В этом году мой выбор пал на комплекс Покровского монастыря и ближние к нему Петропавловскую и Никольскую церкви (они принадлежат монастырю, но реставрация еще не началась, поэтому богослужения не проводятся, и вход закрыт).
По легенде, Покровский монастырь был основан в 1364г. на низком берегу Каменки во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского. Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог из Суздаля в Москву. В XVI веке князь Василий III жертвует монастырю большие суммы; на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церковью и колокольня. Вероятно, тогда же были построены кельи и ограда, которая не сохранилась. Существующая в наши дни ограда была построена в XVII веке.
Во времена Василия III монастырь переживает наибольший подъем. Князь не напрасно оказывал ему такую поддержку: в 1525г. его первая жена, Соломония Сабурова, которую он обвинил в бесплодии, была насильно пострижена в монахини и под именем старицы Софии водворена в Покровский монастырь, а Василий женился на Елене Глинской (в будущем – матери Ивана Грозного). По слухам, дошедшим вскоре до Москвы, Соломония родила сына. Так как мальчику грозила опасность, она отдала его на воспитание, а для прибывших из Москвы дьяков инсценировала погребение ребенка. В 1935г., когда белокаменную плиту над могилой в усыпальнице Покровского собора сняли, археологи обнаружили под ней детский гробик с одетой в шелковую детскую рубашку куклой. Может быть, Соломония таким образом пыталась доказать, что не бесплодна, а может быть, и в самом деле скрыла своего сына.
Сама София тоже была погребена в усыпальнице Покровского собора, в летописи монастыря сохранились записи о «чудесах и исцелениях», происходивших у ее могилы, а в 1995г. были вновь обретены ее мощи, и с тех пор праздник Преподобной Софии Суздальской отмечают дважды в год.
Кроме Соломонии Сабуровой, в Покровский монастырь ссылали и других знатных женщин, попавших в опалу. Их имена сохранились в усыпальнице монастыря: жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного; одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова; вторая жена царя Василия Шуйского Мария Буйносова-Шуйская; жена Петра I Евдокия Лопухина, которая оставила после себя придел стоящей рядом с монастырем Никольской церкви в память о своем сыне, царевиче Алексее.
Здания монастыря сгруппированы вокруг площади у южной стены собора. Такая композиция встречается и в других русских монастырях того времени. Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь, построенная несколько позднее, когда на Руси уже формировались другие принципы монастырской застройки.
Покровский собор (1510-1514) - главное здание монастыря, его композиционный центр.
Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками. Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы.
Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками»,
пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором - высокими узкими окнами и карнизом - повторяют внешний вид храмовых апсид. При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх.
Интерьер собора не менее аскетичен, ведь изначально он использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в подцерковье. При реставрации собора в 1962г. были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь. Внутри собора фотосъемка запрещена. Мое внимание привлекли три больших ларца с огромным набором частиц мощей, думаю, святые там собраны на все случаи жизни. Собор неоднократно подвергался переделкам, но в 1962г. после реставрации ему был возвращен первоначальный вид.
С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн - слуховых отверстий.
В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками и пилястрами с рустовкой.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) - своего рода крепостная башня с двумя арками - большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик - уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви.
Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами.
По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Как и собор, надвратная церковь перестраивалась, и в 1958г. реставрация возвратила зданию первоначальный облик. В настоящее время в ней проводятся богослужения, поэтому вход туристам туда закрыт.
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551г). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком - в верхней части стены выложены крупные ромбы из красного кирпича.
Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви - большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения. В XVI веке к западному углу церкви была пристроена небольшая звонница с шестигранным шатром, характерным для деревянного зодчества. Шатер небольшой, с одним рядом слухов, опирающийся на арочный ярус звона.
Рядом с трапезной церковью располагались подсобные здания: ледники, складские помещения, сохранившаяся до наших дней и значительно реставрированная поварня (конец XVIIв).
В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVIIв.), в которой сейчас открыт филиал музея.
Первый зал выставки представляет историю монастыря, в экспозиции много оригинальных записок хозяйственно-управленческого содержания, копии икон и картин, изображавших монастырь, фотографии настоятельниц и известных гостей, изделия легкой монастырской промышленности, а также вот такой интересный складень.
Во втором зале реконструирован интерьер приказной избы, которая ведала монастырским хозяйством и судебными делами. Обстановку дополняют слюдяные «окончины».
В подземелье под зданием находится каменный мешок, где содержались узницы.
Окружающая монастырь ограда с башнями (XVII-XVIIIвв.) уже в XVI веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в ХХ веке реставрирована. Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные черты стен, приспособленных для оборонительного боя: узкие бойницы, с внутренней стороны – глухие арки – опоры для деревянных подмостков боевого хода.
В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII века, почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик.
Восьмигранные башни XVIII века наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями. Стены их украшены рядом окошек с наличниками, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.
В монастыре долгое время размещалась гостиница, устроенная в стилизованных избах.
Теперь она закрыта. Пожить в подобной гостинице нам с друзьями довелось в Ростове Великом, там она расположена прямо внутри кремлевской стены. Высоченные потолки, отделка из натурального дерева, покрывала «пэчворк», все помогало нам погрузиться в атмосферу «Ивана Васильевича». А вот колокольный звон к заутрене болью отозвался в, еще не отдохнувшей после вчерашних возлияний, голове.
На территории монастыря работает паломническая трапезная, где на момент моего посещения можно было угоститься натуральным компотом с пирожками.
Петропавловская церковь (1694г.) была построена в Никольской слободе Покровского монастыря, почти у самых стен последнего и по монастырскому же заказу. Церковь строилась с учетом всего ансамбля Покровского монастыря, главному собору которого к тому времени уже было почти двести лет, поэтому перед суздальскими зодчими стояла задача органично вписать новую церковь в пейзаж монастыря. Она получилась большой, под стать Покровскому собору и с заметным влиянием его архитектуры в некоторых приемах – перспективные порталы, обходная галерея. В северо-западном, ближнем к монастырю углу галереи была возведена шатровая колокольня, снесенная после революции. Но в храме присутствуют и черты своего времени. Это наличники окон, фигурный карниз с кокошниками.
Никольская церковь (1712г.) – первая «теплая» церковь в Суздале – была построена возле Петропавловской. В застройке Суздаля такие «парные» храмы появились в первой четверти XVIII века и сохранились до XIX века. Как все зимние храмы, Никольская церковь невысокая, небольшая по размеру. Четырехскатная крыша увенчана всего одним куполом на тонком и высоком барабане.
А вот что понравилось больше всего.
Осталось добавить только, что историческую и архитектурную информацию я почерпнула с официального сайта монастыря.