Я стал думать, куда можно поехать в субботу а вернуться в понедельник – как то сам собой родился Новгород Великий ; я там не был, достаточно далеко, что бы почувствовать дорогу но не 1000 км в один конец. Решил – еду в Новгород... компании не нашлось, еду один, машина – Шнива. Тут были некие сомнения – все таки Нива не машина для дальних дорог, но другого Росинанта у меня на данный момент нет
Быстро погуглив и пошуршав по форуму, я нашел практически всю необходимую информацию по Новгороду и дороге к нему, я решил ехать по Ленинградке, а вот возвращаться – но об этом позже. Выезд у меня был назначен из Рузы в прошлую субботу, в 5 утра. Я решил ехать через Лотошино, Тверь, далее Торжок , Волочек и собственно Новгород. Выехав в 5 утра как и планировал, несмотря на дождь я быстро добрался до Лотошино – дороги тут вполне приличные, местность красивая – еду, наслаждаюсь…. Как только въехал в Тверскую область – сразу все поменялось – дорога разбита, ямы… по обочинам стоят разбитые церкви:
Меня несколько умилила грубая табличка на храме –«Христос Воскресе» - видел бы Он тот храм… грустно.
Дальше по дороге туда ничего интересного не было - пробку в Волочке я не застал, аварий не видел, остановлен ни разу не был, гайцев тоже почти не было. Путь занял 570 км и выехав в 5 утра в 13 я был в гостинице. Гостиница «Волхов» (опять же по наводке с форума) , номер 2050 рублей за сингл, я очень доволен – отличный завтрак, вполне нормальный , хотя и простенький номер. Постельные принадлежности новые и чистый, стаф – вежливый, сейф есть. В общем – по из 10 баллов 8. Охраняемая стоянка – 250 р но перед гостиницей куча машин и висит камера наблюдения. Я на стоянку не ставил.
День Первый: Сразу по приезду я пошел погулять – обзорно по Кремлю, по Ярославу Дворищу и по набережной – я не буду подробно описывать Новгород, инфы по нему море, все гораздо более подробно чем у меня и фотки лучше …. вернулся в пять, выпил пива, и пошел в номер поспать пару часов – вечером опять пошел по городу – красиво, подсветка…
Волхов батюшка:
Что понравилось – в старом городе много всяких забавностей – типа вот таких: они очень оживляют город…
И еще – на площади перед Кремлем организован детский игровой угол – батуты, горки, карусельки – детишки с удовольствием колбасятся с утра до вечера.
День второй: с утра (10 утра) я пошел на службу в Софию, послушать пение и посмотреть на Икону Божьей Матери «Знамение» - выносная икона 12 века, я хоть человек и не верующий, но определено испытал некоторое волнение, когда подошел на расстояние вытянутой руки к святому образу – 900 лет это не шутка.
София:
Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды (Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.
После службы я пошел искать так называемые Магдебурские ворота – они закрывают один из входов в Софию – и когда нашел, не мог отойти от них минут 40 , настолько поразило меня творение византийских мастеров. Историю предмета можно почитать например тут: http://ancient.rossistoria.ru/news/61.php
Я был поражен, с каким уровнем подробностей выполнены «плитки» (все врата это несколько десятков плиток с незатейливый сюжетом) – и удовольствием рассматривал опять и опять это творение искусства. Основные детали – это массивные ручки, выполненные как голова льва, символизирующая Ад, во рту у него грешники , ручка сама выполнена в виде змеи. Рядом с Адом, в астральной позе стоит священник . Надписи «Адпожираетгрешных» и «ДIакон» слегка доставляют
Три Диакона и видимо Кардинал – кардинал видимо отпускает грехи, а левый дьякон показывает – «бабло клади правому в кружечку»
Вот тут блаженного дедулю несут четыре ангела (кстати тут же и надпись – «Риквин меня сделал»
Еще один Ад и Капитан Очевидность, прикинувшиеся Королем
На этом фрагменте родственник видимо считает в уме размер наследства
Тут видимо грешников помешивают в котле
Тут видимо искатели Гроба Господня рубят головы неверующим – вполне себе библейский сюжет
Шутки шутками, но врата действительно очень интересный фрагмент истории – и точки зрения истории как таковой, так и точки зрения искусства – рекомендую!
