Ну а в январе решил лететт, тем более что ПЦР тест для полностью вакцинированным не требовался.
Мавритания ( Исла́мская Респу́блика Маврита́ния ) - интересная, пустынная страна. где традиции все еще преобладают над современной реальностью.
Страна-одна из беднейших в мире.
До 2009 года, Мавритания была основной страной, принимающей знаменитое ралли Париж-Дакар.
Гонка через пустыню Сахару.
Увы, сейчас состязание проводится в Южной Америке. Из-за соображений безопасности.
Трагедия произошла с французскими туристами в конце 2007 года.
На них напала террористическая вооруженная группа, связанная с «Аль-Каидой».
Несколько человек были убиты.Так Мавритания лишилась очень важного туристического события, проходившего на ее территории.
Это больно ударило по туристическому бизнесу. Правительство постаралось сделать все,чтобы передвижение по стране стало безопасным.
Блок- посты жандармерии по всем дорогам, где проверяются автомобили.
Много полиции в городе,во всех общественных местах.
Я взял с собой целую папку копий моего паспорта, их надлежало отдавать проверяющим. Лишь однажды у меня попросили сам паспорт, странно, но визу не посмотрели.
И хотя,сейчас, Мавритания вполне безопасная страна, туристов не много. Свою роль сыграла пандемия Ковид, а тут еще Марокко закрыл свои границы.Многие ехали транзитом через Марокко в Мавританию.
Но главное, не достаточно развитая туристическая инфраструктура…
Тем не менее есть организованные туристические группы и туристы-одиночки.
Случайных людей тут не много, люди точно знают зачем они едут…но точно,не за комфортом и цивилизацией.
Нетронутые пейзажи пустыни, отдаленные города Сахары и самый длинный поезд в мире,пересекающий пустыню Сахару.
Хотя правительство не любит поднимать эту тему в стране существует расизм и отношения между людьми,которые можно назвать современным рабством. Многие мавританцы живут по старым племенным традициям и чернокожих считают гражданами второго сорта.
В 1981 году Мавритания стала последней страной в мире, отменившей рабство.
Но, по оценкам Глобального индекса рабства, в его последней версии, опубликованной в 2018 году, в «современном рабстве» в Мавритании проживает 90 000 человек, или 2,4% населения, а 62% «подвергаются» этому виду рабства.
Население.
1.В Мавритании проживают светлые мавританцы-арабо-берберы (бейдане).
Их большинство в управлении государством и экономикой.
Черные мавры- освободившиеся из рабства и их потомки .В Мавритании,их называют «харатинами».
Иммигранты из соседних африканских стран.
Особенно их много в Нуакшоте и в Нуадибу.
Часто работают таксистами.
Есть турки-держат гостиницы и рестораны. Китайцы имеют свой бизнес.
В Мавритании лишь 40% домов подключены к водопроводу: остальные жители покупают пресную воду у перекупщиков. Продажа пресной воды – один из главных видов бизнеса в Мавритании. Именно им занимается большинство черных.
Большинство их и в сфере общепита-повара,подсобные работники, домашняя прислуга.
Рыбаки,как я заметил, то же афро-мавританцы, а вот владельцы лодок,в основном арабы.
Как бы то не было, в жизни это не особенно бросается в глаза. Какой-то грубости или насилия я не наблюдал..
Рейс до Нуакшота (Nouakchott ), столицы Мавритании, начался из Амстердама.
Рейс Turkish Airlines, с посадкой в Стамбуле. Понравилось обслуживание. Покормили в полете. Огни ночного Стамбула.
В Стамбуле несколько часов в транзитной зоне.
На информационной панели-много российских городов,пишут на русском!
Объявили посадку на Нуакшот, потом часовая задержка. При посадке спросили ПЦР тест,но удовлетворились сертификатом вакцинации.
Салон полный, много ручной клади, что объяснилось позже- самолет делал посадку в Дакаре, вышел почти весь самолет.
Мы,летевшие до Нуакшота, мирно ждали в салоне, пока пылесосили и убирали самолет.
Потом раздали для заполнения мавританские иммиграционные карточки…
Прибыли новые пассажиры, следующие из Дакара в Нуакшот…
Летим чуть больше часа, внизу плотная облачность, трясет. Наконец садимся.
Солнца не видно, все вокруг серо-коричневое +25 тепла.
Я то думал, что в пустыне всегда солнце.
