Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Марокко отзывы туристов, отдых в Марокко, Новый год в Марокко

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #1

Сообщение Zlatan » 17 янв 2017, 14:16

Уважаемые коллеги, это информация, которая, именно как отзыв, полезна тем, кто планирует поехать в Марокко.

Наш маршрут с 4 по 16 января 2017 года был следующим: Москва - Аэропорт Мухамеда V - Касабланка - Фес - Мекнес - Рабат - Касабланка - самолетом в Уарзазат - Марракеш - Эссуэйра - Эль-Джадида - Касабланка - Аэропорт Мухамеда V - Москва

Предистория. Готовясь к поездке, прочитал массу отчётов и сделал вывод, что , во-первых, самый надеждный транспорт - это поезда, во-вторых и прочем прочитаете ниже.

Начну с аэропорта. На прохождение всех формальностей ушло почти полтора часа. Это касается не сколько очередей при прохождении таможенников, которые были не малыми, но приемлимыми. Основное время было убито на прохождение "зеленого" коридора. Коридор может был и "зелёный", но таможенники просвечивали вещи у всех! А у местных жителей вещей было совсем не мало. очередь же была одна. Кроме того, без очереди пролезали со своим грузом местные аэропортовские носильщики и таможенники им в этом помогали. Правда хочу отметить, что при отлете в Москву, а также при посадке на внутренний рейс в Уарзазат очередей не было. Хочу отметить такой факт, что и на внутреннем рейсе и при посадке в Москву совершенно спокойно можно было пронести воду. Никаких вопросов при регистрации не возникало.

Теперь про ПОЕЗДА.

ЭТО САМЫЙ НЕНАДЕЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В МАРОККО ! Во всяком случае сейчас. Местный житель мне объяснял, что это связано, с ремонтом путей, но такого глобального несоответствия и отсутствия информации о расписании у самих железнодорожников я не встречал нигде, хотя Марокко - это моя сорок третья страна.

Примеры:
- Поезд из аэропорта до Каса Порт опоздал на 40 минут, хотя общее время его движения такое же.

- Поезд из Касабланки в Фес, на котором мы планировали ехать, неожиданно отправили в другую сторону, в Маракеш, а поезд в Фес подали на час десять минут позже.

- "Веселее" всего было возвражение из Эль-Джадиды в Касабланку и далее в Аэропорт для отлета в Москву. Сразу скажу, набравшись опытом, временной задел у нас был достаточно большой. Итак, мы планировали уехать поездом в 17.30 "Эль-Джадида - Каса", но уже в кассе Эль-Джадиды нас огорчили сообщив, что поезд отменён, следующий - через час, что и подтверждало табло на вокзале. Привычно сели в ожидании. Вдруг через 15 минут какой-то местный стал бегать по вокзалу и орать на французском. Мы мужика отловили и выяснили, что идёт какой-то поезд, который отвезет всех в Каса. Поезд подошел, народ разместился и поехали в Каса. Поезда в расписании не было. И отъехал он на 26 минут позже планируемого, но на 34 минуты раньше следующего в расписании. В итоге мы успевали на пересадочную станцию "Каса Оазис" и не теряли час с гаком из-за отмены поезда. Приехали в Каса-Оазис, высадились. По расписанию поезд в Аэропорт должен был проходить в 19.20. Естественно поезда не было. С нами на перроне была четверка негров, которые похоже не были привычны к особенностям местных железных дорог и сильно нервничали. Мы тоже нервничали, но чуть-чуть. Жена и негритянка пошли на вокзал Каса-Оазис и оказалось, что поезд 19.20 отменен и следующий будет в 20.20. И железнодорожники это подтвердили. Иншалла. Негры запаниковали и решили брать гранд-такси, чтобы таким образом добираться до вокзала и совсем уже было собрались убегать со своими сверхтяжелыми чемоданами, как вдалеке загорелся свет и подъехал поез в Аэропорт. В 20.06. В итоге мы всё не торопясь успели сделать, а бедные негры бегали по аэропорту с посеревшими лицами.

Я привел не все примеры, но , думаю, их достаточно.

