Наш маршрут с 4 по 16 января 2017 года был следующим: Москва - Аэропорт Мухамеда V - Касабланка - Фес - Мекнес - Рабат - Касабланка - самолетом в Уарзазат - Марракеш - Эссуэйра - Эль-Джадида - Касабланка - Аэропорт Мухамеда V - Москва
Предистория. Готовясь к поездке, прочитал массу отчётов и сделал вывод, что , во-первых, самый надеждный транспорт - это поезда, во-вторых и прочем прочитаете ниже.
Начну с аэропорта. На прохождение всех формальностей ушло почти полтора часа. Это касается не сколько очередей при прохождении таможенников, которые были не малыми, но приемлимыми. Основное время было убито на прохождение "зеленого" коридора. Коридор может был и "зелёный", но таможенники просвечивали вещи у всех! А у местных жителей вещей было совсем не мало. очередь же была одна. Кроме того, без очереди пролезали со своим грузом местные аэропортовские носильщики и таможенники им в этом помогали. Правда хочу отметить, что при отлете в Москву, а также при посадке на внутренний рейс в Уарзазат очередей не было. Хочу отметить такой факт, что и на внутреннем рейсе и при посадке в Москву совершенно спокойно можно было пронести воду. Никаких вопросов при регистрации не возникало.
Теперь про ПОЕЗДА.
ЭТО САМЫЙ НЕНАДЕЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В МАРОККО ! Во всяком случае сейчас. Местный житель мне объяснял, что это связано, с ремонтом путей, но такого глобального несоответствия и отсутствия информации о расписании у самих железнодорожников я не встречал нигде, хотя Марокко - это моя сорок третья страна.
Примеры:
- Поезд из аэропорта до Каса Порт опоздал на 40 минут, хотя общее время его движения такое же.
- Поезд из Касабланки в Фес, на котором мы планировали ехать, неожиданно отправили в другую сторону, в Маракеш, а поезд в Фес подали на час десять минут позже.
- "Веселее" всего было возвражение из Эль-Джадиды в Касабланку и далее в Аэропорт для отлета в Москву. Сразу скажу, набравшись опытом, временной задел у нас был достаточно большой. Итак, мы планировали уехать поездом в 17.30 "Эль-Джадида - Каса", но уже в кассе Эль-Джадиды нас огорчили сообщив, что поезд отменён, следующий - через час, что и подтверждало табло на вокзале. Привычно сели в ожидании. Вдруг через 15 минут какой-то местный стал бегать по вокзалу и орать на французском. Мы мужика отловили и выяснили, что идёт какой-то поезд, который отвезет всех в Каса. Поезд подошел, народ разместился и поехали в Каса. Поезда в расписании не было. И отъехал он на 26 минут позже планируемого, но на 34 минуты раньше следующего в расписании. В итоге мы успевали на пересадочную станцию "Каса Оазис" и не теряли час с гаком из-за отмены поезда. Приехали в Каса-Оазис, высадились. По расписанию поезд в Аэропорт должен был проходить в 19.20. Естественно поезда не было. С нами на перроне была четверка негров, которые похоже не были привычны к особенностям местных железных дорог и сильно нервничали. Мы тоже нервничали, но чуть-чуть. Жена и негритянка пошли на вокзал Каса-Оазис и оказалось, что поезд 19.20 отменен и следующий будет в 20.20. И железнодорожники это подтвердили. Иншалла. Негры запаниковали и решили брать гранд-такси, чтобы таким образом добираться до вокзала и совсем уже было собрались убегать со своими сверхтяжелыми чемоданами, как вдалеке загорелся свет и подъехал поез в Аэропорт. В 20.06. В итоге мы всё не торопясь успели сделать, а бедные негры бегали по аэропорту с посеревшими лицами.
Я привел не все примеры, но , думаю, их достаточно.
АВТОБУСЫ.
Мы ездили , как на СТМ, так и прочих мелких местных. Прочих мелких местных я насчитал шесть штук, при этом маршруты у них и у СТМ одинаковы. Состояние автобусов было также примерно одинаковым. Цена на СТМ чуть дороже, но не принципиально. Однако за багаж СТМ в одном случае взял с нас 5 дирхемов за две вещи, взвесив их, в другом случае - 10 дирхемов за две вещи. На мелких местных автобусах с нас сдирали по 10 дирхемов за вещь, при этом, судя по всему, местные с "кондуктором" нещадно торговались и в некоторых случаях, особенно если у местных вещей было много, местные добивались снижения цены за багажное место. Далее: у СТМ за багажное место выдавали квитанцию, по которой багаж и размещался в багажном отсеке автобуса и потом выдавался. В мелких местных квитанций не было. И на каждой остановки приходилось всячески выглядывать из автобуса, чтобы убедиться, чтобы никто, по забывчивости, не забрал наши вещи. Что не всегда, увы, получалось.
