До п/п Верхний Ларс, проехав территорию Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, мы добрались к 02:00 ночи. За это время 5 раз были остановлены сотрудниками ДПС, из них 4 закончились проверкой паспортов всех пассажиров. Наверное, для кавказского региона это норма, особенно, если Вы передвигаетесь в автомобиле с армянскими номерами, но для меня, жителя средней полосы России, это выглядело диковато. Поспать не удалось: в салоне громко играла музыка, да и водитель с пассажирами о чем-то довольно бурно общались всю дорогу.
Здесь видимо мне стоит сделать экскурс в историю и рассказать как я сюда попал.
От билетных касс у железнодорожного вокзала г. Пятигорска, после прогулки по городу, как и договаривались в 20:00, меня забрал некий Саша. Доставил, что называется «в лучшем виде» к офису транспортной компании на рынке «Лира», которая занимается пассажирскими перевозками. Перевозка пассажиров осуществляется из Еревана в города России, ну и следовательно обратно. Основными клиентами данной компании являются граждане Армении, которые курсируют между двумя своими родинами: исторической и той, где по большей части, они живут и работают. Автомобили - Mercedes Vito, т.е. 8 пассажирских мест и немного места для багажа. Немного, потому что большую часть багажника занимает газовый баллон с метаном. А поскольку 7-8 пассажиров перемещающиеся на значительное расстояние, как правило, имеют и соответствующее количество мест багажа, который поедет не только в багажнике, но и в салоне вместе с Вами. Вообще, как покажет мой опыт поездок этой, да и другой подобной компанией, организация перевозок откровенно хромает, и больше похожа на авантюру, чем на регулярное транспортное сообщение. И не в коей мере не подойдет более менее требовательному к комфорту путешественнику.
Вообще, рейсы в Грузию, осуществляет 3 вида транспорта: авто, авиа и морской. Мною был выбран самый дешевый, и как следствие, самый медленный. Однако и оно имеет свое преимущество: знакомство с Кавказом через стекло автомобиля, особенно если это Ваш первый визит, как это было у меня.
Нас рассадили по машинам, и около 21:00 началась наша поездка.
Так вот, российский переход встретил нас очередью всего из 3-х машин. Пассажиры проходят к окошечку на паспортный контроль, а их вещи осматривают непосредственно вместе с автомобилем. Осмотр был довольно поверхностный, контрабанды выявлено не было. Ложка дегтя поступила с той стороны, с какой я ее не ждал. Российская пограничница оперативно и без вопросов проставив выездные штампы в армянские паспорта моих попутчиков, в довольно фамильярной форме завалила меня вопросами: «Зачем? Куда? Где буду жить? Почему один?» Интересно, такая забота о гражданах связана со страной выезда или только моей персоной?
Наконец-то штамп получен, и мы продолжили движение через тоннель, соединяющий Россию и Грузию, в сторону грузинского КПП. Грузия встретила нас флагштоками не только с флагом Грузии, но и ЕС, что может ввести в заблуждение не слишком осведомленного путешественника. «Европейскость» Грузии на КПП выражена в более комфортном прохождении границы пассажирами, который в отличие от российской стороны осуществляется не на открытом воздухе, а в просторном помещении, оборудованном туалетами и розетками.
Вопросов у грузинских пограничников к моей персоне не возникло, и мой паспорт пополнился зеленым штампом. Наша группа, воспользовавшись благами «европейского» КПП, была готова продолжить путь, однако у грузинской таможни было иное мнение. Несколько комплектов российской военной формы, в просторечии "ХБ", стали поводом для отправки автомобиля на более тщательный осмотр в специальный ангар, оборудованный рентген установкой. Ангар был уже занят армянским "Икарусом", так что пришлось ждать очереди. Наконец мы прошли осмотр, вещи моих попутчиков, признанные таможней нежелательными к ввозу в страну были запечатаны один больной мешок, дабы они не смогли переместится на территорию Грузию, а миновали ее исключительно транзитом.
Покинули мы столь гостеприимный КПП только в 04:30 утра, когда над горами забрезжил рассвет.
Дальнейший наш путь по Военно-Грузинской дороге запомнился мне мало, поскольку сон все-таки сморил меня, хотя сам рельеф ВГД этому вовсе не способствовал.
Путь в Ереван пролегал через центр Тбилиси, где я и попросил нашего водителя остановить, как только завидел силуэт моста Мира. Было уже около 09:00 утра.
Здесь я распрощался со своими попутчиками и отправился на знакомство со столицей. Перейдя мост я оказался в парке Рике, вокруг которого сконцентрированы пожалуй все основные достопримечательности города. Без преувеличения его можно назвать сердцем Тбилиси.
