Зимой 2004 г. мне в руки попал журнал National Geographic, основная тема номера была такой «Арал отступает всё дальше». Прочитанная статья меня заставила зависнуть на долгое время в инете и было принято решение писать курсовую работу по гидрологии по данной проблеме. Чем больше я работал над курсовой, тем всё сильнее меня охватывало желание оказаться в Приаралье, увидеть всё своими глазами. В то время я учился на 4 курсе Курганского гос.университета по специальности «География». Заинтересовав Аралом своих друзей, я нашёл себе 2-х попутчиков, которые вместе со мной и отправились в конце марта 2005 г. в Казахстан. Побывав на ст.Саксаульская, моря мы так и не увидели, хотя мы и не надеялись там его увидеть, этот посёлок никогда и не находился на берегу, просто изучив карты, мы рассчитывали добраться из Саксаульского до Акеспе (аул возле моря), договорившись с местными, чтоб они нас отвезли к морю. Так бы оно и получилось, но конец марта – это как раз Навруз, все казахи отмечали свой Новый год и нас так никто и не смог отвезти в Акеспе. Зато от местного населения было получено много полезной информации о современной ситуации в этом регионе, всё это пригодилось при написании курсовой.
Но цель – увидеть море так и не была достигнута! И эта идея не давала мне покоя следующие 7 лет. За это время было прочитано множество отчётов о поездках в район Приаралья. Кто-то добирался до побережья моря на своём транспорте, кто-то покупал тур в Нукусе (например) за огромные деньги, а кто-то ограничивался посещением Аральска или Муйнака. Но, поскольку, личного транспорта и больших средств я не имею и увидеть эти города для меня недостаточно (хотя тоже очень интересно), поэтому меня интересовал вопрос: Как самостоятельно, бюджетно можно добраться до современного побережья Аральского моря? В Узбекистане осуществить это конечно сложнее, поэтому решено было ехать вновь в Казахстан.
Очень надеюсь, что мой отчёт будет полезен всем тем, кто мечтает побывать в тех местах, что и я, прочувствовать атмосферу аральской трагедии, узнать побольше о современном состоянии этого водоёма, о людях, которые, жили на берегу Арала и сейчас живут в ожидании его возвращения к родным берегам. Буду стараться писать подробно, размещая фотографии. Заранее прошу строго не судить, это мой дебют в написании отчёта. Главное, я хочу, чтоб мой отчёт получился максимально полезным, ну и конечно интересным.
Итак, наше путешествие началось 15 мая 2012 г., ранним утром вторника мы выехали из города Вятские Поляны Кировской области на автобусе, который следовал в Набережные Челны, но нам он нужен был только для того, чтоб покинуть город. Автостопом я путешествую 7 лет и знаю, что транспорт на выезде из В.Полян стопится плохо, поэтому решено было доехать до п.Кукмор (это уже Татарстан) и в том месте, где от трассы Киров – Вятские Поляны – Казань имеется поворот на Н.Челны начался наш автостоп.
Начало автостопного путешествия было не очень удачным, т.к. в Кукморе мы простояли 45 минут и потом, сменив 2 машины, в 9-50 мы прибыли в г.Мамадыш, погуляли там немного по набережной Вятки. Кстати, в нескольких км от Мамадыша Вятка завершает свой путь, впадая в Каму.
Ещё 45 мин. мы простояли на повороте в Елабугу и, надо сказать, что это был последний раз за всю поездку долгого ожидания попутки. В 12-50 нас привезли в Наб.Челны, город с населением 512 тыс.чел., город, в котором почти поровну по численности проживают татары и русские, город, знаменитый Нижнекамской ГЭС и КАМАЗом. В этом городе состоялся обед, состоящий из того, что было взято с собой в дорогу. Пройдя буквально несколько сотен метров вправо от ж.д. вокзала (если стоять к нему спиной), мы начали стопить по направлению Заинск-Альметьевск-Бугульма. Остановилась первая же машина (грузовая Газель) и в 14-30 мы покинули второй по численности город Татарстана.
Через 45 минут мы оказались в г.Заинске, в котором находится Заинская ГРЭС – крупнейший производитель электричества в Татарстане, а ещё через 35 минут (в 15-50) - на повороте в г. Альметьевск – четвёртый по численности населения в Татарстане, город вблизи которого располагается одно из крупнейших нефтяных месторождений мира Ромашкинское. Отсюда начинается знаменитый нефтепровод «Дружба» в Западную Европу. Здесь мы уже стопим на Оренбургском тракте (трасса Р239 Казань - Оренбург).
В 16-10 застопили иномарку с армянином, который нас угощал пряниками, включал колоритную нац.музыку, очень приятный человек! В 17-00 проезжали по объездной Бугульму, а в 17-30 нас высадили на федеральной трассе М5 «Урал», почти на границе Татарстана и Башкирии. Так интересно было наблюдать как машины пересекают не только границу регионов, но и часовых поясов.
Вспомнился фильм «Ёлки», сюжет, в котором героиня Марии Порошиной, находясь в Уфе, не успела загадать желание в то время, когда били куранты и ей подсказали, что надо ехать в ближайший город Татарстана – Бавлы, где московское время, и загадать желание ещё раз. Как раз на повороте в сторону Бавлов мы и продолжили свой автостоп. Здесь начинался самый глухой участок Оренбургского тракта (Бавлы – Абдулино), а время было уже 19ч, а в соседней Оренб.области – 21ч. Но нам повезло. Стоя на трассе в с.Новозареченск, я только успел сказать вслух: «Вот бы сейчас застопить фуру, да до самого Актюбинска!» И она тут же застопилась! Водитель, поинтересовавшись – куда мы едем, усмехнувшись сказал: «Ну что, ребята, устраивайтесь поудобнее, я еду в Актобе (Актюбинск))))». Это означало, что нам есть где ночевать и вопрос с переходом границы тоже решён. Водитель Слава ехал из Смоленска в Актобе, вёз бананы).
В 19-40 (моск.вр)/ 21-40 (урал.время) мы пересекли границу Татарстана и Оренб.области. В 22-10 проезжали г.Абдулино. В этом городе жил Ф.Казанцев – изобретатель железнодорожного автоматического тормоза. Имеется дом-музей (или квартира?). В 22-55 райцентр Пономарёвку
16 мая мы встретили в фуре, проезжая ещё один райцентр Шарлык, в 1-30 проехали Оренбург, в 3-00 – Соль-Илецк. Сразу после въезда в город имеется переезд. Так вот, если будете там стопить в сторону границы, обязательно перейдите его и вы увидите указатель на Акбулак, по той дороге ездят все легковые и автобусы, дорога там не так плоха, как та, по которой поехали мы на фуре, для них отдельная дорога и начинается она перед переездом. Вообщем, эта дорога от Соль-Илецка, через гос.границу до самого Актобе просто отвратительна. Тогда мы и решили, что обратно будем пересекать границу на поезде.
В 5-30-6-00 мы прошли границу. Казахи спрашивали «куда?», «зачем?». Мы всё честно рассказали, они улыбнулись и пожелали безопасного пребывания в Казахстане. По дороге до Актобе мы ещё пытались спать, но дорога настолько ужасна, что выспаться так и не получилось.