Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Сообщение: #1

Сообщение OWNER. » 09 июл 2021, 03:54

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

«Дружба» на китайской границе и суровые Джунгарские ворота. Популярный Алаколь и таинственно-пустынный Жаланашколь – озёра Восточного Казахстана. Как проехать к этим интересным местам, где пересечь горы Джунгарского Алатау? Отдых в пансионатах, отелях и базах отдыха, отдых в кемпингах и «дикарём на пляже. Когда же, наконец, построят дорогу от Алма-Аты до Усть-Каменогорска и стоит ли ехать отдыхать на Алаколь? А может Иссык-Куль лучше?

Рассказ поначалу не складывался – слишком сильные эмоции от дорог, будь они неладны, мешали впечатлениям от озёр и гор Джунгарского Алатау. Чтобы отпустить от себя эту тему, сначала сделал несколько роликов о наших дорогах – вроде полегчало. :-) Потом ожили воспоминания о недавней поездке в Киргизию на Иссык-Куль, начал сопоставлять увиденное тогда с тем, что посмотрел сейчас и, теперь, могу «вывалить всё это на просторы Интернета». Ну, поехали!

От южной столицы Казахстана до Алаколя (посёлок Акчи) примерно 620 километров. В Акчи находится большинство различных баз отдыха, сюда едет основная масса отдыхающих, короче говоря – туристическая столица озера. От Алма-Аты до Иссык-Куля (город Чолпон-Ата) расстояние составляет 450 километров. Чолпон-Ату можно также считать туристическим центром киргизского озера. Горы Заилийского Алатау, отделяющие нас от Иссык-Куля, можно объехать с запада (Курдайский перевал) или с востока (Кегенский перевал), расстояние получится одинаковое.

Перед летним сезоном 2021 года интересно будет сравнить эти два озера – Алаколь и Иссык-Куль – с точки зрения автотуриста из Алма-Аты: куда быстрее и проще добраться, где лучше дороги и ниже цены, где приятнее климат и дольше купальный сезон. Где, в конце концов, «вода мокрее»?

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

На Иссык-Куле я побывал месяц назад Иссык-Куль: Море, горы и дорога. 2021 год. теперь появилась возможность прокатиться на Алаколь, был там последний раз ровно десять лет назад. Но ограничиваться только одним озером не собираюсь: в плане маршрута стоит дорога вокруг озера Жаланашколь и самое узкое место между горами – Джунгарские ворота, пограничный посёлок Достык (Дружба) и обратная дорога от Алаколя через горы Джунгарского Алатау.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Это были цели поездки. Теперь средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор, трос и канистра с бензином (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Но, прежде чем оценить Алаколь, туда ещё доехать нужно … Подробно расписывать эту дорогу не буду, всё мои впечатления выражены в первых видеороликах этого рассказа.

https://www.google.com/maps/d/u/0/embed?mid=1DVopHrsl98Xri2jEpqQGEsELqt3fJFxS


Отмечу лишь только два момента. Первый: построенный и открытый для движения (по сравнению с прошлым годом) участок дороги от Талды-Кургана до посёлка Жансугуров. Это сто километров нового асфальта и огромный плюс в карму этой дороги. Но есть и небольшой минус – там везде ограничение скорости 50-60 км/час и возможность нарваться на мобильный патруль дорожной полиции.

phpBB [media]


Момент второй, строго положительный. Если вас утомит эта дорога (а она вас утомит, к бабке не ходи) – есть прекрасная возможность немного отдохнуть от пыли и тряски, подышать горной свежестью на берегу реки Лепсы.

phpBB [media]


Место это находится недалеко от дороги (45.694457, 80.297769) и проехать к воде проблем не составит. Короткий отдых, минут на двадцать, не сильно задержит в пути, но восстановятся силы и улучшится настроение, вы сможете легче преодолеть следующий, самый паршивый кусочек дороги – от Кольбая до Кабанбая, тридцать километров жёсткого временного асфальта и пыльного грейдера.

phpBB [media]


Далее вас ожидают сравнительно небольшие участки ремонта дороги, почти обязательная встреча с «полицией под деревом» на кольце в посёлке Кабанбай (45.836301, 80.611622), заправка топливом на АЗС перед Учаралом (46.195736, 80.867252) и река Тентек, на берегу которой также можно сделать небольшую остановку (46.203797, 80.890511).

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

И вперёд, на Алаколь! Сразу хочу сказать – дорога до посёлка Акчи приятно удивила. Я ожидал шестьдесят километров «адского пути» и начало, от города Учарал, подтверждало худшие опасения. Ну а потом… Впрочем, смотрите сами.

phpBB [media]

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
OWNER.
участник
 
Сообщения: 91
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 25
Пол: Мужской

Re: Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Сообщение: #2

Сообщение OWNER. » 12 июл 2021, 03:21

Вот теперь, добравшись до берега, можно и сравнить дороги к этим озёрам – к Алаколю и к Иссы-Кулю. Сначала расстояние. Как уже было сказано, это 620 километров в первом случае и 450 – во втором. По протяженности пути «пёстрое озеро» проигрывает.
Теперь качество дороги. Полностью готовая дорога идёт от Алма-Аты до Талды-Кургана и, даже, чуть дальше, всего примерно 260 километров. Дальше, ещё 100 километров до посёлка Жансугуров, уже можно ехать по новому асфальту, но официально дорога ещё не открыта, везде ограничение скорости пятьдесят километров в час, иногда – шестьдесят. Так что с лёгким сердцем на полную сотню ехать не получится – могут быть проблемы с дорожной полицией.
Ну, ладно, пусть будет 360 километров непрерывного хорошего асфальта. А что же дальше, остальные 260 километров? От этого числа нужно отнять километров пятьдесят полностью готовой дороги перед посёлком Акчи и остаток разделить пополам. Именно в таком соотношении – один к одному – сменяют друг друга участки готового асфальта и участки ремонта на пути от посёлка Жансугуров до города Учарал.
Так что ждут вас на этой дороге ещё почти сто километров серьёзного жёсткого и пыльного грейдера со скоростью движения не более сорока километров в час – такой скоростной режим предписан установленными здесь знаками. Да и готовый асфальт тоже лимитирован – не более шестидесяти, как правило – пятьдесят. Дорожная полиция присутствует.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Теперь Иссык-Куль. Из четырёх с половиной сотен километров пути от Алма-Аты до Чолпон-Аты асфальта нет лишь на протяжении сорока километров. Это если ехать по восточному маршруту, через Кеген. По западному маршруту, через Курдай, плохой дороги примерно столько же, это участок ремонта дороги А-2 «Алматы – Шымкент». В остальном дорога хорошая, немного похуже по северному берегу Иссык-Куля.
По протяжённости плохой дороги снова проиграл Алаколь – 100 километров против 40 километров Иссык-Куля. К тому же, кроме этих сорока километров, остальная дорога полностью готова и никаких скоростных ограничений, связанных с ремонтом, там нет.
Конечно, ещё есть вопрос границы. Нужно затратить некоторое время на её прохождение. С учётом этого момента средняя скорость движения у меня получилась одинаковой, но время в пути опять-таки в пользу Иссык-Куля – шесть часов пути к «горячему озеру» против девяти часов, затраченных на достижение «пёстрого озера».
И последнее. Вопрос расстояния плавно перетекает в вопрос количества топлива, затраченного в путешествии. В Киргизии стоимость бензина выше, примерно процентов на пятьдесят, но если залить полный бак незадолго до границы – а такая возможность имеется однозначно, то и заправляется не будет необходимости. Таким образом, при прочих равных условиях, для поездки на Алаколь денег для топлива вам понадобится раза в полтора больше.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Выехав из дома в половине четвёртого утра, до берега Алаколя в посёлке Акчи я добрался примерно в час дня. Светило солнце, дул лёгкий приятный ветерок, стояла полная тишина, но прекрасным видом озера я наслаждался в полном одиночестве – ни одного отдыхающего на пляже не было, середина мая не лучшее время для купания. Пляжный сезон на Алаколе краток – не более трёх месяцев, да и то в лучшем случае, если лето будет тёплым.
Примерно столько же времени отводит природа и для комфортного купания на Иссык-Куле. Несмотря на то, что это горное озеро находится на пятьсот километров южнее Алаколя и, казалось бы, должно быть более тёплым, но нет – горы дают знать о себе, ведь Иссык-Куль расположился на высоте 1600 метров на уровне моря.
Поскольку лето не «резиновое», а отдохнуть хочется всем, то в сезон пляжи заполняются ну очень плотно. К сожалению, берег Алаколя непосредственно у посёлка Акчи не совсем удачен для подхода к озеру. Сначала мешает обрыв, но в нём местами проделаны дорожки для спуска к воде. Затем, вдоль берега, идёт мелкий залив. Для купания он непригоден, но служит препятствием на пути к широкой и длинной косе, на которой и находится пляж. Через залив летом делают понтонный мост, некоторые базы отдыха перевозят своих клиентов на косу в лодках-паромах, каждый старается как может.
Вправо и влево от посёлка (особенно в правую сторону) берег уже лучше, сразу начинается «открытое море». Поэтому здесь и строятся новые туристические объекты, вытягиваясь вдоль берега всё дальше и дальше, образую «первую линию» с непосредственным выходом к воде.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

