывший Печерский тракт, который оленеводы используют иногда.
Итак завтра мы идём к истокам Серчейю в обход всех притоков по предположительно Печерскому тракту. Напрямую до Пашшора 15км. Вокруг неизвестно сколько, примерно 45км.
Морошка и брусника под снегом везде, снег скинул рукавицей и можно кушать.
7ноя Подъем 8-10
УАЗик весь в снегу.
Ехать вокруг - глупая затея. Неизвестна сложность маршрута.
Едем копать берег Серчейю по зимнику рядом с нефтетрубой.
Обратно через мостик оленеводов.
Очередной нырок в болото
Подъехали к Серчейю в 10:48
Разведка показала,что
Справа от трубы очень круто, но есть проезд слева(восточнее)
Поехали обратно к Ю.Шапке и переехали через трубу.
Увидели нормальный переезд через ручей где УАЗик сломал полуось.
Подъехали к Серчейю. Начали штурм. УАЗик купался в речке 1,5часа.
Выехал с 3 раза на лебёдке.
Бобр проскользил вниз по склону, ударился правым колесом о дно, подпрыгнул, чудом не завалился на правый борт. Заехал в реку. Дальше УАЗик вытянул Бобра на лебедке довольно уверенно.
Асман стал сливать воду из мостов. Мы же поставили греть чай. Кто прошел Лаю, Серчейю не боится.
Стали пробираться восточнее трубы уже в темноте. Добрались до нефтекуста "Серчейю 303". Переехали нефтепровод и проехали 1км по нормальной дороге.
Затем ещё 2км по целине зимника, упёрлись в ручей.
Вадим кашляет. Пьет антибиотики.
8ноя 7:10 подъедем
7:50 выезд.15 км до Пашшора
2 ручья и речка Варгашор не представили труда, 3 раза Бобр сел передним мостом в болото, все как обычно. УАЗик вытянул Бобра назад.
Озеро Щучье-Ты и вот уже виден Пашшор.