Так как это — далеко не первое посещение мной района, то текст не будет содержать восторженных описаний, соплей и слюней (чрезмерных эмоций), а будет описывать ситуацию максимально сухо и, надеюсь, информативно.
Большинство потенциальных восходителей прилетают либо непосредственно в Ош (если есть прямой рейс), либо туда же, но через Бишкек.
Когда я впервые приехал в Ош в конце восьмидесятых — начале девяностых, то был им очарован. Действительно, город был очень своеобразный и обладал особым шармом: гора Сулейманка посреди города впечатляла и рынок в центре города представлял собой очень колоритный, шумный и богатый восточный базар. Все было лучше: дыни были слаще и вода была мокрее. Сейчас, конечно, уж все не так. В городе появились новомодные офисные и торговые здания, а базар стал обычным городским рынком. Из прежних особенностей осталась только удушающая жара.
Не исключаю, впрочем, что это естественное притупление восприятия, связанное с неоднократностью посещений и разницей в возрасте. В любом случае, сейчас я предпочитаю по городу без нужды не шарахаться, а рассматриваю его только как исходную точку для трансфера в базовый лагерь.
Трансфер выполняется автобусами и микроавтобусами и организуется, как правило, фирмами, установившими там (в ущелье Ачик-таш) свои лагеря для организации восхождений на пик Ленина.. Знаю, правда, случаи, когда люди, желавшие большего комфорта, отказывались ехать в автобусе и, самостоятельно наняв навороченый джип, добирались-таки до места. Хотя водитель по дороге и плутал долго среди бескрайних холмов широчайшей Алайской долины. Большая часть пути не представляет трудностей при ориентировании: это хорошая асфальтированная дорога. Она идет через три перевала, самый высокий их которых — Талдык (высотой около 3600 м) и затем по Алайской долине вдоль реки Кзылсу с водой цвета какао. Приключения могут начаться когда вы пересечете реку по мосту и поедете в направлении противоположного борта долины по местности, напоминающей бескрайнюю степь. У дорог, наезженных по этой степи, есть ответвления, а место попадания в нужную вам долину совсем не очевидно.
Поселок Сары-таш. Отсюда дорога идет вдоль Алайской долины
Вот на таких автобусах, в том числе, люди приезжают в базовый лагерь. Пусть вас не слишком радует символ высокого качества немецкого автопрома в виде эмблемы «Мерседеса» на радиаторе автобуса. Один из пассажиров предположил, что автобусы выпускались в годы второй мировой войны и предназначались для трансфера заключенных в концлагеря. Хотя, на мой взгляд, это преувеличение. Автобусы хорошие. Даже лучше наших ПАЗиков.
Свои лагеря для восходителей устанавливают несколько фирм. Самая крупная — это «Аксай-трэвел», заметно меньше - «Central Asia Travel», кроме того - «Тянь-Шань трэвел», «Горы Азии», «ITMC», «Фортуна». Базовые лагеря этих фирм разбросаны по широкой долине на том же уровне, где сохранились деревянные домики работавшего в советское время МАЛа (международного альпинистского лагеря). Высота примерно 3600 м над уровнем моря. Это не Луковая поляна, о которой многие наслышаны. До Луковой поляны отсюда идти минут 40 и проходить через нее вы будете, когда пойдете к лагерю №1.
Базовый лагерь фирмы «Аксай-трэвел». Это только столовая и палатки администрации. Стройные ряды клиентских палаток находятся за спиной фотографа.
Вид на базовые лагеря с гребня пика Петровского.
Но торопиться я вам не советую, если только вы перед поездкой не получили предварительную акклиматизацию еще где-то. Для акклиматизации в районе базового лагеря обычно ходят либо на перевал Путешественников (это по пути движения к лагерю №1), либо по гребню пика Петровского (это на другой стороне речки, напротив базового лагеря). До вершины пика Петровского практически никто не ходит (за исключением отчаянных энтузиастов и упоротых спортсменов), так как там на гребне уже появляется снег и лед и требуется нести с собой кошки. А кому нужны такие сложности? Люди ж просто активно акклиматизируются и берегут силы для смелого и решительного броска к вершине семитысячника.