А водичка здесь и вправду хороша! Солёная и очень чистая, достаточно прогреваемая солнцем в летние дни, она так и манит к себе. Опять же и пляж – знаменитая чёрная алакольская галька, бренд этого озера. К сожалению, пляжная полоса не широкая и чем дальше она идёт от посёлка, тем уже становится – обрывистый берег неумолимо прижимает её к воде. Этих несколько метров пляжа уже сейчас едва хватает для клиентов существующих пансионатов, а с постройкой баз отдыха второй линии «перенаселение» просто неизбежно.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Несмотря на это, постройка второй, и даже – третьей, линии уже запланирована. Свидетельством тому являются дороги, проложенные вдоль озера и оборудованные тротуарами, фонарями освещения, автобусными остановками и въездами на предполагаемые участки застройки. Конечно, прошлый год был крайне неудачен для туризма, короновирус сделал своё чёрное дело, действующие пансионаты пустовали, строящиеся были законсервированы или завершались крайне медленно. Но сейчас процесс освоения новых территорий возобновлён и строительная активность налицо.
Так что недалёк тот час, когда, идя по пляжу, придётся переступать через других отдыхающих, лежащих на вашем пути к заветному озеру и осторожно ставить ногу, дабы не отдавить кому-нибудь ухо или другую нежную часть загорающего тела.

phpBB [media]


Сам же посёлок за десять последних лет стал выглядеть гораздо лучше – страшные обшарпанные дома на въезде в Акчи отремонтировали, гораздо лучше стала дорога, сделали подъезд к железнодорожной станции. Но, проезжая по улицам этого населённого пункта, я практически не видел его жителей, вокруг было пусто. За первые десять лет этого века население посёлка уменьшилось на четверть, в 2009 году здесь проживало 580 человек. Сколько людей постоянно живёт здесь сейчас – мне не известно, но будем надеяться, что развитие туризма остановит (или уже остановило) деградацию посёлка.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Второй, и последний, посёлок западного побережья Алаколя – это Коктума. До него от Акчи всего десять километров по берегу озера или двадцать километров на машине по дороге Р-130, на которой сейчас идёт капитальный ремонт. Уже на въезде в посёлок становится понятно – туризма здесь гораздо меньше, чем в Акчи. А вот жителей раза в три больше, хотя и Коктума не избежала уменьшения своего населения. Поэтому отдых здесь более «домашний», по типу хостелов и проживания в частном секторе.

phpBB [media]


Немногочисленные базы отдыха в Коктуме представляют из себя, как правило, несколько домиков, расположенных на небольшой территории и не всегда имеющих полный комплект бытовых удобств. Таких отелей или пансионатов, как в посёлке Акчи – с горячей водой в номере, отдельным санузлом и душем, кондиционером, интернетом и спутниковым TV – в Коктуме гораздо меньше.
Но отдых здесь более, так сказать, душевный. Многие отмечают радушное отношение хозяев к своим гостям, домашнюю обстановку и тишину, которую часто нарушают нетрезвые компании в более комфортных отелях и пансионатах посёлка Акчи. Да и потом – ведь едут сюда не за благами цивилизации, которыми можно насладиться и дома. Едут для того, чтобы искупаться в чистейшей алакольской воде, которой приписывают целебные свойства и позагорать на знаменитой чёрной алакольской гальке, не менее полезной для здоровья.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Однако берег у посёлка Коктума ещё хуже, чем в Акчи - глинистый обрыв прижимает пляж совсем близко к воде. Сколоченная из досок лестница, ведущая к озеру, никак не может рассматриваться в качестве безопасного пути, особенно для пожилого человека.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

