
Петр Первый, страдающий желчнокаменной и мочекаменной болезнями, очень интересовался минеральными источниками, и поездки в Карлсбад (Карловы Вары) и Аахен становились все чаще и чаще. В 1717 г он издал Указ "О приискании в России минеральных вод" и отправил доверенных людей и на юг, и на север. На севере - в Карелии -в 1719 году были открыты Марциальные воды- первый российский курорт. А вот на юге, где были известны горячие кислые источники, используемые горцами, описанные врачом Готлибом Шобером в том же 1717, стали развивать и строить только через много лет, когда территория стала переходить под покровительство Российской империи. Тем не менее, в 1722 г. по пути в Персию, Петр побывал и испробовал холодные и горячие кислые источники.
История же массового использования кавказских минеральных вод начинается в 1803, когда минеральные воды сегодняшнего Пятигорска Указом Александра Первого были признаны лечебными. Первый дом Пятигорска был построен в 1812, а в 1825 их было уже 65. В 1830 из России приехало на лечение уже 1500 человек. В том же году поселение получило имя Пятигорск, и стало понятно, что рост популярности лечения на новом курорте не соответствует скорости строительства жилья для приезжающих. "В 1831 г. был утвержден новый план застройки города Пятигорска и объявлено о льготах желающим поселиться в Пятигорске. В 1837 г. В Пятигорске насчитывалось 400 домов, жителей было более тысячи. Под строительство города отводилось 110 десятин (около 100 га) к западу от источников" (Истрия Пятигорска)

Сегодняшний Пятигорск -это два города в одном, если так можно сказать. Санаторно-курортная часть располагается на склоне Машука на высоте 500 метров над уровнем моря. Более 10 санаториев один за другим ползут вверх вдоль тропы вокруг Машука (точнее сказать сложно, потому что санатории разного подчинения и собственности, кто-то объединяется, кого-то проглатывают более сильные соседи. Например, построенный выше всех санаторий-профилакторий Ленинские скалы долго стоял заброшенным, а теперь - один из корпусов санатория им. Лермонтова) Здесь же самые известные исторические достопримечательности, административные здания, Верхний рынок. А вокруг подножия Машука, за рекой Подкумок - жилая зона города.

Чем же отличается наш район КавМинВод от других европейских курортов? В чем его уникальность? В 1823 году врач -фармаколог Александр Петрович Нелюбин начал исследование кавказских вод и создал фундаментальный труд - полное описание обнаруженных и используемых на тот момент источников. Если мы едем от Минеральных Вод на поезде, то последовательно проезжаем города: Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск. И каждый из них специализировался на том, какие воды преобладали.
В Железноводске - "горячие железистые ключи", как писал доктор Гааз в 1810 году, добавляя, что таких горячих минеральных вод- от 37С до 62С, как истекающие из горы Железная, в Европе нет. На самом деле там преобладает не железо, а очень сложный химический состав - эта вода содержит содержат соли радия, радон, радиоактивные элементы ториевого ряда и железо и относится к углекислым гидрокарбонатно-сульфатным кальциево-натриевым. Железноводск специализировался на болезнях ЖКТ и обмена веществ.
Ессентуки - родина знаменитых лечебных (NB - не столовых, а именно лечебных!!!) вод Ессентуки -17 и Ессентуки-4.
Кисловодск - родина нарзанов. Главный нарзан города используется для ванн, он холодный, всего 12С. А для знаменитой Нарзанной галереи вода идет 45 км по нарзанопроводу от Кумского источника. Это - главная питьевая вода, столовая, по составу -гидрокарбонатно-сульфатная кальциево-магниевая.
Вот что написано на сайтах кисловодских санаториев: "Сульфатный нарзан отличается высоким содержанием сульфатов натрия и магния. В нем много железа и микроэлементов, таких как цинк, марганец, стронций, бор. В воде этого нарзана даже содержится небольшое количество мышьяка, что также оказывает лечебный эффект при определенных заболеваниях. Сульфатный нарзан улучшает работу кишечника, повышает секрецию желудка, способствует улучшению желчевыводящей функции печени и работу системы пищеварения. При правильном употреблении, этот тип нарзана снижает вздутие живота.
Питьевое лечение нарзанами облегчает состояние при болезнях системы кровообращения, особенно после перенесенного ревматического эндомиокардита. Лечение в Кисловодске прописывают при отсутствии процессов миокардита (через 6-8 месяцев после обострения заболевания), в ситуациях с пороком сердца — недостаточностью митрального клапана, при ишемической болезни сердца с редкими приступами стенокардии. Также питьевая терапия и нарзанные ванны показана при гипертонической болезни 1-11 стадий и гипотоническая болезни. Ванны с использованием нарзанов замедляют работу сердечной мышцы, нормализуют артериальное давление, тренируют сердечно-сосудистую систему. Под влиянием попадающей в кровь через кожу углекислоты, у больных расширяются периферические сосуды, улучшается дыхание, нормализуется газообмен и, даже, увеличивается емкость легких."


А вот Пятигорск... Здесь Нелюбин обнаружил такое разнообразие минеральных вод, которые превзошли все вышеперечисленные курорты. Сегодня эти воды можно разделить на 5 групп.
1) Углекислые воды (горячие, теплые, холодные);
2) Углекисло-сероводородные сложного ионно-солевого состава;
3) Радоновые воды;
4) Минеральные воды ессентукского типа (углекислые и углекисло-сероводородные);
5) Бальнеологическая группа вод «без специфических компонентов и свойств» (азотные термы, метановые воды с повышенным содержанием йода и брома, слабоуглекислая хлоридная натриевая вода).
Это - все типы минеральных вод, существующих в мире. И единственное место, где природа собрала их на таком маленьком кусочке земли. То есть, здесь есть и нарзаны, как в Кисловодске, и сернистые воды, щелочные, как в Железноводске, и углекислые, как в Ессентуках. Но есть и то, чего нет нигде - это радон.
Почти сразу Пятигорск стал специализироваться на болезнях опорно-двигательного аппарата в дополнение к лечению болезней органов пищеварения и мочеполовой системы. Помимо лечения водами здесь применяли лечение минеральными грязями озера Тамбукан. В 1914 году здесь наконец-то построили грязелечебницу, которая сразу же стала принимать раненых с фронтов Первой Мировой.
История же радоновых вод - самая интригующая. У подножия горы Горячей были обнаружены источники "теплых серных" вод, которые стали использовать для лечения "низших чинов", поскольку содержание сероводорода там было незначительным. Это было в начале 19 века. К удивлению, было замечено, что эффект от этих "неэффективных вод" подчас был просто из разряда чудесных. Быстрее заживались раны, переставали болеть мышцы и кости, проходили воспаления, улучшалось общее самочувствие больных, восстанавливались их жизненные силы. Когда Мария Кюри открыла радиоактивность, эти воды были вновь исследованы местным врачом А. Соколовым, а затем и химиком Э.Э. Карстенсом, которые доказали, что эта вода -"подлинное богатство Пятигорского курорта".
Построенная в конце 19 века возле источника Теплосерная лечебница, а также деревянные бараки, где принимали ванны, предназначенные к сносу, начали новую жизнь.
