10-25 июня 2012г. Уфа-Грузия
Подготовка к поездке: покупка колес для бездорожья (BF Goodrich km2 MT), проводка всех электроприборов напрямую к аккумулятору (антирадар, видеорегистратор, навигатор), из оборудования был куплен надувной домкрат «Сорокин»
Для использования в качестве сувениров взяли с собой несколько бутылочек бальзама "Иремель".
Мясо на шашлык и продукты закупили на пару дней — только в дорогу. Всего до Грузии 2100 км.
10 июня 2012г. Уфа-Саратов
Пробег 900 км, ночевка в лесополосе.
11 июня 2012. Волгоград-Гергиевск. Всю ночь шел дождь, с места ночевки выехали легко, хотя было очень скользко. Новым колесам +1 балл.
Для проверки документов нас останавливали пару раз, денег не вымогали. Едем спокойно, соблюдая все знаки, без превышений и обгонов. В Георгиевск приезжаем в полночь, оставляем машину на охраняемой стоянке у гостиницы Корона. Номера чистые, красивые, просторные. Завтрак включен в проживание.
12 июня 2012 Граница — Тбилиси. Выезжаем в сторону границы, до нее еще 200км через Кабардино-Балкарию, Северную Осетию.
Проезжали пару блок постов, это не наши КПМ, здесь ограждения — мешки с песком, сверху маскировочная сетка. На одном из таких нас остановили, попросили показать багажник.
После Владикавказа начинаются предгорья. День ясный, поэтому справа, далеко-далеко, почти как мираж виден Кавказский хребет, если не присмотреться - то можно спутать с облаками.
Пограничный пункт Верхний Ларс. Очередь из 3х хвостов: грузовики, местные, приезжие. Прохождение границы заняло 2 часа. Машину на таможне мы сами разгружали полностью, со стороны российских пограничников были намеки что можно не разгружать — за деньги. Везде висят объявления об ответственности за дачу взятки. Затем проезжаем пограничную полосу - около 2км ущелья, здесь нельзя останавливаться. Грузинские пограничники смотрят только паспорта, что мы везем их не интересует.
Грузия началась с Дарьяльского ущелья, высоченные скалы с обеих сторон, ремонтируемая гравийная дорога, тоннели советских времен вдоль обрывов — это Военная Грузинская Дорога.
Первый населенный пункт — Степанцминда, высота 1800м где-то, справа по ходу движения на въезде в населенный пункт — знаменитый пятитысячник Казбек. Поехали смотреть Гергети — церковь Святой Троицы. Подняться туда в состоянии только полноприводы. Дорога вверх на машине занимает минут 30-40, путь пешком занимает 2-3 часа, подъем крутой, тяжелый, с серпантинами. Разъехаться можно не везде. Очень популярное место, людей толпа, но пространство огромное, и на краю холма пара палаток — здесь можно заночевать до или после границы. По дороге встречаем известный памятник дружбе России-Грузии, полуразрушенный, но все же внушительный. В проезжаемых селах ищем пункт обмена — взяли с собой $, надо менять на лари. В некоторых магазинах меняют деньги, но незаконно. Лучше всего менять на границе, но мы не знали об этом. Доезжаем до первого города — это горнолыжный курорт Гудаури. Очень много отелей, ресторанов. Мы под впечатлением от резких перемен вокруг, от непривычных красот, гор, воздуха проносимся все глубже в Грузию, едем в Тбилиси — от границы около 200км. По пути остановились только у крепости Ананури, уже вечером, сама крепость вот-вот закрывалась.
Отступление. Во всех селах-деревнях вдоль дороги есть офис полиции — обычно это стеклянное современное здание в стиле хайтек, за стеклом сидит полицейский за компьютером, рядом с офисом — пикап, обычно белый тойота хилукс. Ни один полицейский за все наше пребывание в Грузии не обратил на нас ни малейшего внимания.
Темнеет здесь рано, так что в Тбилиси добрались уже в сумерках. Движение бешеное, на въезде в город начинается автомагистраль, все вокруг незнакомое, карты города можно сказать что нет. Единственная найденная нами карта зависла по неизвестным причинам. Едем по главной, в центр города, указатели дублируются на грузинском и английском, кое-как разобраться можно. В центре поменяли деньги, нашли неплохую гостиницу, 50 лари за номер (где-то 900 руб).