Далее я пошел в Церковь Спаса Преображения на Ильине улице – небольшой храм, минут 10 пешком от Кремля напрямую через Ярославо Городище – она известна тем, что там сохранились подлинные фрески Феофана Грека и самая известная из них- ей расписан купол – Спас Вседержитель.
Эта церковь единственное место где можно видеть монументальную живопись Грека (Иконы есть в Третьяковке и Благовещенском соборе в Москве) . Фреска Спаса Всежержителя оставляет двоякое впечатление – обычно Господь спокоен и благостив, тут же…. Смотрите сами
«Фрески Феофана Грека отличаются суровой и даже мрачной одухотворенностью, в них нет ничего благостного или умиляющего. Его Спас не жертва и не защитник, а грозный судья. Гневно взирает он с небес на землю, он готовится совершить приговор над погрязшим в грехе человечестве. Это открытое осуждение земной жизни, не достойной ни жалости, ни прощения»
Это цитата исследователя творчества Феофана Грека Г.И. Вздорнова.
Далее я обратно в гостиницу и беру ключи от машины – еду в Николо-Вяжищский монастырь . Первое упоминание о Николо-Вяжищском монастыре относится к 1391 году, сейчас это действующий женский монастырь. Он расположен в примерно в 10 км к северо-западу от Новгорода в очень живописной местности.
Дорога к Храму:
На территории – братская могила
Сам монастырь очень красив и спокоен….
С урожаем у монахинь все в порядке
А вот и сами они
Потом я еду смотреть Перымский скит - место в красивом сосновом лесу, светит солнце... я заваливаюсь в стог сена и лежу, глядя в голубое небо...ляпота!
Его обитатели:
Потом я еду в Юрьев монастырь – он совсем рядом, собственно скит это часть монастыря
Все – моя программа выполнена, я еду в Новгород , быстро ем – завтра дальняя дорога, я ложусь спать пораньше.
День третий – дорога домой. Я встаю рано утром, в 6:30 – быстро завтракаю, выписываюсь их отеля… идет дождь, но сегодня это соответствует моему настроению… Мой путь лежит по левому ( если смотреть на карту ) берегу Ильменя в город Шимск, а потом в село Коростынь. Через час с небольшим я останавливаю машину на пустой стоянке на высоком берегу Ильменя – в 50 метрах от меня вход на немецкое военное кладбище – тут похоронены солдаты дивизии СС «Totenкopf» («Мертвая голова»). Да-да, эта та самая элитная моторизованная «Тотенкопф» , которая потеряла 80% состава в Демьянском котле, была выведена потом во Францию, а в 1943 ее "Тигры" и" Пантеры" , вместе с танками дивизий СС «Дас Райх» , «Адольф Гитлер» сошлись в смертельной схватке под Прохоровкой с «тридцатьчетверками» 5-ой Гвардейской Танковой Армии .
Место светлое и печальное. Кладбище обнесено невысокой каменной оградой, валуны с берега… под сенью берез стоит несколько групп серых крестов окруженных аккуратно скошенной травой. В центре небольшой монумент в виде креста и шести гранитных блоков с сотнями, тысячами имен – имена , даты рождения, даты смерти. Видно, что за кладбищем очень хорошо ухаживают.
надпись на камне:
Deutscher Soldaten Friedhof
Korostyn 1941-1944
Немецкое Военное Кладбище
Я хожу по кладбищу, по мокрой траве, тишина, тихо падают листья берез. Подхожу к черным гранитным стелам,
рассматривая бесконечные имена и даты, я легко могу выделить три главных периода смертей – июль август 41 – немцы брали Демянск, январь-май 42 – прорыв блокады котла и бои с Красной армией за удержание коридора и 43 год – финальные бои тут. Никого нет, идет дождь. Ильмень серый и хмурый , как и небо… тут лежит 2500-3000 солдат, навеки оставшиеся в русской земле. Хотелось бы поставить всем этим герхардам, фритцам, лемке, вальтерам, куртам и прочим пива, поговорить о Баварии и Тюрингии – а потом спросить, что вы искали тут, на чужой для вас земле, что хотели найти? И зачем было все это? Вы хотели Lebensraum на русской земле – теперь есть оно у вас, навечно – 50 на 50 метров на всех .
Пива у меня нет, да и ответы я знаю… На одном из крестов я оставляю немцам красное как кровь яблоко и иду к машине. Дальше мой путь лежит в глухие Демьянские леса, туда, где в 41-43 шли страшные бои , сражения, про которые мы очень мало знаем.
Сразу после выезда с о стоянки я вижу небольшой мемориал – погибшие жители деревни Коростынь – сотни имен, целые семьи….
Маленький бонус: в селе находится путевой дворец царя:
В деревне находится Путевой дворец Александра I, в котором император (а после него разного рода другое начальство) останавливался при проезде из Новгорода в Старую Руссу. Дворец построен по проекту архитектора В. П. Стасова и представляет из себя двухэтажное здание с каменным первым и деревянным вторым этажом. Заметен в первую очередь наличием на фасаде лоджии с четырьмя деревянными дорическими колоннами.
Поплутав по улочкам Старой Руссы, я выезжаю на дорогу на Демянск…. Каждые несколько километров я вижу братские могилы, сначала я останавливаюсь каждой из них, но потом понимаю что нельзя объять необъятное…
На одном из затерянных крестов, я открываю бутылку водки, наливаю полный стакан и кладу сверху кусок хлеба. Можно было бы положить цветы, но водка и хлеб солдатам нужнее.
Проехав где то полпути я вижу вот этот указатель - и останавливаю машину
«Рамушевский коридор» - спросите любого, и почти никто не знает что это такое – мы знаем «дорогу Жизни» , мы знаем "Невский Пятачок" и "разъезд Дубосеково". Но мало кто знает что именно тут, около этой деревни , где сейчас стоит моя Нива в 42 году шли страшные бои, и что для немцев этот самый «Рамушевский коридор» стал их «Дорогой жизни» в той войне. Немного истории: мало кто знает что первое крупное окружение немцев случилось за год до Сталинграда, в январе 42 года, тут под Демьянском. В котел попали 6 дивизий, 100 тысяч солдат. Был организован воздушный мост в центр котла, но было очевидно, что долго немцы не протянут.
Снаружи котла была создана ударная группа из трёх дивизий под командованием генерал-лейтенанта Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха. 21 марта 1942 года она начала наступление на внешнее кольцо советского окружения из района юго-западнее Старой Руссы. Одновременно удар был нанесён изнутри «котла». В этих действиях огромную роль сыграла дивизия Тотенкопф», которая за время операции потеряла большую часть личного состава. Действия Зейдлиц-Курбаха увенчались успехом: месяц спустя, 21 апреля, был организован «Рамушевский коридор» (от названия деревни Рамушево) шириной 6 — 8 километров и длинной 40 , через который можно было поддерживать сообщение с Демянском. 5 мая 42 года блокада была окончательно снята. Немецкие войска сохранили за собой Демянский выступ и продолжали удерживать Рамушевский коридор. До конца мая советские войска предпринимали попытки ликвидировать выступ, но командование Рейха перебросило в район боевых действий дополнительные силы, и наступление было отбито.
До 1943 года было предпринято 9 операций по разрыву Рамушевкого коридора, но немцы стояли насмерть – для них потеря коридора была смерти подобна… Вся земля вокруг Рамушево была изрыта воронками, в траншеях стояла вода… по воспоминаниям наших, спать можно было только на деревянных полатях, потому что землянки затапливало, снабжение было ужасное, и бои , бои… причем с элитой немецкой армии, позиции Тотенкопф наши брали только тогда когда там никого не оставалось в живых. Обычно немцы рукопашной избегали, но только не тут – по воспоминанием наших ветеранов эсэсовцы всегда принимали вызов…
Ближе к лету 42 года сражения стали затихать - в мае недалеко от сюда попала в окружение и сгинула в лесах и болотах 2-я ударная армия Власова (там тоже был свой коридор – в районе печально знаменитого Мясного Бора – правда не 8 км шириной, а 250 метров), уже разверзлась катастрофа под Харьковом, уже закрылся печально знаменитый Барвенковский котел , где Красная Армия потеряла 270 тысяч солдат и офицеров, немецкие танки покатили к Волге и к августу вышли к Сталинграду. Судьба страны опять повисла на волоске.
