При подготовке маршрута было мало свежей информации, особенно от реальных свидетелей ситуации. Поэтому отмечу несколько моментов:
1. Упрощение точки входа через организацию первых дней с помощью посредника как обычно полностью себя оправдало. Насколько я понял, при отсутствии нигерийского посольства, визу можно «заказать» через принимающую сторону. Поэтому оплатил посещение праздника Bianou в Agadez-е вместе с мультивизами Нигера, Мали и Буркина Фасо: все сделали без моего участия и во время моего пребывания в Agadez-е. Минусы: дорого: в связи с малым количеством желающих – накручивают в разы и увеличивают количество дней. Оптимальную программу можно было бы составить так:
1-ый день: прилет в Agadez, после обеда – по историческому центру.
2-ой день: 1-ый день праздника Bianou.
3-ий день: 2-ой день праздника Bianou.
4-ый день: возвращение в Niamey или + программа по окрестностям Agadez-а.
Т е с учетом перелетов 4-х дней достаточно: отдельного дня на Agadez не надо, а 3-ий день Bianou – слабое подобие первых 2-х. Вопрос в днях авиасообщения: вроде местные рейсы Niamey-Agadez-Niamey не каждый день.
И еще: сразу в Agadez из Ниамея рвать не надо! Самолет из Стамбула летит дальше в Бамако и ВСЕГДА, но не весь транзитный багаж забывают выкинуть в Ниамее, особенно, если в Стамбуле была промежуточная пересадка и багаж оказывается в глубине отсека. Я попал. Хорошо, что рейс в Агадез был через 2 дня – успели обернуться.
2. Автобусное сообщение между Niamey и Ouagadougou:
Через северный переход больше по расстоянию, но быстрее по времени, чем через южный (у меня получилось соответственно 12ч и 17ч). Проблема - в участке километров в 30-40: полностью разбит. Перевернутая фура или вырванная ось прицепа может полностью заблокировать дорогу. Мне повезло – все аварии уже были перетащены на обочину или их можно было объехать, а так вышло бы за сутки. Да и блок-постов на севере было меньше, а на границе полностью обшмонали весть автобус с выворачиванием багажа именно на юге.
3. Как из Буркины попасть в Djenne и к догонам:
Короткий путь из Ouagadougou на север в Бандиагару и Мопти теоретически есть, но практически о нем в Ouagadougou ничего узнать не удалось. Выяснял 2 дня по гостиницам и в автобусных конторах: либо несут пургу, либо отправляют в Мали через Бобо и Кутиалу. В Бандиагаре эту дорогу знают, но! показания постоянно меняли: то без проблем, то дорога / граница закрыта, то возможность есть, но колымаги битком. Уже в последний день у догонов, когда собирался рвануть сразу на юг, сообщили, что фулани вырезали микроавтобус Koro-Ouahigouya. Поэтому вернулся в Мопти.
В Мали поехал на автобусе Уага-Бамако с билетом до Сегу. Спрыгнул раньше в Bla, когда 3-ий раз пробило колесо. И это оказался правильный ход. Именно через Bla идет основной трафик из Бамако и Сегу на восток: в течение часа пересел на автобус до Djenne. Из Кутиалы было бы ближе, но вариантов вроде меньше. Итого: Ouaga – Djenne =25ч! Обратно попросил местного организовать грамотную эвакуацию из Мопти в Уагу: итого =34ч с 2мя пересадками!!! Блядь! Критерии разумности, удобства, оптимальности в черных курчавых головах мне не понятны... Туда – ночью худо-бедно ехали, граница проходима. На обратной дороге водила ночью не поехал: пришлось дремать на деревянной лавке под открытым небом в Кутиале (хорошо без дождя).
4. Djenne: мечеть оказалась меньше, чем представлял, но посмотреть стоит. Сам город показался намного интересней. Рынок по понедельникам разворачивается к обеду – утром особо торопиться не стоит. На автобусной остановке у мечети меня сразу взял в оборот местный. Он сосватал в нормальную гостиницу (хотя она и так видна без подсказок), отвел на регистрацию в полицию, договорился с имамом насчет посещения мечети, заводил на крыши нескольких домов и т д. Т е особой необходимости в гиде нет, но небольшая плата ускоряет и упрощает процесс.
5. Страна Догонов - организовал самостоятельно из Мопти: понравилась и природа (скалы, водопады) и особенная догонская архитектура. Но 3-х дней достаточно! Прошелся с проводником по южным деревням. В принципе, приращение новизны стремится к 0 уже на 2-ой день. Возможно, есть какие-либо особенности в северных деревнях – не знаю. Заказал танцы в масках: вяло отработали, но лучше и не ожидал. Надо смотреть реальные мероприятия, а не заказные, но их подгадать не просто. В связи с резней между догонами и фулани, в деревнях и на дорогах мобильные «посты» агрессивных догонских хантеров =обычные головорезы в прикольной одежде с разными ружьями и редкими калашами.
За что и сколько платить (моя оценка), если договариваться в Мопти:
• Мопти – Бандиагара и обратно: в целях экономии и безопасности везут на общественном транспорте. Вроде как отдельные машины грабят чаще. 20EUR.
• Бандиагара – догоны и обратно: внедорожник лучше, но пройдет и легковушка. МАХ 50 EUR.
• За сутки с гидом, ночевкой и питанием: МАХ 70 EUR/день. К питанию в Африке у меня особый подход: ел только вареную курицу, рис, кус-кус и яйца, но предложение шире. Можно рискнуть.
• Танцы в масках +100EUR.
• + посреднику 50 EUR, + чаевые гиду 50 EUR: понравился, говорил чуть больше, чем я готов был слушать и без вопросов, т е можно было пустить фоном, без вникания.
ИТОГО: Я по незнанию еще сотку переплатил, но вписался в свои изначальные ожидания.
6. Тимбукту: пытался, но обломался. Был в конце дождливого сезона, а это 2 дня в пути в одну сторону с промежуточной ночевкой непонятно где. 5-ти дней у меня не было. По дороге регулярно происходят грабежи, изредка всех свидетелей вырезают, поэтому стараются ехать колоннами (=время на ожидание). По воде по Нигеру – проблем меньше, но это 3 дня в одну строну. Есть еще вариант с нерегулярными военными авиарейсами из Севарэ. Вроде как можно договориться и подсесть.