Лишний раз убедился, что верить можно только самому себе.
Скажу сразу, что в моём отчёте не будет ни описания посещённых мест, ни фотографий. Это всё описано намного лучше в других отчётах, чем могу сделать я. Только факты и информация
В Сирию мы ехать не собирались. Планировали Алжир и на обратном пути в Ливан. Все перелёты Турецкими авиалиниями. Но алжирцы, протянув больше месяца, каждый раз требуя всё новые бумаги, которые мы им предоставляли, в конечном итоге визы нам не дали. Тем самым, ограничив возможности для изменения маршрута. У нас оставалось два выхода, или сдать билеты с большим штрафом и сидеть все новогодние праздники дома или поменять билеты с минимальными затратами. Поэтому решили поменять маршрут и лететь сначала в Ливан, потом на машине в Сирию и обратно в Ливан.
В общем, поездка в Сирию могла бы и не состоятся, по определённым обстоятельствам. Всё шло по плану, но в предпоследний день нашего путешествия по Ливану мы встретили, на свою голову, живущего в арабской общаге под Триполи, где не было горячей воды и тепла, а ночью не было света, нашего соотечественника, некого Mikhail Mechref, который просто оказался подлецом и мразью. (Пусть простят меня модераторы, но по натуре я человек прямой и привык называть вещи своими именами). Правы, наверное, те, кто за границей держится подальше от наших бывших. Узнав, что через день мы едем в Сирию, он решил немного нас «просвятить» о происходящих там событиях. Начал с того что сказал, что на севере Сирии на границе с Ливаном закрыты оба перехода из-за якобы ракетного обстрела Сирийского приграничного населённого пункта. Мы сказали, что об этих событиях не слышали, хотя мониторили интернет и местное телевидение. На что этот мудак зная, что мы не сможем это проверить в данный момент из-за отсутствия телевизора и интернета, ответил, что это произошло только сегодня. Сказали, что пересекать границу будем в другом месте. Тогда он взял карту и нарисовал те места, которые посещать опасно. Практически это был весь запланированный маршрут. Кроме того он сказал что дорога из Бейрута в Дамаск постоянно простреливается и не каждый таксист нас туда повезёт даже за 300 долларов. Ещё сказал, что все указатели на арабском языке, а об английском сирийцы вообще не имеют понятия. Опережу события и скажу, что всё это была полная дезинформация. С какой целью это было сделано мне непонятно, скорее всего, было желание впарить нам своего знакомого таксиста, который якобы ради нас может рискнуть, и при этом самому неплохо на нас заработать. Но эта информация нас насторожила. Какой смысл ехать рисковать и при этом ничего не увидеть.
На следующий вечер в Бейруте остановились в отеле. Взяли дорогой интернет. Ничего подобного, о чём рассказывал этот урод, мы там не нашли. Тогда мы решили поступить следующим образом. Утром в аэропорту сдаём рентованную машину и ищем такси до Дамаска. Взяв такси, доехали до места, с которого отправляются такси до Дамаска. По дороге интенсивное движение и ни одного блокпоста. Стоимость такси до пригорода Дамаска (место называется Самария) оказалась по 20 долларов с человека, ещё пять долларов до отеля. Въездной сбор 20 дол. Доехали без проблем. На ливанской границе никто ничего не смотрел. На сирийской всё серьёзнее. Проверяют все вещи. Подозрение вызвала фототехника. Идём к начальнику. Вопрос: вы случайно не журналист и вообще, с какой целью едете в Сирию. Говорю что российский турист. Отношение резко меняется в лучшую сторону. А чего сразу не сказали. Рассыпаются в комплиментах к России, вы наши друзья и гости, угощают сигаретами, предлагают попить чайку и быстро отпускают. Сирийцы ставят два небольших штампа. На паспортном контроле, как в Ливане, так и в Сирии перелистывают весь паспорт, видимо смотрят наличие израильских штампов.
До Дамаска доехали быстро, на окраине города пересели на другое такси и на нем доехали до отеля. Пятизвёздный «Al Shahbandar palace» расположен в старом городе, в трёх минутах от мечети Амеядов. Стоимость номера 50 долларов (по прайсу, висевшему в номере 275 долларов). В отеле кроме нас никого. Вечером посетили мечеть Амеядов и походили по сувенирным магазинам, которых между отелем и магазином множество.
Отель.
Дамаск.
Мечеть Амеядов.
