Часть первая.
Хараре.
21 марта 2007
И вот я стою в аэропорту в Хараре. Со мной из самолета, который затем летел в ДР Конго, сошло еще 8 человек. Трое из них точно не негры: один я, пакистанец и араб. Почему остальные пассажиры Боинга выбрали какой-то Конго, а не Зимбабве? Этот вопрос ввел меня в ступор. Офицер на границе очень долго и придирчиво изучал документы у всех прибывших. Другой работы в этот день у него не было. Подошла моя очередь.
- В каком отеле собираетесь остановиться в Зимбабве? - не поднимая глаз процедил он.
- Я хочу объехать всю Зимбабву, - ответил я честно
- Вписывайте отель, или летите дальше, а то мы не будем знать где вас искать, когда вы потеряетесь, - примерно к этой мысли свелась его пятиминутная тирада.
Мои объяснения, что вся эта информация находится у меня в багаже, который я еще не получил, не произвели на него никакого впечатления. Путем длительного подсматривания в анкету пакистанца я выяснил, что тот останавливается в «Холидей Инн», и я написал также. На этот раз офицер молча поставил штамп в моем паспорте, зевнул и откинулся на кресле. Наверное я был последним, кто в этот день переходил границу. Все 8 человек стопились (смешное слово в данном контексте) возле контейнера выдачи багажа. По ленте одиноко ездил чемоданчик. Прошло минут 40… Потом вышла черная тетка и говорит: «А чё это вы тута делаете? Багажа сёдня больше не будет. Приходите завтра. Надоели вы мне. Летают тут всякие. Багаж свой требуют…» (Как это все напоминало счастливое детство в эпоху развитого социализма!) После непродолжительного, минут 15, возмущения пассажиров, вышел мужичек и предложил оформить квитанцию об утере багажа в офисе. Все ломанулись туда. В офисе сидели две тетки и занимались маникюром. Увидев нас одна из них прекратила любимое занятие и включила компьютер. «Цивилизация!» - подумал я. «Хрен там!» - сказала действительность. Компьютер оказался списанным из начальной школы горного кишлака Киргизии в начале 90-х, откуда все самые красивые детали вытащили горные киргизские дети. Спустя минут 15, так и не пройдя начальную фазу загрузки, компьютер был выключен и нам раздали анкеты, чтобы мы сами их заполнили. Было страшно обидно, - все мои вещи путешествовали неизвестно где, далеко от меня, мне не было во что переодеться, а одет я был как раз для Африки – только что из начала ранней сибирской весны. Шапку-ушанку, тулуп и валенки я благоразумно оставил дома, а все остальное было на мне в 30-ти градусной Хараре. Хорошо, что фотик остался со мной! Придется провести незапланированные сутки в Хараре.
Я вышел из этого дурдома в зал прилета. Здесь меня встретили уже почти друзья (по рекомендации Виракочи я списался с Энгельбертом <Engelbert Karombo> enbertk@yahoo.com и он приехал встретить меня и заработать немного денег в аэропорт вместе со своей спутницей Тариро). Они выслушали мою проблему с багажом и предложили проехать в гостиницу, чтобы обсудить ситуацию. Через 15-20 минут мы сидели в ресторане гостиницы «Fife av. Hotel», пили пиво и торговались. Я предварительно в письме описал им что, я хотел бы увидеть в Зимбабве, как бы я хотел передвигаться, что хотел бы есть, пить, и где спать. Энгельберт заявил, что все это он может устроить, потому как он – гид-фрилансер и ему все это знакомо, во всех уголках Зима у него есть друзья, родственники или партнеры, которые смогут помочь в любую минуту. Весь маршрут от Хараре до Масвинго около 20 дней он оценил в 2600 баксов. Сюда входило: проживание в отелях или лоджах (вентилятор и душ – обязательно), еда, алкоголь (вино – бутылка вечером, пиво – неограниченно), каноенг по нижнему Замбези, сафари по Матусадоне, 3 активитиз на ВикФоллз, сафари в Хванге, Матопосе, посещение Грейт Зимбабве и все переезды на машине. По моим расчетам (информация из официальных сайтов) без переездов и еды всяко выходило 2200-2300… Я понял, что кто-то из нас двоих лох и это явно не я, либо я чего-то не знаю. Я немного помялся, и мы договорились, что я буду оплачивать небольшими частями делая предоплату за конкретные шаги. В кармане у меня было 2000 баксов и замечательная платиновая карточка МастерКард, которую мне насильно всучили, когда я оформлял страховку и на которую я так безрассудно закинул значительную сумму…
Энгельберт поменял мне 100 USD на 120000Zim$ (сумма была даже несколько большей, чем я рассчитывал получить исходя из информации в интернете 3-4 месячной давности)
