
Честно говоря, перевалов пройдено больше, но остальные, несмотря на приличную высоту, были какие-то невыразительные, анонимные, в виде крестика на карте. В первой же тройке шли, практически один за другим, почти как ступени лестницы в небо - Сарымойнок (3126 м), Барскаун (3754 м) и, чуть дальше, перевал Суек (4021 м).
Проехать через хребет Терскей-Алатау в его центральной части хотелось давно и такая возможность представилась. Из Алма-Аты маршрут был проложен через Кеген – пункт пропуска «Каркара», затем по южному берегу озера Иссык-Куль до посёлка Барскаун и в горы, вдоль одноимённой реки. Минуя малоизвестные посёлки Карасай и Учкошкон, доехать планировалось до нескольких домиков Акшийрака и посмотреть своими глазами – можно ли проехать дальше и выйти на Иныльчек.
Во времена Советского Союза там проходила дорога, по крайней мере «Атлас автомобильных дорог СССР», изданный в 1988 году, обозначает её как «прочие общегосударственного значения». На карте виден этот путь, идущий по маршруту Барскоон – Кара-Сай – Ыштык – Ак-Шыйрак и далее к реке Сары-Джаз. Поиски в интернете дали противоречивые результаты: кто-то писал, что проехать там достаточно легко, кто-то говорил, что дороги там нет, но нигде я не встретил рассказа о том, как кто-нибудь проехал по этому пути. Моя попытка заехать туда со стороны Сарыджаза, предпринятая в начале августа, успеха не имела. Сейчас попробую зайти с другой стороны.

Так же любопытно было бы взглянуть на лидера киргизской горнодобывающей отрасли – золотой рудник «Кумтор». Карта маршрута, представленная ниже, даёт представление об этих местах.
28 августа 2018 года.
Восход солнца застаёт меня в Сюготинской долине, на пути в Кеген. Погода ясная и тёплая, машин мало, дорога неплохая и мой автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, заправленный топливом “под пробку», весело мчится по широкой равнине.

Традиционно дозаправившись в Кегене на АЗС «КазМунайГаз», довольно быстро прохожу границу в Каркаре – пятнадцать минут и свободен, впереди меня была всего одна машина. Это участок дороги уже описан в предыдущем рассказе 3822 метрa автомобильного альпинизма. Тянь-Шань 2015 год. повторять не стоит. Только лишь одну фотографию с перевала Санташ – и вперёд, к новым местам.

Новая дорога началась для меня за Караколом. Ну как – новая, скорее хорошо забытая старая, ведь ездил здесь двадцать лет назад Как я дошёл до жизни такой… Казахстан - Киргизия. 1997 год возвращаясь из Тамги. Дорога изменилась мало, лишь несколько участков были отмечены новым асфальтом, а в целом всё по-прежнему. И снова хочу обратить внимание на полное, практически полное, отсутствие знаков населённых пунктов. Хорошо, что не было дорожной полиции и скорость никто не контролировал, иначе пришлось бы объяснять, почему держишь скорость 90 км/час там, где надо ехать 60.
Дорога приблизилась к берегу озера, в одном месте, после знака «40» стояла машина «директора радара», но встречные водители так весело и дружно мигали фарами, что нарваться на диалог с дорожной полицией мог только слепой водитель. Где-то здесь полиция и стояла:

Заканчивается лето, заканчивается купальный сезон, закончилась хорошая погода. Уже вдоль озера временами накрапывает дождик, над горами висят тяжёлые тучи, а ведь мне надо ехать именно туда.
Поворот к посёлку Барскаун. Здесь стоит АЗС «Бишкек Петролеум» и, по плану, надо бы заправиться. Но стрелка уровня топлива лишь слегка отклоняется от максимума, к тому же на заправке полно машин. Идёт дождь, и врождённая лень берёт своё – успокаивая себя мыслью о имеющейся двадцатилитровой канистре, проезжаю мимо. Больше заправок не будет.
Вскоре после посёлка выхожу на дорогу. Это не асфальт, это не грунтовая дорога, не знаю, как её правильно назвать. Отличный грейдер, практически идеально ровный, оборудованный знаками, достаточно широкий – вот такой путь сделала канадская компания на свой рудник «Кумтор».

Скорее всего, в строительстве этой дороги участвовали автомобили «КАМАЗ», памятник которым установлен в ущелье.