Не спеша оформляется виза.Стоимость 55 евро или 60 долларов США. Действует 1 месяц.
Спрашивали маршрут и места проживания ( у меня была резервация от Booking в Нуакшоте.)
Декларация денежных средств не потребовалась.
Просвятили на ленте багаж,ничего не проверили.
Я не провозил запрещенные в стране алкоголь и свинину. Говорят,в некоторых барах можно купить пиво, но мне не попадалось.
В аэропорте есть обменный пункт валют и банкомат. Еще я пользовался банкоматом в Нуадибу.
В некоторых отелях и гостевых дворах ( Auberge ) можно обменять деньги.
Курс был чуть больше 41 MRU за 1 Евро.
MRU мавританская угия.
Внимание, с 1 января 2018 года в обращение были введены новые банкноты. То же название, но стоимость разделенная на 10.
То-есть, старый номинал 1000 MRU — в новых деньгах 100 MRU.
Проблема в том, что подавляющее большинство людей до сих пор думают в старой валюте.
Поэтому,смело делите на 10.
Местные, практически не знают английский, поэтому, полезно знать некоторые фразы и числительные на французском. Еще-выручит ручка и листок бумаги.
Арабский язык ( Точнее, хасания, разновидность магрибского арабского языка).является официальным языком Мавритании. Широко распространен французский язык, - напоминание о колониальном наследии страны. Его преподают с шестого класса в мавританских школах.
Интересно, что все местные, которых я просил написать адрес что бы показать его таксисту, для удобства перемещениях-писали только на арабском.
Выхожу из здания аэропорта.
У меня заказан трансфер, меня встречает с табличкой Себастьян,француз (говорит на английском), долго живет в Мавритании.
Он владелец Auberge ( популярные в Мавритании гостевые дворы где можно найти ночлег и еду ).
Их можно найти во всех поселениях и они сильно отличаются по уровню комфорта.
До города километров 30. Вокруг песок,кустарники, низкое свинцовое небо. Связываюсь с женой по WhatsApp-
Себастьян подключил через свой телефон.
Неплохой интернет был в Нуакшоте и в Нуадибу.
В пустыне подключение только через местные симки.
Нуакшот- столица Мавритании.
В до-колониальные времена (с конца 19 века до 1960 года) был большой рыбацкой деревней.
Когда Мавритания готовилась к независимости, у нее не было столицы. Место было выбрано из-за его удобного центрального расположения.
Строительство началось в 1958 году.
Нуакшот построен вокруг большой усаженной деревьями улицы Авеню Гамаль Абдель Насер,
Подъезжаем к Auberge Triskell.
Большой двор, летнее кафе, гамак, на территории можно поставить палатку.
Коридор, с отдельными номерами и даже мастерская,где шьют настенные панно и матерчатые сумки в национальном стиле.
У меня отдельный номер со всеми удобствами.
Комната большая, все довольно обшарпанное.
Но, это Африка. Неплохой ресторан и быстрое обслуживание, что редкость в Мавритании. Цена за сутки 20 Евро.
Себастьян, в дальнейшем, помогал мне дельным советом и информацией.
Впереди-день. Я решил немного осмотреться и съездить на рынок ( Marche Capitale ).
Недалеко- большой проспект Нуадибу (Nouadhibou Hwy ) и фонтан с дельфинами.
Несколько раз показывал фотографию фонтана таксистам, что бы объяснить, куда ехать.
В Нуакшоте много машин, в основном-Тойоты. Много убитых,(ржавых, без фар, без дверной обивки ) Мерседесов.
По городу грохочут грузовики- Мерседесы 1960-1970 годов, не понятно,как они еще на ходу?
Есть и новые машины-популярны Тойоты Лэнд Крузер...но в общем потоке их не много.
Довольно много светофоров, но они больше выполняют предупреждающую роль... Никто не мешает ехать на красный.
О своих маневрах водилы предупреждают сигналами клаксонов. У кого не работают или отсутствуют поворотники машут рукой из открытого окна.
Передвижение по городу.
Есть старенькие городские автобусы.
Но, самое популярное-это тук-тук (Мото-рикша) и автомобиль -такси, точнее авто хлам, который останавливается по ходу движения и берет попутчиков. Иногда в машину набивается по 7 человек, не считая водителя.
Езда в полной машине напрягает-пассажиры без масок,многие чихают, ночи сейчас-то холодные.
Чем больше людей-тем дешевле-10-20 MRU.