Специфика мелких местных компаний также в том, что автобус останавливался достаточно часто и подсаживал и высаживал на своём пути различных пассажиров. Чего в СТМ не было.
Также спецификой является работа по продаже билетов, как я их там назвал, "помогаек". Эти помогайки отлавливают на вокзале потенциальных пассажиров и тащат их именно в нужные им кассы, где и расписание самое лучшее и автобусы самые комфортные и время передвижения самое короткое. За это,естественно, получают какую-то малую денежку от кассира. Так как помогаек подчас у одной компании бывает несколько, то за пассажира они и борются и прячут его от других, чтобы довести до автобуса, передать из рук в руки "кондуктору" и с него слупить тоже свою мзду. Относитесь к этому спокойно. Я заранее всё узнавал у кассиров и перемещался в нужное место заранее. Что крайне нервировало помогаек, вызывало у них споры друг с другом, даже в автобусе у нас один помогайка пытался заменить наши ранее купленные билеты на идентичные, но свои.
Неожиданные остановки автобусов мелких местных компаний увеличивают время в пути примерно на 20-25%. Но так как автобусов СТМ (а также Супратурс) всё же меньше, чем хотелось, то мы пользовались и прочими автобусными компаниями для экономии времени.
ТАКСИ
Теперь про местные такси. Мы их использовали во всех городах, так как из стоимость минимальна, внутригородской общественный транспорт ходит специфически, разница в цене для нас (для двух человек) практически 2-6 дирхемов. Как уже писалось в других местах нужно использовать таксистов со счетчиками. Или заранее, до посадки договариваться о цене. Однако такси со счетчиками в мелких городах отсутствуют. Например в Эссуэйре и в Эль-Джадиде. В Эссуэйре фикс-прайс на такси - 7 дирхемов (42 рубля), в Эль-Джадиде нужно договариваться: по городу - 7-10 дирхемов, на ж/д вокзал - 20 дирхемов, но туда реально далеко.
Естественно желательно ловить такси вне вокзала, но не всегда на это хотелось тратить время. Так в Фесе от ж/д вокзала до нашегог риада обошлось бы нам в 8-9 дирхем, водила запросил 10, при этом до риада вез нас по моему навигатору и был очень этому доволен.
Однако "возможны варианты". В Марракеше на автовокзале таксист запросил до места 7 дирхем, что было крайне дёшево. Мы несколько раз переспросили, показали на пальцах, написали на бумажке "7". В общем поехали. На месте таксист ста с нас требовать 70 дирхем, показываю какую-то бумажку на стекле. Подключился ещё какой-то местный драйвер, но мы достаточно ясно ему показали, что договаривались на счет семи и пусть он идёт куда подальше. При этом пригрозили полицией. Диалог велся на арабо-французском с одной стороны и англо-русско-матерном с другой. В общем таксист даже отказался брать эти 7 дирхемов, но я их ему всунул. Таксист стал каким-то понурым, но не агрессивным.
К слову: в большинство медин въезд на такси запрещен ! Имейте это в виду.
ТРАМВАЙ.
Мы также хотели воспользоваться такси для переезда из Рабата в Сале, но туда переезд Petit-Taxi из Рабата запрещен, что мне все таксисты и сообщали. Правда один из них, помявшись, захотел 100 дирхемов, как бы за риск, естественно был послан. Поэтому нам пришлось дотащиться до ближайшей остановки трамвая и уж на нем поехать в Сале. Это единственный вид транспорта в Марокко, который ходит по расписанию ! Билет стоит 6 дирхемов с человека и продается в будочках на каждой остановке. Хотя на этих же остановках можно купить и через автомат.
ДЖИПЫ В ПУСТЫНЕ.
В окрестностях Уарзазата мы использовали помощь двух очень надежных берберов при поездках по окрестностям: Мохамеда и Ибрахима. Их сервис нам понравился. Очень !Мужики очень ответственные и подстраховывают друг друга. Цена за день работы - 1000 дирхем или 95 евро. Могу желающим прислать их телефоны и электронки. Ну и фото.
Надеюсь, что администраторы Форума не перебросят данный опус в "Транспорт" так как это не ответ на вопросы, а результаты только что закончившейся поездки. Но - Иншалла.
Могу, если будут пожелания, здесь же разместить фото всех вышеописанных видов транспорта.
Желаю всем удачи !