Продолжаю
МЕЖДУГОРОДНИЙ ТРАНСПОРТДорожная сетьГлавные дороги между городами уже отремонтированы и хорошего качества. Асфальт есть даже в восточной части страны.
Фактическая дорожная сеть отличается от сети на картах гугла. Многие из дорог, указанных в гугле, были полностью разрушены в военное время. В путеводителе Брадта есть карта реальных дорог и описание их проходимости.
Из Намибе можно уехать только в Лубанго. На картах гугла указана дорога на юг к границе с Намибией. Ее на самом деле не существует и здесь понадобится внедорожник.
Также на картах гугла указана прямая дорога по побережью из Намибе в Бенгелу. Эта дорога существует только частично, от Намибе до поселка Луцира. Между Луцира и Бенгелой- бездорожье, но на джипе можно проехать (с трудом). Удивительно, но существует человек, который проехал всю эту трассу автостопом на мотоцикле. Зовут его Владимир Снатенков и его отчет по Анголе есть на сайте союза ветеранов Анголы.
В интернете есть отчеты и видео людей из ЮАР, которые проехали эту дорогу на внедорожнике. Если верить видео, природа супер.
Между Луандой и Бенгелой есть участок трассы в плохом состоянии, который сейчас ремонтируют. В сухой сезон на легковушке можно проехать, в сезон дождей будет сложно.
Аренда машиныАренда машины в Анголе- большое западло. Это не Греция и не ЮАР, где за копейки можно взять мотор и объездить всю страну.
Малолитражная или обычная легковая машина обойдется в $40-60 в сутки, но по контракту на ней нельзя кататься за пределами Луанды. Смысл этого ограничения не ясен. Главные дороги имеют покрытие, в сухой сезон легковая машина везде проедет.
На полноприводном джипе можно выехать за пределами столицы, но на эти машины странные цены- от $100 в сутки и выше. Никакого оборудования для кэмпинга, как в Намибии и ЮАР, на них нет.
Существуют ограничения на километраж, около 150-200 км в день. Учитывая размеры страны это бред. За дополнительный километраж берут деньги за каждый км, поэтому в реальности аренда выйдет вдвое дороже.
У Анголы есть большое преимущество перед остальными странами региона в том, что аренда автомобиля здесь не понадобится. В странах региона многие достопримечательности - это дикая природа и животные, которые сложно посмотреть без машины. В Анголе достопримечательности сосредоточены в городах или в непосредственной близости от них, а общественный транпорт ходит практически везде. Сложностей не должно возникнуть.
Если есть желание и деньги посмотреть ангольскую глубинку, то конечно без авто не обойтись. В этом случае, наверное, будет легче и дешевле арендовать укомплектованный внедорожник в ЮАР, но до ангольской границы как минимум 4 дня езды. Также непонятно, сделают ли в ЮАР разрешение на вывоз машины в Анголу- для остальных стран региона Ангола всегда была черным пятном на карте. Надо спрашивать непосредственно у прокатной конторы. А так-то в осмотре глубинки на своем транпорте есть смысл, все-таки в Анголе офигенно красивые леса баобабов, саванны, горы и пляжи на побережье.
АвтобусСамый практичный вид междугороднего транпорта. Раньше было несколько автобусных депо, но большинство из них обанкротилось и остался монополист- Макон (Macon). Название состоит из инициалов матери бывшего президента дос Сантос. Понятно, что и владельцы компании- семья дос Сантос.
Автобусы Макон хоть и немного медленны, но достаточно комфортны. Это большие автобусы VIP-класса китайской марки Yutong. Сиденья откидываются назад, между рядами достаточно места чтобы вытянуть ноги. Во всех автобусах кондиционер, и у водилы хватает ума не включать его на полную мощность как это делают много где в мире. Внутри не жарко и не холодно.
На ночных автобусах Макона в сиденьях есть USB-контакт, можно зарядить мобильник.
С билетами проблем нет, но лучше взять за день заранее чтобы не остаться с носом. Кассы, как правило, находятся на вокзале. При покупке в билет вносят ваш номер телефона и имя, и иногда (редко) спрашивают паспорт. Номер места можно выбрать самому и его забронируют на ваше имя. Все очень цивилизованно. Здесь нет присущего другим странам африканского хаоса, когда толпа негров ломится в автобус чтобы занять сиденье.
Стоячих мест нет,автобус никогда не возьмет больше пассажиров, чем есть сидячих мест.
Между первым рядом и водилой- стена с дверью, поэтому в первом ряду (кресло 1-4) для ног маловато места. Лучше всего брать сиденье во втором ряду (5-е по 8-е кресло). Там и укачивает меньше чем в хвосте автобуса, и есть достаточно места чтобы вытянуть ноги и поспать.
Время автобуса в пути будет сильно отличаться от того, что вам скажут в кассах. Как правило прибавляйте 20-30%.
Автобусы Макон редко отправляются по расписанию, часто бывают задержки на 10-30 минут. Но опаздывать на вокзал все же не стоит. Иногда автобус может уйти на 2-3 минуты раньше расписания.
Макон ездит практически между всеми городами. В отличии от говностран типа Эфиопии, где междугородние автобусы отправляются в 6 утра, в Анголе в каждый город есть по нескольку отправлений в разное время суток. Это очень удобно. Можно спланировать время прибытия в точку назначения и выспаться перед отправлением.