Если ты один сел в машину-просят 50-100 MRU.
На длинную дистанцию могут и 200 попросить. Вообще видят,что ты приезжий, пытаются заломить цену.Можно торговаться.
Цивильную такси с шашечками я видел лишь однажды-в Нуакшоте.
Доехал до рынка. Грязные,пыльные улицы,горы мусора...Африка,все как обычно.
Купил фруктов, апельсины у них вкусные. Один-15 MRU.
Позже покупал фрукты в магазинах, в некоторых обсчитывают, в других, совсем дешево..
Одежда.
Большинство мавританцев носят традиционную одежду.
Мужчины-широкое платье-бубу,(дараа ). Обычно,синего цвета.
Практичное, из хлопка,хорошо защищает от солнца и холода. Впереди имеет один глубокий карман.
Штаны из хлопка, часто укороченные, белого или синего цвета.
Тюрбан на голове (хаули, или шеш ). Длинный кусок льняной ткани, который местные очень ловко обматывают вокруг головы.Защищает лицо в песчаную бурю.
Вот и я купил себе на рынке такой тюрбан. Поторговавшись,заплатил за него 280 MRU.
Все носят сандалии или тапки на голую ногу, еще видел что-то типа носков из черной кожи,вместо обуви.
Женщины одеваются в традиционное платье мелхафа. Чем богаче женщина- тем красочнее платье.
Кухня и напитки.
Тибудьен (Thieboudienne)
Рис с рыбой,овощами и специями.
Кус-кус.
Каша с мясом,фасолью,луком и морковью. Плюс мясо верблюда или козы.
Макароны и рис. Популярны.Добавляют туда томатный соус, овощи,мясо.Странно, но и кусочки картофеля туда добавляют.
Видел на улице готовят мясо на углях. Курица. Нога барашка.
В городах есть пицерии, турки продают гирос и шаурму.
Мавритания-исламская страна и употребление алкоголя строго запрещено.
Странно,но кофе совсем не популярен.
В пустыне,туристам предлагают растворимый кофе.
Хороший кофе пил в Нуакшоте и Нуадибу.
В магазинах-долго искал местный натуральный кофе, для подарка.
Чай. Национальный напиток, ритуал приветствия, расслабления, переговоров.
Пьют всегда и везде.
В дорогу,берут с собой ящичек с чайными причиндалами и газовой горелкой для кипячения. Чай зеленый,крепкий,типа чифиря,сладкий.
Существует целая церемония его приготовления.
Чай сначала ополаскивают в горячей воде, затем кипятят; наполняется первый стакан, который затем много раз переливается в другие стаканы, чтобы на дне каждого образовалась необходимая пена; затем его подслащивают, повторно нагревают, пробуют, еще подслащивают, добавляют в стаканы.
В общем-мудрено.
Пьют из стеклянных стограммовых стаканов,наливая по половинки.
Часто пьют с хлебом, вареньем,финиками,орешками. Выпекают в Мавритании французские багеты, наследие колониального прошлого).
Вода.
В засушливом климате часто хочется пить. Воду пьют бутилированную, покупал бутылки 750 мл. по 5-10 MRU.
Вернувшись в свой отель, то-есть постоялый двор-заказал ужин.
Тушеное мясо козы с разными гарнирами.
Поесть спокойно не дали. Подсели двое молодых, энергичных ребят и начали меня окучивать.
Предлагали организовать классную поездку по туристическим местам.
Но,у меня были свои планы и я отказался от настойчивых предложений.
Почти все местные гиды и организаторы поездок знают друг друга и новости о прибывших туристах быстро расходятся в их тусовке.
Договорились, что утром Себастьан везет меня на автовокзал,откуда отходят маршрутки на город Атар.
Автовокзал называется Гараж Атар.
Место отправления в Нуадибу — Гараж Нуадибу и т.д.
Подъехали после семи утра. Обшарпанное здание,перед ним несколько стареньких микроавтобусов Тойота.
Отъезжающие с мешками и сумками.
Взяли билет- 500 MRU.
Не спеша грузится багаж на крышу.
Водитель рассаживает пассажиров по определенным ( по его мнению )местам.
Наконец-салон полон.
Едем, а езды до Атара часов 5-6.
На блокпостах проверяется у водителя путевой лист,я отдаю копии паспортов.
На остановках-короткий перекус.
Останавливаемся на равнине.