Мы пошли устраиваться в гостиницу. Для Зимбабвийцев необходимый мне номер стоил 220000 местных фантиков, для интернэшнл гостей – 35 зеленых, но все номера такого класса были заняты и мы поехали в другую гостиницу. Это оказался одноэтажный лодж слева от той самой Холидей Инн, которую я подсмотрел у пакистанца. Цены в лодже оказались ниже, чем в «Fife», номера скорее бэкпекерские по качеству, но на 1-2 человек. Но самое главное, - здесь можно было отмыться от долгого перелета Москва – Дубай – Найроби – Хараре. Один номер он снял на свое имя, а второй на имя Тариро, и тут я понял, как он дополнительно хочет компенсировать свои расходы. Мне было не жалко…
После душа мне была выделена Тариро в качестве экскурсовода и телохранителя и мы поехали покупать мне шорты и рубашку взамен тех, которые упаковано летят своей багажной скоростью, где-то над Африкой... Я попросил показать мне место где можно купить майку или рубашку-поло с надписями «Зимбабве», «Хараре» и т.д. Оказалось – это не так просто! Майки были расписаны чем угодно («Барселона», «Адидас», «Нью Йорк»…), только не местной символикой (еще одна аллюзия на конец 70-х – начало 80-х в СССР) В конце концов я выбрал рубашку, разрисованную БигФайвом, примерно 60-го размера, хотя я далеко не Валуев, но смотрелась она бесформенно-прикольно, а я уже вошел во вкус двойных стандартов и внутренне принял эту игру. Рубашка стоила 80000Zim$, чуть дешевле - 60000Zim$ обошлись мне шорты, а вот обувь в Зимбабве я так и не смог купить – вся очень плохого качества, и зимбабвийцы с завистью смотрели на мои трекинговые кроссовки, а я хотел сандалии, которые так же мирно покоились в багаже…
После удачных покупок, я вспомнил о сохранении своего любимого здорового тела в здоровом состоянии, и мы зашли в аптеку, где провизором была очень старая, - лет 80-ти, - англичанка. Она внимательно выслушала весь мой намеченный маршрут и выдала пакетик с таблетками Malasone: Pyrimethamine 12.5 mg / Dapsone 100 mg. По одной таблетке в неделю для профилактики малярии + 6 недель после поездки. Стоит сие чудо 4800 Zim$. Пока симптомов нет.
Мы вернулись в лодж, дождались Энгельберта и пошли ужинать в португальский ресторанчик, который затерялся метрах в 500 от лоджа. Странно, но других едальных заведений по дороге я действительно не увидел…
Ресторан представлял из себя, что-то типа садика со столиками, домика, где происходила готовка, бар и отдельные кабинеты для посетителей. Сначала мы сели в саду и начали пить пиво. В Зимбабве все несколько сортов пива: Lion, Eagle, Castle, Zambezi и еще пара-тройка сортов – все! Zambezi – производится из сорго, и, в принципе, - неплохое; все остальные - традиционные рецепты. После трех бутылок начало темнеть – наступал вечер. В садик набивались молодые одинокие девушки и группками собирались юноши. Играла музыка. В этом сезоне шлягером была «Nganga Kisi» в исполнении Ricardo Lemvo – ее крутили по несколько раз подряд. Чернокожие девчонки извиваясь трясли своим богатством (у кого что было), а были там весьма очаровательные, с прекрасной фигурой, создания. Я поделился своими наблюдениями с ребятами, и они тут же поинтересовались какие мне нравятся больше «wide or slim?» «Slim», - ответил я твердо. «300-400 тысяч, - и любая твоя!» Я почему-то отказался… Видимо очень навязчивая социальная реклама в Хараре, призывающая преодолеть СПИД сообща, пользоваться лучшими в мире зимбабвийскими презервативами, и сообщающая веселыми молодыми лицами с плакатов «Почему я такой умный? – Потому что я пользуюсь презервативом!» не способствовали моей близости с девушками Хараре.
Затем нас позвали в «кабинет», где уже дожидался ужин: садза (основная еда зимбабвийцев, типа нашей картошки, - что-то типа манной каши из кукурузы приготовленной на воде без сахара) и обжаренные куриные крылышки с зеленью. Приборов в ресторане не было – такую еду там принято есть руками. Мне садза не понравилась, чему Энгельберт с Тариро были очень удивлены, но спорить не стали. Картошка, так картошка, нет проблем.
Мы вернулись в лодж и расстались до утра.
22 марта 2007
В 8 часов утра мы с Тариро и Энгельбертом пошли на поиски завтрака. Прошли значительное количество кварталов, но все кафе были закрыты. Слишком рано… Наконец, в каком-то крупном торговом центре, похожем изнутри на космический корабль, нам удалось отыскать открытую бутербродную, где мы позавтракали. Чашка кофе с сэндвичем стоила 35-40 тыс. местных долларов.