Багаж складывается в багажный отсек под салоном. Местные там часто возят продукты, поэтому если вы не хотите, чтобы ваш рюкзак потом вонял рыбой, попросите водителя открыть отсек прямо над задним или передним колесом. Он с радостью откроет. Там узкий отдельный отсек, прям как сделан специально для 60-литрового рюкзака. В багажных отсеках пыльно, поэтому на рюкзак лучше всего одеть чехол.
Автобус будет часто останавливаться. Были случаи, когда на таких остановках у людей воровали багаж. Поэтому не помешает на каждой остановке выйти и посмотреть, не пытается ли кто-нибудь стырить ваш рюкзак. По этой же причине все ценные вещи надо брать с собой в салон.
Сами автобусы абсолютно безопасны и их никто не грабит. Внутри салона камеры наблюдения. Все как-то даже не по-африкански.
По пути будет мало возможностей нормально поесть. Местные сельчане на полустанках часто делают мангал из автомобильных дисков, на которых жарят курицу и рыбу для продажи. Также есть вяленая рыба. Мух на этих рынках немерено. Поэтому если вы не хотите рисковать здоровьем вашего желудка, лучше купить что-нибудь съестного в городе за день заранее, и взять это с собой. В купных торговых центрах в городе всегда есть готовые булки с начинкой и готовая пицца.
Цены на билеты очень демократичны. Всех цен уже точно не помню, но вот примерные цены и точное время в пути:
Луанда - Мбанза Конго: около 4500 кванза, 9 часов
Луанда - Маланже: 3800 кванза, 10 часов
Намибе - Лубанго: около 2500 кванза, 5,5 часов
Лубанго - Бенгела: 4600 кванза, 8 часов
Бенгела -Луанда: около 4200 кванза, 11 часов
По Луанде в путеводителе Брадта указано несколько автовокзалов. Но после банкротства автобусных бюро остался всего один терминал- главный терминал Макон. На картах гугла обозначен как Macon Terminal Interprovincial Gamek, 7 км на юго-западе от аэропорта. О нем уже шла речь в этом отчете. В терминале 2 зоны, зона убытия и зона прибытия. Каждая обнесена забором и охраняется, внутри камеры наблюдения. В терминале есть скамейки, и приехав ночью на них можно поспать до рассвета. Также тут есть нормальные чистые туалеты и в некоторых из них даже мыло для рук. В зоне убытия есть хорошее кафе Vanan, там отличный эспрессо, закуски и выпечка.
Из соображений безопасности время прибытия в Луанду придется планировать. Автобус из ближайших туристически интересных мест идет в Луанду 9-11 часов. А значит, при поездке в Луанду есть два варианта:
1. Стартовать рано утром, приехать до темноты и уехать в центр на маршрутке.
2. Ехать ночным автобусом и приехать в Луанду в 4-5 утра, дождаться рассвета не покидая терминал, и уехать на маршрутке в центр в 6 утра. Так делают все местные, кто приезжает ночью- делайте и вы.
В принципе, можно приехать и после темноты и уехать в центр на такси если не жалко 7000-8000 кванза. После 11-12 ночи наверное лучше не ездить в центр даже на такси, но тут уж каждый решает сам, какие риски он готов принять.
Помимо Макона есть неколько неофициальных местных автобусных контор. Ездят они на микроавтобусах или на маленьких автобусах Toyota Coaster. Эти ездят быстрее и стоят дешевле Макона. У них свои "автовокзалы". Между мелкими городами на этих автобусах вполне можно ездить, но я не заморачивался с поиском.
В Луанде эти "вокзалы" в основном в районе Виана, в 20 км на юго-востоке от города. Из-за сложной логистики, уровня криминала в Виане и отсутствия мер безопасности на этих вокзалах и автобусах, при поездках в Луанду это точно не вариант.
ПоездВосстановлены сообщения Луанда -Маланже, Лобито-Бенгела-Хуамбо и Намибе-Лубанго-Менонге. Поезд- вариант на любителя. Автобусы идут быстрее да и логистика внутри городов у них более удобная.
По направлению Луанда-Маланже поезд уходит от ж/д вокзала в районе Виана (см. выше), а туда еще надо добраться. От старого вокзала Bungo в восточной части центра Луанды вроде есть элекричка до ж/д вокзала в Виане, но как там со стыковками на поезд дальше в Маланже- непонятно. Да и сам вокзал Бунго, по слухам, находится не в самой безопасной части центра. На картах гугла Бунго отмечен как Estação Central de Luanda.
Внутренние перелетыКольцевой маршрут по стране невозможен. Из всех туристически интересных мест всегда придется возвращаться обратно по той же дороге. Дорога между Луандой и Намибе идет через Бенгелу и Лубанго, и занимает 2 дня пути по земле. Поэтому есть смысл перелеть между Луандой и Намибе или Луандой и Лубанго, чтобы потом не тащиться два дня обратно. TAAG летает из Луанды в Намибе 3 или 4 раза в неделю, так что планируйте ваш маршрут заранее, чтобы совпало по датам.
Из Луанды в Мбанза Конго и в Маланже в данный момент никто не летает.
Авиабилеты оплачиваются в кванзах. Поэтому будет дешевле сначала разменять деньги по уличному курсу, и потом уже выкупить билеты на месте. Цены стабильны, за 2-3 дня до отлета можно все еще выкупить билет по обычной цене.
Я брал билет Луанда-Намибе у TAAG за 46000 кванза. Офис находится на набережной Маржинал, в 500 метрах на восток от здания Национального Банка. Этот офис соседствует с офисом TAP Portugal, который отмечен на карте гугла. Есть еще офис TAAG в аэропорту, но тут всегда очередь.
С установочными данными покончено. Дальше- непосредственно отчет о туристических местах.
**ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ**