Должен заметить, что за двадцать лет скайдайв в Намибии не сильно изменился….
Летом 2010 г. ко мне в Намибию прилетела девушка. Мы совершили вояж по «стандартному» маршруту – Этоша, Фиш Ривер Кэньон, Соссусфляй и, естественно, Свакопмунд. Кататься по намибийским грунтовкам целыми днями ей к тому моменту уже надоело, из фотографий животных можно было составлять атлас местной фауны, и вообще – захотелось сюрприза, о чем мне и было заявлено в категоричной форме. При этом недвусмысленные взгляды ее падали на лежавшую на столе рекламку полетов на воздушном шаре над пустыней Намиб. С шампанским, устрицами и прочими буржуйскими удовольствиями. «Ага, щас..» - подумал я, но сюрприз пообещал.
Лет за шесть до этого я пару раз прыгнул с парашютом в одном из клубов в Ленобласти – стандартный вариант: самолет Ан-2, парашют Д – 1-5У (проще говоря – «дуб»), восемьсот метров высоты, принудительное раскрытие, куча разнообразных эмоций, абсолютное непонимание, что же произошло, и в чем тут, собственно, кайф (кроме преодоления своего страха, естественно). С тех пор осталось стойкое
желание все-таки разобраться – почему некоторым так нравится покидать абсолютно исправный самолет. Девушка, посетившая африканскую страну, тоже один раз прыгала вместе со мной, поэтому я решил, что настало самое время нам обоим освежить воспоминания – и взялся за телефонный справочник.
Выяснилось, что прыгнуть в тандеме с инструктором можно только в Свакопмунде – парашютный клуб в Винхуке закрылся лет пять-шесть назад. Следующим же утром девушка впала в состояние легкого изумления, когда выяснилось, что вместо романтического полета на воздушном шаре придется изучать свободное падение на практике. Однако мужественно согласилась.
Парашютных клубов в Свакопе два: медленно умирающий Swakopmund Skydiving Club, действующий из аэропорта г.Свакопмунда, и более бодрый Ground Rush Adventures – у них своя взлетно-посадочная полоса посреди пустыни, два собственных самолета, более новое оборудование, да и прыгают они больше – соответственно, персонал более опытный. Вот к ним мы и направились.
Инструктаж и заполнение Indemnity Form (освобождение от ответственности – на случай, если что-нибудь нехорошее все-таки случится) заняли минут пятнадцать. После этого мы отправились на дроп-зону – она расположена приблизительно в пятнадцати километрах от Свакопа на север, в сторону Хентис-Бэя, и километрах в пяти от береговой линии. Клуб обеспечивает доставку и туда, и обратно, но мы предпочли поехать на своей машине.
На дроп-зоне, помимо самолета системы Cessna-206 размером со средний автомобиль (шесть пассажиров плюс пилот), обнаружилась также пара небольших домиков, в которых хранили и укладывали парашюты, проводили дополнительный инструктаж при необходимости и т.д. Нас быстренько одели в костюмы веселенькой желто-красной расцветки (мы стали похожи на клоуна Рональда МакДональда из известной сети ресторанов быстрого питания), нацепили на нас подвесные системы и посадили в самолет. Дверь в самолете, кстати, была – но не стандартная, на петлях, а самодельная – на полозьях. В нужный момент ее просто сдвигали вверх, чтобы ничто не мешало парашютистам соединяться в экстазе с бесконечным небом.
Подъем на высоту 10 000 футов (около 3 км) занял минут 15-20. Все это время находившиеся в самолете два тандем-инструктора и видео-оператор развлекали клиентов (то есть нас) шутками и веселыми рассказами о беззаботной парашютной жизни в Намибии. Кстати, успокаивает.
Важный момент – клиентов к тандем-инструкторам пристегивают еще на земле, правда, только на один карабин из четырех – на всякий случай. На высоте, непосредственно перед покиданием самолета, инструктор проверяет свой парашют, подвесную систему клиента, пристегивает оставшиеся карабины и подгоняет длину ремней – чтобы клиент не сильно «елозил» под инструктором в свободном падении.
На трех километрах дверь убрали, оператор вылез наружу и повис в дверном проеме, держась за специальные ручки. Подруга вместе с инструктором продвинулась к проему, ведущему в никуда, посмотрела вниз…да, я и не знал, что люди могут кричать так громко… Потом как-то внезапно они исчезли, и к проему двинулись уже мы. Инструктор подтолкнул меня к «выходу», я фактически повис снаружи на ремнях – странное ощущение. Далее последовало легкое подготовительное раскачивание (ready-set-go) и мы отделились. Честно признаюсь, я мало что запомнил из тех тридцати секунд, что мы находились в свободном падении – понял только, что это безумно здорово. Потом раскрылся парашют, мне в руки дали клеванты и предложили «порулить». В общем, когда мы приземлились, я решил, что одного прыжка мне было мало.
На земле мы встретили второй тандем – с еще более счастливым пассажиром. Сюрприз удался, меня даже не побили.