Мавританцы справляют нужду на открытом месте,став на колени.
Наш бусик и багаж.
Наконец въезжаем в Атар ( Atar ) и выгружаемся.
Ничего примечательного.Обычный местный колорит.
Позже,я узнал,что в городе присутствует большой воинский контингент.
Из Атара совершаются туристические поездки по популярным туристическим направлениям.
Древние города Шингетти ( Chinguetti ) . Уадан ( Ouadane ). Оазис Терджит (Terjit ).
Останавливаю машину, которая довозит меня до известного адреса.
Долго стучу в металлическую дверь за высоким забором.
Наконец, дверь открывает хозяин, мавр,араб в национальной одежде.
Я вхожу, мне помогают с багажом. Большой двор.
Обустроился в каменном здании с душем. Туалет на улице.
Брагим,как звали нового знакомого -жил в большом,крепко сделанном шалаше с коврами и лежанками для гостей.
Вообще, местные, особенно в провинции, живут по-спартански. Спят на лежанках и едят на полу.
Постельного белья нет. Разноцветные одеяла и подушки.
В этих местах, в поездке по пустыне,я часто устраивался на лежанке спал в своем спальном мешке.
Брагим пошел заваривать чай, столик накрыли на полу.
После чая начинаются переговоры о моей будущей поездке и цене.
Брагим почти не говорит по английски. Выручает переводчик в телефоне и бумага с ручкой.
О цене мы договорились лишь на следующий день.
На крышу моего жилища ведет каменная лестница, там площадка с лавочкой, где можно покурить и обозревать окрестности.
Вот такие.
Приходит женщина,помощница по хозяйству и начинает готовить национальное блюдо кус-кус.
Готовое блюдо раскладывается по тарелкам.
Причем, хозяин накладывает гостю- в первую очередь и самую большую порцию.
Из приборов вилка и ложка. Мясо — вилкой, кашу — ложкой. Кому как нравится.
Это был самый вкусный кус-кус, что я ел в Мавритании.
На территории хозяйства еще проживал молодой француз Марко.
Он со своим французским чувствовал себя в Мавритании как рыба в воде. Марко -анти-прививочник.
И завис тут на несколько месяцев.
Помогает Брагиму по хозяйству, одевается в местную национальную одежду и расхваливает Мавританию.
Утром готовимся к отъезду.
Брагим пошел встречать машину с шофером.
Грузимся в Toyota Hilux.
Я, Брагим и шофер Муса.
По дороге заправляемся, запасаемся водой.
Через час пути, наша дорога по каменистой равнине сменяется горными ландшафтами.
Мы въезжаем в ущелье с маленькой деревушкой.
Это Терджит ( Terjit ) — источник в пустыне, более известный как оазис.
Одно из самых посещаемых мест среди немногих туристов, посещающих Мавританию.
На протяжении веков многие караваны, путешествующих по транс-сахарскому маршруту , использовали Терджит в качестве убежища, места, где можно было прервать свое путешествие и отдохнуть в тени раскидистых пальм.
Брагим встречает знакомых.
После осмотра оазиса мы пойдем к ним обедать.
Красочный оазис, туристов не видно.
В больших палатках можно переночевать.
Плотно обедаем спагетти с соусом и мясом.
Некоторые едят из своей тарелки руками, несмотря на имеющиеся приборы.
Брагим- большой любитель поесть,хотя и тощий как спичка.
Оазис Mhaireth расположен в 26 км от оазиса Terjit. Мы проезжаем его, миновав очередной горный перевал.
Останавливаемся.
Вид на оазис Mhaireth и поселение.
У дороги ведутся какие-то строительные работы.
Время молитвы. Все расстилают коврики на земле…Мавританцы очень набожные и молятся по нескольку раз в день.
Наконец подъезжаем к старому городу Шингетти.
Вокруг- пустыня.
Шингетти — средневековый торговый центр, датируемый 13 веком, и один из основных центров транс-сахарского торгового пути, аналог Самарканда ( Узбекистан ) на Шелковом пути.
Кроме того, раньше он был местом встречи паломников из Магриба, которые направлялись в Мекку ( Саудовская Аравия ), поэтому он стал одним из самых священных городов в Западной Африке и, следовательно, известным центром исламской и научной науки.
В нем нескольких библиотек, содержащих древние 700-летние книги.
Рукописи по астрономии, математике, медицине, исламу.
