Так уж случилось, что мы вместо запланированной на майские Голландии, поехали в никак не планируемую Кению. Способствовал этому какой-то чокнутый скачок евро и осознание того, что сырная ярмарка в Алмере и волендамская селедка, которые никогда заветной мечтой не были обойдутся дороже, чем африканское сафари, которое мечтой , причем не столько заветной, сколько тогда казалось бы неосуществимой , было еще со времен подборки журналов «Юный натуралист» за 80-90 годы.
Решение было принято в один вечер, и уже на утро следующего дня куплены билеты Москва-Найроби со стыковкой в Амстердаме (побывали таки в Голландии) у KLM за 49 тыр на двоих с вылетом через две недели. Дней за 11 до поездки поставили прививку от желтой лихорадки (если есть московская прописка и полис-бесплатно). Противомалярийную профилактику не пили.
Маршрут сложился достаточно быстро, поскольку мы ,естественно, решили ездить по Кении сами, хотя после чтения соответствующих тем на форуме у меня возникли некоторые легкие сомнения. Связаны они были в основном с ценой аренды джипа в self draive и ограниченности круга прокатных контор. По поводу траффика и прочего вопросов не возникало – в январе ездили сами по Центральной Индии, вот где жесть.
В итоге арендовали Тойоту рав4 за 70$ в день (на 11 дней) с залогом в 1000$ на маршрут Найроби-Масаи Мара-Диани бич-Найроби с заездом на полдня в Цаво. Обусловлен такой маршрут был следующим: половину времени хотелось провести на сафари, половину на побережье, а разбрасываться по паркам ввиду длительных переездов не хотелось. В итоге 4 полных дня в Маре (на обед из парка возвращались только 1 раз), день переезда до Цаво, день в Цаво, переезд и 4 дня на побережье и еще день до Найроби.
Арендовали машину здесь: http://www.mfekanesafaris.com - рекомендую, залог вернули (оставляли кэш), с машиной особых проблем не было. Единственно, обязательно проверяйте наличие джека (его нет ни в одной шиномонтажке, как ни смешно) и полноценной запаски – без этого далеко не уедете, все дороги на этом отрезке, за исключением трассы Найроби-Момбаса (отличный асфальт), разной степени раздолбанный грейдер и «стиральная доска» перестает чувствоваться только при скорости 60-70 км/ч.
За всю поездку два раза меняли колеса сами и три раза ставили заплатки в сервисе.
Цены адекватные (150 руб за внешнюю заплатку и 300 за внутреннюю).
Итак, 3 мая в 6,30 утра мы были в аэропорту Найроби. Машинку подогнали на аэропортовскую стоянку, подписали бумажки, отдали деньги и поехали в Масаи Мара. По дороге заезжали за Коартемом (обязательно смотрите срок годности - нам продали годный всего еще два месяца)
и всякими мелочами типа шампуня и зубной пасты (багаж мы никогда не сдаем). Асфальт на этом участке заканчивается примерно километрах в 60-70 от нац.парка.
В Маре был забронирован Mara Sidai camp на 4 ночи (480$), хотя можно было ничего и не бронировать , за все время пребывания там было занято максимум 3 палатки. Кэмп хороший, простая вкусная еда (по сути вареный картофель и тушеное мясо), есть бар (брали по паре пива вечерами), свет 2 часа утром, 2 часа вечером с 20 до 22), но мы отрубались еще до того, как его выключали.
Ночью кэмп «охраняют» масаи, хотя основная их задача затащить к себе в масайскую деревню и продать что-нибудь ненужное.
Мы не ходили, поскольку видели подобное у «длинношеих» на севере Таиланда, у «троглодитов» в Иордании, у «берберов» в Тунисе, да и сама я в будучи гидом на круизах по Нилу возила «своих» туристов к «нубийцам».
Въезд в парк с 03 по 07 мая нам стоил 640$ и 1600 шиллингов (за машину). За все это время только один раз видели белых за рулем (тоже колесо меняли на дороге).