К юго-востоку от посёлка, на расстоянии двух километров, есть выезд к берегу озера, на длинную и узкую косу (45.853884, 81.685953). Это место идеально подходит для «дикого» отдыха, но там сейчас сделан шлагбаум и выкопан ров по обе стороны дороги. Беседка, сделанная для охранника, пустовала и мне не удалось узнать цель и смысл этого заграждения. Или это забота о природе и выполнение правил водоохранных зон, в которых запрещено «устройство палаточных городков, постоянных стоянок автомобилей», или это просто сезонный заработок для местных жителей.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Сейчас на берегу никого нет и проезд к воде свободен. На зеркальной глади залива плавают лебеди, рядом лениво бродят лошади, дует едва заметный ветерок и едва плещется волна.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Вне туристического сезона эти берега почти безлюдны и здесь царит птичий мир – лебеди и пеликаны, бакланы и цапли чувствуют себе свободно и безопасно, не говоря уже о чайках, которые и в любое другое время не слишком то обращают внимание на человека.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Несмотря на то, что зимой здесь очень холодно и лёд около берега может встречаться до середины мая, летнее солнце хорошо прогревает воду к удовольствию многочисленных отдыхающих. Но бывают, к сожалению, и ненастные дни. Расположенные совсем рядом Джунгарские ворота – природная аэродинамическая труба – выдают порой сильнейший ветер, срывающий крыши и спутниковые антенны на базах отдыха.
Дующий зимой из Китая ветер «ибэ» может снести с дороги порожнюю фуру или опрокинуть товарный вагон, такое случалось на станции Дружба. Не менее опасен «сайкан», набравший силу в степях севернее озера Балхаш, и атакующий алакольское побережье с северо-запада. Вот в такой «ветерок» я и попал на трассе «Алма-Ата – Усть-Каменогорск», когда возвращался из поездки по Восточному Казахстану в конце августа прошлого года. Страна контрастов – Восточный Казахстан. 2020 год.

phpBB [media]


Так что, отдыхая на Алаколе, не забывайте о том, что погода может измениться очень быстро. И не в лучшую сторону. Отойдя далеко от берега на резиновой лодке, вы рискуете быть унесённым в неизвестном направлении или выброшенным на берег в крайне неприятном месте. Такой ветер легко сдует и унесёт палатку, разбросает кемпинговую мебель – столы и стулья. Становясь палаточным лагерем на берегу озера, отдыхая на Алаколе «дикарями», будьте готовы к тому, что природа также может проявить свой дикий нрав.
Поэтому, сравнивая погоду и климат на Алаколе и Иссык-Куле, выскажусь однозначно в пользу последнего. Конечно, непогода бывает и на горном озере, там довольно часто гремят грозы. Но, в целом, климат здесь гораздо мягче, хотя максимальная температура воздуха и, возможно, воды на Алаколе выше.
Так же, на мой взгляд, более комфортен для отдыха и пляж на Иссык-Куле. Конечно, кому-то больше нравится песок под ногами, а кому-то более приятна чёрная алакольская галька, но размеры пляжа и подход к нему более предпочтительны на Иссык-Куле. К тому же здесь гораздо больше возможностей для «внепляжного» отдыха – совсем рядом с берегом высокие горы и возможность быстро очутиться в густом еловом лесу, напоенным хвойным ароматом. Вокруг же Алаколя одна только степь – выжженная солнцем, сухая всё лето. Даже базы отдыха здесь не всегда могут похвастаться тенистыми деревьями.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