АВТОБУСЫ.

Мы ездили , как на СТМ, так и прочих мелких местных. Прочих мелких местных я насчитал шесть штук, при этом маршруты у них и у СТМ одинаковы. Состояние автобусов было также примерно одинаковым. Цена на СТМ чуть дороже, но не принципиально. Однако за багаж СТМ в одном случае взял с нас 5 дирхемов за две вещи, взвесив их, в другом случае - 10 дирхемов за две вещи. На мелких местных автобусах с нас сдирали по 10 дирхемов за вещь, при этом, судя по всему, местные с "кондуктором" нещадно торговались и в некоторых случаях, особенно если у местных вещей было много, местные добивались снижения цены за багажное место. Далее: у СТМ за багажное место выдавали квитанцию, по которой багаж и размещался в багажном отсеке автобуса и потом выдавался. В мелких местных квитанций не было. И на каждой остановки приходилось всячески выглядывать из автобуса, чтобы убедиться, чтобы никто, по забывчивости, не забрал наши вещи. Что не всегда, увы, получалось.
Специфика мелких местных компаний также в том, что автобус останавливался достаточно часто и подсаживал и высаживал на своём пути различных пассажиров. Чего в СТМ не было.

Также спецификой является работа по продаже билетов, как я их там назвал, "помогаек". Эти помогайки отлавливают на вокзале потенциальных пассажиров и тащат их именно в нужные им кассы, где и расписание самое лучшее и автобусы самые комфортные и время передвижения самое короткое. За это,естественно, получают какую-то малую денежку от кассира. Так как помогаек подчас у одной компании бывает несколько, то за пассажира они и борются и прячут его от других, чтобы довести до автобуса, передать из рук в руки "кондуктору" и с него слупить тоже свою мзду. Относитесь к этому спокойно. Я заранее всё узнавал у кассиров и перемещался в нужное место заранее. Что крайне нервировало помогаек, вызывало у них споры друг с другом, даже в автобусе у нас один помогайка пытался заменить наши ранее купленные билеты на идентичные, но свои.

Неожиданные остановки автобусов мелких местных компаний увеличивают время в пути примерно на 20-25%. Но так как автобусов СТМ (а также Супратурс) всё же меньше, чем хотелось, то мы пользовались и прочими автобусными компаниями для экономии времени.

ТАКСИ

Теперь про местные такси. Мы их использовали во всех городах, так как из стоимость минимальна, внутригородской общественный транспорт ходит специфически, разница в цене для нас (для двух человек) практически 2-6 дирхемов. Как уже писалось в других местах нужно использовать таксистов со счетчиками. Или заранее, до посадки договариваться о цене. Однако такси со счетчиками в мелких городах отсутствуют. Например в Эссуэйре и в Эль-Джадиде. В Эссуэйре фикс-прайс на такси - 7 дирхемов (42 рубля), в Эль-Джадиде нужно договариваться: по городу - 7-10 дирхемов, на ж/д вокзал - 20 дирхемов, но туда реально далеко.

Естественно желательно ловить такси вне вокзала, но не всегда на это хотелось тратить время. Так в Фесе от ж/д вокзала до нашегог риада обошлось бы нам в 8-9 дирхем, водила запросил 10, при этом до риада вез нас по моему навигатору и был очень этому доволен.

Однако "возможны варианты". В Марракеше на автовокзале таксист запросил до места 7 дирхем, что было крайне дёшево. Мы несколько раз переспросили, показали на пальцах, написали на бумажке "7". В общем поехали. На месте таксист ста с нас требовать 70 дирхем, показываю какую-то бумажку на стекле. Подключился ещё какой-то местный драйвер, но мы достаточно ясно ему показали, что договаривались на счет семи и пусть он идёт куда подальше. При этом пригрозили полицией. Диалог велся на арабо-французском с одной стороны и англо-русско-матерном с другой. В общем таксист даже отказался брать эти 7 дирхемов, но я их ему всунул. Таксист стал каким-то понурым, но не агрессивным.

К слову: в большинство медин въезд на такси запрещен ! Имейте это в виду.