В старом городе Шингетти, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году, возвышается отреставрированный минарет 13 века, принадлежащий самой древней мечети Мавритании.
Жители Мавритании утверждают, что этот минарет является вторым старейшим постоянно используемым минаретом в мусульманском мире.
Не мусульманам запрещено входить в мечеть.
Ходим по древним улицам, вокруг много детворы.
Немногочисленные сувенирные лавочки.
Шингетти окружен песчаными дюнами и это является проблемой для местных жителей, так как песок заносится в город, засыпая дома и улицы.
Говорят, пройдет несколько десятилетий, и Старый Шингетти может быть полностью засыпан песком.
Едем к месту ночевки по песчаным улицам. Вокруг — хлипкие домики местных жителей.
Останавливаемся в простеньком гостевом дворе.
Мой номер в каменном домике.
Окно.
Душевая комната и туалет...проще не куда. Экзотика.
О полотенцах — забудьте. Выручал большой рулон бумаги,предусмотрительно взятый из дома.
В Мавритании, редко где увидишь, извиняюсь, туалетную бумагу. Кран из стены, ведро и кружка.
Вечером пьем чай, на ковре, под соломенным навесом.
Тут же,за порогом начинается пустыня и я пошел прогуляться по дюнам.
Вернувшись, обнаружил, что нашей машины с водителем и Брагимом нет.
След на песке указывал, что автомобиль уехал.
Потоптавшись пошел искать хозяина двора,но и его не обнаружил.
Признаться, я слегка занервничал...в голове завертелись самые нелепые предположения.
К счастью, вскоре все вернулись, они отъезжали за блоком подзарядки для телефонов.
В розетках пропало электричество, но хоть освещение сохранилось!
В Африке- фонарик,вещь необходимая!
Я устроился в своем номере,заперся и просматривал, сделанные фотографии.
За окном звучала африканская музыка и пение.
Это, неподалеку, развлекали выступлением большую группу туристов.
В дверь постучали- зашел Брагим с полной тарелкой риса и мяса.
Поужинав,пообщались.
Семья моего спутника проживала в Нуакшоте.
Сам он мечтал открыть в столице хороший магазин. Стоит это 40000 Евро,это очень большие деньги для Мавритании.
Я, подключаюсь к WhatsApp через телефон Брагима.
Ночью холодно, в пустыне большие перепады температур.
Утром, чай, растворимый кофе, хлеб с маслом и вареньем.
Знакомлюсь с приятной парой из Испании, они ночевали со мной по-соседству.
Любители Африки и путешествий. Вскоре собираются уезжать и нервничают, что придется сдавать ПЦР тест, без которого не выедешь из страны.
Собираемся в путь.
Езда по пустыне до древнего города Уадан.
Утро,еще прохладно. Дороги,как таковой нет.
Ралли по песку. Очень впечатляет. Солнце освещает песчаные дюны.
Кое-где, деревья и кустарники. И конечно — корабли пустыни- верблюды, обгладывающие скудную растительность.
На некоторых участках, где не было колеи от машин, и никаких ориентиров — я удивлялся, как водитель находит нужную дорогу( без технический,вспомогательных средств?
Довольно часто, по пути,встречаются верблюжьи скелеты.
Постепенно пески сменяются каменистой равниной с островками растущих пальм.
Подъезжаем к Уадану.
Небо плотно затянуло облаками.
Как и Шингетти, Старый город Уадан является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда то город процветал, так как был перевалочным пунктом в транс- сахарской торговле.
Первое письменное упоминание о городе на португальском языке относится к середине 15 века.
Перед въездом — очередной блок пост.
Дорога ведет вверх, в новый город.
Останавливаемся в местном гостевом дворе.
Моя комната в этой постройке. На полу несколько лежанок.
Стены толстые. Прохлада.
Во дворе, в другом строении- туалет и душевые.
Трапезная.
Пока готовится обед, выхожу за ворота.
Унылый пейзаж.
Возвращаюсь, мне сообщают, что после обеда поедем осматривать старый Уадан.
Территория города — музея была закрыта.
Приходит гид, молодой человек, не плохо говорящий на английском и мы осматриваем руины, поднимаясь все выше.
Древний минарет.
Наверху построен новый,сейчас работающий.
Ступени и узкие улочки.
Глубокий колодец.
Продают сувениры. Женщина быстро среагировала, моментально закрыв лицо,когда я фотографировал.