И, напоследок, один маленький, но очень большой вопрос. :-) Сколько же стоит сейчас отдых на берегу этих озёр, какова цена вопроса. Не могу поделиться с вами личным опытом, не получалось побывать там и там одновременно и в равных бытовых условиях. Но могу сказать, что на Иссык-Куле цена трёхместного номера класса «люкс» с питанием обойдётся примерно в 35000 тенге. Аналогичный номер в алакольском пансионате, но на двоих, будет стоить 45000 тенге. Речь идёт о ценах за номер в сутки на пике сезона – июль для Иссык-Куля и август для Алаколя.
Естественно, можно найти цены гораздо ниже, в зависимости от места нахождения базы отдыха, уровня комфорта и списка дополнительных услуг. Не стоит забывать о возможности проживания в хостеле, частном доме или бюджетном «диком» отдыхе на берегу озера в палатке. Для последнего варианта, кстати, на Алаколе возможностей будет побольше. Но в пользу Иссык-Куля в этом случае говорит обилие местных фруктов, ягод и овощей во время туристического сезона.
Конечно, всё то, что я сравнивал – вода, погода, климат, цены и условия проживания – имеют разное значение для разных людей и я не хочу спорить ни с фанатами Иссык-Куля, ни с почитателями озера Алаколь. Многие сделали свой выбор уже давно и мои краткие заметки вряд ли произведут впечатление на матёрого туриста и поменяют его систему ценностей. Да, в общем-то, такая цель в рассказе и не ставилась. Мне просто хотелось обратить внимание на самые простые вопросы, которые возникают перед автопутешественником тогда, когда впервые решается вопрос – куда лучше поехать? Алаколь или Иссык-Куль?
Поэтому, именно автотуристу будет адресована заключительная часть моего рассказа – возвращение с Алаколя. Как уже было сказано выше, от южной столицы Казахстана до озера Иссык-Куль ведут две дороги – на запад и на восток. Алаколь не может похвастаться подобным разнообразием, но один небольшой вариант имеется, как шанс сменить участок степной дороги на дорогу горную.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Скажу сразу – речь не идёт о выигрыше времени или расстояния. Дорога через горы Джунгарского Алатау короче всего на тридцать километров, да и то – если начинать маршрут от посёлка Коктума. В том случае, если вы стартуете из посёлка Акчи, то расстояние получится примерно одинаковое – около 120 километров пути – хоть через Учарал до Кабанбая, хоть через горы до этого же посёлка и выхода на трассу «Алма-Ата – Усть-Каменогорск».
Несмотря на то, что дорога эта идёт по горам, какой-то особой подготовки машины не требует и доступна для легкового автомобиля. Конечно, на внедорожнике проехать здесь получится быстрее, но вы же не торопитесь? А вот новые пейзажи, которые будут открываться почти за каждым поворотом, вас могут порадовать и приятно удивить.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Тут ведь главное - что? Главное, это выйти на правильную дорогу, повернуть в нужном месте с трассы, которая идёт вдоль Алаколя к станции Достык. Для тех, кто едет впервые, даю координаты точки поворота - 45.823231, 81.660733. Кстати, координаты эти будут полезны и тем, кто уже проходил этот путь, ведь в связи с ремонтом трассы на Достык место поворота может быть перекрыто кучами грунта или строительной техникой. Тогда придётся объезжать препятствия, ориентируясь на указанные координаты.
Всё, выбрались на дорогу? Ну, а теперь, прямо и прямо, никуда не сворачивая и следуя изгибам дороги. Мне слегка не повезло, поначалу был сильный дождь, но горы от этого хуже не стали. Так что едем, смотрим, любуемся…

phpBB [media]


Это всё, что хотелось рассказать об озере Алаколь и дороге к нему. Но путешествие продолжается, я еду к китайской границе, к озеру Жаланашколь, к Джунгарским воротам и конечной точке маршрута – станции Достык.
OWNER.
участник
 
Сообщения: 91
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 25
Пол: Мужской

Re: Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Сообщение: #3

Сообщение OWNER. » 14 июл 2021, 04:27

Продолжаю свой рассказ… В первой части вы прочитали о том, какими дорогами можно доехать до озера Алаколь и что там вас ожидает. Теперь же, от мягкого пляжного отдыха перейдём к жёсткой реальности Джунгарских ворот, мутному озеру Жаланашколь, едва заметной дорожке вдоль границы и к конечной точке моего маршрута – станции Достык на границе Казахстана и Китая.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Эта жёсткая реальность началась сразу, после выхода на трассу от посёлка Коктума. Трасса «Учарал – Достык» – это очень громко сказано, ни одного нормального кусочка асфальта на этом пути мне не попадалось. Да что там асфальт! Здесь и грейдер кое-где разъезжен так, что фуры не могут подняться. На следующей фотографии как раз показано такое место. Это старый мост через реку Ыргайты (45.689322, 81.962829), чёртов мост – так его называют.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Подъехал к этому месту, смотрю – почти десяток фур стоят перед подъёмом, рядом водители встали в кружок и что-то обсуждают. Случилось что – спрашиваю – или просто отдыхаете? Подняться не можем – отвечают. Сначала я подумал, что так нагрузили машины, что они уже и ехать в гору не могут. Оказалось – наоборот, фуры пустые и не могут зацепиться колёсами за грейдер, буксуют. Нарыли ям колёсами и теперь совсем плохо стало. Коллеги даже сомневались, смогу ли я проехать по этому подъёму, но всё обошлось. Правда, с включённым полным приводом. :-)
К счастью, вскоре показался поворот (45.584434, 82.070597) к озеру Жаланашколь. Счастье проявилось дважды: во-первых, после поворота стала чуть получше дорога, ямы стали встречаться реже и колёса уже проходили между ними. А какие вензеля я выписывал на дороге! Это надо было видеть или снимать с квадрокоптера.
Во-вторых, стал приближаться Жаланашколь. От поворота до берега меньше четырёх километров, дорога плавно уходит вниз, временами получается разогнаться до 60 км/час и панорама озера расширяется на глазах.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Жаланашколь невелик – километров девять в самом широком месте, его площадь менее 40 квадратных километров. Глубина мутной солёной воды редко превышает три метра и рыбакам здесь делать нечего. Берега озера пустынны во всех смыслах этого слова – чахлая скудная трава и отсутствие деревьев объясняют безлюдность прибрежной полосы. Единственной достопримечательностью Жаланашколя может считаться наличие здесь лечебных грязей, но это, как говорится, на любителя. Сложно представить, чем таким нужно заболеть, чтобы помочь могла только лишь местная грязь и никакая другая.

