Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается...
На "сборы" у меня ушло лет восемь. Да и этой осенью не видать бы мне Западного Казахстана, если бы не случай.
В первых числах августа я планировал поездку в Иран на авто. Заполнил форму на сайте МИД Ирана и стал отсчитывать обещанные 5-10 до получения визы.
Когда минуло 25 дней, кончилось и терпение, и время ожидания. Кроме того, осень была уже "на носу". Встречать "унылую пору" лучше там, где она превращается в "очей очарование".
Не теряя надежды получить всё же визу в консульстве Ирана в Астрахани я отправился в путь.
Ехать прямой дорогой в Астрахань было совсем "не кошерно", когда рядом плато Устюрт и Каспийское море.
Были сборы не долги, благо всё необходимое собрано и давно готово в дорогу.
За день я добрался до Оренбурга, проехав Салават с красивым памятником Салавату,
и полюбовался удивительными облаками.
Оренбург.
Последний раз был здесь в 2012 году. С тех пор город стал заметно лучше.
Построили красивейший храм Казанской иконы Божьей Матери
Набережную Урала привели в порядок.
Не забыли "омолодить" Александра Сергеевича, которого непонятно как занесло в своё время в такую глушь российской империи.
А здесь Гагарин учился летать
Оренбург начала прошлого века радует глаз. Отдалённо это напоминает русский ампир. В сущности не важно, главное красиво!
После Оренбурга до границы с Казахстаном 127 км отличного шоссе до погранперехода Илек.
По дороге не отказал себе выйти на берег реки Урал. Трасса P 335 идёт вдоль Урала. Только не везде можно подобраться к берегу. Река, выбравшись со склонов Уральских гор на степные просторы петляет, изгибается, образует бесконечное количество проток и стариц.
Фото плохо отразило масштабы. Берега очень крутые, обрывистые, высотой до 30 метров.
На преодоление двух границ ушло 56 минут. Причём российскую границу прошёл за 12минут. Всё остальное время досталось казахским пограничникам.
Дальше страховка транспорта для передвижения по Казахстану.
У дороги три киоска. Все три закрыты. Походил вокруг да около... Умывальник, канистра воды, свежая лужа возле умывальника. Значит, кто-то был недавно. На одном киоске объявление с номером телефона. По телефону тишина, никто не отвечает. Прошёлся по киоскам, постучал в окошечки, попинал двери. Тишина...
Начались томительные минуты ожидания. Через полчаса терпение иссякло, набрал телефон ещё раз. В соседнем киоске раздался едва уловимый звонок сотового телефона. Совпадение? Нет, на звонок никто не ответил, но отключился телефон только после того, как я выключил свой. Оставалось лишь ждать, когда хозяин вернётся за телефоном. Время обеда... Снова ждать, но сколько? С досады я крепко пнул дверь киоска, где звонил телефон.
Простенькая конструкция содрогнулась, звякнуло окно в оконной раме. Вскоре в глубине киоска послышались шуршащие звуки, через минуту щёлкнул замок. В приоткрывшуюся дверь показалось заспанное лицо хозяина в майке и с телефоном в руке.
Сонный взгляд то опускался на экран телефона, то устремлялся на меня.
-Страховку надо?
- Хотелось бы!
В это время из киоска доносился молодецкий храп ещё двух страховщиков. Они даже не проснулись.
-Давай документы и жди 15 минут.
Видимо, на 10 минут хозяин успел продлить себе сон: заветную страховку я получил только через 25 минут!
Всё, путь свободен, я в Казахстане.
Дорога сразу стала отвратительной, но много лучше чем было в 2012 году. По этой же дороге до Уральска (Орал) и далее на Саратов, я ехал тогда в Сочи. Вся дорога была сплошные ямы в асфальте от которых спасали только объезды по степи.
Сейчас ямы залатали, как смогли, а последние километров восемьдесят до Орала положили новый асфальт, что приятно удивило.
Вокруг Орала сделали прекрасную объездную дорогу. Нарушая правила движения по ней можно ехать с ветерком, 130 и более км/ч. Так и поступают местные водители.
Вот только иногда встречаются преграды.
Дальше дорога строго на юг. Где-то по дороге проехал Лбищенск. Здесь 5 сентября 1919 года погиб герой Гражданской войны, легендарный Чапай. Сейчас это город Чапаевск и я проехал его 8 сентября 2019 года. Почти ровно через сто лет после того трагичного события.
Даже если и проводились мемориальные мероприятия, они уже закончились, поэтому я проследовал бывший Лбищенск без остановок.
Наступление осени на южном Урале не ощущалось. Компьютер в машине показывал +28С, а коровы в степи искали спасения от солнца в тени редких деревьев.
Скоро на степных просторах показались первые верблюды.
Ближе к вечеру добрался до Атырау. Добрался туда не только я , но и вездесущие китайские туристы. Да, уже и здесь отметились. Пока не автобусами, лишь только маленькой группой человек в десять.
В этой части Казахстана я никогда не был, поэтому проехался и прошёлся по городу.
