- Побывать в Танзании хотелось давно. И, поначалу, ни о каких самостоятельных путешествиях по Африке даже не было и мысли. Ну, учил в универе суахили, но когда это было? Ну, представлял более менее историю страны, а толку? Вобщем, была только мечта. Судя по рекламным проспектам турфирм, она была не из дешевых (для меня). Но два года назад вроде бы появилась возможность осуществить давние желания. Правда, судьба распредилась по-иному. Сотрудник турфирмы, взявший деньги за поездку, оказался мошенником. Деньги, к счастью, удалось вернуть, а вот с Танзанией мы тогда так и не встретились. Но, как говорят, нет худа без добра. За сравнительно, как я теперь понимаю, умеренные деньги, мы очень хорошо съездили в Кению. Индивидуальный тур по 4 паркам с ночевками в лоджах и с отдыхом в Момбасе оставил самые наилучшие воспоминания о Кении. Более того, эта поездка еще больше укрепила желание попасть в Танзанию.
Однако тщательный просмотр коммерческих предложений по Танзании отечественного турбизнеса, почему-то не вдохновлял. А вот проведенные несколько ночей на форуме Винского способствовали рождению мысли, что не все еще потеряно. Это, конечно, не в Крым с палаткой съездить, но и не 8000 у.е. на одного, как озвучивали за наш маршрут в агентствах.
Первый реальный шаг к самостоятельному путешествию был сделан в октябре прошлого года – купили на февраль самые дешевые, на тот момент, билеты Москва-Найроби, «доблестной» компании «Аэрофлот» (что б им….что б их…, но об этом потом). Билеты обошлись по 18.400 рябчиков. Далее шатлом за 25-30 у.е. до Аруши. Авиарейсы напрямую до Танзании значительно дороже.
Дальше встал вопрос с маршрутом и как его, собственно осуществить. Как я понял из отзывов и предлагаемых турфирмами маршрутов, обычно люди едут на 3-4 дня на сафари, а потом на море. Мы же хотели только нацпарки. У нас было 9 дней, которые надо было рационально заполнить. Перечитав, немало отзывов и отчетов, я выписал все упоминавшиеся по этому району интересные достопримечательности. К слову, получилось, не так уж и много (видно, плохо искал). Но на 9 дней насобирал. Теперь надо решить, кто же будет нам все это показывать?
Запросы в фирмы типа Бобби тура и иже с ними, не сильно обрадовали. Цены, конечно, ниже чем в Москве, но, все равно, как-то немало. Причем, основной статьей расхода оказались ночевки. Самый дешевый – палатки, самый дорогой – лоджи. Не смотря на всю экономию и любовь к природе, в палатке, скажу честно, спать не хотелось. Поэтому искали компромисс – домики.
Был, конечно, еще один вариант, некоторые форумчане, как я понял именно так и предпочитают, - добраться до места, а там - уже как придется. Но неопределенность в чужой стране, да и просто время тратить на поиски - жалко. Поэтому пошел по пути поиска частника заблаговременно через Инет. Благо в отзывах мелькают не только воспоминания, а и реальные имена и адреса. Так был найден Эфраим из Аруши.
На мои пожелания Эфраим оперативно выслал предполагаемый маршрут и определил стоимость. Каждый день был оценен в 198 у.е. на одного (все включено). Ночевки были в гостинице и лоджах. Машина – джип крузак на нас троих, включая Эфраима.
Если сравнивать с Кенией, то это не так уж и дешево. Но Танзания реально более дорогая (хотя более нищая), страна.
Зная, что визы ставят в аэропорту по прилету без проблем, с этим вопросом мы здесь и не заморачивались. За неделю до вылета были забронированы билеты на шатл (Импала-шатл бронирует без предоплаты).