Казбек
Гергети
Тбилиси
13 июня 2012. Давид Гареджа.
Осмотрели Тбилиси поверхностно. В старом центре нашли хачапурню, заказали так много, что почти все упаковали с собой. Разновидностей хачапури запомнить мне не удалось, они были и с мясом и с сыром и с овощами и с яйцом. На этой же улице, мощенной булыжниками, находим магазинчики с вином. Вино нереально вкусное, густое. Покупаем местную сим-карту — Билайн. Звонки 0,4 лари в Россию (8 руб минута).
После обеда выезжаем в сторону Вашловани, по дороге посещаем монастырь Давид Гареджа. Монастырь в 50км от основной трассы. Грузия небольшая страна, здесь все близко. Ныряем по холмам в сторону монастыря, делаем фотографии, проезжаем один небольшой брод. Монастырь Давид Гареджа — мужской монастырь, поэтому внутренний двор мне увидеть не удалось. Фотографировать на территории не разрешается.
Монастырь представляет собой огромный пласт как бы оплавленного камня, внутри которого находятся кельи. Покупаю открытки с внутренним видом, на открытках в монастыре зима.
Собираемся в обратный путь, к трассе. С нами в город едет батюшка, для него мы освободили кое-как часть заднего сиденья, заваленного снаряжением. Всю дорогу общались о России, Советском союзе и прочих вечных темах. Выехав на трассу, батюшку оставили на перекрестке, ему в другую сторону.
В этот день первый раз устраиваемся ночевать на просторах Грузии, на милой полянке, заехав подальше от дороги, основательно полазив по зарослям и кустам.
мужской монастырь Давид Гареджа
14 июня 2012г. Дедоплискаро, граница с Азербайджаном. На границе находится национальный парк Грузии — Вашловани. Дедоплисцкаро — небольшой тихий одноэтажный городок, с широкими дорогами, рестораном, рынком, магазинами. Здесь находится администрация парка, у них надо взять разрешение на въезд. Сначала едем к крепости Тамары, находящейся в 10 минутах от городка — крепость разрушена, расположена на высокой скале с крутыми подъемами. После осмотра крепости отправились к основной цели. До парка от городка примерно 70 км, асфальт закончился через первые 20км, дальше пошел разбитый асфальт (нет ничего хуже), потом огромные зеленущие лужи (говорят в них водятся черепахи), а потом уже грунтовые дороги.
Вашловани оказался настоящей бескрайней саванной. В нац.парке несколько стоянок рейнджеров, они живут в бунгало, следят за порядком. Пост с рейнджерами стоит на въезде в парк, где-то на полдороги до границы и на самой границе. Нас предупредили что здесь много змей. В буклете парка есть фото леопарда, он водится здесь, но мы не видели. Вообще кроме двух рейнджеров и пограничников (мы проезжали 2 пограничных поста, на которых проверяли наши паспорта и по рации связывались с начальством о разрешении на проезд) людей мы не видели, хотя парк составляет около 40км в поперечнике.
В день приезда в Вашловани нам нужно было доехать до границы с Азербайджаном. Всю дорогу мы часто останавливались, невозможно проехать мимо фантастических видов скал, саванны, к тому же дорога почти все время проходит по руслу высохшей (на лето) горной речки — берега с обоих сторон иногда достигают в высоту до 5м. Эта речка оживает и заполняется водой только весной, все остальное время — это дорога. Ездят по ней нечасто, следов почти не видно. Местами русло настолько узкое и извилистое, что мы с опаской медленно проезжаем такие участки, сложив зеркала. По берегам время от времени пробегают крупные ящерицы песчаного цвета, почти сливаясь с фоном. Я все еще жду змей, но они видимо пугливы. Дорога уходит в скалы и на небольшой перевал.
Границей с Азербайджаном считается река Алазани. На берегу реки расположены гостевые бунгало и жилье рейнджера. Мы поселились в бунгало, строились они похоже не так давно, но из—за отсутствия должного ухода уже понемногу приходят в негодность. Канализация не работает, электричества нет, двери понемногу рассыхаются... Хотя идея и место просто замечательные.
