Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Библ (или Библос) - древний финикийский (или даже до-финикийский) город, расположенный всего в двух часах езды в тошнотворной маршрутке на берегу Средиземного моря. Мы почему-то с самого начала называли Библ Библосом (из-за англоязычного путеводителя, полагаю), поэтому в этом тексте я оставлю такое наименование. Итак, в Библос нужно ехать за красивыми фотками и на пляж. По-арабски нынешний город называется Джебейль (Jbeil, جبيل). Библос - это греческое название. Находится он в 40 км от Бейрута - шоссе идет вдоль побережья. Несмотря на пробки, можно управиться с поездкой за день.
1.
Добирались на двух маршрутках. Сначала - городская маршрутка №15. Конечная остановка у нее - перекресток Dowra (на знаках пишется Dora). Оттуда идут минибасы на север страны - в сторону Триполи. Еще в этом направлении минибасы и автобусы идут со станции Charles Helou. Дора - не совсем автобусная станция. Это просто большой загруженный перекресток, где с разных сторон водители минибасов собирают пассажиров. Найти нужный минибас легко - к иностранцам сразу же подойдут и посадят куда нужно. К тому же водители громко и внятно кричат (и разбираются в психологии людей). Надписей на маршрутках часто нет. Если есть - то только на арабском. Поэтому - только спрашивать людей. Можно остановить любого и сказать кодовое слово, например, "джебейль". Все охотно машут рукой в нужную сторону. Любые маршрутки по городу - 1000 LL с человека. Минибас до Джебейля - 2000 LL с человека.
Кстати, в Ливане кроме местной валюты активно в ходу доллары. Доллар - официальное платежное средство. Мы пожалели, что не взяли однодолларовые бумажки. Не взяли, потому что обычно их меняют по плохому курсу, но в Ливане менять не пришлось - ими можно прямо расплачиваться. Курс ливанской лиры (фунта) к американскому доллару - фиксированный. 1500 LL = $1. То есть можно за маршрутку до Джебейля отдать вместо 2000 LL один доллар и 500 LL. Это нормально. В магазинах иногда можно рассчитаться картой, при этом всегда уточнят - “либаниз” или “ю-эс долларз”.
Маршрутки - жесть, конечно! На северном направлении маршрутки - вполне годные и новые Toyota Coaster. На других направлениях - более древние, разбитые Истаны. Водитель, завидя пешехода на обочине, обязательно посигналит и приостановится. Так они собирают пассажиров. Очень часто остановками являются подмостовые зоны, скопления магазинчиков, заправки. Официальных остановок я не заметила, но несколько дней, проведенных в маршрутках, придали некоторого опыта - я как-то интуитивно научилась определять зоны остановок общественного транспорта. Движется маршрутка часто с открытыми дверями, сиденья убиты, все отваливается, но в таких обстоятельствах нужно просто быть фаталистом, в какой-то момент все это начинает даже нравиться. Строгого разделения по местам для мужчин и женщин, как в Иране, нет, но я обратила внимание на то, что к женщине подсядут только в самом крайнем случае. Либо она сама пересядет на одиночное место. Водители в маршрутках курят. Вообще в Ливане много курильщиков. Частое зрелище - мужчины со стаканчиком кофе и сигаретой. Даже наш гид в Баальбеке курил (несмотря на присутствие детей), пока водил нас за собой по развалинам.
Еще вариант добраться до Библоса - сесть на любой проходящий минибас или автобус до Триполи. Высадят на трассе, нужно будет перейти через виадук и спуститься к морю и достопримечательностям.
Еще же, кроме маршруток, есть такой вид транспорта как сервИс (ударение на И) - коллективное такси. Это, как правило, древние мерседесы - берут четверых пассажиров. Стоит чуть дороже, чем минибас. Есть и городские сервисы, которые ездят по маршруту (в маленьких городах - особенно распространены, в Бейруте вроде бы уже меньше). Есть и междугородние - отправляются с тех же станций, рядом с маршрутками. В городе сервис стоит, к примеру, 2000 LL. Маршрутка - 1000 LL. Такси - 10000 LL.
Для междугородних переездов мы активно пользовались маршрутками, но можно и на такси. В среднем, машина с водителем на день обходится в $100. Плюс-минус. Можно и с любым таксистом договориться, и в хостеле спросить, и по форуму полазить - есть контакты проверенных водителей/гидов. Но общественный транспорт вполне удобный (если не ждать от него слишком многого) - даже с детьми. Приезжаешь из Ливана в Россию и думаешь, какие все-таки у нас широкие дороги! И почему две машины умудряются не разъехаться?!
