Жак-ив-Кусто
Желание посетить загадочный африканский континент появилось с детства, на уроках географии и истории, после книг Майн Рида и Жюль Верна. Романтика эпохи великих географических открытий притягивала и интересовала, поэтому путешествие в Африку должно было состояться. Долгожданная поездка всё время откладывалась и переносилась, выбирались более тривиальные (но не менее интересные для нас:-) и предсказуемые маршруты. В этот раз было решено не выдумывать очередную альтернативу, а сосредоточиться на разработке и воплощении плана по высадке на чёрный континент.
С местом, куда бы нам хотелось отправиться, определились почти сразу же. Им стал знаменитый Кейптаун, один из самых красивых городов на Земле, находящийся на юго-западе ЮАР, на побережье Атлантического океана, рядом с Мысом Доброй Надежды. А когда мы узнали, что неподалёку есть ещё и пингвины, было решено – едем!
Маршрут вырисовывался следующий: лететь было решено авиакомпанией Turkish Airlines, прямым рейсом из Стамбула в Кейптаун. В Стамбуле мы провели пару дней по пути в ЮАР, а на обратном пути, увидев дешёвые билеты в Тель-Авив авиакомпании Pegasus Airlines (когда мы ещё там побываем:) залетели и туда. Билеты в Стамбул и из Тель-Авива покупались за мили Аэрофлота, билеты Стамбул-Кейптаун-Стамбул обошлись в 60 тыс. рублей (на двоих) и покупались на сайте одного рекламируемого на форуме агрегатора, тем самым было сэкономлено более 10 тыс. рублей. Перелёт из Стамбула в Тель-Авив обошёлся, если интересно, чуть более тысячи рублей.
Поездка состоялась c 19 октября 2013 г. по 03 ноября 2013 года. Из них в Кейптауне – 8 дней.
Виза была получена без проблем, с помощью курьерской службы, как это сделать я написал в соответствующей теме на форуме. Встал вопрос о передвижении к интересующим нас местам из Кейптауна. Было два варианта: арендовать машину или найти человека с машиной. Попробовали найти местного жителя, готового за определённую плату повозить нас, после переписок на разных тематических сайтах, такой человек отыскался и во многим благодаря ему это путешествие запомнится надолго.
День 1
Первый день пребывания в Южной Африке начался с ночного перелёта из Стамбула в Кейптаун. Полёт прошёл хорошо, авиакомпания понравилась: самолёт новый, кормили много и часто, дорожные наборы и тапочки выдали. Единственное, что перелёт заявлен как прямой, но это не совсем так. Самолёт делает посадку в Йоханесбурге, большая часть пасажиров выходит, часть заходит и после полутора часов стоянки полёт продолжается.
В Кейптауне мы расположились в апарт-отеле Marina Waterfront Apartments, который располагается в одноимённом районе и ни разу не пожалели об этом. Отель представляет собой множество малоэтажных вилл расположенных вдоль многочисленных каналов, пронизывающих старинную портовую зону. Весь комплекс окружён забором под напряжением, везде камеры наблюдения и охранные посты. Войти и выйти с территории можно только с помощью магнитной карты, чтобы проникнуть в корпуса отеля, так же требуется карта. К комплексу примыкает охраняемая многоуровневая подземная парковка, которая бесплатна для проживающих гостей. Сам номер площадью 100 кв. м. представлял собой полноценную квартиру-студию с прихожей, гостиной, кухней, обеденной зоной, просторным балконом, двумя спальнями и двумя ванными комнатами. Так же имелась комната для прислуги. В номере была тревожная кнопка и охранная система отслеживающая перемещения. Из недостатков, если придираться, можно отметить отсутствие кондиционирования, только вентиляторы на потолке, и множество выключателей которые непонятно что делают:-) Отопление в холодное время осуществляется с помощью системы тёплых полов. Наш номер находился в вилле под названием Bannockburn и стоил нам около 5 тыс. рублей за ночь.
Первый день потратился на акклиматизацию и знакомство с местом расположения. Район представляет собой действующий морской порт пронизанный множеством каналов, по которым то и дело проплывают лодки под разноцветными парусами, отремонтированные суда сходят со стапелей, корабли уходят в рейд. Морская романтика присутствует здесь в полной мере: чайки кружат над водной гладью, морские котики играются на поверхности залива, а днём греются на деревянных причалах для роскошных яхт, звучат гудки пароходов, в воздухе чувствуется сильное дыхание Антарктики.