В центре монументальная скульптурная группа.
Памятник Махамбету Өтемісұлы и Исатаю Тайманұлы.
Географически здесь заканчивается южный Урал и начинается западный Казахстан.
Далее дорога на Доссор и Кульсары.
Возле Кульсары первый поворот в степь на восток. 160-180 км в неизвестность бескрайних степей, чтоб увидеть первое из чудес Западного Казахстана, плато Актолагай.
Первые 120 км по дороге, которую никто и никогда не ремонтировал. Проложили же её, судя по состоянию покрытия, количеству и размеру ям, лет пятьдесят назад.
Трасса вела к нефтяному месторождению. Добыча ведётся и по сей день, но подъезды не ремонтируют. По доброй казахской традиции до площадки добычи нефти ездят по степи.
Чуть дальше от месторождения в степь есть несколько маленьких озер. Если в сказке были "молочные реки и кисельные берега", то здесь озёра из нефти с водой и берегами из битума.
На этом месте вся связь с цивилизацией заканчивается. Дальше, 40 километров до плато Актолагай по голой степи с компасом и по карте. Если кому-то больше повезло, то по навигатору GPS и по карте.
У меня приёмник GPS отказался искать спутники сразу после Атырау. Пришлось для этого использовать телефон. Сначала я определял координаты на телефоне, затем искал по ним местоположение на топокартах Генштаба.
Когда через 15 км далеко впереди, у самого горизонта, показалась белоснежная гряда Актолагая, ехать стало веселее.
Степная растительность осенью сухая и хрупкая. Горит, как порох. Как только под машиной сухой кустарник начинал особенно интенсивно шуршать, я судорожно нащупывал документы в кармане и три раза останавливался, выскакивал из машины, заглядывая под днище: нет ли дыма от застревающей травы. К счастью, всё обошлось.
И вот, наконец, плато Актолагай, уже совсем близко
Перед самым плато выехал на грунтовую дорогу. Её можно назвать даже хорошей в сравнении с бездорожьем степи, да разбитой дорогой с остатками асфальтового покрытия по которой я медленно передвигался всё утро.
Ехать по такой дороге на легковой машине не удобно. Глубина и ширина колеи только для джипов и грузовиков.
Но и такой дороге я был рад.
Актолагаем надо восхищаться и любоваться воочию. Там надо быть, чтоб ещё раз убедиться, что нет долее искусного творца, чем природа. Никакие фотографии не передадут всего очарования этого удивительного места.
Не замечая времени, полдня лазил по горам.
Прекрасная, с утра, погода начала хмуриться. После обеда то там , то здесь собирались грозовые облака. Ветер их разгонял, не предвещая серьёзных перемен погоды.
К шести вечера, изрядно устав, я поставил палатку и собрал было варить ужин.
На это время севере появились густые грозовые облака.
Вскоре облака превратились в грозовой фронт и уверенно направлялись в мою сторону.
У каждого уникального места есть своя маленькая жемчужина, здесь это гора Пирамида. Её осмотр я оставил, как вишенку на торте, на второй день.
Глядя на приближающуюся грозу, я подумал, что если прольётся дождь, то я могу застрять здесь на неделю в ожидании того момента, когда просохнет степь. Меловые грунтовые дороги после дождя будут как мыло, не говоря уже о пересохших ручьях, которых много на пути. А они превратятся в реки, которые не преодолеть.
Я решил не рисковать и не испытывать судьбу. С опаской посматривая на надвигающуюся грозу, быстро закинул весь туристический инвентарь в машину и без оглядки, насколько быстро позволяла дорога, ринулся в обратный путь.
Пирамидой пришлось пожертвовать.
Минут через двадцать на лобовое стекло упали первые капли дождя.
Обратно я стал возвращаться другой дорогой, поэтому впереди было ещё километров 60 голой степи.
Дождь промыл лобовое стекло, но продолжения не последовало. Больше не упало ни капли.
Фото не моё, но снято как раз на Актолагае. Попалось уже когда я вернулся домой. И это как раз то, чего я опасался, что вполне могло приключиться со мной.
Даже сегодня меня терзают сомнения, а была ли гроза на Актолагае или она прошла стороной? Может быть можно было там остаться на ночь и без приключений выбраться в цивилизацию на следующий день?
На эти вопросы мне уже никто не ответит. Считаю, что всё же я поступил правильно. Однако, горечь того, что не увидел Пирамиду, теребит душу.
Второй раз я туда не поеду. И первый то раз в одиночку, на легковой машине ехать 40 км в открытую степь было верхом безумия.
С машиной могло случиться всё что угодно. И что тогда? Здесь ни жилья, ни людей, ни колодцев с питьевой водой. Открытая степь, яркое солнце над головой, орлы в небе, да редкие верблюды.
Поэтому сегодня я рад и тому, что удалось увидеть.
Поздно вечером, когда впереди показались огни посёлка Аккизтогай я лёг спать прямо в машине. Ставить палатку второй раз за вечер не было ни малейшего желания.