По Бейруту такси обходится обычно в 10000 LL за обычную не очень длинную поездку, 3-5 километров. 8-10 километров - это уже 20000 LL. Таксисты могут назвать чуть больше, но легко соглашаются на обычные расценки. Дальше торговаться как-то уже нехорошо
3. Продолжаю про Библос. Этот город в свое время являлся одним из крупнейших портов древности и важнейшим религиозным центром, через который, в частности, в Грецию экспортировался папирус, также известный в Древней Греции под названием библос. Все это под управлением финикийцев. Раскопки показывают, что город возник ок. 7000 лет тому назад (так написано в Lonely Planet, в википедии другая цифра). Близость к Египту ускорила его культурное развитие, город процветал, являя миру свое особенное искусство, архитектурный стиль, правда, частично заимствованный у египтян, частично - позже - у Месопотамии. Вообще, история города очень интересно и обстоятельно описана в Википедии. Например, там написано о том, как плакали египтяне, когда потеряли Библ в качестве торгового партнера и негде стало брать кедровую смолу для бальзамирования своих мумий.
Корни современного алфавита, предположительно, берут начало также из Библоса. Т.е. этот город во всех отношениях интересен. Он также находится среди претендентов на премию "Старейший, постоянно населенный город". Даже финикийцы считали этот город древним. Неизвестно, кто там жил до финикийцев (предположительно какое-то небольшое неолитическое поселение, занимавшееся рыболовством. Во время раскопок найдено большое количество орудий труда каменного века).
4. В настоящее время в городе проживает около 3 тыс. жителей. На этом познавательную часть предлагаю сократить и сделать акцент на фотографиях.
5. Прямо с маршрутки мы отправились смотреть на Замок крестоносцев (XII в.). Старая гавань защищена от моря скалистым мысом. Рядом находятся раскопанные остатки древнего города, замок крестоносцев и церковь, а также старая торговая зона.
6. Если прогуляться по улицам и проходам, то можно заметить, что эта часть города представляет собой своеобразную коллекцию старых стен (некоторые из них средневековые) и загадочных полуразвалин, в которых уютно расположились сувенирные магазинчики и кафе.
7. От экскурсовода мы отказались, предпочитая просто побродить по развалинам. Отчасти наш осмотр превратился в фотоохоту за ящерицами и растениями.
8.
9. Вход в музей - 2000 лир.
10. Замок является огромным и грозным свидетельством богатой культурной истории осады и завоеваний города.
11. А с парапетов открываются чудесные виды на современный город и на побережье.
12.
13. Рядом с замком стоят несколько египетских храмов, финикийский королевский некрополь и римский амфитеатр (на фотографии он находится прямо за колоннами. Там отдыхал одинокий француз, мы не хотели его беспокоить, и в итоге я забыла сделать фотографию).
14.
15.
16. Замок построен из известняка, на остатках римских развалин
17. В самом замке есть небольшой музей. Можно полюбоваться на сокровища археологических раскопок. За территорией неплохо ухаживают, поэтому внутри чисто, хотя в целом Ливан терпит экологическую катастрофу и просто загибается от пластика. Еда на вынос, быстрые перекусы - как следствие - одноразовая посуда. Мусор, увы, повсюду.
18. Это был самый жаркий день нашего путешествия. В Ливане мы пили очень много воды, а Марат в гостинице даже ходил сам покупать воду на третий этаж, выучив фразу "Биг батл оф вотер плиз". Водоснабжение является одной из основных экологических проблем в Ливане. В стране больше водных ресурсов, чем во многих других странах Ближнего Востока; однако, риск нехватки воды увеличивается, особенно в течение сухого лета, и особенно с неконтролируемым притоком беженцев.
27. Октябрь-ноябрь, как и в Турции, традиционно - сезон мандаринов. Только нужно иметь в виду, что такой натурпродукт, "прямо с куста", повышенно аллергичен.
28. Гранаты тоже поспевают примерно в это же время.
29.
30.
31.
32.
33. Римская колоннада (300 н.э.)
34. Тот самый ливанский кедр. Марат, увидев ливанский флаг, с той поры стал называть его "ёлка на ливане". Мы потом подхватили это выражение и активно пользовались этой "ёлкойналиване".
35. Неспешно обследовав все развалины, мы пошли искать пляж. Шли наобум - с крепости наметили, где спуск к морю, где песчаная полоса пляжей. Нашли без особого труда. "Море там!" - показывает нам Марат.
36.
