У нас недель было всего две, а именно – с 28 апреля по 12 мая. Это время – одно из самых удачных для путешествия по Кавказу, когда изумрудная зелень трав отлично сочетается с бесконечно голубым небом. Правда, на тюльпаны в Калмыкии мы опоздали, но вот цветущие маками поля видели.
Итак, четыре девушки. Автомобиль – Opel Astra. К сожалению, регионы, в которые мы собирались, до сих пор считаются очень неблагополучными и опасными. Поэтому мы целый месяц пугали всех знакомых тем направлением, где решили провести отпуск. Не претендуя на попытку развенчать чье-либо мнение, я в этом отчете излагаю свою точку зрения, и свой опыт путешествия по Северному Кавказу. Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию мы уже посещали ранее, поэтому основной упор в путешествии был сделан на Дагестан и Чечню.
1. Дороги.
Для интересующихся актуальным состоянием М4 – в Ростовской области опять все перекопали, надеюсь, к ЧМ сделают. Участок Лосево – Павловск все в том же состоянии постройки двухполосной дороги в каждую сторону, и вряд ли ее стоит ждать в 2018 году. В Элисту мы ехали, свернув в Миллерово через Кашары, Морозовск, Волгодонск – дорогу тоже подушатали по сравнению с 2016 и 2017 годами, когда мы там проезжали по пути в Астрахань и Волгоград. Но зато нигде не стояли, в отличии от обратного пути, когда мы выезжали из Ставрополя.
Да простят меня гостеприимные калмыки, но из всех регионов, которые мы посетили, самые плохие дороги именно в Калмыкии. При этом едешь – дорога вроде бы ровная и качественная, но то тут, то там обширные глубокие ямы, в которых потерять колесо проще простого, и от которых приходилось постоянно на скорости уворачиваться. Трасса Элиста – Махачкала (после Яшкуля) просто усеяна рваными шинами.
В Дагестане дороги сносные, в Чечне лучше. Если поедете из Нальчика в Карачаевск, то после Кисловодска будет достаточно протяженный участок абсолютно убитой дороги. До Приэльбрусья дорога местами ремонтируется.
Еще в населенных пунктах Дагестана ну очень много лежачих полицейских.
2. ГИБДД.
В интернете я читала много отзывов и отчетов про дагестанских гаишников и стиль вождения в этой республике. И, честно говоря, опасалась и того и другого. Мои опасения не подтвердились.
Постов ГИБДД по Северному Кавказу очень много, непривычно много для нашего центрального региона. В Дагестане после смены власти в республике в силовых структурах также произошли изменения. На всех постах, на которых нас останавливали, были командированные офицеры из других регионов России. Все очень вежливые, вопросы в стиле «кто – куда – зачем», проверка документов, в некоторых местах (в горных районах) регистрация. И чувствуется, что они контролируют порядок и безопасность. Камер очень мало. После въезда в Северную Осетию и далее наблюдается разительный контраст - сотрудники ГИБДД, мастерски прячась в кустах, занимаются тем, что ждут жертву, которая пересечет сплошную линию разметки.
На выезде из Махачкалы в сторону Дербента у нас произошла забавная ситуация. Мы ехали с местной девушкой на переднем пассажирском сидении. Подъезжая к переезду, я наблюдаю такую картину – горит красный сигнал, а машины продолжают ехать. Она мне говорит: «Езжай. Это нормально. Здесь все так делают». Ну мало ли – светофор сломался. Поезда не видно – проезжаю. Практические сразу после переезда останавливаемся на левый поворот, перед нами несколько фур. На этом перекрестке пост ГИБДД. Минут через пять после остановки к нам медленно направляется инспектор, подходит и спрашивает: «А вы случайно на переезде на красный свет не проехали?». Мы во все пять женских голосов естественно сказали: «Конечно же нет!». Инспектор пожелал нам счастливого пути.
3. Манера вождения.
Здесь, пожалуй, выделяется Дагестан. Когда мы по Махачкале ездили двумя машинами с дагестанцами, проезд местных на красный свет меня сильно не удивил (ну не сильно оживленный перекресток был), а вот парковка в карман из крайне левого ряда при трехполосной дороге была уже поинтереснее. Опасные обгоны, кажется, любимое занятие дагестанских водителей. Но у меня сложилось впечатление, что все эти маневры местные делать очень уверенно и рассчитывают свои силы. Наверное, потому что, в отличие от нашей центральной полосы, нарушают правила повсеместно и каждый день. По крайней мере, за 1,5 тыс. км. по Дагестану мы видели всего одно ДТП, когда на горной дороге водитель съехал в кювет. Лично мне ездить было спокойно.
Кстати, в Дагестане до сих пор нет АЗС известных сетей. Мы заправлялись по рекомендации местных и один раз в Хунзахе на заправке, которая показалась крупной и надежной.
4. Цены и питание.
В Калмыкии все достаточно дешево. Ужин в элитном ресторане местной кухни с алкоголем в виде пива обошелся в 2600 рублей на шестерых человек. Дагестан средне, а вот в Грозном цены уже приближаются к московским.
Очень вкусная кухня, ну очень. Но только для любителей мяса. Калмыцкая баранина – это просто «пальцы съешь». В Чечне ели очень вкусный шашлык из говядины, а в Нальчике из печени.
В Дагестане, естественно, посетили фирменные магазины Кизлярского и Дербентского коньячных заводов. Очень вкусное и дешевое вино Дербентского завода игристых вин (особенно понравилась марка «Кара-Койсу»).
В Чечне алкоголь не продается. По слухам, в Грозном в Ленте можно купить пиво с 9 до 10 утра (или что вроде такого временного интервала), но мы не проверяли. Свой алкоголь (привезенный) лучше не светить – можно нарваться на неадекватную реакцию.
5. Гостеприимство (отношение местных к туристам).
Дагестан, по моему опыту, в плане гостеприимства переплюнул Абхазию и Армению (в Грузии не была). Местные очень благожелательны, всегда готовы помочь. Обстановка очень спокойная – никогда не переживали за машину, да и вещи в салоне, в том числе сумки, зачастую не убирали. По форме одежды – в купальниках и сильно открытом не ходили.
В Грозном у нас постоянно спрашивали, как нам город, как республика. При поездке по глубинке Чечни на девушек в брюках, путешествующих без мужчин, уже могут смотреть неодобрительно, часто сигналят (хотя, может, так и здороваются). Поэтому было как-то менее комфортно. Но никаких ситуаций, которых хотя бы с натяжкой можно было отнести к опасных у нас не было.