И я крикнула погранцу на участке Кот-д’Ивуар-Гвинея:
- Где у вас тут время на килограммы развешивают?
- А, это. Да, в Канкане. Там точно есть, на рынке.
Оставалось пробраться до Нзерекоре и далее через треть страны – в Канкан.
Маска тассаба (невеста на свадьбе), северная Гвинея
Мне повезло. Пети такси через час отчаливало в нужном направлении. Повезло вдвойне. Весь состав такси в количестве 9 человек следовал в Канкан. Стартанули мы в 3 часа дня. Кинув взгляд на карту, я мысленно посчитала, что к позднему вечеру мы будем. И просчиталась. В 10 вечера мы в очередной раз под дробь тридцать вторая ливня по багажу на крыше ухнули в яму глубиной метр двадцать. Машина застряла. В очередной раз вся толпа фулани, возвращавшихся из Либерии, высыпала из такси во вне, где не было видно ничего из-за потопа. Аллах его знает, что фулани делали в Либерии, но силой они отличались недюжинной. И она опять встала на колеса. Ливень был такой мощный, что материя их платьев, прокрашенная натуральным синим, оставляла следы своего присутствия везде. Впрочем, это не мешало наслаждаться мелодичным напевом, который они затянули часа на полтора. Завороженная, я сидела и думала, что рекордер – в багаже на крыше, а крыша течет. Тогда я не знала, что ливень особенно вгрызся в путеводитель Bradt по Сьерра-Леоне, намеченной к посещению после Гвинеи. Печатный текст совсем исчез из книжки, видимо, когда закончился дождь. Приканканились мы в 4:30 утра. Еще часа два – до рассвета – все мирно дремали в катастрофически неудобном положении внутри; я стоически в одной футболке и шортах (Африка-ж-ж) обнимала какую-то грязную деревянную лавку на улице, от которой веяло в эти +13 хоть каким-то теплом.
Ближе к семи я дошла до католической миссии в центре, нашла комнату и заснула. Да, то была Гвинея, куда я грезила попасть последние полтора года. В августе 2015 года мне пришлось свернуть программу посещения из-за пресловутого дождя, коим гвинейские дороги встретили меня после выезда из Мали.
В таких и подобных домиках все еще живут догоны на плато Бандиагара, Мали
Захожу на рынок. На прилавках громоздятся все те же китайские товары и товарики, что и в Нзерекоре. За прилавками стоят обмотанные в традиционную одежду фулани (= пёль). Физиогномикой их высшие силы наградили щедро. И вот – оторопело – вижу его – набросанного графикой скомороха. Хозяина лавки звали Мухамеди. Опустим разливавшиеся радугой грани его удивления появлению здесь белого человека.
- Вам время-то в стеклянную банку вешать? Или в пластиковом пакете заберете?
- А в чем его надобно хранить?
- В маске.
Маска заули – символ духа леса, северная Гвинея
Западный Судан – это одна большая маска. Маска, разлетевшаяся на тысячи кусочков зеркала времени. Время в этой истории будем глядеть на часах народности малинке. Они, как фулани, подчас носят на руке по две пары.
Народность фулани расселилась по всей территории Западного Судана.
Малинке чуть ли не первыми в Западной Африке приняли ислам, который помог в свое время укреплению и процветанию торговых отношений с соседями. А часть малинке до сих пор практикуют анимизм под напевы культа предков. Эта история – о них.
Гвинея
Рукопожатые до онемения ладони. Общая вскачка от плавания между французским, английским, малинке и диола в течение пяти часов. Уходящие за горизонт 26 старейшин деревень малинке. Я только что договорилась увидеть анимистские танцы малинке. 4 года здесь на границе Кот-д’Ивуара и Гвинеи белых не было. Теперь у них появился повод собраться.
Малинкичают
Зооморфические представления малинке легли в основу их анимистских верований. Увидеть их в 21 веке значит прикоснуться к исчезающему.
Обезьяна связывается с богатым урожаем риса. Раньше обезьяны из леса пробирались на поле и трапезничали крупами.
Священная обезьяна – фарабана – с королевским глашатаем, северная Гвинея
Громогласный гриот выполняет роль скомороха при маске. Его подкованность в переводе позволяет поддерживать разговор с духом, заключенным в маску.
Маска буйвола кеджгуба с гриотом
Пара – антилопа с охотником
Маска бородавочника. Заглубление палок в землю говорит о диалоге с предками.
Птицы кокобрелу народности диола, северная Гвинея
Продолжение следует.