День девятнадцатый: остров Большой Соловецкий - Кемь
Часть четвертая – Пешеходно-теплоходно-автобусно-поезднаяВ районе 3 часов дня я зашел на Приморскую 8 и забрал свой багаж. До этого я попытался решить вопрос с транспортировкой меня и багажа до Тамарина причала. На досках объявлений в поселки имелись объявления об услугах такси, но я быстро понял, что это просто аренда авто с водителем с почасовой оплатой. Т.е. пять минут езды от Приморской 8 до Тамарина причала обойдутся мне в 400 руб, о чем мне радостно сообщил водитель, когда я позвонил по указанному на доске телефону. И добавил, что вообще он сейчас занят. Я сейчас задним числом думаю, что мне не надо было скупиться и арендовать тачку часа на три, поездить по острову и потом меня бы завезли на причал. Я сказал водиле, что за 400р я и сам допру сумку до причала.
Что собственно я и сделал. Потратил я на это правда почти полчаса, т.к. не торопился и обошел монастырь вдоль озера, чтобы избежать крутого подъема на набережной бухты Благополучия.
Около 15-30 я почти живой (шутка), но все же дошел к входу на Тамарин причал и встал в конец очереди желающих ухать в Кемь на «Метели-4». Почти сразу калитку открыли и народ ломанулся к теплоходу. А зря, т.к. перед входом стоял капитан теплохода и начал пропускать пассажиров по очереди из своего списка: сначала по купленным в Рабочеостровске бумажным билетам, потом по брони, а потом оставшихся по очереди. Я был одним самым последних пассажиров, который поднялся на борт «Метели». Посадочных мест на этом теплоходе всего 80. Не помню точно все ли они в салоне. Салон небольшой, темноватый и вообще «Сапфир» гораздо приятнее, но у кемских теплоходов есть одно большой преимущество, они идут всего 2 часа до Рабочеостровска.
Как бы то ни было, но «Метель-4» стартовала по расписанию, т.е. в 16-00. Пошел небольшой дождик, говорят это к удаче. Плавание до карельского берега прошло в целом без проблем. Я устроился в середине салона на крайнем кресле и большую часть пути провел на открытой палубе в середине теплохода. С грустью простился с Соловками. Сначала с монастырем, потом с окрестными островками архипелага.
Несмотря на хмурую погоду, море было спокойным и корабль набрал хороший ход в юго-западном направлении.
Глядя на море, я начал подводить итоги поездки на Соловки. Трех ночей (75,5 часов) пребывания на Соловецких островах мало. Я думал, что 6 ночей бы хватило в самый раз. Сходить на Белужий мыс, сплавать на Большой Заячий остров с его лабиринтами, сходить в поход на лодке по озерно-канальной системе, съездить по дамбе на Большую Муксалму, сплавать в Соловецкую кругосветку. Что-то я разогнался… В общем дней десять надо на Соловки. У меня было три с небольшим и я остался доволен поездкой.
Основное развлечение в пути было наблюдать за чайками. Эти морские птицы просто чудо.
На «Сапфире» из –за размеров корабля такого контакта с ними трудно достичь. Иногда казалось, что рукой можно достать. Народ развлекался бросая им хлебушек. Птицы пикировали за ним прямо в воду, на лету даже не пытались достать.
Наконец стал приближаться материк. Сначала теплоход прошел пролив Соловецкая Салма, потом севернее архипелага Кузова и мелких островов вошел в Кемскую губу. Места здесь красивые и дикие.
Наконец мы причалили в Рабочеостровске. Я не спеша покинул «Метель-4» и приготовился к поиску такси.
Но на причале стоял большой комфортабельный автобус и за сотку предлагали доехать до станции Кемь. Причал в Рабочеостровске вроде общественный, но туркомплекс «Причал» его практически прихватизировал. Но в принципе все культурно. Я даже не раздумывал и сел а автобус. В моем случае было выгодно, а вот некоторые местные семейные по 3-4 человека предпочитали такси (я думаю за те же деньги, что у меня в бюджете было заложено 300 руб на такси до станции Кемь).
Мы еще сделали остановку непосредственно у туркомплекса «Причал» и поехали в сторону Кеми. Я посмотрел на часы, было начало 7 часа вечера, пока доедем до станции до посадки на поезд останется чуть больше полутора часов. Посмотрел по карте где находится главная достопримечательность Кеми Успенский собор. Оказалось довольно далеко от вокзала. На общественный транспорт в десятитысячном городе точно рассчитывать нечего. Пешком вроде успеваю туда-обратно сходить. Решил все-таки погулять по Кеми. Место ведь почти легендарное. Все помнят сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» по «Кемскую волость хотите? Йа,Йа Кемска волость» .