На следующее утро надо ехать за арендованной машиной. На ресепшене просим вызвать такси за пол часа до предполагаемого отъезда. Как обычно всё делается по по-арабски, т.е звонят своему какому-то знакомому. Приезжает с опозданием на 15 минут. Просит 10 долларов. Посылаем и выходим с вещами на дорогу, где быстро находим такси за 2 доллара. Забираем машину и берём курс на Пальмиру.
Навигатор в Сирии не работает, хотя карты закачаны. Приходится ехать по карте и спрашивать. Не все понимают английский но, пытаются помочь. Во всяком случае, направление показывают. Забегу вперёд и скажу, что практически всегда люди показывали нам дорогу и пытались объяснить, хотя бы на своём языке и с помощью жестов. Несколько раз таксисты или простые водители ехали впереди нас, чтобы показать дорогу, причём совершенно бесплатно. Ну, в общем выехали.
Маалюля. Центр христианства в Сирии.
Дорога на Пальмиру проходит через мятежный Хомс, один из городов, где происходили боевые действия. Его можно объехать, по объездной не заезжая. Дороги в Сирии хорошие машин мало, ограничение 110 км\ч. Но, похоже, это минимальная скорость, все едут намного быстрее. Все указатели дублируются на английском. На дорогах полно российской и советской техники как легковой, так и грузовой. Немного ошибаемся и вместо того чтобы объехать заезжаем в Хомс. С виду город как город, на въезде обыкновенный полицейский и солдат с автоматом. Ну, раз заехали, решили просто сделать круг и уезжать.
Сразу обратил внимание, что в городе очень мало машин и людей, что совсем не характерно для арабского города. Но вдруг заезжаем в какой то район. Напоминает город-призрак. Абсолютно пустой, нет ни одной машины и ни одного человека, закрыты все магазины. Везде большие горы мусора. Выезжаем на широкую трёхполосную дорогу в каждом направлении, на которой нет ни одной машины, и движемся вперёд. Упираемся в бетонные блоки. Становится жутковато. Быстро разворачиваемся и едем обратно. Увидели машину, которая нырнула на какую-то улицу, и поехали за ней. На улице блокпост. По обе стороны укрепления из мешков с песком. Оттуда торчат пулемёты, направленные в сторону безлюдного района. Человек 10 солдат. Тотальная проверка документов и вещей. Правда, увидев российские, паспорта попросили только открыть багажник, не проверяя вещи. Объяснили, как ехать дальше. На каждом перекрёстке подобные блокпосты, но уже ничего не проверяли. Выезжаем из района. Дальше уже стоят просто вооруженные ополченцы. Начинает смеркаться слышится стрельба. На окраине города перекрёсток. Куда ехать неизвестно. Подъезжаем к рядом расположенной войсковой части. Молодой солдат сразу, вызывает командира. Подходят вооружённые калашами два человека, которые понимают по-русски. Офицер по-русски объясняет нам как дальше ехать и желает счастливого пути. Ещё один блокпост. Спрашиваем дорогу, говорим, что из России, документы уже не проверяют и дают помощника, который, наконец, выводит нас на большую дорогу. На последнем блокпосту высаживаем нашего сопровождающего, он что-то говорит находящимся там солдатам. Солдаты вместо ожидаемой проверки документов с радостью пожимают нам руки. Теперь дорога открыта. Правда, по ночной дороге почти нет машин. Не доезжая километров двадцать до Пальмиры блокпост, правда, единственный от Хомса до Пальмиры. На посту ополченцы. Смотрим, как они проверяют впередистоящую фуру. Проверяют всё, заставляют водителя доставать всё из ящика, внимательно смотрят. Узнав, что мы туристы проверяющий был сильно удивлён. И российский паспорт он видел впервые, с интересом его рассматривал. Как обычно наши паспорта сыграли свою магическую роль, и вся проверка ограничилась только их просмотром. Ополченец, нормально говорящий по-английски, сказал, что ездить сейчас даже ночью в этом районе можно, так как они сами стали следить за порядком в своём районе.
Сделал только один снимок Хомса, было не до этого.
Отвлекусь немного от темы. Буквально на следующий день в Хомсе при освещении митинга оппозиции ракетным ударом был убит французский фоторепортёр. Погибли ещё восемь человек. Местные сказали, что это однозначно провокация. Корреспонденты были допущены в Хомс в первый раз с разрешения правительства, и оно не было заинтересовано в их обстреле. Но конечно должны были обеспечить надлежащую охрану. Хотя может быть, и специально было подстроено, чтобы больше туда никто не ездил. Кто их там разберёт, восток дело тонкое и не мне об этом рассуждать. Как мне потом рассказал ещё один местный, что, так называемые повстанцы окопались в одном районе Хомса, откуда и совершают вылазки. В тёмное время там вообще никто не ходит и не ездит. Поэтому этот район сейчас и окружили войска. Только спустя некоторое время начинаешь осознавать, что нас могло ожидать. Ведь, как и по журналистам в нас так же свободно могли выпустить ракету или ещё что-нибудь на безлюдной улице из какого-нибудь дома.
