Но как оказалось, покой нам только снился ;)
Итак, что же это за такая извилистая река и что нам там надо? Харасавэй это река и мыс на полуострове Ямал, также этим именем назван вахтовый поселок и газоконденсатное месторождение. Надо сказать, что месторождение это совсем не маленькое. Запасы его составляют около 2 трлн кубометров газа. Считается, что на всем полустрове Ямал запасов около 55 трлн кубометров.
Забавно, что изначально из Харасавея планировали возить сжиженный газ (СПГ) по Карскому морю, но от идеи отказались из-за того, что данное море не всегда даже летом пригодно для судоходства и теперь тянут трубу.
Газ нас интересовал мало, а вот тот факт, что Харасавэй это одна из самых северных точек, куда можно приехать колесами легкового автомобиля, для нас представлял гораздо больший интерес. Забегая вперед скажу, что мы достигли широты 71°11,066 (столовая вахтового поселка, можно было проехать чуть севернее до 71°12, но...). Севернее только Тикси, который для нас история следующего года.
От Югорска до Селехарда идет магистральный ("гражданский") зимник, вполне приличного качества (местами его правда забывают чистить) и дорога в город-герой не доставляет особых хлопот.
Еще даже лес есть, дальше на Ямале не будет ничего ;)
Путь на Харасавэй проходит через Бованенково, вдоль самой северной железной дороги Обская — Бованенково. Бованенково это крупнейшее месторождение Ямала, его запасы оцениваются почти в 5 трлн кубометров газа. Запуск месторождения отложен на конец 2012 года, т.е. пока ничего не добывается и все находится в стадии строительства.
Железку начали строить аж в 1986 и собираются закончить в сентябре этого года. Протяженность до ст. Бованенково - 525 км (хотя на указателе значится 538), а всего должно быть постороено 572 км. На текущий момент железка не доходит до Бованенково километров 30.
Железка фактически убила автомобильное сообщение от Лабытнанги до Бованенково. Отрапортовав в Москву о запуске железнодорожного сообщения, зимник перестали обслуживать и по его остаткам на свой страх и риск теперь ездят "частники" (они же "грузовое такси").
Частники это суровые мужики на трехосных Уралах и КАМАЗах, работающие на Северах - от Варандея до Ванкора и зарабатывающие себе на хлеб тяжелым и опасным трудом. Ничего кроме уважения эти простые в общении люди не вызывают. Нам с ними по пути.
Я не зря написал, что труд у водителей там тяжелый и опасный - это научный факт, не требующий доказательств. Сильная пурга очень быстро полностью заметает Урал. А двигаясь даже в слабую пургу риск промахнуться и упасть в тундру очень велик.
Как всегда в тундре все локанично и просто. Однако, в этой простоте что-то есть.
И наконец вот он мыс Харасавэй, Карское море, ледяное молчание ;)
Тундра забирает не только машины, но иногда и вертолеты. Этот нашел свое пристанище в Харасавэе.
И в заключение - мы сделали это! Конечно, ничего уникального - сотни грузовиков ежемесячно ездят по подобному маршруту, возят цемент. Они просто там работают. Однако, не думаю, что много легковой техники своим ходом прошло от Лабытнанги до Харасавэя и обратно. Было реально тяжело.
Видео: