Тему с Чадом мне накинул Миша Партизан с этого форума, мы с ним много куда ездили — он всегда плотно сечёт всё, что связано с такой тематикой, а я могу и протупить. Ну и понеслось — в конкретной африканской заднице я не был года четыре, так что вполне можно было и навестить, тем более что ковидные заморочки при въезде оказались незначительными. Как обычно, сначала последовало обсуждение маршрута и прочих нюансов в довольно длинной ветке на Винском, потом всё это переехало в чатик на 100500 постов в вацапе, созданный уже среди определившихся, торговля с хитрой местной акулой турбизнеса, который выступал в качестве принимающей стороны…
Уместно будет сказать, что Чад из тех стран, где для получения визы нужно подтверждение тура, купленного у местной конторы. Виза недешёвая, 150€, что, впрочем, характерно для подобных мест. Все чадские достопримечательности (а их ровно три — плато Эннеди, плато Тибести и озёра Унианга — расположены пипец как далеко от столицы Н’Джамены, поэтому надо решать вопрос с машинами, и их должно быть как минимум две — ибо пустыня, связи нет по несколько дней, и случись что, без запасного варианта будет сложновато (да что там, будет просто п….ц). Не уверен, что попытки самостоятельно договариваться насчёт джипов — более дешёвый и надёжный вариант, так что наличие чадской турфирмы в данном случае скорее необходимость. Традиционно в южной Сахаре, там, где сходятся границы средиземноморских Алжира, Ливии и лежащих южнее Нигера, Мали, Чада и проч., неспокойно — места там глухие, экстремистски настроенные туареги всей Сахары мечтают создать где-то тут своё государство, в Ливии идёт гражданская война — поэтому поездки туда либо требуют серьёзной вооружённой охраны, либо их тупо запрещают. Впрочем, плато Тибести в нашем случае выпало из программы не столько из-за неспокойной обстановки, а потому, что включение его в программу требовало дополнительной недели, что было бы уже чересчур.
Половина участников решила расширить рамки геопроктологии, и организовала себе перед Чадом еще и заезд в Нигерию на 5 дней. Интересно, конечно, но в таком варианте получалось, что я после возвращения из новогоднего Омана пробуду дома чуть больше недели и опять свалю на три. Решил, что это перебор, и ограничился Чадом.
По Африке многие перелёты осуществляются в режиме «маршрутки», когда самолёт летит не туда-обратно, а по кругу, цепляя по дороге несколько точек, купленные билеты от турков были именно по такому принципу — туда лететь пришлось с залётом в Киншасу, столицу ДР Конго, с технической посадкой, и только потом в Н’Джамену, за счёт чего маршрут удлинялся на 7,5 часов, причём обнаружил я это уже после покупки. Обратно получалось без лишних крюков. Зато изрядно дешевле относительно других, и стыковки, и время вылета удобное.
За неделю до начала тура shit happened — ломаю ногу, такого форс-мажора у меня ещё не было. Хождения по врачам, всякие МРТ и рентгены, выпытывание насчёт перспектив… В общем, сказали, что можно, в гипсе, но о-очень осторожно — перелом такой, что ковылять вроде как получается, но про резвость зайчика и лазанье по камням в поисках, например, удобной точки съёмки можно забыть. Скрипя булками, раздумывал до последнего, но решил всё же ехать.
За пару дней до вылета от нигерийской части группы стали приходить панические сообщения – «спасите-помогите, голодаем, мы все умрём!!!». Не, шучу, конечно, но нам настоятельно советовали захватить с собой как можно больше всяких консервов, чтобы потом не было мучительно больно голодными чадскими вечерами. Благо что турки включили в цену билета два чемодана по 23 кг, так что один из них вполне можно было набить припасами. Я Дмитрия (который и являлся, видимо, с одобрения остальных автором сообщений), немножко обломил, сообщив о том, что мне себя-то проблематично доставить в Чад, не то что два чемодана, и посоветовал побольше напрягать Влада, ибо тот здоров как лось, на что получил ответ, что да, напрягли уже всех)).
23 января рано утром сын отвёз на питерский сапсан, дотащил мне сумку, и я стартовал в некотором смысле в неизвестность. В Москве поезд прибыл не на первый путь, вариант с волочением 20 кг по лестницам вверх-вниз не катил никак — я и сам с трудом по ним ходил, поэтому первый раз в жизни за 300 рублей взял носильщика. 5 минут — и я уже гружусь в такси — хорошо, что суббота, пробок нет, и я, пожалуй, успею поесть в бизнес-зале.
Так и вышло — насытившись, не торопясь дошёл до назначенного гейта, где и встретился с двумя из попутчиков по этой поездке, летящих тем же рейсом.
Самолёт опоздал на час, и из комфортных двух с половиной часов стыковки в Стамбуле остались пусть некритичные, но уже слегка поддавливающие полтора до вылета, за которые надо было миновать секьюрити чек для трансферных пассажиров, купить вискаря и доковылять до довольно удалённого терминала А. Ничего, справился. При посадке второпях сунул не тот паспорт, в котором была виза, засуетился, выискивая второй, который уже успел убрать в рюкзак и в результате позорно оставил пакет с только что купленной Scapa перед стойкой, спохватился уже в самолёте. Слава богу, дали выйти в сопровождении стюарда, забрал сиротливо стоящий пакетик, а то бы совсем обидно было.
Хорошо, что при регистрации выбил себе место с увеличенным пространством для ног, плохо, что на соседнем устроилась негритянка с примерно двухгодовалым малышом, который непрерывно брыкался и задолбал меня уже через пятнадцать минут. Слава богу, что в самолёте хватало свободных мест, и соседка со своим спиногрызом примерно через час решила, что лучше сидеть на двух креслах, чем на одном между двумя мрачными дядьками, источающими лучи поноса, пусть и более просторном. Стало прям хорошо. Однако 11 часов — это много даже для человека, который может распоряжаться своими ногами как хочет, я же к концу полёта извёлся просто весь, и был счастлив, когда нас высадили в аэропорту Н’Джамены.