Сразу замечу, что не самый опытный путешественник, и задолго до того, как меня укусил "африканский жук", я увлёкся другим занимательным хобби - астрономией. Соответственно, основной целью поездки было увидеть полное затмение Солнца, единственное в 2013 году, полоса которого вечером 3 ноября пересекала север Кении. Я некоторое время колебался в выборе между Угандой и Кенией (затмение также было видно на севере Уганды), но, впоследствие, обстоятельства сложились в пользу Кении, климатическая статистика показывала, что на озере Туркана больший процент ясного неба, нежели на озере Альберт. Были куплены билеты в Наироби, и так началось моё астросафари*.
*Мне и раньше приходилось гоняться за астрономическими событиями, но поездка в Новосибирск или в Анталью не звучит так монументально, как месяц в Африке.
Помимо того, что у нас собралась дружная русско-украинская команда, ни разу не пожалел, что связался с кенийской стороной.
Часть 1. 5200км строго на юг, или Электричка в Наироби.
Как сказал один мудрый китаец, даже дорога в тысячу ли начинается с первого шага. И вот, 24 октября, я, ещё не обвешанный багажными бирками, едва не опоздал на электричку в 8:30 утра. Хорошо, что никто из попутчиков не спросил куда я еду, потому что врать я не люблю, а правильный ответ был - в Наироби!
В осеннем Харькове мне предстоял ещё последний рабочий день, полное перепаковывание чемоданов, и прочие трудности жизни. Но суть не в этом, а в цифрах. Во-первых, Харьков находится точняк на том же меридиане, что и Наироби (36° с копейками) - железная гарантия от jet lag'а А во-вторых, наш памятник на 50.0000 северной широты и кенийскую табличку на 0.0000 экватора отделяла какая-то 1/6 часть глобуса. И как-то забылся первый снег ещё в сентябре, тёплый конец октября (+10) внушал доверие, и, оставив обе куртки дома, я в лёгкой ветровочке поехал на север... да, на север, потому что из Москвы билет был и дешевле, и миль больше накапает.
Около 9 вечера встретился со своим другом, Олегом из Харьковской области, который тоже был одержим любовью к космосу, но, в отличие от меня, оказался более подготовленным путешественником, с внушающим доверие рюкзаком. В это время суток отправлялось несколько ночных поездов на Москву, с донбасскими заробитчанами. Прождав с полтора часа на харьковском вокзале, я тогда ещё не знал, что, по количеству бомжей и подозрительных личностей, Наироббери будет, в общем-то, не сильно-то и хуже.
О московском поезде говорить нечего, пожалуй, кроме того, что он стоит в два раза дороже, чем соответствующий километраж по Украине. Так что, самолётом в Москву - не такая уж плохая идея. Однако я, всё-таки, предпочитаю наземный транспорт, если он не в ущерб общей стратегии.
Про пересечение российской границы - возможно, банальный факт. Но я впервые ехал именно таким образом - въезд по внутреннему паспорту/миграционке, а выезд - из аэропорта по заграну в дальнее зарубежье. К счастью, никаких формальных непоняток (как с Молдовой) не было, стоило лишь напомнить пограничнику в а/п Внуково, чтобы он забрал мою миграционку. (я в РФ в эту поездку более не возвращался).
Уж не знаю, как так получилось, но будучи в седьмой раз в РФ, в Москву я попал впервые. Да и то... полчаса из окна машины вряд ли засчитываются за визит. Как-нибудь в следующий раз. Порадовала московская погода: я ожидал заморозков, но были приятные +13, и солнечные разрывы в облаках чередовались с весенними ливнями. Более того - никакой вам акклиматизации! Вечером в Истанбуле было +14, а ночью в Наироби +15. Жаркая Африка - миф.
Среди толпы на Киевском вокзале я минут 15 разыскивал попутчика "в австралийской шляпе". Саша пообещал быть нашим талисманом, так как, в погоне за затмениями, он уже успел побывать в Сибири, Китае, Мьянме и Квинсленде, при этом ему постоянно везло с погодой. Я сказал, что если в Туркане нам не повезёт - сожжём его на костре, по-моему, он обиделся. Добрались до Внуково аэроэкспрессом без проблем и задержек (благо билеты были куплены заранее). Аэропорт также ничем плохим не запомнился, напротив, был бесплатный вайфай. И наш турецкий Аэробус подкатил вовремя - ребята были в восторге, уже листали карты Кении на своих гаджетах.
