Ливан — небольшое гористое государство на Ближнем Востоке, расположенное на восточном берегу Средиземного моря. На востоке и севере граничит с Сирией, на юге — с Израилем. Население Ливана — около 4 миллионов человек.
Поскольку история Ливана очень интересна и насыщена различными событиями, приведу немного полезной информации об этой стране, собранной с различных информационных сайтов.
Древний Ливан
Появление первых поселений на территории современного Ливана относится к 6 тысячелетию до нашей эры. В окрестностях Библоса археологи обнаружили остатки доисторических хижин и примитивных орудий. Некоторые предметы быта указывают на существование здесь стоянок рыболовецких племен времен эпохи неолита ещё в 8-7 тысячелетии до нашей эры.
Ливан стал родиной Финикии, развитого морского торгового государства, растянувшегося вдоль берега Средиземного моря. Финикийцы дали миру первый алфавит. Расцвет Финикии пришёлся на 1200—800 до н. э. В VI веке до н. э. Финикия попала под владычество персов во главе с Киром Великим. В 332 до н. э. Александр Македонский совершил поход на Финикию, уничтожив её крупнейший город — Тир. С распадом империи Македонского Ливан вошёл в состав Царства Селевкидов, а в I веке до н. э. — Римской империи.
В период арабских завоеваний и становления Халифата в Ливан проникает ислам. В XII веке Ливан стал частью Иерусалимского королевства крестоносцев. В 1261 году крестоносцы были изгнаны из Ливана египтянами, и Ливан находился в составе Египта до 1516 года. В 1517 году султан Селим I присоединил эту территорию к Османской империи. Эмири Шехаб правили Ливаном с 1697 до 1842 гг.
Французский мандат
Ливан находился под владычеством турок 400 лет в составе Большой Сирии. После поражения Турции в Первой мировой войне и распада Османской империи территория Ливана отошла к Франции.
Независимый Ливан
В 1940 году Франция была оккупирована Германией. В 1943 году Ливан официально приобрел независимость. Неписанный «Национальный пакт» установил правило, по которому президентом страны должен быть христианин, а премьер-министром — мусульманин. В 1948 Ливан принял участие в первой арабо-израильской войне. После поражения Арабской освободительной армии Ливан подписал с Израилем прекращение огня. 100 тысяч палестинских беженцев перебрались в Ливан.
С 1956 года в Ливане начали усиливаться противоречия между христианами и мусульманами, вылившиеся в мае 1958 года в гражданскую войну.
В 1975 году в Ливане разразилась вторая гражданская война между мусульманской и христианской общинами. Война продолжалась 15 лет, разрушив некогда процветающую экономику страны, и унесла жизни более 150 тысяч жителей. Кровопролитие прекратилось в 1990 году. По просьбе правительства в Ливан вошли сирийские войска. В ходе войны дважды (в 1978 и 1982 годах) в Ливан вторгалась Армия обороны Израиля. Силы ЦАХАЛ оставались в южном Ливане вплоть до 2000 года. После вывода войск между Израилем и Ливаном была проведена четкая граница — так называемая «голубая линия.
После окончания гражданской войны в Ливане наступил недолгий период относительного спокойствия, прерванный правительственным кризисом, спровоцированным убийством экс-премьера страны Рафика Харири, последовавшим выводом из страны сирийских войск и Июльской войной с Израилем в 2006 году.
В 2007 году ситуация в Ливане осложнилась кризисом вокруг лагеря Нахр аль-Барид, который был спровоцирован перестрелкой между правительственными войсками и палестинской радикальной организацией Фатх аль-Ислам в окрестностях Триполи. Это самый кровавый внутренний конфликт в стране со времен Гражданской войны. В боевых столкновениях армии с террористами погибли более 300 человек: по меньшей мере, 154 солдата, 120 террористов и 42 мирных жителя. Около 40.000 человек были вынуждены покинуть свои жилища.
Религия в Ливане
Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр — мусульманин-суннит. Спикер парламента — мусульманин-шиит.
Мусульмане
На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности — суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.
Христиане
Марониты — крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве.
Греко-православные — вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.
Другие религии
Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше — большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.