В первый же день обнаружился небольшой косячок - отходила клемма от аккумулятора и машина периодически глохла, особенно это было весело на территории нац.парка, где как известно, правилами запрещено покидать машину, поэтому я стояла «на стреме» с домкратом, пока муж решал вопрос с помощью пасатижей. Собственно, кроме этого и проколотых на грейдере шин никаких проблем с машиной не было.
Водители в парке абсолютно адекватные, без проблем остановить и спросить , где и что видели, если джип едет по наводке, узнавали на какого зверя и садились на хвост.
Когда мы прокололи в первый раз колесо, поморгали фарами и вызвали рейнджеров , сами не останавливались и помощь не предлагали, ну оно и понятно – едут с туристами. Колесо поменяли сами, рейнджеров не дожидались, ибо неизвестно во сколько они свою помощь оценят (где-то на просторах этого форума была инфа чуть ли не о 600$). Подтвердить или опровергнуть не можем - не проверяли.
Заселились в кемп после обеда и сразу же поехали в парк. Было много копытных, зебр и буйволов. А мы искали кошек, но все никак. И вот заметили как к неприметному кустику в поле стали стягиваться машины с туристами - мы быстренько туда же. Хотелось большего увидеть их в полный рост да и поближе, поэтому решили поехать в дальнюю часть парка.
На второй день решили рвануть в дальнюю часть парка, так называемый «треугольник Мары»,
На подъезде к парку заехали в известное место с бегемотами, за 1000 шиллингов рейнджер, дежурившие около реки провел нам мини экскурсию. Бегемотики тихо-мирно дремали и тут рейнджер бросил камень в воду рядом с ними!!! Это было похоже на извержение или землятрясение - многотонные туши в пол секунду пришли в боевое состояние - мы чуть не .... вообщем непередаваемые ощущения...
Сделали остановку на обед при въезде в Мару на специальной площадке для пикников. Там кроме нас там обедали еще пару автобусов с европейцами - БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ - ОБЕЗЬЯНЫ!!! Они воруют еду и могут покусать!!!
в кэмп вечером не успевали уже вернуться , поэтому на одну ночь заехали в Mara Serena Louge (200$). Классное местечко.
На вечерний гейм драйв увязались за джипчиком из лоджа, в той части парка это действительно стоит делать - сами кошек не увидите, в отличае от въезда «Oloolaimutia», где местность представляет собой открытый котлован и все как на ладони, «треугольник» холмист, что затрудняет поиск животных.
В тот вечер видели львиц с котятами и чету гепардов. И если львов могли найти и сами, поскольку гуляли они по дороге, то к гепардам неслись через кусты за рейнджером.
Да и разглядеть их мне удалось только тогда, когда муж сфотографировал и показал, куда именно смотреть, хотя лежали они всего метрах в 20-ти.
По дороге к гепардам наткнулись на их обед или ужин.
Третий день был самый плодотворный на кошек , видели за все время более 40 львов,
прайд с маленькими котятами, прайд со взрослыми котятами, отдельных охотниц, собственно начало охоты на буйвола.
Преимущество самостоятельного сафари по парку для нас заключалось в том, что мы въезжали в парк еще до рассвета и умудрялись застать гиен, которых после 7 утра уже не сыскать,
находить первыми сонный львиный прайд и около часа наблюдать за ними в полном одиночестве (это действительно непередаваемое ощущение),
медитировать на зебр,
и жирафов
отыскивая 10 различий в окрасе, выезжать из парка последними, когда вместо животных видны лишь горящие огоньки глаз и никуда, никуда не спешить.
Просто заглушить мотор, опустить стекла и смотреть, как просыпающееся солнце окрашивает плато Мары, как зевают, наводя утренний марафет львы, как появляются на пустынных в шесть утра пастбищах зебры и вездесущие газели.
Так что машину там брать стоит, и Рав 4 вполне достаточно, организованные туристы ездят по Маре на микроавтобусах Тойота Хиасе на абсолютно лысой резине.
Ланд Крузер видели раза два всего, но опять таки на такой резине, что разницы с Рав4 никакой, кроме в два раза большего ценника. Проезжали без проблем абсолютно везде, кроме одной веселой горочки, с которой весело и пыльно скатывались назад, поскольку колея была глубокой и мы просто скребли брюхом. Метрах в 30 шуршал кустами слон.