Тем не менее, бальнеологические круизы иногда практикуют те, кто приезжает отдыхать на Алаколь в посёлках Акчи или Коктума. Выкроить один денёк, проехать ещё полсотни вёрст на своей машине к Жаланашколю, от души намазаться целебной глиной, получить заряд здоровья, бодрости и оптимизма, а потом вытрясти всё это из себя на обратной дороге – такой эпизод, без сомнения, оживит монотонный отдых в пансионате на берегу Алаколя.

Остановиться для продолжительного отдыха на Жаланашколе можно, но большого удовольствия это не доставит – туристические базы здесь отсутствуют, половина береговой линии заболочена, источников чистой пресной воды не наблюдается. Кемпинговый отдых может оказаться сильно подпорченным из-за непогоды, ведь это почти самое узкое место Джунгарских ворот – при сильном ветре ваши палатки могут нелегально улететь в Китай. :-)

Единственный населённый пункт неподалёку от озера, десяток домиков рядом с железной дорогой – станция Жаланашколь. Её видно на следующей фотографии, она служит контрольной точкой маршрута на карте Гугл, размещённой в начале моего рассказа. Согласно тому же Гуглу, всякое движение от станции на юго-восток, вдоль озера, невозможно. Вот это мне и предстоит проверить.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Но сначала я выезжаю на самый берег Жаланашколя. Сделать это нетрудно, дорога к станции идёт совсем рядом с водой и первое же ответвление от основного пути выводит меня на пляж.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Ближе подъезжать уже не стоит, мутная зеленоватая вода плещется в нескольких метрах от машины. Вот теперь можно выйти, спуститься по сыпучей гальке и прикоснуться к озеру. Пятьдесят километров от Коктумы до этого места (45.582593, 82.115947) я проехал за полтора часа.

phpBB [media]


Здесь самый удобный подъезд к воде, хорошая панорама озера и … Да вот, собственно, и все достопримечательности. Так что долго задерживаться в этом месте я не стал и двинулся на северо-восток, в сторону китайской границы.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.
OWNER.
участник
 
Сообщения: 91
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 25
Пол: Мужской

Re: Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Сообщение: #4

Сообщение OWNER. » 19 июл 2021, 14:30

Дорога А-357, по которой я сейчас еду вдоль озера Жаланашколь, уходит дальше на север, вдоль восточного берега озера Алаколь. Потом она выходит на трассу «Алма-Ата - Усть-Каменогорск» через населённые пункты Маканчи и Урджар. Но проехать таким маршрутом не так-то просто. Почему? Санитарный пост.
Приближался железнодорожный переезд, появились соответствующие дорожные знаки, последним из которых был восьмиугольник «STOP». Зафиксировав остановку транспортного средства, я уже было двинулся дальше, когда заметил краем глаза человека в форме, который кинулся вдогонку за моей машиной. Выскочив из домика, стоявшего рядом с дорогой (45.608437, 82.163231), он махал руками и что-то кричал.
Пришлось остановиться, одеть маску, выйти из машины и посетить «офис». Наименование этой организации сообщить не могу, табличка с названием была плохо читаема. Точнее говоря – совсем не читаема. Пока человек в форме неизвестного рода войск заносил мои данные в какой-то журнал (потребовалось предъявить удостоверение личности), я беседовал со вторым сотрудником этого учреждения. Судя по неуловимым признакам, как то: белый комбинезон с капюшоном, маска на подбородке и тепловизор в руках – это был медицинский работник. Мы неспешно обсуждали причины моего появления в этих местах, когда беседа стала приобретать напряжённый характер.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