В последнее время добавились другие незначительные количества бахаистов, буддистов и индуистов из натурализованных иммигрантских семей.
Но несмотря все вышеперечисленное факты и такую богатую различными вооруженными конфликтами историю страны, мы были твердо уверены, что на данный момент в Ливане все спокойно и еще в марте прошлого года приобрели билеты на рейс Москва-Бейрут-Москва авиакомпании Аэрофлот за 33000 руб. на двоих
План и маршрут путешествия.
1.) Вылет в Москву из Перми 3 января в 11:15 (Авианова). Прилет в 11:20.
2.) Вылет в Бейрут 3 января в 21:05 (Аэрофлот). Прилет 4 января в 00:05.
3.) 4 января Гора Хариса, Триполи, Бейрут.
4.) 5 января Гроты Джейта, Библос, Бейрут.
5.) 6 января Баальбек, Бейрут.
6.) 7 января Сидон, Тир, Бейрут.
7.) Вылет в Москву 8 января в 01:15. Прилет 8 января в 06:10.
8.) Вылет в Пермь из Москвы 8 января в 09:40. Прилет 8 января в 13:45.
Бейрут.
Приземлились в Бейруте уже в первом часу ночи 4 января, рейс Аэрофлота задержался совсем немного. На паспортном контроле девушка - пограничник долго листала паспорта, в поиске Израильских штампов и в итоге ее внимание привлек штамп въезда в Иорданию, через портовый город Акаба (В прошлом году мы посещали Иорданию, воспользовавшись паромом Нувейба (Египет) – Акаба (Иордания)). Связано это видимо с тем, что Иорданский город Акаба является свободной экономической зоной и расположен в непосредственной близости от Израильского города Эйлат. Самостоятельно решение принять она не смогла, и мы проследовали вместе с ней в кабинет начальника, который полистал какой-то справочник, позвонил кому-то по телефону и в итоге дал добро на въезд в страну. Самое интересное, что нам в течение всего этого действа не задали ни одного вопроса, порешали что-то между собой, поставили штамп въезда и отпустили.
Планируя наше путешествие, мы сразу решили, что передвигаться по стране будем на арендованном автомобиле, еще дома оставили на сайте Avis заявку на аренду автомобиля в аэропорту Бейрута и по прилету сразу проследовали к их стойке. После непродолжительных манипуляций менеджера нам достался практически новый Kia Picanto на автомате за 200$, включая все страховки, на 4 дня.
Это был наш первый опыт аренды автомобиля за рубежом, а также мой первый опыт вождения автомобиля в чужой стране (не считая конечно мотобайка в Тайланде и Вьетнаме), но все оказалось не так уж и сложно. Единственной сложностью самостоятельного передвижения на автомобиле для нас оказался затрудненный поиск достопримечательностей, приходилось часто останавливаться и пытать местное население. Местные всегда были рады помочь, но не всегда эта помощь была полезной. Сказывается языковое недопонимание и часто двойное название городов и населенных пунктов (Тир (Сур), Библос (Джбаил) и т.д.).
Первым нашим испытание было отыскать, забронированный нами заранее отель Beau Rivage Hotel Beirut, который расположен по адресу Ramlet al-Baida, P.O.BOX 114-5013, Beirut, Lebanon. Еще дома зная, что возникнет такая проблема и не найдя ни одной нормальной карты Ливана и Бейрута для автомобильного навигатора, пришлось загрузить в него навигационное ПО Ozi и Генштабовские атласы по Ливану с масштабом 2 км в 1 см. А также распечатать 3 или 4 различных варианта места расположения отеля, которые давали сайты бронирования отелей (Directrooms, Booking, - и т.д.). Но это нам все равно не помогло и ни одно из местоположений не оказалось верным. На поиски отеля уже в пределах района Ramlet al-Baida мы потратили около 1,5 часов и так и не смогли найти самостоятельно. В итоге официанты одного из кафе, сжалившись над нами (т.к. мы подъехали к ним уже второй раз), позвонили по телефону указанному в листке бронирования, и один из них поехал с нами показывать дорогу, с условием, что мы привезем его обратно. Оказалось совсем недалеко, но совершенно не в том месте, где мы его искали.