Выехали из Мары 7-го в полдень и только к закату были километрах в 30 от ЦАВО. Траффик на участке Найроби-Момбаса адский, куча грузовиков, опять таки по сравнению с Индией нет мопедов, велосепидистов, верблюдов, сравнительно мало снующих людей и легковушек. Бензин около 40руб за литр. Есть хорошие заправки типа Шелл и Тотал с кафешкой и цивильными туалетами.
Есть заправки попроще с бензином в бидонах. Заправлялись и там и там, проблем не возникло.
На ночевку остановились в Kamp David Guest House за 250руб за ночь, искали где переночевать уже в темноте, гэст порекомендовали на заправке.
Нормальный номерок с душем и туалетом, там даже телевизор имелся. По сути, это все же скорее бар, при котором есть несколько комнат, но зато закрытая парковка (что в самом деле важно, поскольку в Кении металлическими скобами на саморезах прикручены даже поворотники и боковые зеркала, чтоб не уперли).
Публика, конечно, вся местная, но вполне себе приличная, внимания-минимум, так, пара любопытных взглядов. Посидели в баре попили пива, посмотрели местные новости.
С утра поехали в ЦАВО вест, по дороге открылись отличные виды на Килиманджаро. А ведь до нее по азимуту больше 100км!
Въезд стоил 80$ c человека и 350 шиллингов с машины, если ночевать в парке, то 20$, так что если едете через этот парк есть смысл заночевать именно там, а не по дороге. По Цаво накрутили около 250км за пол дня. Парк в отличие от Мары очень зеленый и кустисто-лесистый, животных увидеть сложновато, даже слоны при виде машины ломятся в кусты, туристов не видели вообще.
Кто знает что то за животное?? Они как львы из мульта король-лев гордо греются на камнях...
Много встречали этих смешных парнокопытных, размером да и видом похожие на карманных собаченок
Имеет смысл заезжать, только если по дороге. Отдельно я бы туда не поехала, несмотря на то, что видели очень интересных копытных, не встреченных в Маре.
Выехали из парка в 4 часа пополудни. Поздно. Очень поздно. Дорога забита, грузовики большие, маленькие, средние и пробки, пробки… решили не ехать через Момбасу, поскольку я так и не удосужилась узнать ходит ли паром в темное время суток. Решили ехать в объезд через Кинанго и Квале (поворот недоезжая Мариакани), тем более, что на форуме уже кто-то этой дорогой самостоятельно ездил и тоже в мае, кстати..ну-ну..Если в Маре нам вообще повезло с погодой – не было дождей , то здесь видимо пролило хорошенько. При съезде с асфальта машину сразу повело, лысая резина, как известно, мокрую глину держит плохо. Крадемся со скоростью 10км/ч. Темно. Появляются мысли вернуться на трассу, как вдруг дорога становится песчаной и едем уже 40км/ч. Зато стали попадаться затопленные мосты. Машин нет, то есть совсем нет, ни одной. Даже навстречу. По обочинам редкие глинянно-навозные хибарки, темные люди бредут куда-то в абсолютной темноте. Накрапывает дождь. После очередного подтопленного моста (воды стоит сантиметров 20) начинают закрадываться сомнения, смотрим карту и видим, что в районе Квале есть река с мостом в 50м, если мост затоплен, придется возвращаться, других дорог нет. Посовещавшись, решаем ехать дальше. Пока не упираемся в разлившийся на всю дорогу ручей. Курим, думаем. Вода прибывает. Лезть в темноте в проточную воду непонятной глубины в шлепках не хочется. Шучу, что все таки надо было взять забродники. Муж берет фонарь и идет искать пути объезда, не густо, но попробовать можно. Съезжаем в объезд и (фото)
Глубоко закопались - самим не выбраться!!
До ближайших хибар, где еще неизвестно есть кто или нет, пара километров, до Кинанго около 10… Курим, думаем. Идти за помощью некуда, с собой из провианта бутылка воды, банка пива и 0,3 джина. Дождь все усиливается. Уже собираемся устраиваться на ночевку и открывать пиво, как вдруг слышим звук мотоцикла. Трое пьяненьких местных, ребят, помогите, видите, застряли мы..ну, а вы нам кэшем помогите..да, не вопрос. Откапывали они нас руками с полчаса где-то, вытолкали, по ручью прошлись, глубину померяли, подождали пока ручей форсируем. Отдали последнюю наличку (что-то около 2000 шиллингов). Повезло нам, конечно, что ребята нормальные попались. Но лично я адреналинчика хватила.
На Диани бич приехали уже в полночь, мокрые, грязные в красно-коричневой от глины машине. Бронировали 5 ночей в Southern Palm Beach Resort (535$) на полупансионе. Охрана на нас посмотрела внимательно, взяла распечатку букингкомовскую и пошла выяснять у начальства, правда ли эти странные чумазые люди здесь остановились.
Отель а-ля турко-египетская пятерка с местным колоритом.
Что действительно понравилось -толстохвостые галаго по балкону ночью шарятся (прикармливала их отварной курицей),
Вид сзади.
два огромных бассейна,
и собственно белоснежный песок и Индийский океан.
Отель огромный, рассчитан человек на 400, но в не сезон гостей от силы было человек 20. Горячее готовят по индивидуальному заказу (опять таки, наверное, только в не сезон). По пляжу ходит охрана и продавцы всякой ерундовины, не особо назойливые, кстати.
А после того, как муж прочел им лекцию о способах зарабатывания денег к нам вообще не подходили, так на уровне, привет, как ваши дела сегодня и все.
На один день ездили в Шимба нац.парк, километрах в 30 от отеля. Въезд 20$ с человека. Договорились с охранником, что съездим в соседнюю деревню на обед,
а потом проедем по тому же билету (он на одноразовый въезд) вечером. Жирафы, слоны, кабанчики, козлоподобные всякие, ну и птиц много.
С крайней точки парка открывается красивый вид. Там внизу в двух километрах находится водопад, но было жарко, да и одеты мы были не для прогулок по лесу.
Засмотрелись и муж пропустил нору и благополучно упали в нее - интересно кто ее выкопал посреди дороги??
Стоит съездить, только если шило в одном месте на пляже валяться не дает. Можно там съездить на ночное сафари, из серии леопардов посмотреть, но надо договариваться. И опять таки, судя по количеству поинтов, где можно гулять, ничего хищного там нет.
Что привезти? Мы покупали только чай и специи. Рекомендую это сделать в супермаркете, поскольку цены в том же аэропорту, мягко говоря, ошеломляют. Не понятно, на кого рассчитано. Даже деревянные бусики которые как я считала купила дороговато (за 600 руб) в нашем отеле, в аэропорту стоили уже более 1500 руб. Ну и тряпочки, конечно (из любой поездки привожу себе пару-тройку национальных юбок, куда ж без этого). Что касается масок и фигурок, если честно, смеялась долго – у меня есть точно такие же, только мне их в Египте нубийцы дарили под видом своего творчества в качестве отката за туристов. Нет, я все понимаю, может верования аналогичные, но ощущения такие же, как при покупке магнитика из Лаоса с надписью «made in China».
В обратный путь мы выехали часов в 8 утра, отстояли небольшую очередь на паром в Момбасе,
с остановками на обед, фотографирование с баобабами и ужин, сдали машинку в 7,30 вечера, так что закладывайте не менее 12 часов на этот переезд. Три раза останавливали гайцы, как мы потом узнали, в Найроби были какие-то теракты. Но спрашивали нас только о том, как нам Кения и всю ли пятерку видели. Один раз только намекали на «может купишь мне ланч»))поржали в душе, и стали ему всякие бумажки совать из нац.парков – типа не понимаем ) махнул рукой, хорошей дороги, говорит..
Вообще, люди очень порадовали, исходя из отзывов на форуме сложилась картина криминогенно-попрошайнической страны, причем это отзывы людей, которые ездили через местные турфирмы. Мы вообще ничего подобного не видели, никто ничего у нас не клянчил, попрошайку вообще один раз только видели на Диани у супермаркета, так он там у всех просит, не только у европиоидов. Страна, в той части, которую мы видели, в целом не производит впечатление «голодающей Африки», все у них там нормально. Как сказал муж, похожа на Россию в 90-х годах.