По вечерам порт превращается в центр светской жизни. Торговые центры и обилие кафе и ресторанов на любой бюджет притягивают население города. Думаю и так понятно, что подавляющий контингент – это белокожие европейцы. Обслуживающий персонал и охранники – чернокожее население города.
Наиболее понравившимся нам по соотношению цена/качество местом стал Ocean Basket. Это африканская сеть сифуд-ресторанов славится низкими ценами и свежайшими морепродуктами. Блюда простые, но очень вкусные. Народу всегда много, бывает очередь на входе, но заведение стоит того, чтобы немного подождать. Очень рекомендую!
Неплохое заведение ресторан Quay Four. Цены здесь подороже, но в меню к морским блюдам добавлены также и мясные. Попробовали здесь антилопу. Мясо жестковато, а по вкусу как кролик - ничего особенного. Ресторан работает до более позднего часа нежели остальные, так что удобно сюда зайти если поздно вернулись.
День 2
Проснувшись рано утром, мы отправились в городок Hermanus, известный тем, что в период с июня по декабрь десятки китов приплывают сюда для рождения своих детёнышей. Прогноз на ближайшие дни обещал шторм, поэтому мы решили первым делом посетить это место.
Сам городок небольшой, но уютный, множеством старинных зданий, ботанических садов, ресторанчиков, магазинов, и маленьких отелей расположенных на утёсе, нависают над берегом живописной бухты.
Киты подплывают очень близко к берегу, и мы видели парочку со смотровой площадки, расположенной на вершине скалы.
Но чтобы поближе рассмотреть правильных южноафриканских китов, стоит обратиться в агентство, организующее круиз по заливу. Мы воспользовались услугами компании Southern Right Charters. У неё есть свой сайт, на котором можно найти расценки и время отправления лодок.
Круиз выглядит так: после краткого инструктажа и рассказа про биологические особенности китов, капитан судна приглашает подняться на борт, желающим раздают спасательные жилеты и катер отправляется. Качка очень сильная, нескольким людям реально было очень плохо на протяжении всего плавания, так что надо озаботиться средствами от укачивания заранее. Капитан зрительно высматривает китов на горизонте, так же пользуется эхолотом и как только что-то видит, сразу же кричит направление куда надо смотреть и направляет туда свой катер. По мере приближения к киту скорость лодки замедляется и останавливается на расстоянии в несколько десятков метров. Ближе человеку подплывать нельзя, но киту можно, чем он и пользуется Круиз длится примерно два часа, за это время мы увидели 5-7 китов. Правда они были довольно вялые, высовывали хвосты и иногда показывали мордашки, из воды не выпрыгивали.
На обратном пути бесплатно предлагаются чипсы, орешки и напитки. В офисе компании так же можно купить dvd с фильмами про китов.
Нам всё понравилось. Киты не сказать, чтобы очень уж большие, но что-то в них безусловно есть. Когда рядом с тобой на поверхности бушующего океана показывается тёмное пятно, выдувается фонтан брызг и появляется раздвоенный хвост, ощущается чувство некой гармонии и единения с природой.
На обратном пути в Кейптаун мы заехали на винную ферму, купить и продегустировать вино. Название фермы, к сожалению, не запомнилось, но думаю, она не сильно отличается от множества других, расположенных в окрестностях Кейптауна.
Дегустация не стоила ничего, наливали по половине винного бокала каждого сорта из имеющихся. Нравится – выпиваешь, не нравится – выливаешь в специальную ёмкость. На пятом бокале мы начали пьянеть и сдались, накупив вина, вследствие чего события за этот вечер в памяти не отложились:-)
День 3
С восходом солнца, мы вновь отправились в дорогу. Наш путь лежал в местечко Ceres, рядом с которым находится частный заповедник Inverdoorn. Именно в нём нам предстояло отправиться на сафари. Дорога заняла примерно 2,5 часа езды по живописному маршруту.
Заповедник занимает большую площадь, его рельеф довольно разнообразен. Здесь есть горы, степи, зелёные насаждения, реки и озёра. Животный мир так же представлен довольно широко. На территории резервации располагаются приватные домики, в которых можно остановиться на несколько дней и отправиться на ночное сафари. Всем гостям заповедника предлагается бесплатный завтрак, после поездки – обед, но уже за деньги.
Само сафари проходит на специально переделанном Land Rover’е с брезентовым верхом. Всем участникам раздаются пледы, рейнджер представляется, знакомит с правилами безопасности и ведёт машину, выискивая животных по следам и визуально на горизонте. Как только он кого-то видит, сразу же направляет машину туда и останавливается, подъезжая довольно близко к животным. Порой расстояние до животинок составляет несколько метров. Далее следует увлекательный рассказ в исполнении рейнджера об особенностях данных представителей фауны.