Какой-то зверек,размером с кошку, которого я заметил на каменной стене.
Руины старого города впечатляют, хотя восстановлена лишь небольшая часть города.
Спускаемся вниз и идем к машине.
Вечером ужин.
А ночью по крыше домика застучали капли дождя, пошел кратковременный тропический дождь.
Позже, выйдя во двор я залюбовался яркими звездами на чистом небе.
Едем обратно, в Атар.
Большой горный перевал, перед ним снова блок пост.
Крутая дорога ведет вниз, временами захватывает дух.
Горные пейзажи.
Дорога на Атар.
Вот и город.
Немного отъехав по дороге, останавливаемся в красивом месте у небольшого оазиса.
Прощальный пикник.
Водитель отвозит нас домой к Брагиму.
Завтра я уезжаю на небольшую железнодорожную станцию Шум (Choum ).
Чтобы добраться из Атара в Шум, это 120 км, нужно часа 2-3.
Поезд должен быть в Шуме в 6 вечера.
После обеда, Брагим привозит меня на автостанцию в Атаре — Гараж Шум. Мы прощаемся.
Отсюда уйдет бусик в Шум. Как обычно- старенький микрик Тойота.
Покупаю билет за 200 MRU. И прохожу в зал ожидания.
Усаживаюсь на свой рюкзак.
В грязном, темном помещении человек 7. Кто-то дремлет прямо на полу.
Водила попался с юмором и подкалывает пассажиров.
Пьют чай.
Приносят большой таз с рисом, заправленный подливой и какой-то начинкой.
Все приходят в оживление и рассаживаются на полу, вокруг таза с едой.
Меня то же приглашают.
По местным обычаям,нужно поделиться едой с находящимся рядом человеком.
Я вежливо отказываюсь.
Все обедают, выуживая руками рис из общей посуды.
Внезапно, кто-то из компании издает громкий,неприличный звук.
Все громко смеются…
Наконец, время грузится и усаживаться по местам.
Все дружно помогают друг другу закидывать багаж на крышу.
Водила усаживает меня на переднее сидение.
Пыльная дорога с блокпостами.
Приехали на станцию. Сильный ветер.
Я одеваюсь потеплее и одеваю очки от песка.
Сегодня я собираюсь проехать в открытом, груженном товарном вагоне до города Нуадибу.
Это 12 часов езды через пустыню на самом длинном поезде в мире.
Каждый день в году – поезд длиной 2,5 километра отправляется из шахтерского городка Зуэрат (Zouerat ) , проходя более 700 км по пустынной Сахаре в порт Нуадибу, перевозя сотни тонн железной руды, и прочих промышленных грузов.
Позже, все это будет экспортировано в разные части мира.
В составе — до 200 вагонов, 2-4 локомотива, весом до 84 тонн, способными перевозить 17 000 тонн железной руды и курсировать все 365 дней в году с 1963 года.
По крайней мере, 4 таких поезда курсируют по 2 путям туда и обратно...
Это один из самых длинных и тяжелых поездов в мире, и с его чудовищной длиной поезду потребовалось не менее 10 минут, чтобы промчаться мимо нас, прежде чем остановиться.
В составе поезда, иногда присутствуют 2 пассажирских вагона.
Линия открыта в 1963 году и эта редкая железная дорога в Африке, построенная уже после обретения независимости, не колонизаторами. Принадлежит компании SNIM (Société Nationale Industrielle et Minière).
Выйдя из Зуэрата, поезд делает остановку на крошечной станции Шум.
Выясняется, что поезд придет на 2 часа позже, только в 8 часов вечера.
Это меняет мои планы и пообщавшись с молодым парнем, говорившем на английском, я решаю садиться с ним в пассажирский вагон.
Поезд придет в темноте и обозревать и фотографировать пустыню не получиться.
Прячемся от ветра за стеной глиняной хибары.
Подъезжает еще пару автомобилей с пассажирами. Собирается большая компания.
Наконец, вдали появляются фары локомотива и слышится характерный гул.
Длинный состав начинает медленно замедляться.
Пассажиры засуетились и начали подтаскивать свой багаж ближе к составу.
Поезд останавливается в полной темноте, толпа устремляется к вагонам.
Пробиваемся к открытой двери пассажирского вагона.
Понимаю, что вагон полон,тамбур заполнен людьми и придется карабкаться в грузовой вагон.
Тут парень хватает меня за руку и что- то крича проводнику ( как выясняется позже, его другу), подталкивает меня к высокой подножке.