ТРАМВАЙ.

Мы также хотели воспользоваться такси для переезда из Рабата в Сале, но туда переезд Petit-Taxi из Рабата запрещен, что мне все таксисты и сообщали. Правда один из них, помявшись, захотел 100 дирхемов, как бы за риск, естественно был послан. Поэтому нам пришлось дотащиться до ближайшей остановки трамвая и уж на нем поехать в Сале. Это единственный вид транспорта в Марокко, который ходит по расписанию ! Билет стоит 6 дирхемов с человека и продается в будочках на каждой остановке. Хотя на этих же остановках можно купить и через автомат.

ДЖИПЫ В ПУСТЫНЕ.

В окрестностях Уарзазата мы использовали помощь двух очень надежных берберов при поездках по окрестностям: Мохамеда и Ибрахима. Их сервис нам понравился. Очень !Мужики очень ответственные и подстраховывают друг друга. Цена за день работы - 1000 дирхем или 95 евро. Могу желающим прислать их телефоны и электронки. Ну и фото.

Надеюсь, что администраторы Форума не перебросят данный опус в "Транспорт" так как это не ответ на вопросы, а результаты только что закончившейся поездки. Но - Иншалла.

Могу, если будут пожелания, здесь же разместить фото всех вышеописанных видов транспорта.

Желаю всем удачи !
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3230
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 424 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #2

Сообщение Evitta » 17 янв 2017, 15:21

В Марракеше на автовокзале таксист запросил до места 7 дирхем, что было крайне дёшево. Мы несколько раз переспросили, показали на пальцах, написали на бумажке "7". В общем поехали. На месте таксист стал с нас требовать 70 дирхем, показываю какую-то бумажку на стекле. Подключился ещё какой-то местный драйвер, но мы достаточно ясно ему показали, что договаривались на счет семи и пусть он идёт куда подальше. При этом пригрозили полицией. Диалог велся на арабо-французском с одной стороны и англо-русско-матерном с другой. В общем таксист даже отказался брать эти 7 дирхемов, но я их ему всунул.


В Марракеше нормальный прайс 30-40 дирхам в одну сторону (к примеру, Медина - Мажорель), 70-100 дирхам - обычно просят. Так что не удивляюсь, что вы там матюкались и таксист не хотел брать этих денег. Я более чем уверена, что он договаривался на 7 евро (или 70 дирхам) и вы не поняли друг друга.. Либо он хотел Вас надуть... Это они иногда любят...

В других городах на такси не ездили. В Фесе ездили на машине с местным. Остальные медины вполне себе пешеходные были.
Аватара пользователя
Evitta
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6675
Регистрация: 30.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 355 раз.
Поблагодарили: 2272 раз.
Возраст: 51
Страны: 56
Отчеты: 64
Пол: Женский

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #3

Сообщение Zlatan » 17 янв 2017, 15:33

Не согласен насчет Марракеша. От автовокзала СТМ до ворот Баб-Дуккала медины максимум 1,5 км, как сказал человек из риада - это 10-12 дирхемов на такси. Что соответствовало личному опыту по поездкам на такси в Фесе, Мекнесе, Касабланке, Рабату.
До Мажореля от ворот Баб-Дуккала в 2,5 раза ближе чем до вокзала. Мы прошлись пешочком. Если бы взяли такси, то дирхамов в 5-6 бы обошлось.
Касательно "не поняли" - поняли прекрасно и раз 10 переспросили, уточняя, при этом помня по другим отчётам, что таксисты именно в Марракеше самые "разводящие"

Хочу отметить, что в Марракеше за аналогичный сервис и идентичные товары изначально запрашивали в 2-2,5 раза больше, чем в других городах Марокко. И он нам абсолютно не понравился из-за запаха лошадиной мочи и выхлопных газов на узких улицах медины, по которым постоянно носятся, именно носятся, на мотоциклах, подчас наезжая на людей. Из-за нищенствующих тёток, которые постоянно хватают за рукава с просьбой денег, из-за наглых продавцов также хватающих за руки. И т.д. В других городах такого в таких концентрациях не было.
Последний раз редактировалось Zlatan 17 янв 2017, 16:06, всего редактировалось 1 раз.
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3230
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 424 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #4

Сообщение Evitta » 17 янв 2017, 15:51

Zlatan писал(а) 17 янв 2017, 15:33:как сказал человек из риада


Нам тоже человек из риада сказал цены. Может они там все заодно? )
А на рынке да, , просили 850, отдавали за 250, тут я стояла до последнего... Я вообще торговаться терпеть ненавижу, но жизнь заставит....

