Краткая история:
- в 2010 году мы проехали 3 страны Ближнего Востока (Турция-Сирия-Иордания) на велосипедах.
В этом походе, мне посчастливилось увидеть и даже пройти небольшой участок нижнего течения каньона Wadi hasa, он меня настолько поразил, что еще не уехав оттуда, мне уже хотелось вернуться и походить уже только по каньонам. Спустя 2,5 года получилось это сделать.
- В 2013 году я поехала в Иорданию с пешеходным путеводителем
- В 2015 году – поехала добивать не пройденные маршруты по тому же путеводителю.
К слову будет сказано, что наличие бумажных путеводителей дома на полке – очень мотивирует к путешествиям.
Иордания уникальная страна в смысле своего геологического строения. На территории страны проходит огромный тектонический разлом, который так и называется Jordan Dead Sea Rift, благодаря которому здесь такая интересная горная система. На востоке горы очень высокие – до 1800 м, а к западу – они резко понижаются ниже уровня моря – и такой перепад высоты за совсем не большое расстояние. Осадки, выпадающие в восточной пустынной части превращаются в грунтовые воды, и стремительно несутся вниз по крутому уклону, очень сильно размывая горы и образуя глубокие трещины. Поэтому вся западная Иордания – это изрезанная бесчисленными глубокими каньонами горная система. Причем, несмотря на пустынный климат и редкость осадков, многие из каньонов наполнены водой, по ним текут реки, растут тропические деревья, пальмы, цветут цветы. Это явление действительно сложно объяснить – ведь соседний Израиль стоит на таком же разломе, и там тоже есть каньоны, но они короче, и они сухие.
Самое интересное, что мало кто знает, что скрывается внутри этих безжизненных каменистых гор. Я не говорю о иностранных туристах, а даже местные жители не подозревают – что мы там находим, часто они видят только поверхностную сторону своей страны и удивляются, зачем я сюда возвращаюсь уже третий раз и что, кроме Петры здесь можно смотреть.
Но Внутренняя Иордания – действительно сказочное место, ни с чем несравнимое, это как другой красочный мир внутри гор. Там надо побывать, никакие фотографии не передадут атмосферу каньонов.
Информация
Иордания вытянута с севера на юг и в этом направлении проходит 3 основных дороги.
Западная – Wadi Araba - дорога в совершенной пустыне, идет от Аммана. Через Мертвое море, и до Акабы. По ней мы и ехали в прошлый раз на велосипеде. Совершенно унылое зрелище, как говорится, степь да степь кругом, если не считать довольно живописного участка Мертвого моря. В долину Араба выходят все устья каньонов. В этой долине из-за слишком жаркого климата очень мало населенных пунктов. Буквально несколько поселков.
Средняя – Kings Higway – дорога, соединяющая Акабу и Амман, проходящая между горных вершин. Очень сложная, с большими перепадами высот, но красивая, и со множеством населенных пунктов на пути. Это очень древняя дорога, упоминается еще в Ветхом завете, когда Моисей просил царя Иорданского разрешить его людям идти по Королевскому шоссе, на что, правда, получил отказ.
Эти 2 параллельные дороги на протяжении 300 км соединены между всего тремя горными дорогами, причем очень сложными, с перепадом высоты 1800 метров на расстояние 25 км. Они извиваются среди горных вершин, и имеют очень крутой наклон.
Все Каньоны начинаются из района Королевского шоссе и протягиваются на запад.
Восточная - Desert Higway - сейчас это самый быстрый путь добраться из Акабы в Амман. Дорога проходит по пустынной местности.
Наше передвижение было построено таким образом – Забрасываемся на транспорте на Kings Highway до крупного города, доезжаем оттуда до деревни на локал басе/такси/ автостопе, ночуем на входе в каньон, потом 2 дня идем его, выходим в долину Арава, стопим и опять забираемся наверх до Королевского Шоссе. Такие вот радиалки.
В 2013 году мы прошли несколько пешеходных маршрутов.
-Wadi Rum -небольшой поход по пескам 25 км
-Petra - беглая пробежка нестандартным путем - от Монастыря, куда мы добрались через горы, вниз к Сику
-Wadi Musa-Siyah - каньон с веревками, который начинается в Петре, поэтому хочешь-не хочешь, а входной билет купить пришлось
-Wadi Ghuweir - Qureiqira - пешеходный очень красивый каньон с длинным выходом в пустыне
-Wadi Aima – Feifa - двойной каньон с веревками, со стенами бордового цвета
-Wadi Hasa – Safi - пешеходный каньон по самой полноводной реке в Иордании
-Wadi Assal – Karak - каньон с веревками.