Единственное событие, которое произошло до отлета и стоящее упоминания – это авиабилеты. Покупали их через интернет на сайте ДАВС в октябре. В декабре ДАВС прислал новые билеты, сказав, что компания чего-то там перебронировала и поменяли номера билетов. Рейс Москва-Найроби (через Дубаи) – это, так называемый, код-шеринговый. Часть маршрута выполняет одна компания – Аэрофлот, а вторую часть – другая, Кенийские авиалинии. В наших билетах стояли номера рейсов, которые присваивают Кенийские авиалинии. У Аэрофлота были свои номера на эти же рейсы. В результате моя первая попытка позвонить в Аэрофлот и узнать судьбу рейса заранее (мало ли, вдруг отменили, перенесли….) значительно увеличила количество адреналина в крови. Так как назвав номер рейса из билета, я услышал в ответ, что у них такого нет. Минут десять бурного обсуждения вопроса, все таки все расставили на свои места. Рейс есть, наши билеты действительны. Ждем 8 февраля.
И вот он наступил. День вылета. Отправление запланировано на 18.50 из Шереметьево. Учитывая страшилки про толпы народа и длинные очереди, приехали за 4 часа до вылета. В аэропорту тишина. Людей почти нет. И только перед таможенным контролем, стоят в ожидании своих рейсов несколько десятков человек. Ну и ладно, зато посадочные берем на места в передней части салона. Бессмысленное ожидание в зоне дьютиков наконец-то заканчивается, объявляют посадку.
Самолет полный. Все устроились, закрывают дверь и тут тухнет свет. Абсолютно весь. Тишина. Потом загораются резервные лампы. Зашумели турбины. Самолет отгоняют от здания, Стоим в ожидании антиоблединительной обработки. Внезапно снова вырубается все электричество. В полнейшей тишине раздается звук, очень похожий, когда пытаются завести машину стартером, а он прокручивается. Неприятно. Снова появляется свет. Самолет прокатывается еще несколько метров. Опять глохнет и скрипит. Первой не выдержала в салоне беременная женщина. Со словами «Отдайте мой багаж, я никуда на этом самолете не полечу», она пошла к проводникам. Её поддержали еще несколько человек. Через несколько минут в салоне появилась проводница и сказала, что командир экипажа запросил другой самолет, но просит уточнить, все ли пассажиры хотят поменять самолет? Как бы не было удивительно, но желающих продолжить полет на жестянке, которая глохнет каждый 10 метров, не нашлось. В отместку за отказ от экстремального полета, пассажиров, большинство из которых уже переоделись в летнее и были с детьми, вывели по трапу на зимнее поле, немножко подержали в автобусе, а потом уже доставили в здание аэропорта. Рейс был задержан почти на 4 часа.
Не успев начаться, целесообразность африканского путешествия стала терять свои четкие контуры. Естественно, что Аэрофлот ни кого дополнительно не кормил и не давал никаких напитков. Сотрудницам авиакомпании на транзитной стойке Аэрофлота наши проблемы с пересадкой, опазданиями, трансферах на шатл были по барабану. Дескать, не хотите не летите. Совковая классика. Впрочем, нам заявили, что в Дубаях отличное представительство Аэрофлота. Там и покормят, может даже гостиницу на ночь предоставят. До следующего рейса на Найроби скучать не будем. Вот уж, пророческие слова.
В конце концов, в Дубаи мы прилетели в полпятого утра. Естественно, на кенийцев не успели. Ближайший рейс до Найроби, на который нам дали посадочные – на 10.45 эмиратами. Никаких представителей Аэрофлота в Дубайском аэропорту мы не видели. Такого неуважительного отношения к своим клиентам я давно не встречал. Аэрофлот в своем репертуаре. Не летал и ими лет 20, теперь постараюсь сделать все, что бы еще, как минимум столько же не летать с ними.
Эмираты доставили нас в Найроби с комфортом. На борту даже одна из проводниц оказалась Аней из Украины (нынче живет в Эмиратах). Но нас это уже не сильно радовало. Все шатлы на Арушу уже ушли. А ночевка в Найроби ломала наш график путешествий. К счастью, с нами в самолете летела из Москвы девушка к подруге-россиянке, которая, вышла замуж за кенийца. Они её встречали, а мы попросили их помочь найти нам такси до Аруши.
