Маршрут на карте не совсем точный, но даёт представление о нашем пути.
Но обо всём по порядку. Южная оконечность Африки на моём сайте явно выделялась некоторой пустотой — ни одного флажка, ни одной отметки о посещении. Поэтому этот регион постепенно переполз в разряд приоритетных, тем более что и жена у меня ни разу не бывала в чёрной Африке, а начать знакомство с относительно лайтовых и безопасных Намибии, или там Ботсваны было хорошей и правильной идеей. Соответственно, когда появились не халявные, но относительно недорогие билеты АлИталии с полноценным багажом и нормальными стыковками в Риме, я долго не колебался, и взял парочку на ноябрь, немножко переходящий в декабрь, после чего стал изучать вопрос конкретнее. Поскольку билеты были в Йоханнесбург, а не в Кейптаун, то я решил плотнее окучить восток страны и окрестности, оставляя таким образом запад ЮАР и Намибию на следующий раз. Постепенно из чтения интернета и всяких путеводителей стал вырисовываться маршрут в 4 с лишним тысячи километров, пролегающий по территории 5 стран (даже 6, если считать планы забежать в Замбию ногами в районе водопада Виктория), представляющий собой широкое кольцо с началом и концом в Йоханнесбурге. Сформировав концепцию, я поделился планами с роднёй и знакомыми, и нежданно-негаданно у нас появились попутчики в лице Михаила и Татьяны, наших давних знакомых по встречам форума Винского. Ребята взяли билеты на те же даты, и дальнейшая подготовка уже велась совместно.
Пожалуй, самой большой сложностью оказалось найти прокатную контору, которая бы позволяла въезд на своей машине в Зимбабве за пределы городка Виктория Фоллз. Таких в конце концов оказалось две — Britz и Tempest. Про вторую, местечковую, писали гадости в интернетах, а Бритц, судя по паутине, был крупной международной компанией, специализирующейся на сдаче кемперов и подготовленных джипов, пикапов с интегрированной палаткой, и т.д. Такая техника стоила дорого, да и не была нам нужна, но в самом конце списка нашёлся и обычный Ниссанчик Икс-трейл, который мы успешно и зарезервировали, несмотря на полную предоплату. Подкупало и то, что в аренду была включена полная страховка (кроме кувырка), и транспондер для платных дорог в ЮАР. И что ещё важно — машина была бензиновой, а в Зимбабве с соляркой, по слухам, были проблемы.
Довольно долго дошлифовывали программу – при детальном рассмотрении выяснилось, что некоторые намеченные мероприятия в запланированные сроки неосуществимы. Жильё бронировали не везде, только в ключевых точках – это было обусловлено неопределённостью, сколько сможем проехать, например, по зимбабвийским дорогам за день, да ещё и с заездами к достопримечательностям. Тем не менее только 4 ночи оказались без предварительного резервирования.
ЮАР, Ботсвана, Свазиленд (он же Эсватини) для россиян безвизовы, в Зимбабве и Замбию виза получается на границе, а вот с Лесото всё сложнее – виза получается онлайн, для чего надо потратить довольно много времени, сканируя всякие документы, при этом ещё и требуется подгонять файлы в нужный размер, и в конце заплатить целых 150$. Немало! В интернете есть истории о том, что народ внаглую заезжал в Лесото без виз, делая морду кирпичом, или давая на границе взятку, но это касалось удалённых погранпереходов, у нас же план был несколько иной, к тому же в последнее время больше было сообщений, что так не прокатило. Припереться в такую даль с шансами вдруг обломиться не хотелось, и мы дружно решили не рисковать, пополнив бюджет Лесото 600 баксами.
19-20.11
В Москву приехали на поезде. АлИталия оказалась конкретным жлобом – на почти одиннадцатичасовом перелёте из Рима в ЮАР покормили только дважды, и то – с утра на завтрак дали одну-единственную булочку с напитками, это трындец. Как так можно – людей голодными из самолёта выпроваживать?)) Одно хорошо — благодаря тому, что самолёт был полупустым, все даже более-менее выспались, а жена у меня так вообще почти всё время нагло продрыхла, заблаговременно отжав четыре сиденья в середине лайнера.