В хорошо обставленном бунгало сквозные двойные двери — на первых дверях только сетка, вторые двери со стеклом. Внутри прохладно, несмотря на сильную жару на улице. В бунгало рядом с зеркалом висит замечательная памятка на английском языке, примерный перевод такой: при выходе из помещения плотно закрывайте двери, перед сном обязательно проверяйте постель и место под кроватью на наличие рептилий и насекомых. При обнаружении животных обратитесь к рейнджеру. После прочтения стало не по себе:) Вечером сходили на реку — она здесь очень широкая, бурная и мутная. Дальше по берегу нашли спуск к воде, вода ледяная. Вдоль берега заросли травы и бамбука. Возле нашего бунгало растет гранат, плоды уже есть, но зеленые и мелкие. Вечером сидим на пандусе в креслах, отдыхаем и наслаждаемся тишиной. В сумерках прилетают комары и прибегает алабайка — высокая, рыжая, довольно тощая, очень дружелюбная. Ест все подряд: хлеб, овощи, черешню, сыр, хачапури с бобами. Отдаем ей сырой кусок курицы, она нам благодарна, приводит к нам в гости крупного кобеля, тоже алабай, лохматый и похож на медведя. Скормили им еще и банку тушенки, уж больно милые.
15 июня 2012. Продолжение в Вашловани.
С утра выезжаем в сторону четвертого пункта рейнджеров - в медвежье ущелье, а затем будет возвращение в Дидоплисцкаро.
Этот день запомнился долгой дорогой по саванне; заездом в питомник для джебаранов; проездом через очередных пограничников; размытой горными ручьями до глубоких канав (но при этом сухой) дорогой, некоторые препятствия преодолевались не сразу — одну из канав засыпали камнями, срывая крутые берега лопатой.
Добрались до медвежьего ущелья прошлись по нему в глубину пешком. На въезде в ущелье тоже стоят бунгало, но людей нет.
К обеду выехали с Вашловани в городок. Обедали в ресторане (он тут вроде один), заказали конечно хинкали (их можно заказать везде, самая распространенная еда). Кроме нас из посетителей были двое мужчин и взрослый мальчик лет 15ти. У нас сразу поинтересовались откуда мы и пригласили к столу, возражения не принимались, накормили за свой счет, вспоминали Россию.
Отступление.
Из людей, с которыми посчастливилось встретиться в Грузии, ни один плохо о России, Путине или Советском Союзе не отзывался. Союз вспоминают хорошо, он много дал. Путина уважают. Русский язык неплохо знают все жители старше 30 лет, особенно мужчины. Среди женщин встречаются не говорящие на русском. Среди детей и поколения младше 25 лет русского не знают, скорее на английском что-то объяснят.
После обеда отправились опять в Вашловани — но теперь в другую сторону - через водохранилище и дальше, к грязевым вулканам Тахтетефа. По дороге снова пограничный пост. Едем по бескрайним холмам, оврагам, горкам, проезжаем заброшенные хозяйства и дома.
Из технических неудач в этот раз - здорово стукнулась выхлопной трубой при въезде в крутую горку на этом участке пути, так что выхлопная труба стала громко жужжать при движении и слегка прилегла к выше расположенному элементу конструкции, попутно аккуратно по кругу прожгла пластиковую юбку бампера.
Вулканчики находим далеко не сразу, дороги разбегаются, поиск ведем по координатам. В одном совершенно ровном месте неожиданно зарываемся до полколеса в рыхлую полувлажную глину, быстро выскакиваем обратно, колея остается знатная. Вулканы находим, они выглядят как плошки размером 20-30 см на небольшом возвышении, с мутной светло-коричневой жижей, из которой вырываются пузырьки.
Сегодня мы покидаем Вашловани и отправляемся в Алазанскую долину. Проехали знаменитый Телави. Местность густонаселенная, городки и села идут один за другим. Встаем на ночевку у снова у той же реки — Алазани, но уже в низовьях.
Вулканчики Тахтетефа
16 июня 2012г. В Тушетию.