- А мы Вас дальше пропустить не можем – сказал человек в форме.
- А что так? – удивился я.
- Так ведь у нас карантин, в Казахстане эпидемия короновируса, слышали об этом? – молвил служивый.
- Да, краем уха. Но о том, что сейчас нельзя ездить по Казахстану – первый раз. И кто же так решил? – спрашиваю.
- Это постановления санитарного врача Восточно-Казахстанской области, въезд только при наличии отрицательного ПЦР-теста. Вы имеете результат такого теста при себе? – аргументирует мой собеседник.
Мы ещё некоторое время мило побеседовали, и я уже было совсем смирился с мыслью, что дальше дороги нет, когда до сотрудников офиса дошёл, наконец, мой посыл – я не собираюсь ехать в Урджарский район ВКО, охваченный эпидемией и закрытый на строгий карантин, а желаю проехать через станцию Жаланашколь на Достык по сравнительно благополучной Алма-Атинской области.
Всё было напрасно – и занесение моих данных в журнал, и предъявление мне постановление санитарного врача на государственном языке, и споры о конституционном праве граждан на свободу перемещения. Напрасно служивые своими грудями и казённым шлагбаумом закрывали от меня дорогу на Урджар – я туда и не собирался. Сильно они расстроились – столько хлопот и всё напрасно. Отдали мне удостоверение личности, ещё раз показали – где находится станция Жаланашколь – и я поехал дальше.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Станция Жаланашколь. Здесь, на пять минут, останавливаются пассажирские поезда, здесь близко озеро с таким же названием. Всего шестьсот метров, несколько минут неспешной ходьбы – и вы на берегу. Потом напишите, если будет желание, стоило туда идти или нет? Я не заезжал и не заходил на берег в этом месте, есть ли там что-то хорошее – не знаю. В станционном посёлке ничего хорошего нет, это точно.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Уже после возвращения из поездки прочитал, что станцию Жаланашколь «в этом году облагородили немного». Может быть и так, не спорю. Скорее всего, процесс «облагораживания» состоялся после моего путешествия.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Но, тем не менее, этот малонаселённый пункт был последней «точкой цивилизации», здесь заканчивалась официальная автомобильная дорога, отмеченная на карте. Теперь мне предстояло ехать по технологическому пути вдоль железнодорожной насыпи. От станции Достык, крайней точки маршрута, меня отделяло полсотни километров. Согласно расписанию, пассажирский поезд проходит это расстояние за сорок одну минуту. Мне, естественно, потребовалось несколько больше времени. Раза в два с половиной больше.

phpBB [media]


Это время ушло не только на езду по пескам, солончакам и грейдеру. Задержка случилась на пограничной заставе (45.461495, 82.360925), где дорогу мне преградил забор из колючей проволоки. Пока ходил на заставу, пока уговаривал открыть ворота, пока объяснял своё появление здесь и показывал документы – время не стояло на месте. Но ворота-таки открыли и проехать разрешили.
Не совсем, правда, понятны все эти сложности. Как оказалось, проехать мимо заставы можно без всяких хлопот, просто с другой стороны железной дороги. За километр до «колючки» уходишь на противоположную сторону через небольшой туннель, едешь с другой стороны насыпи и, через километр после заставы, возвращаешься на прежнюю сторону через железнодорожный переезд.
Но всё это стало известно чуть позже. Сейчас же я стою в самом узком месте суровых Джунгарских ворот, и где-то здесь, совсем рядом, находится континентальный полюс недоступности — точка, наиболее удалённая от Мирового океана.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Говоря о Джунгарских воротах и озере Жаланашколь, нельзя не упомянуть трагические события, которые сделали этот район полностью закрытой территорией. Произошло это более полувека назад и затем, в течение двадцати лет здесь была почти что прифронтовая полоса - всё движение на этом участке было закрыто, рельсы разобраны, гражданского населения практически не осталось, вдоль границы была построена линия обороны – окопы, доты, блиндажи, огневые точки.

Что же произошло 13 августа 1969 года в нескольких километрах от берега озера?
OWNER.
участник
 
Сообщения: 91
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 25
Пол: Мужской

Re: Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Сообщение: #5

Сообщение OWNER. » 22 июл 2021, 04:10

Это было время крайне напряжённых отношений между Советским Союзом и Китаем. После боёв на острове Даманском (Дальний Восток) Пекин не оставлял попыток пересмотреть линию раздела между двумя государствами. С начала лета 1969 года китайцы неоднократно предпринимали попытки нарушить границу на казахстанском участке в районе Джунгарских ворот и рано утром 13 августа на советскую территорию вторглись несколько десятков военнослужащих со стрелковым оружием и гранатомётами. Они заняли одну из сопок.
Советские пограничники, препятствующие этому вторжению, были обстреляны и открыли ответный огонь. Бой продолжался около трёх часов, двое пограничников погибли, убитых китайцев было в десять раз больше. Захваченная высота была отбита, советские солдаты укрепились на границе. Снова китайцы уже не атаковали.
Подробнее об упомянутых событиях вы можете прочитать на сайте ветеранов – пограничников.
Этот конфликт был самым крупным, после боёв на Даманском, военным столкновением Москвы и Пекина. Китайцы больше не устраивали провокаций на казахстанском участке границы, здесь наступила тревожная, напряжённая тишина. Прошли десятилетия, распался Советский Союз и Казахстан стал независимым государством. В 1998 году на саммите в Алма-Ате было подписано соглашение о передаче спорного участка Китаю. Ещё через десять лет китайские власти установили памятник своим погибшим.
Рассказ близится к завершению, сейчас я направляюсь на край земли казахстанской, к пограничному переходу Достык – Алашанькоу. После описанных выше событий движение поездов через границу было открыто только через двадцать лет, в 1991 году. Для тех, кто не очень любит читать, предлагаю небольшой видео-рассказ. Печатная же версия повествования продолжается после ролика.