Приезжаем в Пальмиру. Электричества в городе нет. Кое-где работают генераторы. Пытаемся найти отель. Отели есть, но ни один не работает. Нашли один небольшой в центре. Десять долларов за номер с завтраком. Попросили подождать пока подготовят номера. Готовили больше часа. Думали, наверное, что мы уедем, а куда ехать? Разговорились с хозяином отеля. Сказал, что очень давно здесь не было туристов и вы, наверное, чуть ли не единственные туристы во всей Сирии. Ночью вырубилось электричество, (штатная ситуация в отелях Сирии) но одеял было много поэтому не замёрзли.
Пальмира.
Утром после осмотра развалин Пальмиры должны ехать в Алеппо. Решили ехать по короткой дороге, которая на карте обозначена тоненькой линией. На наших картах так обозначают дороги между сёлами. В каком они у нас состоянии общеизвестно. А здесь можно свободно ехать 80 км. У меня были сомнения, стоит ли ехать по такой дороге 200 км, где нет ни одного населённого пункта. Выезжаем из Пальмиры. Блокпост ополченцев. На Тойоте пулемёт и человек пять вооруженных людей. Посмотрел только один паспорт и как обычно «welcome». Дорога пустая машин почти нет, только невдалеке от дороги изредка видны палатки местных кочевников. Одно неудобство на перекрёстках. Указатели на арабском, и спросить некого в этом безлюдье. Но таких моментов было всего два. Один раз интуиция сработала, а другой раз пацаны на мотоциклах проезжали мимо. Мы друг друга вообще не поняли и уже собирались разъезжаться. Но тут они характерным жестом показали ехать за ними. Привезли к палатке, позвали своего отца, который, конечно же, не понимал ни слова по-английски, но жестами показал несколько раз, по какой дороге ехать. Но мы уже стали немного понимать как налево и направо по-арабски.
Алеппо.
Посмотрев Алеппо, мы поехали в Латакию, оттуда по пути в Дамаск посетили крепость Крак де Шевалье.
Крак де Шевалье.
Вечером приехали Дамаск. До центра доехали, а там за 4 доллара взяли такси, чтобы он провёл нас к отелю. Сами по этим закоулкам старого города, где и машины не могут разъехаться, даже с навигатором его бы не нашли. В отеле кроме нас как и в прошлый раз никого. На следующий день на такси до Самарии, там пересел в другое такси до аэропорта, так как мой рейс на 12 часов раньше. Ребята ещё решили съездить на юг в сторону Дараа, ещё одной горячей точки. Приедут, отпишутся.
Теперь хочу подвести итог и ответить на вопросы ответы, на которые сам получил только после поездки.
В данное время Сирия абсолютно безопасная страна для путешествия, если не переться в горячие точки которых немного. Я, например не чувствовал нигде никакого напряжения, кроме Хомса. В общем, никакой разницы между Сирией (Хомс исключение) и Ливаном в плане безопасности. Ну, стоят блокпосты, но и у нас посты ДПС на дорогах. Во всяком случае, не опасней чем на Кавказе. И ночью народ вовсю гуляет на улицах.
Очень хорошее отношение местного населения именно к россиянам. До этого я не встречал такого нигде.
В связи с отсутствием туристов дешёвые отели. Можно спокойно торговаться. Цена от прайса сбивается минимум в два раза. Хорошая и дешёвая еда. Хорошие дороги. Дешёвые такси. Бензин менее доллара.
Из недостатков в нашем путешествии могу отметить холод в отелях, которые отапливаются с помощью кондиционеров, а напряжения, по-видимому, не хватает, поэтому они вырубаются. Это практически было во всех отелях, как в Сирии, так и в Ливане. Но холодный сезон в этих краях длится не более двух месяцев.
Ещё немного фотографий.
Готов ответить на любые интересующие вопросы по существу, как на форуме, так и в личке. Только прошу не задавать идиотских вопросов и не заниматься пустыми рассуждениями, чтобы не опускаться до флуда. Для этого есть соответствующие ветки.