-Aqaba – красное море - поплавали с маской-трубкой, обалдели от рыбок
Я поняла, что больше шести объектов уже мозг не переваривает и все каньоны сливаются в один. Так что перебарщивать тоже не надо.
На этот раз снова в планах - пройти-проплыть несколько каньонов, заехать в пустыню Вади Рам, ну и на что останется время.
В итоге что получилось
Иордания 2015
Даты поездки
31 марта – 12 апреля 2015 года
За 13 полных дней мы успели посетить:
1-Wadi Himara - пешеходный каньон с самым высоким водопадом в Иордании
2-Wadi Karak - с веревками - пару красивых каскадов. Популярный, поставлен на коммерческую основу среди местных туристов.
3-Wadi Assal - была уже в том году, хотелось показать ребятам. Многокаскадный длинный каньон, сначала -сухой
4-Wadi Hasa - была в том году, уже третий раз по счету. Но все еще думаю, что это место №1 для посещения в Иордании. Пойду еще
5-Wadi Feid - самый сложный многокаскадный каньон со множеством плавательных озер. Мы там натерпелись
6-Красное море (дайвинг) Я аж 2 раза нырнула с аквалангом первый раз в жизни!
7-Wadi Rum (jeep tour) - раскошелились напоследок. Это, конечно, не пешком ходить.
В эту поездку мы в большом составе в количестве 6 человек из разных городов. Севастополь, Москва, Уфа. Главное – я всех знаю лично, ну а они между собой уже познакомятся.
Половина каньонов проходится с веревками, поэтому у нас собой было снаряжение и люди, ответственные за «спецэтапы». Спасибо Дине и Динаре – профессиональным спелеологам из Уфы за основную работу с веревками. Да и остальные ребята тоже молодцы. Каждый внес свой вклад в прохождение маршрутов.
Снаряжение
- 2 бухты веревки по 60 метров 9мм (такая длина нужна только для одного каньона wadi Feid. 50 метров не подойдет)
- личное снаряжение для спуска, каски и тд. У всех было что-то свое.
-репшнур для петель (не понадобился)
О стиле передвижения- все как в прошлый раз. Только здесь мы ехали с севера на юг.
Все каньоны начинаются на востоке от мертвого моря в горах, и спускаются прямо в долину Wadi Araba. Мы проходили пешком каньон, выходили на трассу вдоль Wadi Araba, ехали на юг до пересечения с одной из дорог, ведущей на восток в горы, оттуда снова на юг на старт следующего маршрута. И так постепенно все южнее южнее, пока не доехали до Красного моря.
Передвигались мы автостопом, на местном автобусе или на заказной машине - за деньги. Так как нас было много, то это довольно приемлемые цены. Подробней про транспорт – в процессе отчета. Найти транспорт или куда-то переехать – совершенно нет никаких проблем. Все очень легко находится.
Были у нас и спорные ситуации, когда договаривались на 15, а он в конце затребовал 50 – только потому, что мы по-разному произносим английские fifteen и fifty. Сидевшие в баре мужики объяснили водителю, что fifteen – это и есть 15, что, мол, сам дурак, что не знаешь английского. В итоге сошлись на 20. Вывод – пишите цифры на бумажке! И желательно выучить АРАБСКИЕ цифры и писать ими.
Картинка увеличивается по клику
Про Добирание
Так как мы почти все из разных городов, то и добирались по разному. (я, Леша и Андрей живем в Крыму).
-Я и Леша ехали в Херсон (Украина) и летели в Амман Turkish Airlines с короткой пересадкой в Стамбуле-Андрей летел в Москву, а из Москвы в Амман Royal Jordanian
- Дина, Динара прилетели на 3 дня раньше в Тель-авив, оттуда на машине до границы с Иорданией (Бейт-Шаан) и на такси до места встречи
-Дима прилетел на 1 день раньше в Израиль, встретился с Диной в Тель-авиве, и вместе они приехали на место встречи.
Место встречи мы назначили конкретно в городе Madaba у цервки Св. Георгия в 13-00.Хорошо, что это было конкретное место, потому что созвониться или даже списаться все равно не получилось роуминга у МТС в Иордании практически нет. А местными карточками мы к тому времени не обзавелись. Так что пришлось ждать у церкви, не зная, когда приедут ребята.