Чуть дальше есть ещё несколько примечательных мест, но идёт дождь, выходить из машины не хочется, их осмотр откладываю на обратный путь.
Проехав три десятка километров от Иссык-Куля, встречаю шлагбаум, где сотрудники записывают номер машины, количество людей, откуда и куда едешь, спрашивают фамилию. После чего ворота открываются и можно ехать на первый перевал – подъём на Сарымойнок начинается сразу после КПП.
Перевал относительно невысок - 3126 м., но движение здесь оживлённое, серпантины достаточно крутые, их много – дорога делалась для тяжелых грузовиков и должна быть максимально пологой. Вот эти грузовики сейчас и штурмуют перевал, слегка буксуя на поворотах и перекликаясь гудками.
Поднявшись на перевал дорога, вопреки ожиданиям, не спускается вниз. Практически сразу она идёт снова вверх, к новому перевалу. Это Барскаун, он выше и серьёзнее – плакаты «Осторожно – лавины» и «Остановка запрещена. Камнепады» тому подтверждение. Слева виден водопад. Из-за расстояния он кажется небольшим, но стоящая на его фоне опора ЛЭП исправляет это ощущение.
Снова серпантин, повороты и ревущие на подъём грузовики. Под начавшимся снегом я поднимаюсь до высоты 3754 метра. Второй перевал пройден, теперь дорога вроде бы пошла вниз.


Однако спуск незначительный, дальнейшая дорога по долине Арабель идёт на высоте примерно 3700 метров. Проехав девять километров от перевала, вижу развилку. Около неё стоит подстанция и ЛЭП разделяется – налево на Кумтор, прямо – на Суек. Так же разделяется и дорога, поворачиваю налево и еду к руднику «Кумтор». Снег, временами сильный, понижает температуру вокруг до одного градуса тепла. Непосредственно перед рудником снег и дождь прекращаются. Проехав 35 километров от развилки, упираюсь в ворота КПП. Дальше не пустят.
Здесь и на других роликах видеорегистратора время и дата сбиты – не обращайте внимания.
«По предварительным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, влияние Кумтора на макроэкономические показатели республики в 2017 году выглядит следующим образом: - доля «Кумтора» в ВВП страны в 2017 г. составила 9,7%; - доля «Кумтора» в общем объеме промышленного производства 21,1%. - в 2017 году платежи на территории КР (включая налоги, плату за аффинаж и местным поставщикам за товары и услуги, выплаты по инфраструктуре, благотворительность и пр.) превысили 269,731 млн долларов.»
«Всего за период работы компании с 1994 по 2017 гг. выплаты на территории Кыргызстана превысили 3 миллиарда 472 миллиона долларов.»


«На Кумторе объем производства золота в 2018 году должен составить порядка 450-500 тыс. унций или 14,15-15,55 т золота. Всего, с начала промышленного производства в мае 1997 года по 31 декабря 2017 года, на Кумторе произведено порядка 11,5 млн унций или 357 тонн золота.»

Открыто месторождение Кумтор геофизической экспедицией «Киргизгеология» в 1978 году. Очевидно, что поднять такой проект самостоятельно республике не по силам, и судьба посёлка Иныльчек тому подтверждение. В дополнение к цифрам скажу, что прекрасная дорога, проложенная здесь, тоже не последнее дело.

Отъехав немного от рудника в обратный путь, остановился перекусить и наблюдал, как шли колонны грузовиков и машины сопровождения. Не знаю, как ночью, но днём здесь движение не останавливается, дорогу используют по полной.
Ещё один эпизод, чтобы уже закрыть тему золота. Готовясь к поездке, прочитал такую информацию об этих местах: «Многие мелкие речушки, впадающие в реку Барскоон — золотоносные, и в солнечные дни маленькие крупинки золотого песка сверкают у их берегов.» В поездке заметил, что грязь, покрывавшая по мере движения мою машину, носила какой-то странный, золотистый оттенок. По приезду домой машину мыл самостоятельно и очень внимательно – вдруг где-то прилип самородок. :-)
Возвращаюсь к развилке, поворачиваю налево, вверх к перевалу. Снова начинает сыпать снег, вершины гор тонут в облаках, дорога поднимается выше и выше. Серпантины исчезли, дорога немного круче, но хорошая – гладкая и не скользкая. Транспорта очень мало, тяжелые «кумторовские» грузовики сюда уже не ездят. Снег уже начинает засыпать камни обочины, когда я достигаю перевала. Высота 4021 метр, Суек, перевал через одноимённый хребет. Вот теперь то дорога, наконец, пойдёт вниз – спустившись к реке Тарагай я потеряю 700 метров высоты.


Поёживаясь от снега и ветра, делаю пару снимков, короткий видеоролик, запрыгиваю в тёплую машину – и вниз.