Поднявшись из парка наверх, я отправился просто бродить по городу, хотя погода в целом этому не способствовала. Накануне прошли сильные дожди, было сыро и холодно. Конкретного маршрута визита Грузию я не имел. У меня был хороший путеводитель, а значит любое направление мне было по плечу. Погода же внесла свое предложение дальнейшего маршрута, с которым я был рад согласиться. Батуми! «Вот где должно быть тепло!» - думалось мне. Решено, еду на море!
Есть 2 варианта: автобус или поезд (самолет не наш метод)))). Вновь выбираю самый дешевый и медленный – поезд.
Прогулка по городу стала приобретать более определенный смысл, поскольку я теперь крутил головой не только в поисках замечательных образцов тбилисской городской скульптуры, которая имелась в достаточном избытке, но и ближайшей станции метро.
Метро было найдено на противоположной стороне улицы. Знакомая по Москве красная буква «М» дала мне недвусмысленно понять, что цель близка.
Однако не все так просто. Что бы достичь ее, мне требовалось пересечь улицу по нерегулируемому пешеходному переходу, что в Тбилиси является поистине подвигом. «Европейская» Грузия удивила меня пренебрежением водителей к пешеходам. Меня не только не пропускали, создавалось ощущение, что меня целенаправленно хотели задавить, и чудо помогло мне выжить. Да уж, расслабился я, отвык от такого в «дикой азиатской» России!
В кассах вестибюля станции метро я за 5 лари приобрел карту «MetroMoney», как единственное средство оплаты за проезд. Стоимость самой карты 2 лари, оставшимися 3-мя мне ее пополнили. При сохранении кассового чека возможен возврат карты. В этом случае Вам вернут 2 лари и оставшуюся на карте сумму.
Спускаюсь по эскалатору: что ж, здесь достаточно многолюдно.
Неприятным моментом стало только отсутствие схемы метро в вагонах, пришлось лезть в рюкзак за своей. Названия станций объявляют на грузинском и английском языках, да и на самих платформах вывески достаточно информативны. Пара перегонов и на нужной мне станции.
Железнодорожный вокзал, на который я приехал, как это иногда бывает зарубежом, объединен с торговым центром. По указателям поднимаюсь на эскалаторе на третий этаж, нахожу кассы. Немного теряясь, обращаюсь за помощью к полицейским. Те охотно помогают. Оказывается в кассы электронная очередь. Получаю чек в автомате, тут же на табло высвечивается мой номер. Кассир разочаровывает меня – все поезда на Батуми уже ушли. Предлагает билет на завтра или воспользоваться маршруткой, стоянка которых расположена справа от здания вокзала. «Жаль, в поезде спать комфортнее» - думалось мне после бессонной ночи. «Зато на маршрутке в 2 раза быстрее!» - ободрил я себя.
Выйдя на автостанцию я тут же был атакован водителями с предложениями практически всех направлений, остановился на нужном. Батуми, 20 лари, деньги водителю, отправление минут через 40-60. Понятие расписания для Грузии, по крайней мере что касаемо пассажирского автотранспорта, довольно условно. Отправление происходит, как правило, по заполнению.
Выехали мы часа через полтора. За это время, оставив рюкзак в маршрутке, я успел позавтракать (пообедать?) в столовой занявшей 4-й этаж вокзала. Было вкусно и недорого. На столиках столовой стоят пепельницы, можно спокойно курить, не стесняясь того, что Вы не только в общественном месте, но и вообще в помещении. Вообще в Грузии кажется можно курить везде, где это только возможно. По пути в Батуми один наш попутчик закурил прямо в маршрутке и ни у кого это не вызвало дискомфорта, видимо дело обычное…
Дорогой сначала дремлю, затем заставляю себя не спать, пока не проспал всю Грузию! С одной остановкой возле придорожного кафе на перекус и туалет, в 16:00, преодолев около 400 км пути, мы наконец-то прибываем в Батуми. Город встретил нас лужами на асфальте и хмурым пасмурным небом.
«Ну вот, погрелся, блин!» - подумалось мне.
Отбиваясь от таксистов, предлагающих как и во всех курортных городах либо подвезти, либо жилье «в ста метрах от моря», а лучше и то и другое, иду по навигатору в поисках хостела.
Немного поплутав, нахожу. Места есть, 25 лари. Бросаю вещи, душ, и в город.
Батуми очаровывает: с одной стороны это мощеные брусчаткой улочки, с другой современные небоскребы.
