Марокко. Таинственный Магриб, описанный в сказках "1001 ночи". Когда-то Магрибом считались страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта.
Но Марокко по-арабски по-прежнему называется Эль-Мáгриб, что в переводе с арабского означает просто — "запад". Но это, конечно, не тот "запад", который мы нынче считаем "западом". Географически по отношению к Египту и Ближнему Востоку, конечно, это по-прежнему запад. Но ментально и культурно это, скорее, то, что мы привыкли считать "востоком". Вот только восток этот находится местами к западу от Гринвича. Такое вот несовпадение географических и ментальных карт, но такое нередко встречается в нынешнем мире.
В Марокко я давно собирался поехать, пару раз даже транзитом хотел заехать: один раз -- из Испании на пару дней, другой раз -- по пути в Бразилию самолётом. Но как-то много лет подряд не складывалось. Тем временем многие знакомые путешественники мне рассказывали в красках о красотах Марокко, и я понемногу складывал всю эту информацию в копилку. Я решил, что тогда уж пусть будет так: как сложится, я об этом первым узнаю. Так и случилось этой осенью!
Как часто бывает, осенью авиакомпании устраивают распродажи, чтобы заполнять пустующие места в "низкий сезон". В этот раз отличились KLM-AirFrance, устроив распродажу в Европу и Северную Африку по совершенно смешным ценам: в Лиссабон или Касабланку, к примеру, билеты стоили от 13000 рублей в обе стороны! Но, конечно, с пересадками в Амстердаме или Париже.
Я выбрал удобные мне даты, и решил, что туда полечу KLM, а назад -- AirFrance. Пару лет назад у меня был не очень приятный опыт полётов с AirFrance, и я решил, что пусть будут разные авиакомпании на разных сегментах -- заодно и сравню.
И вот, наконец, я в аэропорту Шереметьево, в терминале Е, ночью в день моего отъезда в Марокко. Заодно протестировал заезд на новую парковку Делимобиля у терминала D -- стало очень удобно, места много, машину всегда есть где оставить, так что могу рекомендовать адептам! Там же и парковка Яндекс.Драйва -- тоже большая. Я не очень люблю ночные рейсы: из-за них почти всегда приходится не спать нормально. Но есть в них и один несомненный плюс: в ночном аэропорту, как правило, нет никаких очередей, и все контроли ты проходишь максимально быстро. В зале ожидания тихо, только временами подаёт голос пьяный голландец завываниями "Everybody hates this fucking Moscow". Его друзья тоже пьяны, но сидят молча. Через полчаса затих и тот..
В терминале Е теперь есть не только фонтанчики с питьевой водой, но и масса стоек для заряда техники и мобильных! Стало гораздо удобнее, это приятно.
Время до посадки пролетело незаметно, даже спать особо не хотелось -- был в предвкушении поездки, и вот мы садимся на старенький боинг 737 авиакомпании KLM. Борт реально древний, это видно и по иллюминаторам ещё не овальной, а более прямоугольной формы, а также по другим аксессуарам на борту. Однако, в отличие от многих таких же древних бортов, которыми летают ещё некоторые наши чартерные авиакомпании, а также масса авиакомпаний США, здесь на борту в салоне всё функционирует как положено. Народу на борту немного. Никаких неприятных запахов также нет. Взлетели ровно по графику, когда поднялись -- бортпроводники стали раздавать завтрак. Он был весьма скромным: небольшой подогретый сэндвич и напитки. Однако в это время суток (7 утра) есть ещё вообще не хотелось, так что это было не особо актуально. Но я подозреваю, что KLM теперь так кормит не только утром на рейсах из Москвы.
Прилетели в Амстердам вовремя, жаль, что в такое раннее время в аэропорту Схипхол ещё не работает открытая площадка наверху, откуда можно смотреть на трафик в одном из самых загруженных аэропортов мира..
Аэропорт хотя и огромный, но с удобной и понятной навигацией, заблудиться можно, но сложно.