Нам предложили вариант за 120 у.е. До границы (Наманги) везет один таксист, потом нас пересаживают в другую машину, и уже до Аруши. Большого выбора у нас не было, ценник вполне адекватный. И мы согласились. (Если кому надо, контора Licida Tours. В зале прилета, как вышли после таможенной зоны, с левой стороны на втором этаже, их офис).
До границы летели разгоняясь до 130-140 км в час. Но не везде. Местами идет ремонт дороги, но все равно, водила машину не жалел. Доехали до Наманги быстро. Пока проходили границу (на кенийской стороне отметку в паспорт – погасили транзитку, а на танзанийской, заполнили два бланка, нас сфотографировали и вклеили визу- 50 $), на улице стемнело. Причем конкретно стемнело. Народу на переходе было уже немного, фонарей почти нет. Вокруг темно, как ……в Африке. Наш таксист пытается от нас побыстрее избавится. Дескать ему срочно возвращаться надо. А еще доплатите дескать. Ну, 10 у.е. за скорость я ему накинул, а по поводу отпустить, пришлось напомнить ему, что мы вообще-то в Арушу должны попасть. А не на границе ночевать.
Нашел он какого-то танзанийского бомбилу, торговался с ним минут десять. Потом заявил нам, что мы должны еще доплатить 120 баксов и тогда нас довезут до Аруши. Благо у меня была бумажка из офиса, где написано, что мы оплатили маршрут Найроби-Аруша. Я ему ткнул ею ему в нос и пояснил, что ничего он больше не получит. Торг с бомбилой продолжился. Минут 20 они договаривались, куда-то звонили по телефону, при этом еще пару раз пытались привлечь меня к разговору и выцыганить деньги. Наконец, поняв, что больше ничего с нас им не взять, они предложили такой вариант: они сажают нас в машину до Аруши, но поедем мы не одни. А будут попутчики. Деваться некуда, соглашаемся.
Наши сумки перекочевывают из легковушки в микроавтобус, по местному – матата. Пока в багажный отсек кладут наши две сумки (вокруг такая темень, что мы не отходим от них ни на метр. Так как понимаешь, что если кто-то схватит сумку и просто сделает пару шагов в сторону, то уже ничего не найдешь), в матату залазят местными. В итоге, когда водила захлопывает багажный отсек, матата забита по самое не хочу. А мы стоим рядом. На мое скромное обращение к водителю, а нам-то, дескать, куда? Он зычным голосом приказывает всем выметаться из авто. И, как приятно, все вываливаются. Из девятиместного минибасика человек пятнадцать. Широким жестом нам предлагают сесть внутрь. Мы занимаем задний ряд, прикидывая, насколько комфортно нам будет тут ехать, но тут водила командует и вся толпа, ранее уже побывавшая внутри авто, ломанулась обратно! Было хреново. Но, все же, к нам на задний ряд, удалось пробраться только одной пожилой тетке. Больше никого мы не пустили. Дверь водитель закрывал снаружи и с усилием. Внутри было тепло, я бы даже настаивал на том, что жарко, душно, чем-то пахло и было темно. Везде темно. Дороги не было. Было направление. На мой взгляд, стиральная доска иногда выглядела более ровной нежели то, что здесь называют дорогой.
Так, попав в Танзанию, мы сразу же окунулись, можно сказать погрузились в прямом смысле слова, в местный колорит.
К нашему счастью, через километров 20, маршрутку остановил полицейский. Он тщетно пытался сосчитать количество пассажиров. Потом выругался и объяснил водиле, что в данном транспортном средстве всего 9 мест. Поэтому пускай выметаются все лишние иначе машина никуда не поедет. Сторговаться, у водилы не получилось. Может полицейский увидел наши бледно-зеленые лица, может еще чего, но он остался непреклонен. Единственное, что удалось шоферу, так это засунуть десятым масая с копьем. Он его потом вскоре высадил около какой-то деревни. Видать масая, даже полицейский за пассажира не посчитал. Но как бы там ни было, через часа три, мы прибыли в город. Если откровенно, то я в тот день уже и не надеялся, что мы доберемся до Аруши. Не спать сутки в дороге, перелеты, аэропорты, границы, такси, а потом эта многочасовая экзотика с мататой – дались нелегко. А теперь в гостиницу и спать.