Первыми мы увидели семейство гепардов, расположившихся в тени деревьев. Бегают они очень быстро и очень далеко видят.
Увидели белого носорога, вождя. В его присутствии было запрещено говорить и вообще издавать какие-то звуки. Он очень злой и может кинуться. В ЮАР ведётся охота за рогом белого носорога. Даже в таких заповедниках много браконьеров, которые усыпляют животных и отпиливают рог, стоимость которого на чёрном рынке миллионы. Покупатели – представители азиатских стран. Чтобы избежать убийств этих животных в их рог вводится яд, которые делает его непригодным для дальнейшей обработки.
А так же: национальный символ ЮАР – антилопы сбрингбок...
...Хамелеон...
...Жирафы с маленькими, недавно родившимися жирафятами...
...Слоны...
...Представители парнокопытных...
...Зебры...
...Страусы...
...Птицы.
Ко льву мы близко не подъехали. Рейнджер признался, что сам его боится. В Кении, в племя откуда он родом, почти каждую ночь приходили львы и порой убивали людей.
Не увидели гиппопотамов, просто не знали в каком из многочисленных озёр они лежат. Не увидели леопардов, так как они ушли в горы вслед за бабуинами.
Поездка стоила того. Всё понравилось. Могу смело рекомендовать этот заповедник.
На обратном пути, при подъезде к Кейптауну мы увидели, что облако укутавшее вершину Столовой горы наконец-то отползло. Позвонили- фуникулёр заработал, гора открыта. Ура! Поехали туда! :-)
Несмотря на большое скопление машин у подножия горы, никакой очереди мы не встретили. Купили билет и отправились на вершину на подъёмнике.
Столовая гора входит в список семи новых чудес природы, о чём свидетельствуют расставленные везде баннеры.
Впечатления от увиденного действительно грандиозные. Весь город как на ладони в лучах заходящего солнца:-) Это однозначное must see место. Только очень ветрено!
День 4
Обещанный шторм всё же настиг Кейптаун. С самого утра сильный туман окутал город и за весь день погода почти не улучшилась.
Ехать куда-то не было смысла и мы решили посетить местный аквариум.
Хоть он и считается самым большим в Африке, но на самом деле размеры его весьма скромны.
Говорят в аквариуме можно понырять с акулой:-)
А ещё там есть пингвины:-)
День получился разгрузочным и мало чем запомнился. Его мы потратили на покупки сувениров в местном торговом центре.
День 5
Сильный ветер со свистом и завываниями дул всю ночь и мы поняли, зачем нужны массивные ставни на окнах. Но с утра начало проглядывать солнце и было решено отправится к обязательному пункту нашей программы – Мысу Доброй Надежды.
Путь начался с городских кварталов, расположенных у океана, где живут зажиточные белокожие жители Кейптауна. Цена квадратного метра жилплощади зашкаливает, а грандиозные виды на лазурный океан и идиллические пляжи пытаются объяснить такую стоимость проживания. Пляж Cliffton в собственном рейтинге самых красивых мест занял одну из первых строчек.
Дальше путь лежал в городок Hout Bay известный тем, что рядом с его побережьем морские котики основали колонию. Прямо в порту можно купить билет на катер регулярно отправляющийся к каменистому острову, на котором обитают ластоногие.
Плыть совсем недолго, а котиков действительно очень много. Высаживаться на берег нельзя, катер подплывает почти вплотную к острову и останавливается на время, вполне достаточное для фотосъёмки.
На выезде из Hout Bay дорога проходит по кольцу, с которого есть съезд в трущобы. Советую быть внимательным и случайно туда не завернуть.
Из Hout Bay в Noordhoek ведёт нереально красивая дорога Chapman’s Peak Drive. Трасса окружена с одной стороны океаном, а с другой-отвесной скалой, иногда даже случается камнепад. Виды потрясающие!
Туман сгущался и усиливался по мере приближения к Мысу Доброй Надежды и начали появляться опасения, что ничего не увидим. На подъезде к мысу расположена страусовая ферма - Cape Point Ostrich Farm.
Хозяйка - немка, знающая пару слов по-русски и постоянно это демонстрирующая:-) На ферме можно купить кормёжку и покормить страусов, а потом попробовать вяленую страусятину или купить поделки из яиц и кожи страуса.