Сегодня едем в Омало, Тушетия. В очередном деревенском магазине хотели купить вина, но в продаже только пиво. Один из клиентов магазина – дедушка, зовет в свой дом, взять вина у него, т.к. тут все выращивают свой виноград и делают домашнее вино, поэтому и в магазинах его нет — никому не надо. От предложенных денег дедушка отказался, очередной подарок гостеприимных местных жителей. До Омало ехать 70 км, путь вверх занял около 3 часов, вниз — еще 2 часа. Перевал составил 2926м, называется перевал Абано (Банный), самый высокий наш перевал. Зона леса на подъеме закончилась где-то на 1800-2000м, дальше пошли гладкие обрывы и облака. Дорога каменистая, в основном для проезда по ширине одной машины, но места для разъезда встречки конечно есть. Наверху сыро, холодно, пасмурно. Медленно переползают облака через дорогу. У верхнего ледника остановились — набрали воды. Перекусили. В одну сторону с нами ехало машин 5-7, в основном это Митсу Делики, все с туристами. На серпантинах кроме того что вокруг — скалы, обрывы, под колесами — камни и крошка, на поворотах еще и водопады. Так что мы проезжали и по водопадам и под водопадом. Очень устали, дорога трудная. С перевала уже помчались вниз, опять по серпантину, но съезд более крутой поэтому не такой длинный, да и спускаешься не на всю высоту — 2 900м, а только до 2000 наверное.
После перевала до Амало ехать еще км 20-30, по ущельям, вдоль реки, через пару маленьких населенных пунктов, прилепленных к горам. Здесь тоже есть свой рейнджер — избушку поставил у реки, наблюдает за въезжающими.
Омало известно своими башнями-крепостями, на них мы отправились посмотреть. Долго погулять не удалось — начался дождь. В Омало есть гостевые дома, но мы устроились на краю громадного холма, далеко внизу можно было увидеть деревню. Лагерь вышел шикарным.
Дорога на перевал
17 июня 2012г. К Морю
Возвращаемся снова на перевал и выезжаем в Кахетию. Выезд занял часов 6. Выбрали короткую дорогу в Тбилиси (все дороги ведут в Тбилиси), а оттуда хотели попасть в Батуми. У них же магистрали. А там всего 330 км. Так мы наивно думали.
Дорога до магистрали заняла часов 5. Это были гравийки, редко перемежающиеся старым асфальтом. Проезжаем указатель на старую башню, решаем заехать, еще полчаса времени ничего не изменят. Выбираемся наверх — полуразрушенная крепость, от стен и домов мало что осталось, посреди стоит очень маленькая церковь. Она закрыта на решетку, внутри видны иконы — церковь действующая, но никого нет вокруг.
Солярки еле хватает до АЗС в первом населенном пункте, дальше мчимся на магистраль. Она радует нас знаками 110 — ограничение скорости. Правда недолго. Оказалось протяженность км около 50. Но дорога по-прежнему хорошая. Штурман сладко уснул. Где-то возле Боржоми я ухожу в сторону от Кутаиси (моя ошибка!), дорога на Батуми здесь короче, остается около 180 км. И зря. Километров через 50 дорога окончательно перестает быть асфальтированной, еду по гравийке. Ночь приближается. А еще приближается очередной перевал, который покорять мы будем в сумерках, а спускаться с него — в темноте. Селения на этом перевале очень бедные, много брошенных и разрушенных домов. На огородах лежит снег. Угрюмая тяжелая природа вокруг. Но люди живут и здесь. Во время спуска с перевала начался дождь, температура падала все ниже, до +13. Мы въехали в Аджарию, приближаемся к Батуми. Дождь все сильнее. Останавливаемся и засыпаем в машине за 30 км до Батуми, решили въезжать в город утром.
18 июня 2012г. В Сванетию.