Вернувшись в город, мы забрали в офисе Ground Rush Adventures видео и фотографии – оператор, который прыгал с девушкой, все время в свободном падении летел непосредственно рядом с ней на расстоянии вытянутой руки, поэтому и видеоролик, и фотографии получились исключительно эмоциональные и яркие.
Через неделю девушка улетела в сторону Европы, а я решил, что знаю, чем хочу занять свои выходные. От Виндхука до Свакопа – 360 км. Не так уж и мало, но не так уж и много – а бешеной собаке, как известно…. Еще поговорка «охота пуще неволи» очень хорошо характеризует мое состояние. Короче говоря, позвонил, уточнил – в этом же клубе можно научиться прыгать самому. Варианта два – static line (принудительное раскрытие – привет уважаемому vagabondit’у) и так называемый Accelerated Free Fall или AFF (современная программа, предполагающая, что студент прыгает с двумя инструкторами сразу с большой высоты, и они помогают ему и учат правильно вести себя в свободном падении, а также, контролируют процесс раскрытия парашюта студента – и, если надо, открывают его сами). Выбрал static line, так как он дешевле и не требует двух инструкторов – на больших дроп-зонах это не так важно, а в Свакопе только два человека имеют квалификацию инструктора AFF – если кто-то из них занят или в выходные не работает, прыгнуть студенту не удастся.
А дальше – как в рассказе двадцатилетней давности: инструктор с сигаретой в зубах (правда, без пива, так как дело было утром в субботу) объяснил мне часа за полтора как устроен парашют (в общих чертах) и что с ним делать, когда он раскроется. И что делать – если он не раскроется или раскроется неправильно (в еще более общих чертах). Современные парашютные системы, к счастью, сконструированы в расчете на среднестатистического пользователя, поэтому их эксплуатация не предполагает запоминания и выполнения сложных алгоритмов действий: отказ/частичный отказ – отцепка основного купола – раскрытие запасного парашюта. Если мало высоты – просто открытие запасного парашюта (а дальше уж как повезет). «Ручки», по сути, всего две – для отцепки основного купола и для открытия запаски. Короче говоря, ничего сложного. Главное – не паниковать и быстро соображать.
Круглые купола, кстати, остались, видимо, только в России – намибийские инструктора, у некоторых из которых по 10 000 прыжков, никогда не прыгали с круглыми парашютами. Когда я рассказал им, что мне приходилось это делать, они сначала предположили, что я служил в армии. На заявление о том, что с таких куполов начинают многие российские парашютисты-спортсмены на гражданке, они покрутили пальцем у виска.
Прыгнул в тот же день. Потом еще и еще. Программа подготовки предполагает отказ от принудительного раскрытия и переход на ручное где-то прыжков за 10-12. Так что через пару недель (прыгал только в выходные) я первый раз открыл парашют сам. Все современные парашюты оборудованы системой автоматического раскрытия, которая срабатывает в случае, если парашютист по какой-то причине не открыл парашют самостоятельно. Это, безусловно, вселяло определенный оптимизм в ходе обучения.
Постепенно прошел программу первоначального обучения (30-35 прыжков), получил лицензию. Понял, что заболел этим делом – нравилось все больше и больше. За полтора года напрыгал больше 200 раз – на дроп-зону ездил только по выходным, да и то не каждый раз.
Намибия – одно из лучших мест в мире для прыжков с парашютом по двум причинам: во-первых, практически каждый день есть хотя бы несколько часов, когда над головой чистое небо и нет сильного ветра. На моей памяти мы не прыгали по погоде раз или два за год. Во-вторых, вокруг дроп-зоны ровная, гладкая пустыня, в которой нет ни ЛЭП, ни деревьев, ни прочих неприятных объектов, в которые так любят прилетать приземляющиеся парашютисты в других странах мира. За прошедшее время у нас не было ни травм, ни ЧП (тьфу-тьфу-тьфу) – и техника сейчас вполне надежна, и инструктора к вопросам безопасности относятся очень серьезно (за двадцать лет европейско-американские стандарты и правила, относящиеся к парашютному спорту, проникли и в Африку).
Пилоты, кстати, по-прежнему не понимают, зачем надо покидать исправный самолет. Хотя здесь все летчики обязаны прыгнуть пару раз перед тем, как им позволят бросать парашютистов – чтоб знали, что это вообще такое.
Прыжок в тандеме над пустыней – один из видов activities, которые предлагают туристам в Свакопмунде наряду с катанием на квадроциклах, спуском с дюн на сноуборде и морской прогулкой с дельфинами и морскими котиками.
За полтора года видел сотни туристов, прыгавших в тандеме – не видел ни одного, кто ушел бы разочарованным. Как-то прыгала бабуля в возрасте 82-х лет – и ей очень понравилось (только вот вставные зубы, очки и слуховой аппарат пришлось изъять до взлета, а то могла бы потерять).
Среди молодежи были даже такие, кто бросал свой Overland truck и зависал в Намибии, чтобы пройти курс обучения и совершить десяток-другой прыжков.
Так что будете в наших краях – милости просим ;)
Вот, как-то так....