Проезд на территорию заповедника мыс Доброй Надежды платный, но стоит не дорого. Вопреки пессимистичным ожиданиям, погода на мысе оказалась отличная. Сам мыс, где стоит табличка, представляет собой каменюки в океане.
Вся красота открывается когда поднимаешься на гору.
Обязательно стоит пройти пешком от Мыса Доброй Надежды до Cape Point. Это удивительной красоты тропа ведёт по вершине горы. Дорога занимает примерно час. Где-то на середине пути есть ступеньки, ведущие к очень красивому пляжу, расположенному с другой стороны утёса. Только стоит рассчитать свои силы, спуститься легко, а вот назад…
Вдоль тропы можно встретить множество забавных зверюшек дасси – как ни странно ближайших родственников слонов:-)
Так же на территории мыса обитают дикие страусы и бабуины. Есть змеи, но самое неприятное – это клещи. Советую обязательно проверить свои открытые участки кожи. Когда сели в машину, то одного такого нашли. По словам бывалых эффект от укуса – высокая температура в течение нескольких дней, как этот клещ называется никто не вспомнил – просто tick.
У подножия Cape Point есть стоянка для автомобилей, а подняться к маяку можно на фуникулёре. В принципе место для галочки, маяк как маяк, хоть и в старинном английском стиле. Увидеть что-нибудь с него нам не удалось, так как верхушка была в тумане.
Уезжали мы с Мыса Доброй Надежды полные восторженных чувств. Это место, конечно же, обязательно к посещению. Когда стоишь на вершине величественного утёса, о который разбиваются океанские волны, то дух захватывает!
На обратном пути в Кейптаун нас ждало ещё одно обязательное для посещения место – Simon’s Town. В этом городе находится основная военная база ВМС ЮАР, но тем не менее городок симпатичный с интересной историей. Любознательным гуглить по тегу Just Nuisance:-)
Но, конечно, главная достопримечательность этого города – пляж Boulders Beach, на котором устроили колонию южноафриканские пингвины. Это милые создания ростом до коленки и смешной неуклюжей походкой:-)
К сожалению, в начале прошлого года на пляже неизвестный маньяк убил множество пингвинов, надругавшись над ними. Теперь доступ на пляж закрыт. Можно лишь походить по деревянным помостам в непосредственной близости от этих необычных птиц. Перелезть можно, штраф в рублях в районе 10 тыс., прикидывал:-) Говорят уже были такие случаи. Сам пляж, кстати, напоминает пляжи Сейшел, в первую очередь из-за гигантских каменных образований у кромки воды. Да и само местечко красивое.
День выдался насыщенным, вечер провели всё там же на Waterfront’e, в полюбившихся нам кафешках.
День 6
День выдался солнечным, это был выходной. Решено было поездить по Кейптауну и окрестностям. Кейптаун в воскресение пустеет, улицы, и без того не многолюдные, практически вымерли.
У меня было желание купить карту памяти для фотоаппарата, думал в городе-то наверняка полно магазинов. Оказалось совсем наоборот, сколько я не высматривал какой-нибудь магазин электроники – ни одного, даже продуктового, я не увидел. Зато полно автосалонов престижных немецких марок:-)
Первым делом поехали в центр города, к зданию ратуши с точной копией часов с Биг Бена и балконом, с которого когда-то выступал Нельсон Манделла.
Тут мы впервые почувствовали некую напряжённость со стороны проходящих мимо нас чернокожих жителей. Недружелюбная заинтересованность проявлялась в косых взглядах исподлобья, в заглядываниях внутрь машины на предмет оставленных ценностей, в каких-то фразах брошенных вскользь. На площади много бездомных, а охранник стоянки напротив ратуши, как впрочем и остальных стоянок по реакции на кодовые слова “Yes, sir” или “Everything today” с радостью продаст любой наркотик, с которыми в ЮАР настоящая беда. Думаю, не стоит и говорить, что белых жителей, прогуливающихся пешком, на этой площади мы не встретили.
Дальше мы поехали на Trafalgar Square, знаменитый своими цветочными лавками,..
…а затем в The Company Gardens.
Здесь можно вполне спокойно гулять, не смотря на много пьяных чернокожих спящих на лавочках:-)
В парке много белок, чаек и уток с утятами.
Для любителей флоры здесь растёт гигантское алоэ и много цветов. Отсюда открывается красивый вид на Столовую гору.
На зелёной траве устраиваются пикники.
Вокруг много правительственных зданий в английском колониальном стиле.
По пути к сигнальной горе заехали в малайский квартал Бо-Каап. Милые разноцветные домики, в наши дни это ещё один туристический аттракцион.