Взлетели из Внуково вовремя, и облегчённо вздохнули, поскольку стыковка в Истанбуле была всего-лишь-навсего 1 час, и не все верили в надёжность такой быстрой пересадки на африканский рейс. А я впервые в жизни пролетал точь-в-точь над своими родными краями, но увы погода не способствовала - от Курска и до Днепра были облака чуть ли не на всех трёх ярусах. В лицо слепило вечернее солнце, отсюда, с высоты наша осень казалась такой тёплой, светлой и уютной (вот иллюзии!). Не даром же Туркиши поддерживают в салоне температуру 26-28.
Последний вираж над Мраморным морем - и, в восхитительных кремовых оттенках вечерней дымки, борт заходит на посадку в Истанбул. Мне и одного часа в этом городе достаточно для поднятия настроения. Люблю атмосферу Истанбула, как в переносном, так и в прямом смысле - свежий морской воздух и приятный бриз. В родном Ататюрке повёл за ручку своих попутчиков, показал где гейты и дьюти-фри. Наконец, будучи в который раз в Турции, наконец-то сообразил купить магнитик (стыд... стыд...). Мы так благополучно зависли в дьюти-фри, что чуть было не забыли, что между рейсами всего лишь час. Саша, который ждал нас на гейте (а идти там пешком минут 5 быстрым шагом), звонил уже в четвёртый раз, и на этот раз цензурная лексика у него иссякла. В итоге, на боардинг контроль мы зашли предпоследними, за нами ещё шла пара британцев - значит это они виноваты в задержке рейса! )))
Ночной рейс в Наироби (а это всё-таки 6,5 часов) оказался довольно комфортным: тут вам и фильмы, и музыка, и фундук и прочие прибамбасы. Хорошо, что удалось предварительно забронировать блок мест на восьмерых - почти все рядом друг с другом. Но меня это, увы, не спасло: под конец перелёта, в 1-2-м часу ночи, уснули все мои попутчики. А я в пути спать не люблю - смотрю в иллюминатор.
По левому борту видно побережье Кипра. Вот подлетаем к Каиру, меня очень впечатлил силуэт фараона с каким-то шариком, сделанный из уличных фонарей! Далее видны огоньки Хургады на горизонте, пересекаем Нил, последние признаки цивизизации над Луксором. Вдалеке, над Красным морем, не умолкают вспышки молний (тут вообще бывают дожди?!). Судан.... это огромная пустота, а потом Хартум. Как он менят манит! А какое прекрасное звёздное небо, на 11 километрах над Суданом! Смотрю, как жёлтая Луна выходит из дымки, и спустя считанные минуты окрашивается в ослепительно-белый цвет... идеально прозрачная атмосфера! И вот уже по необычному наклону Луны я вижу, что мы далеко от дома, и широта стремится к нулю. Далее - облачные просторы над западной границей Эфиопии. И, когда уже и наш суровый Олег, и милая кенийская мамаша, все кроме меня в салоне уснули - мы в воздушном пространстве Кении! Постепенно, из-за облачного слоя, проглядывает озеро Туркана. Центальный остров! Среди бескраей пустоты - пару огоньков и ещё один одинокий огонёк поблизости. Ведь это же места, куда мы вскоре поедем оверлендом!
Ещё час - и мы заходим на посадку в Джомо Кеньятта. Огни мегаполиса... ну как мегаполиса... как Харькова там, или Екатеринбурга. Мы в Африке! И многие из нас - в первый раз. Соскакиваю с трапа, на улице летняя ночная прохлада... блин, я забыл ветровку в самолёте. Слава Богу, нашлась милая кенийка из службы аэропорта, которая бегом сбегала и забрала её из салона. Подали коуч - скорее похожий на б/у междугородний автобус, чем на аэропортовский. Подъезжаем к пустому терминалу. Повсеместные улыбки и хороший английский - вот такой культурный шок не в ту сторону.
Мы как бы догадывались... Нет! Тогда мы совершенно ещё не имели понятия, куда мы попали, и что нам предстоит.