Церковь Бориса и Глеба неоднократно исследовалась археологами и до революции, и во времена СССР, и в наше время.
Последние раскопки в храме проводились в 2011 году. В храме был частично снят пол и восстановлен до того уровня, который был в XII веке.
Были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола и омфалий. О нем расскажу чуть позже. Был обнаружен также белокаменный саркофаг и фрески XII века.
Не буду подробно описывать экспонаты -- главный экспонат-- сама церковь, ее стены, камни, ее дух и аура. Музей потрясающий. Внутреннее помещение церкви совсем небольшое, но это совсем не мешает провести там много времени, тем более в одиночестве.
Фресок 12 века сохранилось совсем немного, но ведь фантазию никто не отменял... Даже то, что сохранилось дает представление о росписях того времени.
Даже вот такие небольшие фрагменты настенной росписи стараются сохранять.
Ну вот, дошла очередь до омфалия. Из Википедии: "Омфалий (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного".
Омфалий в церкви Бориса и Глеба представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII века из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X века в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV века.
Омфалий находится на более низком ярусе, на уровне пола 12 века. Я уже упоминала, что в некоторых местах при раскопках были освобождены фрагменты "родного" пола церкви. Таким образом видно, насколько поднялся уровень за эти 9 веков. Мне кажется, около метра, а то и больше...
Местами встречается современная роспись. Полностью расписана прихожая (фото было ранее). Фрагментарно все это воспринимается нормально и негатива не несет. Но надеюсь, никто не вздумает так "разукрасить" всю церковь. По моему мнению, она потеряла бы от этого тот дух старины, который здесь так дорог.
Вот, например, я нашла фото в интернете. Такими были некоторые фрески 12 века до реставрации.
А вот это же место теперь... Мне кажется, все выглядит заново нарисованным, аляповатым и кричащим...от старого не осталось и следа.
Кстати, здесь находится еще один из фрагментов раскопок, обнажающих первоначальный уровень церкви.
А вот эти росписи хоть и современные, но мне понравились. Они ненавязчиво добавляют цвета холодному камню, но не берут при этом акцент на себя, в то же время предоставляя возможность представить, как все выглядело раньше.
Еще один интересный экспонат. Древнее граффити "Крест с головой Адама". Кто вырезал на камне этот рисунок? Я думаю, это навсегда останется загадкой.
Какова толщина стен!
С восточной стороны ограды архитектурного ансамбля есть деревянный подиум -- смотровая площадка, на него можно подняться и посмотреть на реку Нерль. Примерно в полутора километрах ниже по течению в Нерль впадает Каменка, а в 30 километрах стоит другой белокаменный храм Покрова на Нерли. Построен он был Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Туда мы и отправимся дальше.