Передав тяжелый рюкзак, взбираюсь наверх.
Короткое отступление.
Если вам надоела спокойная,однообразная жизнь,не хватает адреналина и вы пресытились благами современной цивилизации — советую проехать на железно-рудном поезде в Мавритании.
Короткий коридор забит людьми, кто-то спит на полу.
Матерясь про себя, волоку между людьми свой багаж.
Поворот на право. Маленький тамбур забит людьми.
За маленьким столом, чифирит компания.
Дальше, железная дверь в туалет,шаря руками по стене, случайно, закрываю наружную щеколду.
Из закрытой двери клозета ( дырка в железном полу ) раздаются недовольные крики.
Компания за столом-дружно ржет.
Ко мне пробивается приятель, который помог влезть в вагон и проводник.
Они стучат в закрытую дверь пассажирского помещения-оттуда кричат, что коробочка полна и дверь они не откроют!
Вместе, втаскиваем мой большой рюкзак в какую-то щель.
Проводник, подмигивая и перекрикивая шум, намекает про билет.
Отдаю 500 MRU.
Кстати,проезд в товарных вагонах-бесплатный.
Поезд трогается.
Жестами меня зовут за собой к выходу, зачем, думаю я ?
Оказывается, у самой входной двери, наверх, в подсобное помещение (2х3 метра ) ведет приставная лестница, за ней небольшая каморка,под завязку забитая багажом.
Поднимаюсь наверх- жесткая лежанка, металлическое,впаянное кресло, круглые,как иллюминаторы окошки. какие-то ниши, то же с багажом, оборванные провода ,неработающие приборы и несколько пассажиров …
Это, купе проводников. Я еду первым классом!
Меня устраивают в углу, в полный рост было не лечь, но, я кое-как расположился.
По ходу движения,состав сильно раскачивает и дергает. Поезд едет медленно.
До Нуадибу часов 10-12…
Я лежу,пытаясь заснуть.
Недалеко расположились проводник и мой приятель. Ребята попались болтливые и сильно курящие.
Едем с шуточками и прибауточками.
Ночью поезд останавливается на каком-то полустанке, кто-то припер наверх кастрюлю с какой-то кашей.
Утром выясняется, что часть каши на моей сумке с фотоаппаратом, благо,она непромокаемая.
За полночь, ребята угомонились, вагон затих…
Один раз спустился в туалет, медленно продвигаясь между спящими на полу пассажирами.
Рассвело. За окном белый туман. Видимость- никакая.
Утром, традиционный чай. и печение. Заваривают на газовой горелке.
Предлагают мне, я не отказываюсь, крепкий чай-бодрит.
Скоро-Нуадибу.
Я говорю спасибо, своему приятелю, собираю вещи и спускаюсь за большим рюкзаком.
Лучше в числе первых выйти из вагона.
После высадки сажусь в одну из встречающих состав машин.
Мы едем в отель.
Разгрузка своего багажа.
Знакомый вагон. На верху вагона- подсобка, где я ехал.
Состав тащили 2 тепловоза.
Приезжаем в отель Tiris.
Спокойное, тихой место. Есть интернет.
Оформляюсь в неплохой номер со всеми удобствами.
На стойке регистрации- по английски не понимают.
Первым делом-горячий душ!
Приведя себя в порядок, выхожу из отеля.
Нуадибу — второй по величине город Мавритании . Это крупный рыболовецкий центр и крупный промышленный порт.
Ключевой экономический центр, в нем проживает около 90 000 человек. До обретения независимости французские колонисты называли город Порт-Этьен.
С момента обретения независимости Мавритании в 1960 году, он назывался Нуадибу.
Неподалеку от гостиницы- хорошая кебабная.
Вкусно готовят, крепкий кофе и выпечка но, из-за обилия заказов,приходится долго ждать.
И не дешево( для Мавритании ). Мой обед стоил 400 MRU (почти 10 Евро ).
Мясо верблюда, почему-то называется кебаб.
В магазине покупаю, в дорогу, фрукты и освежающие напитки. Знакомый бренд.
Ловлю такси, что бы отвез меня в порт и к местному маяку.
Порт посмотрел.
К маяку не получилось.
Не пропустили на полицейском посту. Приграничная зона с Западной Сахарой.
Возвращаюсь в отель. Завтра в Нуакшот.