37. Общественных пляжей в стране мало. Нам, похоже, повезло - мы на двух пляжах (включая Тир) неплохо искупались. В основном пляжи - закрытые, при (как правило, дорогих) отелях. Но непонятно. Этот вопрос мы плохо изучили. В Библе через какую-то калитку и кафешку при ней вышли к морю. Возможно, летом вход платный. А нам повезло, т.к. не сезон, но +30°. И пляжи доступны, и температура воздуха позволяет. Вода была уже, конечно, прохладной.
38. И вот опять этот мифический конь на пляже.
Пляж, когда мы пришли, был практически пустой. Переодевались, спрятавшись за полотенца. Кабинок для переодевания не заметила. Вскоре неподалеку от нас расположились две русские дамы, даже, как и полагается - с собачкой. Наверное, жены каких-то ливанцев (они приехали на машине).
С поездкой в обратную сторону проблем не возникло - нужно дойти до трассы и поймать любую маршрутку в сторону Бейрута. Как минимум, до Доры она доедет. Если нет, то водитель сделает все возможное, чтобы помочь вам добраться до места.
Библ - удивительный современный город с древним сердцем, смесь изысканности и традиций. Но впереди еще Баальбек, а он, можете себе представить, еще более крутой!
Одно из незабываемых впечатлений от Ливана, да и вообще от жизни, как раз то, что будешь вспоминать, перебирая знаменательные события своей жизни - это огромные подземные ливанские пещеры Jeita Grotto. Зрелище настолько захватывающее дух, что все слова, которые я сейчас попытаюсь вспомнить из своего скудного вокабуляра, не передадут той красоты, мощи, страшной бездны, что скрывается внутри обычной, ничем не примечательной снаружи, поросшей лесом, горы. А скрываются там ого-го какие сокровища! И если бы мы носили шляпы, то каждый, входящий в эти пещеры, снимал бы шляпу и забывал дышать. Заходишь в первый зал, видишь это одно из самых удивительных творений природы и просто не знаешь, что делать. Смотришь-смотришь без конца и боишься, что ошеломленный мозг не справится со свалившейся на него красотой. В обычной ситуации в такие моменты мы хватаемся за телефоны и фотоаппараты, но эти пещеры являются военным объектом, поэтому любая съемка в них запрещена (фотография ниже с сайта). Я скопировала еще пару фотографий из интернета (больше можно посмотреть, набрав в гугле "jeita grotto lebanon"), но никакие фотографии не передадут эту красоту, поэтому если бы я могла, то всем бы подряд прописывала обязательное посещение подземных пещер! Эта пещера едва не вошла в список Новых 7 чудес света. По крайней мере, она была единственной пещерой-участницей из этого списка.
В пещеры из Бейрута можно доехать также на маршрутке, идущей на север, с Доры. 2000 LL. Они располагаются примерно в 20 км от Бейрута.
Нас высадили на отвороте с трассы в городок Jeita, т.к. трасса идет прямо, а пещеры находятся справа от дороги (еще в 5 км), т.е. нужно еще на такси доехать до самой горы. Водителю маршрутки можно сказать mafraq al-je'ita. На обочине, возле отворота на пещеры, дежурят такси (древние мерседесы). Стандартная такса до пещер - 10000 LL. Обратно - так же, возле пещер будут поджидать мерседесы - транспорт налажен. Вход в пещеры недешевый, но оно того стоит. 18150 LL - для взрослых и 10175 LL - для детей.
1.
2. В таких местах останавливаются маршрутки и автобусы
3. По небольшой канатной дороге мы доехали к устью верхней пещеры.
4. Это вход в пещеры. Дальше по коридору камеры хранения для фото- и видеотехники. В пещерах прохладно: представляю, какое особое удовольствие посещать их в разгар летней жары. Пещер две - верхняя и нижняя, они соединяются между собой и представляют карстовые полости в известняковых глыбах. Верхняя пещера более протяженная, и доступна для посещения практически круглый год. Нижняя осматривается только на лодке, т.к. в пещере протекает подземная река, и в зимний сезон, когда вода поднимается, пещера для туристов закрывается. Эта подземная река снабжает питьевой водой более миллиона ливанцев. С 30 января по 16 февраля пещеры "уходят" на ежегодные "каникулы".