Отель был вполне нормальным за свои деньги (193 $ за 4 дня), учитывая немаленькие цены на отели в Бейруте, не считая факта отсутствия горячей воды (наверное у них зимой везде так) и присутствия тараканов в номере.
Уснули как убитые, ведь мы проделали немаленький путь за этот день.
4 января. Бейрут, Джуния (Гора Харриса), Триполи.
Утром проснулись пораньше, т.к. находиться в стране предстояло всего 4 дня, а посмотреть хотелось очень многое. Позавтракали и отправились на поиски первых достопримечательностей. Завтрак кстати в отеле оказался очень скудным: лепешки, масло, сыр, яйца, кофе и какая-то непонятная творожная масса.
В первый день решили далеко не ездить и направились в сторону Джунии. В итоге времени на то, чтоб по пробкам выбраться из Бейрута ушло даже больше, чем доехать до места назначения. Движение по дорогам в Ливане изначально кажется хаотичным, правила дорожного движения почти никто не соблюдает, но потом быстро привыкаешь и становишься единым целым с этим движущимся потоком и даже начинаешь позволять себе погудеть кому-нибудь резко перестроившемуся перед тобой. В Бейруте очень много шикарных автомобилей (Феррари, Ламборджини, Бугатти и т.д.) поэтому приходится смотреть в оба во время езды по городу. А вот в других городах наоборот очень много старых раздолбанных тарантасов, преимущественно, почему-то марки Мерседес. Чем вызвана такая любовь не понятно.
На трассах между городами имеются в изобилии военные блокпосты, контроль происходит чисто визуально. Каждый подъезжает к будке и получает устное разрешение двигаться дальше (А у нас камер понаставили).
Заприметив канатную дорогу, проходящую прямо над трассой мы свернули на развязку и потратили около получаса на поиски того места, откуда она начинает свой путь. В итоге поехали за проезжавшим мимо туристическим автобусом и не прогадали, приехали туда куда нужно. Парковка платная 2000 Ливанских ливров.
Курс кстати везде по стране примерно одинаковый и равен 1500 ЛЛ за 1$, чтоб пересчитать в рубли я придумал нехитрую формулу, нужно откинуть 2 нуля (т.е. поделить на 100) и умножить на 2.
Канатная дорога называется Телеферик и ведет она на гору Харриса, на вершине которой находится огромная статуя Девы Марии с распростертыми руками. Она считается почитаемой святыней у христиан, и они называют ее «Сейидатна Хариса» - наша госпожа Харриса по-арабски. Билет на Телеферик стоит 9000 ЛЛ (на машине можно подняться бесплатно, но это не так интересно). Путь состоит из 2-ух частей: первая часть – это маленький двухместный вагончик, едущий по тросу на немаленькой высоте и раскачиваемый всеми ветрами (тем, кто боится высоты лучше не ездить), а вторая (после пересадки) – рельсовый вагон, который проезжает оставшуюся маленькую часть подъема на гору. Виды на Джунию сверху открываются просто потрясающие.
После спуска, решили ехать дальше по трассе в надежде найти следующую достопримечательность расположенную также где-то в районе Джунии - гроты Джейта (огромная пещера с множеством сталактитов и сталагмитов), но в этот день их не нашли, и сами не заметили, как проехали Библос и доехали почти до Триполи (осталось ехать всего около 30 км.).
Подумали и решили, что будет глупо, если мы развернемся назад и не посетим Триполи. Что смотреть в Триполи мы совершенно не знали. Слышали правда про какую-то крепость крестоносцев Сен-Жиль, но к сожалению ее не нашли (сколько бы ни спрашивали у местных). Решили просто побродить по улочкам, и познакомится с городом.
Закупились фруктами на местном рынке (очень недорого, 1 кг. бананов например, стоит 1$) и двинулись в обратный путь.
Когда доехали до Бейрута уже стемнело. Темнеет рано. Нашли кафе на улице, которая идет параллельно набережной Бейрута и поужинали. Цены в кафе и ресторанах немного кусаются. Например, ужин на двоих обходится в среднем 40000 - 60000 ЛЛ.