Ехать в аэропорт было еще рано, поэтому я решил поболтаться по городу и немного пофотать, короче, - провести культурную программу. Спутником и гидом опять стала у меня Тариро, а Энгельберт куда-то свалил, сказал, что по делам… Немного походив по городским улицам мы кинули кости на газоне на площади Единой Африки. Сначала просто сидели и болтали, потом я увидел как совсем рядом с нами на скамейку присела очень красивая молодая девушка, но села она совсем неудачно – спиной к нам.
Сделав пару фоток со спины, я не выдержал, приладил вспышку, рассеиватель и пошел к ней.
- Могу я вас сфотографировать? – спросил я.
- Welcome, - сказала она.
Мы еще немного посидели с Тариро на газоне, а потом я предложил сходить в Национальную галерею, которую заприметил во время прогулки. Вход в галерею 1000Zim$. Сама по себе экспозиция в галерее абсолютно бестолкова, - экспонаты находили свое место по мере их приобретения, никакой последовательности или смысла я не заметил, но сами экспонаты впечатлили. А еще там есть очень симпатичная коллекция картин французской живописи: Сезанн, Пикассо, Гоген и др. Если будет в Хараре свободный часок – обязательно загляните сюда – понравится.
Наконец, время подошло и мы поехали в аэропорт. Такси довезло нас до места минут за 20. Стоимость поездки 100000Zim$. Я подошел к окошку офиса потерянного багажа и поинтересовался: где, мол, мой багаж? Вчерашняя тетка оторвала взгляд от производства маникюра, посмотрела на меня и сказала, что самолет из Найроби приземлится через несколько минут, чтобы я шел на верх в ресторан и смотрел свой багаж из ресторана, если увижу – то он мой.
В ресторане сидели вчерашние мои спутники и еще человек десять, пили чай-кофе и высматривали в небе самолет кенийских авиалиний. Самолет приземлился вовремя, людей сошло, опять же, совсем немного, и… О, чудо! На транспортер выплыла моя сумка! «My bag!» - закричал я на весь ресторан, все посмотрели на меня и понимающе заулыбались. Я вприпрыжку сбежал вниз, прошел к транспортеру, схватил свою сумку и добросовестно пошел на досмотр. Офицер копался в своих бумагах, поднял на меня глаза и спросил: «Есть мне что декларировать?», - «Нет, ответил я честно», - «Тогда, чё ты меня тут от важных дел отвлекаешь? Иди давай отсюда! Не мешай работать!» - Дважды меня просить об этом не надо, и я счастливый вышел из здания аэропорта.
Хараре-Кариба. 370 км.
Через минут 10 к выходу подъехал Энгельберт на ужасного вида Короле 1991 года, произведенной в Зимбабве. То ли он ее арендовал, то ли это его личная машина, я так и не понял. Мы съездили обратно в лодж за оставленными вещами, заехали в оптовый супермаркет, чтобы затариться едой, пивом и вином, и двинулись по направлению к городку со странным для Африки названием – Кариба. Это произошло часа в 3. Только мы выехали за пределы Хараре, я увидел по середине дороги ржавую пирамидку, сантиметров 60-80 высотой. На ней было написано от руки «Police ahead», и действительно, за поворотом стоял мужик в фуражке и светоотражающем жилете, и театрально-выразительно махал рукой вверх-вниз, показывая то место, где нужно остановиться. Мы остановились. Состоялся примерно такой разговор:
- Вы откуда едете?
- Из Хараре.
- А куда?
- В Карибу.
- Слушай, тут 20 минут назад чувак проезжал, такой анекдот рассказал…
Далее следовал пересказ анекдота, потом еще и еще, потом шла проверка багажа, опять анекдот. Машина отпускалась, я понял, только в том случае, когда подходила новая, а так как в Зимбабве в связи с бензиновым кризисом машин мало, то на каждом таком посте мы теряли минут по 10-20. Ну, скучно, там дорожным полицейским!
Мы ехали, попивали пиво, мимо, через дорогу проскакивали мангусты, бабуины, потом стали попадаться импалы и буйволы. Стемнело. С наступлением темноты, ближе к Карибе стали попадаться на дороге слоновьи кучи. Мы сбросили скорость. Как оказалось не напрасно, - на следующий день мы узнали, что в районе аэропорта Карибы сразу после нас произошло столкновение машины со слоном. Слон в порядке, машина осталась на обочине.
Километров за 100 до Карибы, Энгельберт свернул в поля, сказал что заедем к его родителям. Около 3 км по почти бездорожью и мы приехали в какую-то деревню и 5 круглых хижин, где не было электричества и люди сидели возле костров на которых готовилась пища. Такой радостной встречи родителей с сыном и его спутниками я не видел очень давно. Меня обняли по очереди отец и мать, а когда узнали, что я из России и, тем более, из Сибири, - долго трясли мои руки, видимо, одно слово Сибирь у них вызывает ассоциации с чем-то героическим. На последок нам дали целый пакет вареной сладкой кукурузы. И мы поехали дальше.