Да. я как раз это тоже читала.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
29 октября 2009 года состоялось открытие нового музея «Портомойня». Объект является уникальным памятником истории и культуры, единственным сооружением подобного рода на территории Республики Татарстан.
Примечательно, что данную портомойню в августе 1941 года по хозяйственным нуждам посещала и Поэт М.И. Цветаева, которая снимала квартиру напротив, в доме Бродельщиковых, и бывала здесь. Музеефицирование этого объекта стало гармоничным завершением Мемориального комплекса Марины Цветаевой.
Памятник архитектуры местного значения середины XIX века.
Иван Васильевич был купцом 2-ой гильдии, трижды избирался городским главой, на его средства и по его проекту в Елабуге был создан первый деревянный водопровод, фрагмент которого представлен в экспозиции. В качестве материала для труб использовалась лиственница, единственное дерево, которое от контакта с водой каменеет и становится более прочным. Благодаря водопроводу в городе появились фонталы - крытые бассейны для набора воды, что было особенно удобно жившим вдали от реки елабужанам. Излишки воды из фонталов поступали в портомойни, которых в Елабуге было четыре, две бутово-каменные и две деревянные. В портомойнях местные хозяйки стирали белье. Вода в помещение прачечной поступала самотеком из дальней трубы в стене по длинному деревянному желобу. Через специальные отверстия в желобе, так называемые «соски», вода наполняла малую и большую деревянные колоды для стирки белья, а после окончания работы, вода через слив уходила по покатому бутовому полу за пределы портомойни.
Вместо стирального порошка (которого тогда еще не было) использовали щелок. Обычная печная зола, в определенной пропорции смешанная с водой и выпаренная. Это было универсальное моющее средство, которым чистили, мылись, стирали. Хотя в Елабуге было 4 мыловаренных завода, мыло стоило тогда очень дорого (7 коп. фунт.) Для сравнения, буханка хлеба стоила 1 коп.
До Октябрьской революции епархиальное училище подготовило несколько сотен женщин-педагогов.
В 1918 году епархиальное училище было закрыто, в том же году здесь была открыта татарская учительская семинария. Позднее, согласно постановлению Народного комиссариата, Елабужская татарская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы для разных национальных и этнических групп. С этого времени здесь функционировали русские педагогические курсы, а также марийские, вотяцкие и татарские.
Комплекс пожарно-сторожевой башни с каланчой и зданием полицейского управления – памятник архитектуры второй половины XIX в., один из интереснейших образцов общественных сооружений уездного города, построенный в стиле эклектики классицистического направления. В настоящее время здесь продолжает располагаться одно из пожарных отделений города.
Особый интерес представляет экспозиция, связанная с литературной деятельностью Н.А. Дуровой, с елабужским периодом её жизни. Здесь можно увидеть уникальную переписку Дуровой с Пушкиным, журнал «Современник» за 1836 год, где помещён отрывок из «Записок кавалерист–девицы» с предисловием А.С. Пушкина и отдельное издание этой книги за 1839 год.
В начале XX в. Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь считался одним из самых благоустроенных в Вятской епархии. К 1917 г. он имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но после октябрьских событий этому благополучию пришел конец.
Из Уведомления председателя Елабужского горсовета в орг.отдел ТатЦИКа, декабрь 1928г.:
Горсовет сообщает, что обсудив предложение Правительства о предоставлении Новострою Северохимтреста на слом пустующих зданий, как ощущаемому острый недостаток в кирпиче, горсовет совместно с местными партийными и общественными организациями решил передать Новострою Северохимтреста для сноса бывшую монастырскую церковь, колокольню, Троицкую церковь, Спасский собор.
Пятиглавая Казанско-Богородицкая церковь монастыря была разрушена, и от градостроительной доминанты при въезде в город остались лишь глухие высокие стены с башенками при входе по углам, два двухэтажных корпуса для монахинь, одноэтажный флигель и основание колокольни с трапезной. Подвергся разрушительным процессам и некрополь обители: были снесены кресты, ограды, могильные камни.
В лагере содержались немцы, венгры, итальянцы, румыны, а позднее и японцы. Первые партии военнопленных немцев прибыли в лагерь еще в конце 1942 года, особенно большой наплыв был в 1943 году, после поражения фашистской армии под Сталинградом. Первые партии военнопленных японцев прибыли в лагерь в январе 1946 года. Лагерь просуществовал до 1948 года. При расформировании лагеря часть военнопленных направили в другие лагеря, часть — репатриировали на родину.
Село Боровецкое возникло из поселения крестьян Казанского Богородицкого монастыря, который был сожжен восставшими башкирами и татарами в ходе восстания 1682-1684 годов и более не восстанавливался.
В XVIII веке в селе Боровецком имелась деревянная церковь.
Каменный храм был заложен в 1872 году. Основную часть средств на постройку нового храма выделил Дмитрий Иванович Стахеев (1840-1918) — представитель знаменитой елабужской купеческой династии, известный в конце XIX века писатель.
Бульвар Энтузиастов задумывался как лицо и витрина Набережных Челнов.
Представьте, что должен был чувствовать приезжий человек (в том числе интурист). Его заселяют в суперсовременную гостиницу этаж так на 20-й. Он подходит к окну и видит совершенно новенький город, построенный у реки. Абсолютно светлый - почти везде белые цвета.
Интурист спускается на землю и шагает по красивому бульвару, видя замысловатые скульптуры (таких нет даже в его иностранном мире). Мы здесь говорим не только про братских азиатских, африканских и восточноевропейских посетителей. Произвести впечатление проектировщики хотели в том числе и на избалованных комфортом, культурой и оригинальностью западноевропейцев, японцев и американцев.
Приезжий видит как в магазины, домой или на остановки по солнечному бульвару Энтузиастов идут счастливые советские люди, работающие здесь же в многоэтажных офисах "КамАЗа". Делают прически в "Доме быта". Покупают домой свежие овощи и фрукты в отдельном одноименном магазине на том же бульваре. Или идут в читальни "Библиотеки КамАЗа". Вокруг много студентов камского политехнического, находящегося в этом же районе. И медиков из местных больниц и поликлиник, идущих за покупками.
Вдоль пешеходной зоны расположены скульптуры «Ангел-хранитель», «Пробуждение», «Возрождение», «Зарождение» и др. В состав комплекса также входят скульптуры «Эволюция», «Противостояние», «Гармония» и «Древо жизни». В качестве материала художник использовал бетон с разноцветной мозаикой. Скульптуры привлекают внимание своими необычными, причудливыми формами и яркой цветовой гаммой.
Бульвар Энтузиастов благодаря буйной творческой фантазии Ильдара Ханова кажется каким-то сакральным местом урбанистического пространства.
По словам художника, свои будущие картины, скульптуры, архитектурные сооружения он видит в уже готовом виде во время медитаций.
В.Демченко, скульптор: "На вершине дерева обозначена муза поэта, это его мечта, надежда и несбывшаяся любовь".
В небольшом селе Орловка деревянная церковь существовала ещё в конце XVIII века. Однако в 1844 году она сгорела. В 1854—1859 гг. на средства елабужского купца Ивана Ивановича Стахеева была построена новая однопрестольная каменная церковь, освященная, как и сгоревшая, во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Средних размеров храм был построен по образцовому проекту Константина Тона в византийском стиле — в царствование императора Николая I других проектов власти и не утверждали.
Закрытый в 30-е годы, храм был реконструированв 1990—1992 после передачи его Казанской епархии, Вокруг него был создан своеобразный ансамбль, включающий ограду с воротами и павильоны.
Innokentia писал(а) 13 май 2018, 21:16:.
Маловероятно, что когда-либо мы еще окажемся здесь, если только не соберемся в речной круиз по Каме...
Список форумов ‹ Экс-СССР форум ‹ РОССИЯ форум ‹ Отзывы о путешествиях и отдых в России