Йоханнесбург встретил переменной облачностью, достаточно комфортной температурой в районе 23 градусов, и нереально охреневшими сотрудниками обменников — на предложение сконвертировать 200 баксов в ранды заряжали комиссию около 10% от официального курса на табло. Забегая вперёд, скажу, что встречающий нас от прокатной конторы мужик на вопрос «где поменять валюту?», ухмыльнувшись, ответил — «где угодно, только не здесь!» Получение машины, как я и ожидал, в прокатной конторе заняло существенно больше времени, чем на среднестатистической стойке в аэропорту, сказалась и необходимость выписать пермит для посещения пяти соседних стран, и то, что стандартная процедура в конторе, специализирующейся на кемперах, занимала больше времени с объяснением всего и вся.
Выехав в 13, ещё 40 минут потратили на закупки в близлежащем супермаркете, и снятие 2000 рандов в банкомате (максимально возможная сумма в данном банкомате, комиссия банка 50 рандов, и Сбербанка сверху — 100 рублей)., курс ранда к рублю приблизительно 4,3 рубля за 1 ранд. Это, кстати, нам сильно пригодилось, так как наши карты для оплаты дорог не проходят. Внимательный читатель спросит — как так, ведь они у вас включены в стоимость проката? Отвечаю — сборы за дороги осуществляются как в автоматическом режиме при проезде через соответствующие арки на трассе, так и операторами в пунктах оплаты. Как нам объяснили, за первые можно было не беспокоиться, а вот вторые всё равно приходилось оплачивать в ручном режиме. На подъезде к Претории на ровном месте потеряли ещё 30 минут в пробке, образовавшейся из-за того, что с фуры рассыпалось несколько палет с кирпичами, перекрыв все три ряда автомагистрали в нужном нам направлении. Естественно, это породило массу шуточек на тему сильного испуга водителя.
Дальше всё пошло ровно — катили себе и катили к границе Ботсваны, замедляясь в городах и разгоняясь до разрешённого лимита вне их пределов. А лимит скорости в ЮАР — 120 км/час даже на обычной загородной двухполоске. Ближе к границе стали появляться всякие африканские атрибуты типа антилоп и бородавочников, термитников и акаций, вызывая у африканских новичков бурную радость. К границе прибыли без десяти шесть, опасаясь, что её закроют в 18, ибо точных данных у нас не было. Однако всё работало, и, объехав длинную очередь фур, мы выехали из ЮАР — для этого понадобилось только зайти в иммигрейшн и поставить печати в паспорта.
С въездом в Ботсвану так быстро не получилось — понадобилось показывать бронь отеля, а также отстоять довольно медленную очередь, чтобы оплатить таксу за пользование дорогами Ботсваны. С нас взяли 115 пул, можно платить картой; я ещё поменял в обменнике сотку баксов, предвидя, что за всякие экскурсии придётся платить кэшем. Курс — 8,75 пул за доллар, что, как показала практика, довольно невыгодно. К моменту выезда с границы уже полностью стемнело, и шёл довольно сильный дождь, так что Михаил, которому выпало первому ехать за рулём, счёл за благо сесть на хвост фуре и в спокойном режиме 90 км/час ехать сзади с расчётом на то, что даже если кто и выбежит на дорогу, то фура раскатает этого кого-то надёжнее и лучше, чем наш X-Trail.
В свете всего было понятно, что первоначальный план доехать до Франсистауна практически невыполним — в лучшем случае мы доберёмся туда часам к одиннадцати и потеряем кучу времени, шарахаясь в поисках отеля; поэтому решили доехать 110 км до городка Палапье, и заночевать там, а завтра с утра встать пораньше и наверстать упущенное.
На въезде в городок заехали в первый же отель, где были поражены минимальной ценой в 150 $ за дабл и полностью забитой дорогими машинами парковкой. Ещё и мест не было несмотря на то, что отель совсем не маленький. Второй отель в центре, куда мы сунулись, привлёк нас оценкой 8,8 на букинге, но история повторилась — мест нет, а ценник совсем не радовал. После этого отбросили избирательность и стали проверять всё подряд, благо, что недостатка не было. В результате упали в первом же гестхаузе с прайсом 350 пул за дабл, + ужин за 90, да ещё и хозяйка согласилась взять баксами из расчёта 1:10. В кафешку с пивасом сопроводил отпрыск хозяйки, прайс гуманный для разливайки — полтора бакса за 0,5 Амстела. Поели от пуза, чуток посидели во дворике, и в половине двенадцатого разошлись спать, договорившись выйти на завтрак в 6:30.
Проехали за день 560 км.