phpBB [media]


Село Достык. Примерно 160 километров от Учарала по прямой. Посёлок Дружба появился на карте в 1956 году, во времена строительства железной дороги из Советского Союза в Китай. Здесь находится пограничная железнодорожная станция, здесь уходит в Китай нефтепровод, берущий начало на северном берегу Каспийского моря, здесь начинают свои коммерческие рейсы сотни и тысячи фур-большегрузов, везущие товары из Китая в Казахстан и Россию.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Посёлок стал селом, в 2007 году из Дружбы превратился в Достык, сейчас активно строится и развивается. Для того, чтобы заехать в само село, надо немного вернуться назад от пограничного пункта пропуска, проехать под железнодорожными путями и повернуть направо.
Я не стал ездить по всем улицам этого населённого пункта, но то что я увидел - мне понравилось. Конечно, это не столица государства, не мегаполис, а небольшое село, которое смотрится вполне достойно. Нет никакой разрухи, дома отремонтированы и даже есть, как и в больших городах, своя пешеходная зона – место отдыха с игровыми площадками. Маловато деревьев, но местный климат не способствует их буйному росту.
Джунгарские ворота – идеальное место для ветряной электроэнергетики. Здесь, совсем рядом с границей, на китайской территории стоит более сотни таких генераторов. И ещё один ветряк на 500 киловатт находится в селе Достык. Поговаривают, что он не работает, но я думаю, что это неправда. Или правда?

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

Обратный путь был отмечен сильным дождём, который сопровождал меня на пути через горы Джунгарского Алатау – от озера Алаколь я поехал обратно немного по другому маршруту.

phpBB [media]


Дождь закончился незадолго до моего выхода на трассу «Алма-Ата – Усть-Каменогорск» и уже не мог смыть ту грязь, что налипла на машину при движении по объездам на ремонтируемых участках дороги. Пришлось делать это самому, вернувшись домой. :-) На пути от аэропорта города Талды-Курган до южной столицы Казахстана машина моя резко выделялась на фоне окружающего чистого автотранспорта.
Последнее фото путешествия – база авиационной поддержки, аэродром двойного назначения около Талды-Кургана, как отголосок военного противостояния СССР и КНР. Две группировки войск прикрывали в советское время Джунгарские ворота: с севера – в Аягузе, с юго-запада в Сары-Озеке. Проходил военные сборы в одном из этих гарнизонов и могу сказать, что различной техники там было более, чем достаточно.

Алаколь и Жаланашколь. 2021 год. Озёра есть, дороги – нет.

К счастью, все эти напряжённые моменты уже в прошлом, приграничные районы Казахстана давно открыты для туризма, там есть достаточно много интересных мест и остаётся только одно препятствие для автопутешественников – дороги. Точнее, их состояние. Будем надеяться, что это препятствие ненадолго, нам обещают полное обновление основных магистралей до 2024 года.
Немного статистики. Всё путешествие оказалось длиной 1506 километров. Бензин был в наличии на всех АЗС, где я планировал заправиться. И, таки, заправился по цене 172 тенге за литр АИ-92. В первый день проехал 850 километров за 17 часов, второй день оказался скромнее – 656 километров за 10 часов. Никаких технических проблем или неприятных встреч за время поездки не произошло.
Впечатления. Алаколь, конечно, неплохое место для отдыха. Озеро Жаланашколь – на любителя целебных грязей. Доехать до границы и посмотреть на сегодняшнюю Дружбу один раз в жизни стоит. А вот ездить по горам Джунгарского Алатау можно многократно и с удовольствием. Самое красивое время года в этих местах – весна, самое опасное – зима, дорогу часто заметает, движение по ней регулярно закрывается.
Лето впереди, будете в тех местах и возникнет желание – напишите, расскажите о своих впечатлениях. Ну а пока - удачи на дорогах!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.
OWNER.
участник
 
Сообщения: 91
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 25
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Средней Азии



Включить мобильный стиль