Мой следующий рейс в Касабланку был буквально через полтора часа, этого времени должно было хватить, чтобы перейти от гейта к гейту. И более чем хватило!
Но следующий рейс был не самой KLM, а её "дочкой", местным лоукостером Transavia. Я-то ожидал, что это будет что-то типа "Победы", в крайнем случае Ryanair, но оказалось куда хуже: нет ничего хуже лоукостера со старыми бортами. А тот, что подали нам на посадку, был, похоже, ещё старше КЛМовского, которым я летел из Москвы. Вот такой там был салон:
Рядом со мной села женщина, которая стала рассказывать, что это её первый полёт в Касабланку за 55 лет на свадьбу внучки! При этом в Касабланке она родилась, а живёт в Канаде. Через час подготовки к полёту стюардессы впервые сообщили, что с самолётом что-то не так, и они разбираются, сможет ли он подняться на нужную высоту. А если не сможет, то до Касабланки у нас просто, мол, не хватит топлива.. Я сидел спокойно, но женщина рядом стала нервничать и рассказывать о том, что недавно опять где-то упал самолёт. Я ей отвечал, что на автомобилях бьётся гораздо больше людей, но она была непреклонна и очень переживала. Заодно рассказала про всех своих родственников, про то, что в Канаде живёт очень много русских. Я ей начал объяснять, что это не совсем русские, а украинцы, но она, похоже, так до конца и не поняла. Как я понял, её семья имела французские корни, и переехала из Марокко практически сразу после обретения теми независимости. И целых 55 лет не была на своей родине. Очень волновалась поэтому, а тут ещё и проблемы с самолётом! Через два часа техники решили, что "не взлетит", и начали процедуру замена самолёта. Ещё примерно через час нас пересадили в новый "Боинг"-737-800-NG, который был на самом деле гораздо новее -- примерно, как у "Победы" -- года 2015-2016.
Очередь на пересадку в другой Боинг:
Агрегат для подъёма инвалидов на борт (никому так и не понадобился в данном случае, но его всё равно подогнали):
Наконец, взлетели из промозглого Амстердама. Вот тут, кстати, видно, сколько там воды даже вокруг аэропорта:
На борту кормили только за деньги, но воду раздавали бесплатно. Тут-то и пригодились мои сэндвичи, которые я прихватил из Москвы.
Летели над Испанией, затем пересекли Гибралтар и уже над Марокко -- сверху они весьма похожи по пейзажу! Да и на земле местами тоже, кстати сказать..
Сьерра-Невада вдали:
Южное побережье Испании:
А это уже Марокко:
Окраины Касабланки:
И вот, наконец, наш самолёт садится в Касабланке, городе с испанским названием, знакомому многим по одноимённому фильму. Хотя португальцы поначалу и назвали его Casa Branca (а до португальцев носил берберское имя Анфа), в дальнейшем город приобрёл испанский вариант португальского названия. Хотя местные нынче его зовут просто Casa (произносят «Каза» почему-то). Ну что же, город с именем «дом» является домом для примерно трёх с лишним миллионов жителей, это самый крупный город Марокко, хотя и не является столицей страны!
Открывается дверь самолёта – самолёт стоит в стороне от аэровокзала, никаких телетрапов, выхожу на залитый южным солнцем перрон и щурюсь от яркого солнца. На улице градусов 20 тепла, красота! Сразу почти забываются все предыдущие перипетии этого длинного дня. Аэропорт встречает красивыми картинками:
Но впереди оказалось ещё одно препятствие в виде паспортной службы Марокко. Я их могу поздравить: им удалось переплюнуть по тормознутости даже негров из ЮАР и Намибии! Может, у них там в Африке конкурсы проводятся: кто самый тормознутый пограничник?! В общем, в не очень-то большой по сути очереди я простоял не менее часа!
Очередь в аэропорту Касабланки:
При этом у многих спрашивали обратные билеты, брони отелей, однако у меня ничего не спросили, зато очень медленно вписывали каждую буковку и циферку уникального номера регистрации в паспорт, который потом у меня в каждом отеле спрашивали!