Собственно, сама Сигнальная гора – излюбленное место для пикников среди горожан.
Симпатичное место с прекрасными видами. Решено было вернуться сюда, встречать закат.
День выдался жарким, а в жаркую погоду все едут на пляж. Мы поехали в пригород Кейптауна – Milnerton, на пляж с которого открывается отличный вид на Столовую гору.
Хотя, надо сказать, что Столовая гора возвышается над городом как ориентир и её видно отовсюду:-) Пляж интернациональный, много представителей обеих рас.
Вода ледяная (13 градусов), но чернокожие мальчишки вполне нормально в ней купаются.
В районе 7 часов вечера, предварительно накупив вина, мы отправились на Сигнальную гору смотреть закат. Внимание! После 6 вечера и по воскресениям алкоголь в супермаркетах не продают! В ЮАР вполне можно ездить за рулём немного выпившим, многие этим с удовольствием пользуются:-) В хорошую погоду приезжать на Сигнальную гору надо заранее, стоянка автомобилей на вершине очень маленькая, поэтому единственный выход - бросать на обочине узкой дороги, огибающей по спирали весь холм. Конечно же, за это порой штрафуют, но выбора особо нет. Логика простая, кто приехал одним из первых -паркуется на стоянке на вершине, а кто последним – в начале спирали у подножия и дальше идёт пешком, рискуя обнаружить штраф по возвращении.
Музыканты на разогреве…
Само действо, конечно же очень красивое – солнце садится в воду, небо постепенно окрашивается в красный цвет.
Когда солнце село, все провожающие идут к своим машинам и уезжают, образуя длинные пробки на узкой дороге вниз. День подошёл к концу.
День 7
На завтра нам предстояло улетать в Стамбул. Погода начала вновь портиться. День был потрачен на хождение по магазинам и гуляние в районе порта.
Последний вечер в Кейптауне мы решили провести на пляже в пригороде Blouberg. Это весьма длинная песчаная полоса вдоль океана и при этом практически безлюдная.
Вечер пролетел быстро за интересной беседой в компании нашего южноафриканского друга. Несмотря на серые тучи и накрапывающий дождь, Кейптаун на горизонте оставался залитым солнцем:-)
Заключение.
Обратный перелёт в Стамбул прошёл хорошо, по тому же сценарию, с посадкой в Йоханнесбурге. Впереди нас ждали новые приключения, но это уже совсем другая история:-)
Я не скажу ничего нового, отметив, что Африка – это страна контрастов. И это различие очень видно в ЮАР. Как будто существует два Кейптауна. Первый - у всех на виду: роскошные виллы на берегу океана, дорогие машины проезжающие по идеальным улицам в окружении английской колониальной архитектуры, белые африканеры прогуливающиеся с собачками по идиллическим пляжам. Жизнь течёт спокойно и размеренно. Другой Кейптаун – скрытый от глаз: миллионные трущобы в которых больше половины больны СПИДом, дикая нищета, уличная преступность и серьёзная проблема с наркотиками. Белые не дружат с чёрными, ограждая себя высокими заборами под напряжением и заводя боевых собак. Чёрные не дружат с белыми, но пытаются ассимилироваться в белых кварталах, ибо понимают, что только там могут вырваться из общества себе подобных, избежать голода и нищеты. Слишком сильное отличие в менталитетах двух рас толкает страну к кризису: чернокожее население не ценит ни свою жизнь ни чужую, и всё же, как ни печально, в подавляющем большинстве не имеет желания учиться или работать. Хочу подчеркнуть, что я высказываю своё мнение, основанное на общении с белыми жителями Кейптауна.
Конечно, мало времени прошло с падения режима апартеида, ещё не смыт образ белых эксплуататоров, но уже начинает формироваться апартеид наоборот, в отношении белого населения. В принципе, в этом нет ничего странного, ведь у власти чёрный президент. Стоит ли удивляться, что самое частое обвинение – обвинение в расизме, а это довольно серьёзно и уголовно наказуемо. У страны бесспорно есть большой потенциал, наработанный предыдущими поколениями и вера в светлое будущее. Что получится – покажет время.
Ну а в моей памяти Кейптаун останется городом на краю света, у безбрежного океана, залитый солнечным светом и пронизанный ветрами, дующими из самой Антарктиды. Теперь, по возвращении из путешествия, мне легко ответить на вопрос, где самое красивое место на Земле:-)
P.S. Маленький видовой ролик по мотивам нашей поездки: