Утро было опять прекрасно, и я решила еще раз сходить к мысу Птичьему поснимать кекуры в лучах восходящего солнца. Как раз приехала "фотогруппа" с целью увидеть местные красоты без толп, но при утреннем освещении. Наверное, они знают, что делают.
Но все оказалось не так замечательно, как я представила себе. Дело в том, что солнце встает прямо напротив арок и скал, и с очень многих точек снять я вообще не смогла, а что-то получилось темновато. Или это для супер профи, или надо утром снимать одни ракурсы, а позже другие.
К тому же солнце едва поднявшись над морем попало в облако и какое-то время было довольно сумрачно.
Но я все равно получила удовольствие и от этой прогулки к мысу Птичий. Присмотревшишь к "фотографам" я поняла, что они тоже не профи и даже не продвинутые любители, но вот не поленились рано выехать на рассветную фотосьемку. Даже если они ночевали где-то в Охотском, ехать до мыса Птичий оттуда не менее 2 часов, а из Южного еще дольше.
Я забыла рассказать про речку, что впадает в море рядом с парковкой. Обычный ручей, я его накануне перешла вместе с великом в брод, сняв предварительно велотуфли, чтобы не мочить их зря. Питьевую воду все берут из него. Но до моря он не доходит, а исчезает в песке на пляже. При этом горбуша пытается в него зайти с моря, и соответственно погибает на пляже. Не знаю, естественная эта перемычка или это бульдозером сделано, чтобы туристам было удобно.
Первая задача на этот день была выехать к заливу Мордвинова. Это 25 км по глухому лесу с бродами, подъемами, перевалом и дорогой, про которую мне водители говорили , что она хуже, чем я думаю. На самом деле она оказалась получше других, все таки за ней следят в первую очередь. Покрытие более-менее, резких торчков, куда сложно велик даже затолкать, не припомню, а вот до этого и на Евстафий и по дороге к Трудному такие были. Ручьи не глубокие, луж было немного.
Еще, наверное, сказывалось то, что ехала я с утра, отдохнувшая,силы были, время меня не подпирало, правда, и расслабляться и отдыхать я себе тоже позволить не могла. Во-первых, хотела доехать в этот день до Южно-Сахалинска, во-вторых, места-то опять медвежьи. Свистела, гремела банкой и орала я очень отчаянно. Выехала я где-то после 8 часов и в первый час машин не встречала, а вот потом поехали. Опять останавливались и спрашивали как мне не страшно одной. Меня эти вопросы уже начали раздражать. немного боязно, но это ж не повод сидеть дома. За эти дни я уже привыкла быть начеку, как-то вошла в ритм, ехала со свистком на шее, иногда прямо во рту. Чуть ровнее дорога, я свищу, на спуске добавляю сотрясание банкой, между этим порой покрикиваю, особенно на подъемах, так как в горку свистеть сложно. Фальшфейер со снятой крышкой и спрей без защелки висели на руле под рукой, но я очень надеялось, что меня хорошо слышно, и что все медведи заранее разбегаются. Консервная банка , что у меня была вместо погремушки или колокольчика мое изобретение. Я приделала к ней ручку и вешала на руль. Она на сильных ухабах сама гремела, так как в ней лежали большие болты, но лучше звук все-таки, если ее потрясти. Болты я еще в Москве привязала на веревочках, чтобы не потерять, а где-то на пляже добавили несколько камней. Звук получался вполне громкий. Читала, что медведи бояться стука железа, я на это очень надеялась.
Лес в начале был очень красивый, и где-то километров через 7 дорога поднимается на хребет. Это местный водораздел. По идее с него должны быть интересные виды, но почти всё закрывают деревья. Хотя некоторые машины с туристами останавливаются, но я проехала мимо. Далее приятный спуск, и я выехала на дорогу Пихтовое-Береговое. Она пошире, ехать может чуть легче, но лес стал не интересный и практически ничего не видно - вдоль дороги все заросшее. Довольно нудно.
Стало жарко, а у меня воды было мало. В начале пути хорошие ручьи я пересекала постоянно, поэтому не стала набирать много, а когда вода в бутылке стала заканчиваться, вдоль дороги стали попадаться только какие-то болотистые ручьи, из которых пить совсем не хотелось. Решила спросить воду у автотуристов. Подняла руку, первый же внедорожник остановился. Питьевой воды у мужика не оказалось, только лимонад, который он мне вручил вместе со стеклянной бутылкой. Пришлось его просить забрать тару и подождать пока я перелью "Буратино" в свою бутылку. Лимонад неплох в качестве дополнительного питания, но хорошо бы найти и чистую воду. Ладно, потом еще у кого-нибудь спрошу. Уже виден залив Мордвинова, но ехать еще до него прилично.
Ближе к заливу появились указатели на какие-то дачные участки, но я их не видела за деревьями. Где-то часа через 4 я выехала к Свободной. Почему-то я думала, что это будет небольшой поселок, собиралась в нем передохнуть и перекусить, а по факту там всего несколько домов, забор, смотриться как закрытая территория рыболовного стана, проезда на машине дальше нет.При мне приехала семья из Южного, они оставили машину около ворот и обойдя забор по пляжу потопали в сторону маяка. Я успела попросить у них воды, и они мне залили бутылку.
Надо пояснить насчет маршрута к маяку. От поселка-стана Свободная до мыса Свободный 7-8 км. Вариантов два - есть вполне приличная дорога по лесу ( с медведямии и набором) и есть по пляжу, но с непонятным качеством и мимо рыболовных станов. Пешком ходят многие вдоль моря, но вот пустят ли на велике, было непонятно. На машине точно не пускают. Так как это радиалка в сторону от основного маршрута, то я тщательно рассматривала фотографии и никак не могла понять хочу я туда или нет. Маршрут не популярен. Маяк построен японцами, уже не действует, но там живет семья, которая за ним присматривает. Несмотря на это он в довольно плачевном состоянии и каких-то особо интересных фотография я с него не увидела. Когда обсуждали мой маршрут с Сидовец , то он мне рекомендовал не ездить на мыс Свободный, так как Тонин маяк копия маяка на мысе Слепиковского, а тот у меня все равно на маршруте. Особых красот по дороге тоже вроде нет. Я все-таки оставила эту радиалку как факультативную - будет время съезжу, нет и не надо. Так как один день я пережидала дождь, да и после ехала небыстро, то еще утром решила, что к Тонину маяку не поеду.
Там на хребте какие-то радиолокационные станции, может еще поэтому ограничивают проезд на машине на полуостров.
На берегу было ощущение сковородки. Лес заканчивается в 400 м от залива и вдоль залива ни одного деревца. Была середина дня и шпарило прилично. Грунтовка , идущая вдоль залива Мордвинова оказалась противно рыхлой и жутко пыльной.
Если кто-то проезжал на машине, то облако пыли висело еще очень долго. Мне кто-то из водителей говорил, что там все едут по пляжу, но я не рискнула на своих велоколесах, и поехала сначала по дороге, была мысль заехать к озеру Айруп и там устроить обед.
До озера я доехала, но берег в том месте, где я оказалась, был заболоченный, и я решила просто передохнуть в лесу. Он там очень симпатичный, и под деревьями не жарко. Только пришлось постоянно свистеть, чтобы медведь не отобрал у меня икру :-)
Наконец-таки позвонив домой ( связи не было 3 дня). Мама очень удивилась, что я до сих пор не встретила медведей. На что я ей сказала, что встретить я могу только инвалида по слуху, а такие в природе обычно не выживают.Пообедав и отдохнув) я вернулась обратно к заливу.
Пляж не был пустынный, везде стояли машины, но он такой большой, все стоят на очень приличном расстоянии друг от друга, поэтому никто никому не мешает. В основном ловят рыбу, бродя в резиновых штанах по заливу с сетями. У берега оказалось очень мелко, вода прозрачнейшая, и я решила попробовать искупаться. Глубже колена я не ушла, вода холоднющая. Очень обидно, залив выглядит как где-нибудь в Индийском океане, только воду забыли подогреть :-(
Песок действительно, ближе к кромке воды очень плотный, и местами как мне и говорили напоминает бетон.
Решила тоже попробовать ехать по пляжу.Оказалось, действительно, попроще чем по дороге и однозначно приятнее.
Там было место, где многие выезжают на дорогу, но я поехала дальше по пляжу.
В результате я уперлась в причал, а выезд на дорогу был через рыхлый песок. Ох я там ругалась, выталкивая груженный вел по дюнам, но на дорогу вышла. Грунтовка далее оказалась сущим адом. То что шла на Новиково, это были цветочки, хотя качества они приблизительно одинакового, но тут уже, а машин было много, в том числе и грузовых, там карьер и что-то еще. Пыль вообще не оседала, видимость ужасная, по обочине ехать невозможно, приходилось отходить, когда ехал очередной самосвал. Боялась, что меня в этом облаке пыли могут просто не заметить. Тогда мне казалось, что хуже уже быть не может, но позже я встретила участки на Сахалине, которые могут поспорить за звание адской дороги и с этим участком :-(. К счастью, этот кошмар был небольшой, но очень выматывающий. Лес в этом месте "танцующий", но к сожалению, он все время в стороне.
Чтобы передохнуть я съехала к озеру. Их тут целая череда, но с дороги большинство даже не видно. Скорее всего это было Охотничье озеро. От дороги буквально несколько метров.
Наверное, в хорошую погоду тут можно искупаться,но к вечеру подул какой-то холодный ветер, а солнце спряталось за тучками. Погода, похожее, портилась.
И местные мне говорили, что на этих озерах купаться не стоит. Почему, никто внятно не объяснил. Самое большое озеро в округе - озеро Туйнача. Вот на нем есть и пляжи и базы отдыха, но оно в стороне. Была у меня мысль к нему заехать, но походу я и ее отмела. Купаться уже не тянет, а больше там делать нечего.
Вскоре я доехала до асфальта. Какое это замечательное изобретение человечества! После 5 дней по лужам, песку и пыльным грунтовкам начинаешь это ценить.
По асфальту быстро докатила до Охотского - самого большого поселка в этой части Сахалина. Вдоль залива есть даже деревянный променад.
Но он оказался закрыт для посещения, из-за угрозы обвала, хотя явно сделан недавно.
Зато на парковке как и в других поселках есть туалеты . Умылась, постиралась, набрала немного воды и переехала Красноармейский залив.
Виды очень напоминали Карелию или Новгородскую область.
Далее у меня было два варианта попасть в Южно-Сахалинск - по трассе или по старой японской дороге через Лесное. С первым вариантом все понятно - от Охотского до Хомутово 36 км асфальта. А вот насчет качества дороги через Лесное были сомнения. Вроде она зарастает, мосты подмывает, но при этом там чуть ли не официальный веломаршрут. Места абсолютно нежилые, малопосещаемые, медведей там встретить легко. Да еще перевал ближе к Южному. Выезжать на маршрут надо утром, чтобы обязательно проскочить эти 40 км до темноты. У меня так не получалось, был уже вечер, да и с асфальта съезжать уже совсем не хотелось. После уже пройденных лесных сахалинских дорог было понятно, что вряд ли я там увижу что-то новое, поэтому решила ехать по трассе.
Озеро Изменчивое с дороги было плохо видно, а вот к Туйначе в одном месте подъехала. Не впечатлило. Серая свинцовая вода и заболоченный берег. Что-то с озерами мне на Сахалине не везет, какие-то они неприветливые и берега вечно заросшие. Машин на трассе под вечер было немного, больше встречных, но вскоре пошли сплошные горки. Очень понравилось название речки Растрепа.
А потом я много раз пересекала речку Подорожку. Я уже понимала, что до Хомутово не доеду и гадала, где я буду ночевать. Вокруг в основном лес, в поймах рек тем более вставать не хочется. Увидела на навигаторе, что перед Весточкой будет несколько дачных поселков. Вот это вариант- встать прямо на дачах, рядом с людьми. Так и сделала. Там есть широкая дорога на известковый карьер. По ней я повернула и проехав немного, заехала на дачные участки. Был субботний вечер, но большинство домов явно стояли пустые. Есть и заброшенные участки. Хотела у кого-нибудь посоветоваться и попросить воды, но никого на улицах не было. Постучалась в один дом с освещенными окнами. Меня там загнал в угол огромный лабрадор, а хозяин вышел только минут через десять несмотря на мои крики и стук. Воды он мне дал, сказал, что медведей в лесу много, лучше там не ночевать, многие дачные участки хозяевами не посещаются, могу, наверное, встать, но где именно не подсказал. Пошла искать сама. Все пустые участки хорошо просматривались, а я этого не хотела. Нашла еще одну тетушку, та мне указала на участок, где стройка заброшена, хозяев с весны она не видела. Там я и встала. Место оказалось удачное - участок с дороги обнесен забором и меня не видно, а на самом участке железнодорожный вагон в качестве бытовки. Утром меня увидела одна соседка, очень удивилась, но ничего не сказала.
Тетушка сказала мне, что самосвалы на карьер носятся круглосуточно и я боялась, что их шум будет мне мешать спать, но то ли я крепко спала, то ли они ночью они все-таки прекратили работу, но спала я неплохо. Вообще, конечно, меня часто удивляют дачные участки. Вроде они покупаются ради отдыха на природе, но потом кто-то на них пашет как проклятый, а кто-то вот вынужден слушать рев самосвалов. В городе тише. Все-таки с палаткой намного лучше, даже если место неудачное, то это всего одна ночь. Но многие этого не понимают :-)
За день проехала 72 км.