Погода такая же беспросветная, как и началась вчера вечером. Постоянно идет дождь, температура не выше +15. Приезжаем в Батуми в 5 утра, по улицам потоки по колено, на море шторм, с неба ливень. Пляж красивый, благоустроенный. Людей конечно нет. Безрадостная картина заставила нас бежать из Аджарии. В Батуми 80% времени идут дожди, мы в этом убедились. Потеряли драгоценное время, плохо ночевали, ничего не ели. Вот итог стремления побывать у моря. Это единственная наша неприятность и потеря в этом путешествии. Из Аджарии ехали вдоль побережья, море шикарное, пару раз останавливались, ходили к воде. Вода очень теплая, тем более что воздух очень холодный). Вдоль всего побережья огромное количество частных отелей. Закупились едой и вином. Уезжаем.
вот так нас встретило море)
Все утро двигались от моря, ближе к обеду стало светлее и дождь прекратился. В обед мы въехали на территорию Сванетии. Символ Сванетии — Сванская башня, они тут повсюду. Погода все лучше, начинаем подниматься в сторону перевала, останавливаемся в кафе на шашлык. Дорога двухсторонняя, асфальтированная, просто отличная. Перевал почти такой же высокий, 2600 м. Приезжаем в Местию (высота 1600м), это самый большой городок здесь в горах, культурный и туристический центр, зимой — горнолыжный курорт с канатной дорогой, есть аэропорт. Идем в информационный туристический центр, здесь можно взять адреса гостевых домов и распечатанные маршруты. В списке около 30 адресов, выбираем тот, что знаком по отчетам туристов и идем знакомится с семьей Гоштелиани. Дом находится рядом с центром, на склоне горы, улочки очень узкие, машину оставляем в тупике. Сваны живут большими семьями — здесь дедушки, бабушки, дети и внуки. Дом просторный, поэтому комнат хватает и на гостей. Кроме нас в гостях уже есть две немки и трое американцев, с ними мы встречаемся только за завтраком и ужином. Домашняя сванская еда — это нечто удивительное. Обязательно по утрам — хачапури. Закуски из овощей, супы, обязательно свежие овощи, посыпанные сванской солью. В небольшом дворике вовсю идет строительство — будет свой ресторан. Вообще вся Местиа находится в состоянии усиленной "всесоюзной" стройки. На завтра запланирован пеший маршрут к леднику Чаалади. А сегодня мы отдыхаем от дороги, угощаемся домашним вином от Сандро, хозяина дома, он приглашает еще приехать зимой.
19 июня 2012. Чаалади ледник.
Пеший маршрут около 9 км, из них по дороге около 7 км (можно доехать), потом пограничный пункт и подъем по лесу к леднику. На дороге местный житель предлагает подвезти - он едет в ту же сторону, у него там дача. На стоянке у будки пограничников около 7 лендкрузеров с привозными туристами, они уже готовятся подняться к леднику. Очень жарко, воды с собой немного, из речки пить не вариант — слишком мутная, горная вода. Переходим у пограничников подвесной мостик, одна доска с треском ломается и летит в реку, вместе с треккинговой палкой. Палке повезло упасть на камни, мы ее подобрали после переправы. Теперь 2км вверх по волшебному лесу. Отдыхаем и фотографируем у ледника, едим припасенный суджук, кормим приблудную собачку хлебом и сыром. Пора двигаться обратно, с непривычки очень устали, плюс жара и натертые треккинговыми ботинками ноги. Проходим лес, выходим к погранцам и переправе. Навстречу попадаются наши соседи-американцы, видимо любят поспать. Один из них весит кг 200, но мост выдержал. Бредем по жаре по дороге, снова попадается попутная машина, зовет подвезти, с радостью плюхаемся на сиденье, доезжаем до магазина и покупаем всякой вкусной холодной газировки. Здесь не бывает невкусных лимонадов, они все экзотические, ароматные и полностью натуральные, даже пива не хочется. Возвращаемся домой в 5ч, а пешком часов до 7 точно шли бы. Вкусно ужинаем, отдыхаем во дворике, болтаем с детьми. Спать легли затемно, наши соседи еще не вернулись...
Ледник Чалаади
20 июня 2012.
Сегодня уезжаем еще повыше, в Ушгули 2000м.
Берем у хозяев адрес, где будем жить в Ушгулях. Покупаем сванской соли. Тепло прощаемся.