И он нам абсолютно не понравился из-за запаха лошадиной мочи и выхлопных газов на узких улицах медины по которым постоянно носятся, именно носятся, на мотоциклах, подчас наезжая на людей. Из-за нищенствующих тёток, которые постоянно хватают за рукава с просьбой денег, из-за наглых продавцов также хватающих за руки. И т.д. В других городах такого в таких концентрациях не было.


Я тоже не в восторге от Марракеша, но никаких запахов и выхлопных газов не было, кроме запахов рынка (рыба, мясо, овощи, приправы) за руки никто не хватал...Мы жили в тихой части медины, гуляли и по рынку и в районе главной площади, все спокойно было.
Сейчас я бы эту ночь в Марракеше отдала бы или рабату или Эссуэйре...Просто автомобильное путешествие предполагало в любом случае ночевку в Марракеше. Мы сделали две ночевки. Ну в общем там реально отдохнули от дорог..
Аватара пользователя
Evitta
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6675
Регистрация: 30.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 355 раз.
Поблагодарили: 2272 раз.
Возраст: 51
Страны: 56
Отчеты: 64
Пол: Женский

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #5

Сообщение Zlatan » 17 янв 2017, 16:04

Я тоже не люблю торговаться. Но жизнь заставляла.
Насчет ночевок в Эссуэйре и , скорее всего, в Эль-Джадиде, согласен полностью. Там мы жили по одному дню, к сожалению, а вот в Марракеше - два дня.

Мы жили на северо-западе Медины. Риад был в тихом закоулке, но район медины был самый активно продающий. Дважды ходили в Джемаа-эль-Фна, но ничего не нашли там особо достопримечательного. Аналогичная площадь в Мекнесе, хоть и чуть меньше по размерам, понравилась больше.

Я обычно посещаю мечети по-максимуму (ну люблю я это), но в Марракеше даже в ближайшую не пошёл. Не приятно было. Причём обманывают даже тогда, когда и не надо. Например, поели таджина неподалёку от риада. Всё бы ничего, да мяса мало, а костей навалом, на вопрос официанта о том, понравился ли таджин, это ему и сказали. На что он стал нас уверять, что мясо стоит 220 дирхем за килограмм и т.д. Тогда как в 30 метрах от него продавали мясо от 80 до (фактически вырезку) 110 дирхем за кг. Фактов подобного достаточно.

Ну да ладно.

Рад был узнать, что Вы тоже были в Марокко !

Удачи нам и всем !
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3230
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 424 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #6

Сообщение алхром » 17 янв 2017, 19:11

И он нам абсолютно не понравился из-за запаха лошадиной мочи и выхлопных газов на узких улицах медины

Тут дело такое ... Плесень - она на запах да и вкус тоже специфична, деликатно выражаясь, однако ценителей сыра с плесенью - прям плюнь попадешь. В общем, либо месье знает толк в извращениях, либо не знает)
Про" пряный аромат Востока" все слышали-читали, ну так вот считайте, что это он и есть, только в ингредиенты еще жарящийся кебаб я бы добавил. Есть аромат? Есть, все вам правду сказали-написали. А про из чего именно тот аромат состоит разговора ведь не было)
но никаких запахов и выхлопных газов не было

Значит, был сильный насморк, других вариантов нет. Надеюсь, вы успешно поправились.
алхром
полноправный участник
 
Сообщения: 272
Регистрация: 23.01.2014
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 38 раз.
Возраст: 62
Отчеты: 10
Пол: Мужской

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #7

Сообщение Zlatan » 18 янв 2017, 09:51

Evitta писал(а) 17 янв 2017, 15:51:
Zlatan писал(а) 17 янв 2017, 15:33:как сказал человек из риада


Нам тоже человек из риада сказал цены. Может они там все заодно? )
А на рынке да, , просили 850, отдавали за 250, тут я стояла до последнего... Я вообще торговаться терпеть ненавижу, но жизнь заставит....