Выхожу на променад, который как говорят тянется вдоль моря аж 5 км.
Иду уже больше часа и понимаю что пальмы так и не кончаются. Уже давно стемнело, поворачиваю назад.
Вернувшись в хостел, ложусь спать. Уже засыпая, вспоминаю что совсем забыл поужинать увлекшись красотами этого города, но усталость берет свое.
25.05. День второй.
На утро встаю поздно, в 10:00. Быстро собираюсь, план на день сформировался еще во время вчерашней прогулки: сбегать в расположившуюся 20-ю километрами южнее Турцию за подарками родным и осмотр Батумского ботанического сада с последующей ночевкой в нем.
Что ж бежим в Турцию, как бы дико для россиянина это не звучало. Выписываюсь из хостела, большой рюкзак оставляю на стойке, прошу присмотреть.
Держу путь на остановку автобуса №16 «Тбилисская площадь - Сарпи». На пути толпа оживленных школьников. Прохожу мимо юношей и девушек в разрисованных маркерами белых рубашках и только тогда понимаю: «Да у них выпускной!»
Рядом высится громада католического собора.
Пока минут 20 жду автобус, успеваю перекусить шаурмой. Оплата за проезд осуществляется водителю. За 80 тетри (0,8 лари) водитель продаст Вам билет, который вы должны закомпостировать в электронном компостере. Билет предназначен на две поездки по городу или же на одну за его пределы, как в нашем случае. Т.е. Вы должны прокомпостировать его два раза. За чертой города нас останавливали контролеры для проверки билетов.
Погранпереход «Сарпи» пешеходен. Очередь была не большая. Наверное, я уложился минут за 15. Грузинский пограничник выпустил без вопросов, турецкий впустил, разве что, заулыбавшись и сказав «Здравствуйте», увидав мой российский паспорт. Вот так, редкий гость теперь россиян на туретчине, каждому рады.
Оказавшись в Турции, я не стал ждать маршрутку до ближайшего поселка Кемальпаша, а решил прогуляться пешком. Как говорится, 3 км для бешеной собаки…
Метрах в 200-х от КПП начинается галечный пляж. «А не искупаться ли мне?» – мелькнула мысль, тем более что погодка так и шепчет… Подумал и воплотил. Водичка явно меньше 20, но в целом терпимо. Обсох и дальше иду.
А вот и поселок.
А так собирают турецкий чай
Торговый центр пройти мимо трудно, хотя он и расположен в стороне от дороги.
Обменников при нем замечено не было, хотя непосредственно на границе были. Но проблем не возникло, везде принимали карты. В основном здесь продают одежду, немного продуктов, есть большой фудкорт и какое то развлекалово для детей.
Долго не задерживался, купил подарки и обратно. Поехал на долмуше, стоянка которых на трассе. Найдете сразу по крикам водителя: «Сарп, Сарп». Поездка стоит1,5 лиры или 1,5 лари, так что если у Вас есть лиры, то платите ими, выгоднее будет.
Обратно на границе очередь была чуть длиннее, но критично. От КПП в Батуми ехал уже на маршрутке. Проезд 1 лари, оплата при выходе. По приезду забрал из хостела рюкзак и отправился на поиски маршрутки №32, которая ходит до ботанического сада, что расположился в 9 км севернее города. Поспрашивал прохожих – нашел. Доехал на ней до конечной в 18:45. И вот она, заветная дверца.
Приобретаю в кассе билет за услугу под названием «Сервис кемпинга» за 15 лари.
Предварительно кассир кому то звонила и долго совещалась, но в итоге продала. Полянка под кемпинг располагается на противоположном конце парка, возле второго выхода под названием Chakvi. Вам нужно двигаться по Main Rout и ни куда не сворачивая. Заблудиться сложно - указатели Вам в помощь.
Для тех кто любит передвигаться с комфортом по саду курсируют электрокары, стоимость поездки в один конец 3 лари.
Я же, как Вы уже наверное догадались, предпочел прогуляться пешком.
Выхода Чакви (Chakvi) я достиг только спустя час, поскольку постоянно отвлекался на красоты сада и активно фотографировал. На выходе подошел к охраннику и объяснил, что хочу поставить палатку, на что получил ответ, что уже поздно, так что приходите завтра. И это не смотря на то, что до закрытия сада оставалось чуть больше часа! Хотел уже закатить грандиозный скандал, но охранник, узнав, что у меня уже есть билет, тут же проводил меня на искомую полянку. К моим услугам был туалет с ватерклозетом и электричеством, мусорный контейнер и даже бесплатный wi-fi.