У нас с Лешей произошла заминка в Херсоне. Наш рейс (он вроде единственный международный в этом херсонском аэропорту) отменили. То есть мы сидим ждем посадки, слышим в облаках шум двигателей нашего самолета из Стамбула, но он пошумел-пошумел и улетел обратно. Объявили, что самолет не сел из-за низкой облачности (как будто летчики вслепую садятся).Всех пассажиров сразу повели на перерегистрацию, и дали нам такой выбор - ждать завтрашнего рейса, при этом они обеспечивают гостиницей и трансфером в Херсоне-ехать в Киев и лететь на следующий день оттуда- ехать в Одессу (3 часа на автобусе) и успеть на рейс Turkish Airlines на 21 с чем-тоУ нас ситуация однозначная нам надо успеть в Одессу, у нас ведь стыковочный рейс, и хотелось бы прилететь в назначенный день в Амман. На наш запланированный рейс в Амман мы уже не успевали, но нам очень повезло, что был еще один ночной рейс, на которой мы успеваем, если доедем до Одессы во время.Нас грузят в автобус и мы 3 часа едем по супер неровной дороге в Одессу, успеваем уже не то что к концу регистрации, а уже после нее. Предъявляем свои экстренные талоны на рейс до Аммана и садимся в самолет. Действительно, повезло!В итоге мы прилетели в Амман вместо часу ночи в 4 утра.Там нас заждался Андрей, который с 7-ми вечера просмотрел уже весь сезон True Detective, сидя в StarBucks.
Утро возле аэропорта Аммана. Весна, дождик, ромашки
Виза Иордании ставится по прилету в аэропорту и стоит 40 JD (иорданских динар)1 JD= 1,4 $ - на апрель 2015. Но все меняется каждый день.С нынешним курсом страна вовсе не дешевая, как была раньше, а очень даже дорогая.
Чтобы переждать темноту, мы прошли метров 400 от входа в аэровокзал и поставили в кустах палатку. Была какая-то нетипичная для Ближнего востока погода довольно холодно и накрапывал дождик. А у меня из вещей ничего-то и не было, кроме бридж и одной кофты. Вообщем, на севере и востоке страны я зябла, не расчитала с одеждой. Но весной в Иордании так хорошо все зеленое, все в цветах. Палатка у нас стояла на ромашковом поле. А когда вернулись на то же место через 2 недели, от ромашек осталось только сено и примятый след от нашей палатки.
Утром вышли на дорогу, ведущую от аэропорта до трассы, один за одним подъезжают таксисты, навязывают свои услуги. В итоге мы прошли с километр и договорились с мужиком за 15 JD доехать до Мадабы, это в 20-ти километрах от аэропорта примерно. Кстати, аэропорт Аммана - King Alias находится в 30-ти километрах от самого города. Так что заезжать туда нам как раз не нужно было.
Мадаба город в 30-ти км к юго-западу от Аммана. Очень известный крупный город, стоит на древней дороге Kings Highway. Там много разных исторических древностей, но самая известная это древняя мозаика, ради которой мне и хотелось побывать в этом городе. Мадабу еще называют городом мозаик, с тех времен сохранилось и найдено много ценных панно.Самым известным из найденных здесь панно является мозаичная карта Святой Земли (VI в., первоначальные размеры 25 на 5 м.), изображающая территорию от финикийского города Тир (Ливан) до дельты Нила в Египте (в центре - Иерусалим с планировкой того времени). В наше время карта находится в действующей православной церкви Св. Георгия (1884 г.), построенной над остатками византийской церкви.Вот возле этой церкви мы и должны были встретиться, и пока мы втроем ждали ребят, пошли посмотреть во внутрь церкви. Мозаика находится в полусохранившемся варианте, лежит, как и ей полагается, на полу, огорожена лентой, чтобы на нее никто не наступил. Вход в церковь платный 1 JD. Но можно и бесплатно пройти по чужому билетику, или если охранник отвернется.
Втреча возле ворот церкви Св. Георгия
Улица в Мадабе
Итак, ребята наконец доехали, и мы воссоединились! На границе Иордании их уже ждал заранее заказанный таксист и за 45 JD они проехали 120 км до Madaba.От Мадабы нам надо было ехать в начало нашего первого каньона это недалеко, около 30-ти км по дороге к Мертвому морю. Этот же таксист, что вез ребят нашел нам своего брата-свата с 8-ми местным микроавтобусом. И за 30 JD мы доехали до места старта.Довольно дорого за такое расстояние, но мы не торговались, и уж очень у него хороший и комфортный автобус был
Рассказываю план действий
Путеводитель посоветовал нам пойти в исторический музей, забыла как называется. времени было мало, прошлись очень бегло. Мадаба считается городом мозаик. Здесь делают мозаики по особой технике. Мы даже заходили в мастерскую и видели процесс. Соответственно, можно прикупить мозаичных сувениров. Но нам пока некуда
Очень популярные хлебобулочные изделия. Типа печенья. Сделаны все из одного теста, только разной формы и с разными присыпками. Очень вкусно и дешево
Хлеб продается на вес. Самый дешевый продукт в стране
Музей в Мадабе. 2 JD
Наш ВИП- Мерседес!!!
По пути в машине- все еще зелененькое