28 июля 1942 года издается знаменитый приказ № 227 «Ни шагу назад!».
По официальным данным на Демьянском выступе погибло около 100 тысяч немцев…. Сколько русских не знаю, но только потери Северо-Западного фронта в ходе проведения операции, в период 15 — 28 февраля 1943 года, составили 33 663 человека, из них 10 016 — безвозвратные, а 23 647 человек — санитарные. За две недели. Сколько погибло за январь - май 42… общие потери оценивается в 300-350 тысяч за 18 месяцев боев с лета 41 по начало 43.
Постояв немного в Рамушево, я двинул дальше, в глубь лесов и болот . Дорога идет глухими лесами, причем это не высокие боры – нет, это темный ельники , болота с высохшими деревьями, никаких полян – только леса, леса, леса. Машин совсем мало, если вообще нет. Я еду и думаю о событиях полувековой давности, о Маресьеве – он был сбит над Демьянском и 18 дней шел а потом полз к своим, правда не тут, а там, ближе к Селигеру… Думаю о погибших солдатах, что остались лежать тут в болотах…
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней —
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
Где — травинку к травинке —
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю —
Наш ли Ржев наконец?
(Александр Трифонович Твардовский)
*************************************************************************************************************************************************************************
Приблизительно 50 км дороги – просто автобан экстра класса!
По дороге встречаются очень забавные имена деревень – например вот такие:
В Демьянске я заправляюсь и двигаю в сторону деревни Малватицы, где поворачиваю налево, в сторону Селигера, мне нужно доехать до Свапуще. Тут начинается самый сомнительный участок моей дороги, ибо асфальта до Свапуще нет, есть 22 км грунтовки…. На одном их форумов Осташкова я видел 105 страниц постов с 2005 года по 2013 обсуждения качества грунтовки и как лучше ехать в Осташков – через Торжок или через Демьянск. Разброс таков – «да там тока на Уазе ползком» до «да мы с Петькой на бехе 90 всю дорогу валили» . Еду, сначала асфальт, потом асфальт кончается
И начинается приемлемый грейдер
Местами можно видеть какой была эта дорога раньше
Навигатор честно показывает, что дорога – [b][***]b]
Красоты вокруг – обалдеть ! леса не такие как под Демьянском – ельники с бабами ягами, а совсем другие – сосны, луга, перелески – светло, чисто.
В деревнях псы на дороге сидят:
22 км я проехал минут за 40 – но надо быть очень осторожным, на одном из участков я на секунду отвлекся, колесо попало в рыхлый песок… машина «поплыла» по дороге в сторону кювета, я крутнул рулем , потом занесло на другую сторону дороги , к счастью потом машина выровнялась, а я выделил несколько хороших, годных кирпичей
Дальше все было просто – Осташков, Селижарово, Ржев, Шаховская, Волоколамск, Руза. 700 км я покрыл за 11 часов, совершенно офигев от управления Нивой. Машина не для дальних дорог определенно – шумная, козлячая на выбоинах ака горный баран, и расход – 11 литров на сотню. Ехать больше 110 – практически невозможно, страшно, на обгонах не хватает мощи. Но ничего не сломалось и на том ей спасибо
Бюджет поездки – 14 тысяч рублей, общий пробег – 1300 км. По дорогам – дороги оказались лучше чем я ожидал, да, много стиральных досок, но метровых выбоин я не видел нигде. Местами дороги вообще отличные, как например часть дороги Русса-Демянск или Осташков-Ржев