Асфальтовая дорога сразу за Местией заканчивается, едем по гравийке, обгоняем велосипедистов. На полпути до Ушгули встали на дневку, палатку мокрую с Омало надо высушить. Стоим на большой поляне, возле кипящей горной реки, вокруг горы, лес. Приходили лесорубы — поговорить о жизни, отдохнуть. Часа через 3-4 стали собираться и выезжать — впереди еще 20 км примерно. По дороге видели несколько деревень, есть дома с башнями, много брошенных домов. На ночевку устроились снова в гостевом доме, там нас ждал сванский ужин. Вечером сходили в сторону гор — в крайнем дворе на холме находится очень древняя церковь — Ламария. Побродили по деревенским улицам с запахом навоза, толпами бесстрашных волосатых поросят и пугливых телят. Не без труда нашли свой двор, пробовали местную чачу, виноград здесь не растет, поэтому и домашнего вина нет.
улицы Ушгули
Ламария
21 июня 2012.
Шхара — самый высокий пятитысячник безенгийской стены — 5068м, мы идем пешком на ее ледник. Погода ясная, но уже есть облака. Проходим вдоль русла реки, пересекаем пару неглубоких бродов, дорога туда - около 10км. Дорога заняла около 3-4 часов, у ледника как обычно делаем фото, смотрим на ледник-великан, набираем воды в ледниковом ручье. Обратная дорога заняла около 2-2,5 часов. Ходить уже немного привыкли, хочется отправится в более длительный поход. В дом возвращаемся рано, хозяева удивляются. Мы остаемся ночевать еще на одну ночь, а завтра начинаем двигаться к выезду из Грузии. Покупаем еще сванской соли — в каждой семье она разная. И берем с собой в Россию домашний соус ткемали — с мясом незаменимая вещь.
Ледник Шхара
Безенгийская стена
22 июня 2012 Выезжаем через перевал Лентехи.
Посоветовавшись с хозяином, решили ехать не обратно — а вперед, через другой перевал, сразу выходящий на Лентехи. Этот перевал открывают только ближе к середине лета, когда разгребут завалы из камней, оставшихся от весенних лавин. Возможность схода лавин и камнепадов сохраняется и летом. Это самая красивая дорога и перевал из всех, посещенных нами в Грузии. Ни одной машины не встретили мы по дороге, проехали вдоль шикарной безенгийской стены, двух заброшенных горных деревень, где-то здесь в советские времена был альплагерь. Временами дорога соединяется с речкой, едем по воде, в одной из брошенных деревень дорогу пересекает оползень, осторожно переезжаем и его. Уже почти внизу начинаются более обжитые деревни, цивилизация. За Кутаиси на трассе останавливаемся в придорожном кафе, едим харчо и шашлык — хозяин все готовит сам, опять самая вкусная еда из всего что мы ели когда-либо. Цена обеда на 2х человек — 350 рублей...
В Тбилиси ночуем в той же гостинице, рано утром выезжаем домой.
23 июня 2012
Сегодня максимально далеко надо уехать вглубь России, из Тбилиси выезжаем в 7 утра, с грустью прощаемся с Грузией. Проезжаем все ту же Военную Грузинскую дорогу, все вокруг теперь знакомое и близкое. В Степанцминде тратим последние лари на мелочи в дорогу, кушаем в кафе последние хинкали. Границу проходим быстро — за час-полтора. Никаких обысков, все спокойно. Осетию, Балкарию, Калмыкию пролетаем без приключений, ни одной остановки. В Георгиевске закупаем продукты в дорогу. Доезжаем в этот день почти до Волгограда.
24 июня 2012
В Волгоград въезжаем в 7.30 утра, в 8 звоним официальному дилеру для прохождения ТО — перекатываем лишнего. Нас принимают, правда в Волгограде нам пришлось провести практически весь день. Машину сдавали почти 3 часа, потом ушли в город, в развлекательный центр. В развлекательном центре мы поели, сходили в кино. Снова прогулялись по улице — возвращались в автосалон. ТО провели хорошо, нареканий и поломок в автомобиле нет, хотя испытаний ему выпало немало.
Выезжаем из города уже к вечеру, в 5-6 часов, не доехав до Саратова встаем на ночевку, завтра будем в Уфе.