Бензин тоже дорогой 1 литр 95-го стоит примерно 1750 ЛЛ (посчитано, путем деления заплаченной суммы на количество заправленных литров). С ценой, указанной на заправках мы так и не разобрались. Почти везде светятся цифры 35200, либо 3520-0 за 2 литра, то ли 352-00 за 200 мл.
А вот в магазинах наоборот показалось, что цены не очень высокие. Банка пива 0,33 стоит 1000 ЛЛ.
Погода в этот день была замечательная: температура около 18С, до обеда светило солнце, а после были небольшие кратковременные дождики.
5 января. Гроты Джейта, Библос.
Вид из окна нашего номера был на мечеть. Несколько раз в день (а утром особенно слышимо) из нее доносились призывы муэдзина. Но уже на второй день мы привыкли и уже не просыпались в 5-6 утра.
В этот день мы решили все-таки отыскать дорогу к гротам Джейта, тем более что вчера, когда возвращались из Триполи мы заметили указатель, на котором было написано Grotto Jeito. А также посетить Библос – древнейший город на земле, история которого насчитывает около 9000 лет.
Добрались до гротов быстро, везде следовали указателям. Виды по пути следования замечательные.
Парковка платная 2200 ЛЛ. Билет стоит 18150 ЛЛ. Гротов всего два, верхний и нижний.
В первый едешь по канатной дороге, а во второй на паровозике.
Фотографировать внутри пещер нельзя. На входе камеры и фотоаппараты необходимо положить в специальный ящик. Внутри очень красиво. По верхнему гроту проходишь пешком, а по нижнему плывешь на лодке. Неимоверное количество сталактитов, сталагмитов и прочих образований, красиво подсвеченных разными цветами. Выходить не хочется.
По дороге из гротов в Джунию нам на глаза совершенно случайно попала еще одна достопримечательность. Иезуитский монастырь, на крыше которого стоит статуя Христа с распростертыми руками (прямо как Корковадо в Рио).
До Библоса добрались быстро. Очень радует, что все города так близко друг к другу расположены. Часто даже и не заметно где закончился Бейрут и началась Джуния, и, где закончилась Джуния и начался Библос. Бескрайних просторов как в России нет. Страна очень маленькая, что-то около 200 км. с юга на север и 100 км. с запада на восток.
Библос официально является одним из самых древних городов, жители которого никогда не покидали его. Правда, от древнего города почти ничего не осталось. Вход в археологический парк стоит 6000 ЛЛ.
В Бейрут вернулись, когда еще не стемнело. Поэтому осталось время побродить по улочкам и посетить несколько интересных мест.
Побывали на Площади мучеников. На ней находится специально оборудованный белый шатер, под которым похоронен бывший премьер Ливана Рафик Харири (вместе со своими телохранителями), погибший при взрыве заминированного автомобиля 14 февраля 2005 года. Зайти внутрь шатра можно, там играет грустная музыка, очень много цветов и стоит вооруженная охрана. Рядом расположена мечеть аль-Амина, которая была построена на средства Рафика Харири.
На Площади мучеников также расположен памятник ливанцам, павшим в борьбе с турецкой оккупацией Ливана, в честь него площадь и стали так называть. Во время гражданской войны он пострадал от пуль, но восстанавливать его специально не стали.
Пострадавший район не подлежал восстановлению, и на его месте появилась огромная, почти бескрайняя, площадь.
Также говорят, что на этой площади в июне 1772 года высаживался русский десант, а с октября 1973 до февраля 1774 года Бейрут вообще находился под юрисдикцией Российской империи и над городом развивался российский флаг.
После Площади мучеников пошли в сторону Площади Звезды. Обратили внимание, что прямо в центре города ведутся какие то раскопки. Вроде как тут когда то проходила одна из улиц античного Бейрута.
Площадь Звезды расположена в самом центре Старого Бейрута. Она действительно напоминает по форме звезду, т.к. в центре площади находится башенка с часами, а во все стороны от нее разбегаются улочки. На этих улочках находятся кафе и рестораны, куда люди приходят попить кофе, поужинать или просто пообщаться. Нам этот район почему-то очень сильно напомнил Париж.
В отель вернулись, когда уже стемнело. Все-таки удобно передвигаться по городу на своем транспорте, чувствуется определенная свобода. А оставляли машину прямо у дверей отеля.