Кроме меня на поляне уже разбили привал молодая грузинская пара, да парень-велосипедист. Выбрал я себе шикарное место под пальмой…
…и вот мой ночлег готов.
До темноты оставалось уже совсем немного, поэтому решил сходить к морю. Рядом с поляной для кемпинга, и соответственно недалеко от выхода Chakvi, есть еще один выход. Ну как выход, калиточка, которая в дневное время открыта….Понимаете о чем я?)))
Это выход к старой, и по всей видимости не работающей железнодорожной станции, а за одно и к морю.
Успел как раз к закату.
Это любуется закатом мой необщительный сосед-велосипедист.
Возвращаюсь в сад, и вооружившись фонарем иду гулять дальше. Дорожки пустынны, посетители уже разъехались, а я остался… это сегодня мой дом.
Ночной парк манил …
…а иногда пугал ))
Неожиданно для себя в темноте парка повсюду стали вспыхивать сначала едва заметные, но сгущавшихся сумерках все более яркие огоньки. Сначала почему то пришла мысль о паутине, отражающей в свет моего фонарика, но потом пришло понимание: «Светлячки!» Их были сотни, тысячи! Они сидели на траве, летали в воздухе, не высоко, сантиметров 30-50 от земли, и мерцали как звезды. Звезды у меня под ногами. Сад с темнотой превратился в сказочное место. Жаль объектив моей зеркалки, как я не старался, так и не смог передать этой красоты.
Вот он, коварный тип:
26.05. День третий.
Проснулся я в 06:00, как раз, что бы помахать в след соседу-велосипедисту. Часа два заняли у меня завтрак, сборы, да водные процедуры. Отправляюсь обратно. От вчерашней ночной сказки не осталось и следа. Дорожки еще пустынны, но уже залиты солнечным светом.
По дороге утолил жажду в источнике:
Я покинул парк около 09:00 утра, так и не встретив никого, кроме пары местных жителей:
Обратно в Батуми на той же маршрутке за 1 лари. Ехал один. Водитель поинтересовался: откуда я? Услышав: «Россия», протянул: «Россия – это хорошо».
Вышел я недалеко от автовокзала, поскольку в моей голове, наконец-то созрела очередная точка маршрута – Боржоми.
Маршрутка «Батуми – Ахалцихе», до Боржоми 17 лари. Долго собираем полный автобус, едем. Снова несколько часов и 300 километров пути. Снова мелькают за окном Кутаиси, Самтредия, Зестафони.
И вот я в Боржоми.
Спросил дорогу и двинул сторону парка, с перспективой заночевать в нем. По пути немного отклонился от маршрута, что бы взглянуть на здание вокзала «Боржоми Парк».
Но продолжаю путь дальше, вдоль неспокойных вод Боржомки.
И вот наконец он – вход в парк.
Рядом со входом нижняя станция канатки.
Времени у меня еще много, почему бы и не прокатиться?
Проезд в одну сторону 3 лари.
Оказавшись наверху решил прогулять по Садгерскому лесопарку, а затем спуститься вниз пешком. В итоге прогулка заняла не больше часа.
И вот я вновь у ворот парка. Вход платный, 50 тетри в кассу. На входе Вас встречает фотограф.
И скамья, видимо символизирующая крепкую и нерушимую, как гранит дружбу.
Здесь же находится сердце Боржоми – источник минеральной воды.
Можно попить и набрать с собой, главное заранее запастись тарой. Минералка теплая, немного газированная и отдает сероводородом. На мой вкус не очень, зато натуральней некуда.
А это Прометей, который, если верить мифам, был прикован где-то в этих местах.
Заночевать я решил у серных ванн. Находятся они в самом конце ущелья в котором расположен парк и по дну которого течет речка Боржомка. Когда закончится цивилизованная часть парка, то нужно пройти еще пару километров вдоль русла реки.
Там где заканчивается ущелье и смыкаются горы, оставляя лишь узкий каньон для реки находятся серные ванны, обозначенные на схемах как «Царские».
Принять ванны Вы можете абсолютно бесплатно. К Вашим услугам 3 бассейна, лавочки, беседка и собственно все. Сильно осложняет данную процедуру отсутствие кабинок для переодевания. Еще одним недостатком можно назвать отсутствие туалета (туалет типа «скворечник» с выбитой дверью на краю поляны не в счет). Не считая вышеперечисленных недостатков, место довольно благоустроено, особенно учитывая его бесплатность.
Довольно много людей приходит сюда несмотря на расстояние чтобы понежиться в термальных водах.