На вокзале я без проблем нашел камеру хранения у начальницы вокзала. Она сама лично мне ее открывала и денежки наличкой забирала. Вокзал в Кеми небольшой, но приятный. Я правда в нем был всего минут 10. Далее я вышел на привокзальную площадь Кирова и по главной магистрали города Пролетарскому проспекту пошел в сторону центра. Кемь в принципе неплохо выглядит для глубоко провинциального городка. Застройка на Пролетарском проспекте эклектическая, т.е. включающая все периоды советской и российской истории от сталинок и хрущевок до российских новостроев, но преобладают типовые дома времен расцвета развитого социализма (т.к. брежневки). А город ведь исторический и Кемска волость и правда когда-то существовала, ей владели знаменитая Марфа Борецкая и Соловецкий монастырь. Из достопримечательностей в Кеми сохранились только два религиозных объекта. Восстанавливаемый Благовещенский собор начала 20 века я увидел краем глаза с Пролетарского проспекта.
Далее я повернул к мосту через один из протоков реки Кемь. Там на речном острове, который образует река находится еще одна жемчужина русского деревянного зодчества Успенский собор. Я бежал в припрыжку под начавшимся дождичком. Перешел по мосту, повернул… Бац, очередной облом. Собор находится на реконструкции. Я от досады чуть не заплакал. Отошел на другую сторону улицы, чтобы разглядеть стройку получше. Здесь парадоксом корабля Тесея как в Кижах не заморачивались. Просто разобрали собор и строят фактически новый, из-за лесов ничего толком не видно. Сроки реконструкции нарушены.
Таким образом, Карелия в настоящий момент лишена сразу трех своих главных шедевров: Преображенская церковь в Кижах восстанавливается с учетом парадокса корабля Тесея , Успенский собор восстанавливается без учета корабля Тесея, а Успенская церковь в Кондопоге сгорела из-за подростковой шалости (или чего еще, ужас просто).
Настроение резко упало. Но делать нечего надо бежать обратно на вокзал. Про такси я подумал, но «Яндекс.такси» в Кеми еще не работает. Другие варианты я решил не искать, т.к. вроде успевал вернуться пешком. На берегу Кеми немного передохнул, сфоткал восстанавливаемый Благовещенский собор, дождь перестал и стали летать какие-то насекомые.
Я вспомнил исторический анекдот про название этого городка. Типа название произошло из бранных слов «К.Е.М», которые писал Петр Великий на указах о высылке людей на север. Я когда прочитал об этом, сначала не понял что за бранное слово, потом понял. И вот теперь, когда бежал по кемским дворам, в сторону вокзала, повторял «К е..ной матери» и ржал…
К вокзалу прибежал вовремя. Успел еще забежать в супермаркет и купить сок, другие продукты на ужин решил купить в поезде. Забрал вещи. Посетовал железнодорожнице на облом с Успенским собором. Она мне сказала: «Зато город посмотрели». Я говорю «К.Е.М» и как заржу. Она не поняла…
Поезд №021 мне ждать не пришлось, он уже подходил к перрону, когда я покинул камеру хранения. Поезд этот конечно не «Красная стрела», но даже в плацкарте было вполне комфортно. Я быстро разместился, купил на ужин доширак (денег было жалко) и чай в подстаканнике (на это наше чудо денег никогда не жалко). Несмотря на то, что для меня этот день начался в полпятого утра и глаза просто закрывались, я решил обязательно дождаться Беломорска, т.к. хотелось посмотреть как город выглядит в центре. В районе вокзала Беломорск выглядит обыкновенно и я почти удовлетворенный этим сложным днем отправился спать. Завтра будет Питер, Кронштадт и …
Затраты 19 дня:
1. Сувениры хенд-мейд - 400 руб
2. Завтрак – 200 руб
3. Обед – 450 руб
4. Сувениры в монастырской лавке – 450 руб
5. Товары из водорослей – 594 руб
6. Взнос на симкарту «Мегафон» - 100 руб
7. Кукла – 250 руб
8. Билет на теплоход «Метель-4» - 1600 руб
9. Автобус Рабочеостровск – ж/д станция Кемь – 100 руб
10. Камера хранения на ж/д станции – 260 руб (2х130)
11. Сок – 54 руб
12. Чай и «Доширак» в поезде – 125 руб
Итого: 4583 руб
Финансовые итоги посещения Карелии и Соловков:
1. Карелия, 5 дней – 26382 руб (5276 руб/день)
2. Соловецкие острова, 4 дня – 21185 (5296 руб/день).
В затраты на Соловецких островах я включил стоимость переезда Петербург, в т.ч. стоимость ж/д билета Кемь-Петербург. Получается, что пребывание в Карелии и на Соловках немного дороже. Но надо учитывать большие транспортные расходы и основные затраты на сувениры я сделал именно здесь. Средние затраты за 19 дней приблизились к моему финансовому плану в 5000 руб и составили 4964 руб.