После паспортного контроля стоял ещё один офицер перед выходом в город и ЕЩЁ РАЗ сверил лицо на фото в паспорте со мной, а также проверил наличие въездного штампа! Зачем? Что это было?! Они не доверяют собственным пограничникам?!
Далее надо было снять деньги, и я нашёл первый попавшийся банкомат, который в итоге даже чек мне не выдал. Но деньги запрошенные выдал! А также, как впоследствии выяснилось, был первым, кто меня обманул в Марокко!))) Он не сообщил при выдаче ни о какой комиссии, а потом просто её добавил к снятой сумме!
Но тогда я этого ещё не знал, мне надо было купить билеты на поезд в город. Это оказался тоже отдельный квест. Там существуют даже билетные автоматы, вот только мне ни разу не удалось в них оплатить ни одной моей банковской картой (разных банков и систем, и категорий!).
Поэтому снимал наличные я не зря.. Марокко вообще оказалась страной наличных денег: практически нигде мне не удавалось оплатить картой! А где удавалось, нередко брали комиссию.
Самое смешное, что и за наличные билет стоимостью в 43 дирхама мне не удалось купить в автомате: в итоге в кассе мне сказали, что минимальная стоимость для оплаты там – 50 дирхам. Это очень смешно и грустно одновременно. И это очень ярко иллюстрирует всё Марокко в целом, кстати: вроде как есть какие-то новые технологии, но работают они через раз, непонятно как, ну и вообще лучше по-старинке..
Впрочем, ехал я туда, разумеется, не для тестирования новых технологий. Так что сев в старый французский поезд (полагаю, списанный во Франции и проданный в Марокко), я начал разглядывать пассажиров и пейзажи за окном.
Поезд на перроне в аэропорту Касабланки:
Пассажиры многие были на самом деле очень колоритные. В основном лица были арабско-берберские (они отличаются, кстати!). Но встречались и негры, была одна такая молодая компания: один парень и три девчонки. Он прямо как король там был, уверенный в своей силе! Арабы с берберами, надо сказать, вели себя потише негров и в целом вежливее. По крайней мере в этом поезде.
Местные греются на солнышке на перроне:
Оказалось, что в Касабланке как минимум два крупных вокзала: Casa Voyageurs и Casa Port. Как можно догадаться, второй расположен ближе к порту (ну и к центру города в целом). Однако до него поезд едет час, а до первого он едет всего полчаса! И от первого можно легко добраться до любой центральной точки города на современном трамвае. Так что на самом деле ехать через первый вокзал зачастую получается быстрее и удобнее. Но я бронировал отель специально у Casa Port, поэтому я ехал прямо до него. После Casa Voyageurs поезд практически опустел (осталась только та негритянская компания и ещё пара пассажиров в нашем вагоне), и он медленно ехал вдоль каких-то промзон до порта. Сам вокзал Casa Port новее и современнее Casa Voyageurs, но с него уходят очень мало поездов, основной транзитный вокзал именно Casa Voyageurs. Туда, кстати, и подвели первое скоростное сообщение в Марокко (впрочем, я пока видел от него только пути и новые вокзалы).
Так выглядит вокзал Casa Port:
В нём в том числе есть и масса международных едален, включая Макдональдс и Старбакс. В целом в марокканских городах их немного, только в «модных» местах. И цены в подобных заведениях заметно выше, чем во многих приличных обычных кафе.
Когда выходишь за пределы вокзала, сразу понимаешь, что ты попал совсем не в Европу. Старые красивые когда-то здания находятся в унылом состоянии, толпа снуёт так, что готовы тебя снести, машины даже не думают останавливаться перед прохожими не то что на зебрах – даже на зелёный свет светофора нужно идти очень аккуратно посмотрев во все стороны!
Первый взгляд на Касабланку:
Уличная торговля улитками:
Продолжение ниже..