Место под палатку пришлось поискать, но наконец устроился под елью на берегу горной речки. Довольно шумно, но живописно.
27.05. День четвертый.
Проснулся в 06:00. Пока завтракал и собирался, мимо меня к ваннам пробежало довольно много молодых парней в однотипных спортивных костюмах. В ваннах разговорились, оказалось в Боржоми проходит чемпионат Европы по рафтингу. А у ребят утренняя пробежка с принятием ванн. От пробежки с тяжелым рюкзаком за плечами я отказался, а вот теплые ванны в утренней прохладе были очень кстати.
Пока выбирался из парка, я предавался размышлениям: куда держать путь дальше. Столько еще мест в Грузии я должен был увидеть: Ахалцихе, Вардзиа, Чиатура, Уплисцихе… В целом, поездка планировалась как обзорная, и если мне здесь понравится будет повод вернуться сюда еще раз но уже на машине и с семьей. Сейчас же меня уже манило что –то новое, но что именно еще не оформилось в моей голове окончательно. Пока голова собиралась с мыслями, ноги решили прогулять меня по Боржоми. Выходил из парка в 08:00 при этом посещение парка в это время было бесплатным.
А это в далеке виднеется крепость Ацкури.
По всюду видны постройки советского периода Грузии:
А это центр посетителей (Visitor Centre) национального парка Боржоми-Харагаули. Посещение его Вам понадобится, если Вы решите прогуляться по национальному парку, поскольку обязательна предварительная регистрация. Пару раз у меня спрашивали дорогу к нему.
Идея осмотреть дворец Романовых не увенчалась успехом, поскольку ныне он является летней резиденцией президента Грузии и ее охрана не разделяла моего желания.
Прогулка помогла мне определиться с дальнейшим маршрутом. Я отправился на автовокзал и купил в кассе билет до Тбилиси за 7 лари. Снова пришлось не меньше часа ждать отправления, наконец-то едем.
Поскольку мой первый визит в Тбилиси был быстротечен, я решил сегодня продолжить осмотр города. Оставалось только определиться с ночлегом. Тут-то меня и посетила одна мысль. Порывшись в расписании ЖД дорог Грузии, я нашел то, что искал: ночной поезд «Тбилиси - Ереван» отправлением в 20:20 и прибытием в Ереван в 06:55, отправление через день. Проблема ночлега решена, а вместе с этим и культурная программа на завтра. Я еду в Ереван! Оставалось только надеяться, что сегодня не тот день, который через день…
Автобус из Боржоми привез меня на автовокзал Дидубе. Три перегона на метро и я у касс железнодорожного вокзала. На электронном табло с расписанием поездов присутствует и нужный мне. Отлично. В кассе беру билет в плацкарт за 36,18 лари. Билетов полно, есть и СВ и купе. Единственное нельзя купить обратный билет на этот поезд, только в Ереване.
Осталось сдать багаж в камеру хранения и можно гулять. Камера хранения находится слева от платформы №1 (на платформе есть указатель). Это одноэтажное отдельно стоящее здание. Ну как здание – будка. Оставил мужику в будке рюкзак и 4 лари.
Спускаюсь в метро и еду до станции «Авлабари».
Здесь находится главный кафедральный собор Грузинской православной церкви – Цминда Самеба.
На территории храма красивые розы..
…и красивые автомобили
В храме имеется несколько ценных икон, а около алтаря лежит большая рукописная Библия.
Здесь же, на территории храма находится кафе под названием воды Легадзе, где можно попробовать настоящую газировку. Маленький стакан стоит 1,3 лари, большой - 1,5. Лично я пил с шоколадным вкусом.
Недалеко от храма, вот за этим забором, находится президентский дворец.
Далее совершаю марш-бросок к Европейской площади.
Целью является нижняя станция канатной дороги. Канатка стоит 1 лари и пройти можно по карте тбилисского метро.
По канатной дороге поднимаюсь к крепости Нарикала. Посещение крепости бесплатно, видимо потому что смотреть там особо нечего.
Мать Картли или Мать Грузии, знаменитая Тбилисская скульптура, стоит на холме, на том же, что и крепость Нарикала. В левой руке двадцатиметровая женщина держит чашу с вином, символизирующей гостеприимство - для друзей. В правой руке у скульптуры меч - для врагов.
Хотя с самого холма открывается шикарный вид на город, и это стоит того, что бы сюда подняться.
Спускаюсь вниз и еду на вокзал. На этом сое знакомство с Грузией окончено. На перроне меня ждет побитый жизнью армянский поезд, который повезет меня в Ереван. Но это, как говорится, уже совсем другая история.