На такси в Марокко в крупных городах, например в том же Марракеше, нужно ездить только по счётчику. Не включают или не работает счётчик - пересаживаться немедленно в другое, благо такси там навалом.
И попутный вопрос: за что они просили 850 дирхемов? Просто в зависимости от города и товара сделал для себя вывод, что по одежде можно цену уменьшить до полутора раз, по украшениям - на 30-50%, по различным изделиям из металла - до двух-двух с половиной раз. Но в больше чем в три раза - это как-то даже... Правда был эпизод в Эссуэйре , когда мальчик пытался втюхать нам браслет за 650 дирхемов, который в Москве бы мы, переводя на дирхемы, больше чем за 100 не взяли бы. В итоге от него и ушли, а потом он догонял нас и соглашался на 100 дирхемов. Но я его послал.

И ещё одно наблюдение: наименьшую начальную цену, но и соответственно меньшую скидку, можно получить у продавцов в возрасте. А вот молодежь цены беззастенчиво задирает. Идентичный пузырек с аргановым маслом у пожилых стоил 30-40 дирхемов (в зависимости от города), в магазине - 50-55, молодые просили 100. Когда я "удивлялся" и спрашивал, почему так дёшево, они улыбались и сразу снижали цену вдвое.

Кстати, абсолютное незнание французского и арабского мало мешает и общению, и торговле.
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3230
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 424 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #8

Сообщение Evitta » 18 янв 2017, 17:31

Zlatan писал(а) 18 янв 2017, 09:51:И попутный вопрос: за что они просили 850 дирхемов?


Я уже не помню: то ли лампа масляная была, то ли меха для поддува...

И да, торговал молодой, а вот на минимальную цену согласился пожилой хозяин
Аватара пользователя
Evitta
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6675
Регистрация: 30.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 355 раз.
Поблагодарили: 2272 раз.
Возраст: 51
Страны: 56
Отчеты: 64
Пол: Женский

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #9

Сообщение Zlatan » 18 янв 2017, 17:36

Купил две лампы именно в Марракеше с цветными стёклами, чтобы внутрь свечку ставить интима ради. Мужих хотел за две по 350 , в итоге сошлись на 300 за две. но лампы были из толстого металла, а не те, что на каждом шагу чуть ли не из фольги сделанные продаются на Джемаа-эль-Фна. Правда торговались долго и дважды даже почти уходили. Слава богу жена не показывала, что очень эти лампы хочет (а ведь действительно очень хотела), а мне по куражу было
А что такое меха для поддува ?
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3230
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 424 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #10

Сообщение Evitta » 18 янв 2017, 17:48

Zlatan писал(а) 18 янв 2017, 17:36:А что такое меха для поддува ?


Прошу прощения у автора отчета, добавлю фотку наших сувениров ( потом удалю если надо..)
Меха такие красивые с инкрустацией из верблюжей кости, наверняка видели..

moroc.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Evitta
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6675
Регистрация: 30.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 355 раз.
Поблагодарили: 2272 раз.
Возраст: 51
Страны: 56
Отчеты: 64
Пол: Женский

Re: Об общественном транспорте в Марокко в январе 2017 года

Сообщение: #11

Сообщение Zlatan » 18 янв 2017, 18:09

Меха действительно красивые. Но их не видел. А подносы аналогичные купили, тоже два , правда в "серебряном" исполнении к тамошнему чайнику и сахарнице.
И ещё много разной симпатичной фигни купили, два дня подарками раздаём. Если напишу отчёт, то тоже фотографию оставшихся сувениров помещу. Возможно.
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3230
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 424 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской




Список форумовАФРИКА форумМАРОККО форумМарокко отзывы туристов



Включить мобильный стиль