Покупаю билет на авто станции Гараж Нуакшот.
Таксист отвез меня в место, откуда отходят маршрутки Первого класса.
Билет стоил 600 MRU. Отправление в 7-30 утра.
Помещение почище. Бусики поновее.
Утром предложили сок из манго.
Вечером выясняется, что обратный рейс отменен( получил компенсацию ).
Нужно покупать обратный билет и мне нужен телефонный номер.
Ребята с ресепшн приносят местную симку.
До Нуакшота ехали часов 5.
На дороге много блок постов.
Разыгралась песчаная буря. Водитель включил дворники, чтобы очищать стекло от песка.
Въезжаем в Нуакшот.
В отличие от обычных маршруток-эти,что Первого класса, делают в городе несколько остановок, по пути разгружая багаж.
Я вышел раньше и часть багажа не нашли на переполненной крыше.
Сказали,подойти завтра и я был приятно удивлен, получив свой багаж в целости и сохранности на следующий день.
Вообще, мавританцы мне понравились. Спокойные, в большинстве- честные и открытые, бескорыстно помогут.
Не выпрашивают деньги, как население некоторых туристических стран.
Возвращаюсь в Auberge Triskell, где меня ждет мой номер.
Покупаю обратный билет. Обедаю.Отдыхаю.
На следующий день гуляю по Нуакшоту.
Пешком дохожу до Большой мечети. (Saudi mosque ).
Внутрь не мусульман не пускают.
Прилегающие улочки-один сплошной базар.
Ручная авто-мойка.
Сувенирные лавки.
На проезжей части замечаю инвалидов...вспомнились 1990-е годы...
Уборка мусора на пустыре
Жители Нуакшота.
По пути попадаются несколько супермаркетов,где можно купит все необходимое.
Одна из достопримечательностей Нуакшота- Порт-дю-Пеш (рыбацкая гавань).
Очень оживленное и известное место, среди подобных в Западной Африке.
Занимает важное место и в экономики Мавритании.
Доехал на такси за 50 MRU.
Приближение к рыбному рынку дает о себе знать сильнейшим специфическим запахом.
Кругом толкучка.На прилавках рыба.
Спускаюсь к берегу.
На горизонте рыболовецкие лодки.
Кругом движуха.
Прямо на пляже идет продажа и сортировка рыбы.
Часть продается тут же,на месте, часть увозится.
Кальмар или осьминог?
Вернувшиеся с рыбалки лодки выгружают свой улов.
Жара.Все нужно сделать как можно быстрее.
Но дело это трудоемкое.
Волны раскачивают лодку,которую удерживают на канате.
Ящики с рыбой несут к берегу.
С некоторых лодок разгружают рыбу, расфасованную в мешках.
С причаливших лодок снимаются моторы.
Лодки на валиках, коллективно вытаскивают на берег.
Длинные ряды сотен раскрашенных лодок…
Иду дальше вдоль берега..
Чистый песок -как на Рижском взморье.
Вода теплая. Красота и спокойствие.
Можно искупаться, но я лишь побродил по воде.
Возвращаюсь. Садится солнце.
Пора возвращаться.
Завтра надо сдавать ПЦР тест.
Место это находится напротив Grand National Hospital.
В Мавритании это делается бесплатно.
Надо иметь с собой билет на самолет( распечатка ). Паспорт и его копию.
Утром подъехал к 8 утра.
Небольшая очередь перед закрытыми воротами. Туристов не видно.
Называешь имя и тебя записывают в список очередным номером.
Потом вызывают внутрь по фамилии.
На следующий день, к 10 утра еду за результатами.
Вечером мой самолет.
В случае позитива-10 дней изоляции.
К счастью-негатив. Забираю справку.
В аэропорт меня отвозит Себастьян…
После нескольких проверок багажа и паспорта оказываюсь в зале ожидания.
Есть кафе и мягкие диваны…
Duty Free. Маленький ассортимент, в основном,парфюмерия…
Пива не купить, только прохладительные напитки.
Беру бутылку воды. Заплатил последние 100 MRU. В городском магазине я платил за воду в 10 раз меньше.
Перед посадкой в самолет, опять проверяют паспорта, сверяя фото с оригиналом. Какого-то мужика задерживают.
Мою бутылку воды отнимают.
Лечу компанией Air France.
Хорошее обслуживание. Можно посмотреть фильмы с русским переводом..
Закрыв глаза,вспоминаю Мавританию.