5. Фото отсюда
6. В верхних галереях можно найти самый большой в мире известный сталактит. Фото отсюда. Длина пещеры ок. 9 км, но для туристов доступно не более километра. В пещере оборудованы удобные дорожки, не нарушающие ландшафт сталактитовых созданий, смотровые площадки, лестницы, по которым поднимаешься на верхние уровни, и с некоторых точек открываются просто дух захватывающие виды в самую глубокую бездну. Может, это оттого, что у меня легкая боязнь высоты, но когда смотришь сверху в эти удачно подсвеченные проходы, кажется, что они уходят прямо до земного ядра. Каждый зал в этих пещерах, кажется, что непохож на другие: где-то стоит огромный гигантский гриб-сталагмит, где-то расположились целые колонны сталагнатов, где-то наросты известковой воды напоминают причудливую драпировку или королевские занавеси! Карстовые пещеры - такое чудо природы, когда не верится, что все это по-настоящему, и ты не оказался просто в каких-то сказочных декорациях! До этого я была в Мраморной пещере в Крыму, в пещерах Бату в Индонезии, может, где-то еще... Но эти ливанские пещеры потрясают своим масштабом (особенно, конечно, те самые зловещие проёмы, уходящие куда-то вглубь Земли)!
7. Обратно - к нижней пещере - можно прокатиться на паровозике. Осмотр нижней пещеры занимает совсем немного времени, т.к. сразу же от входа вас проводят в лодку, путешествие на которой занимает минут 15. С берега видимость практически ограничена. Катание на лодке только усиливает ощущение, что вы попадаете в сказку - нереальной красоты своды, подсиненная известковистая вода (такая же, как на Плитвицких озерах в Хорватии) и тихий всплеск весла, а иногда отдаленное кап-кап...
8. Паше из всего ливанского путешествия больше запомнились именно пещеры.
9.
10.
11.
12. Возле пещер есть мини-зоопарк (козы, куры, дикобраз и еще несколько видов животных). По времени поездку к пещерам можно уместить в пол-дня. Теоретически ее можно совместить с посещением Библа.
13. Это один из "старичков". Я думаю, специфический сухой климат позволяет машинам жить в стране так долго.
14. Еда. Это мы в Coco Chicken, уже в Бейруте (снова повод прогуляться по любимой улице Армения). На нашу семью обед в этом ресторане обошелся в 31000 LL. Но обычно мы умудрялись поесть на гораздо меньшую сумму. Белая бутылка - это айран.
15.
16. Река Бейрут
17. Кстати, необычный факт - балконы зачастую завешиваются такими вот очень плотными портьерами - думаю, это делается больше для защиты от пыли.
18. Один из шести мостов через реку, проходящий по улице Армения
19. Гражданская война (1975-1990) увидела Бейрут превратившимся в кровавый, устрашающий эпицентр анархии. Город разделился на две части, а печально известная «Зеленая линия» разорвала город на христианскую и мусульманскую половины, а массовые убийства, заложники и взрывы смертников стали обычным делом.
20. Мы сейчас видим лишь слабый отголосок тех страшных дней.
21.
22.
23.
24.
25.
26. И, хотя гражданская война позади, современная история города далеко не безоблачна. Наступление Израиля и Хезболлы в 2006 году, хотя и нанесло небольшой ущерб центру Бейрута, опустошило некоторые южные пригороды и уничтожило надежды многих ливанцев на мирное и процветающее будущее. Экономический спад в сочетании с массовым убийством антисирийских депутатов (в частности, бывшего премьер-министра Рафика Харири в 2005 году) и строительства палаточного городка Хезболлы в центре города заставили многих жителей столицы опасаться новых серьезных столкновений.
Всю поездку в Баальбек меня неотступно преследовала фраза: "Робин Бобин Баальбек скушал сорок человек". С моей легкой руки, эта фраза потом преследовала всех остальных членов нашей группы, а мы лишь преследовали цель - посетить одну из самых уникальных ливанских достопримечательностей - древнейший город Баальбек, который находится в 80 км от Бейрута и в 75 км от столицы Сирии - Дамаска. Поэтому для этого путешествия нужно в равной пропорции смешать смелость, желание и безрассудство, и тогда вы с лихвой будете вознаграждены за проявленные героизм, отвагу и безумие.
В Баальбек из Бейрута можно попасть на маршрутке, со станции Cola. Привычная станция - перекресток и куча транспорта со всех сторон. Бейрутцы гостеприимны, поэтому - опять же - говорим, куда едем, и все с радостью укажут путь. Мы ехали с пересадкой в Chtoura (так получилось) туда и на прямой маршрутке обратно (в одну сторону - 5000 LL), по времени чуть больше часа. Водитель знает, куда едут туристы - и проследит, чтобы никто не потерялся. Это одна из тех ситуаций, когда совершенно неважно, знаете вы язык или нет, вы каким-то шестым чувством все поймете. Была у нас небольшая заминка насчет Марата - водитель по-арабски спрашивал, будем ли мы платить за ребенка. Одна девушка нам быстро перевела его слова. И у меня в тот момент совершенно не было ощущения, что я нахожусь в чужой стране, напротив - я бы вполне могла поверить, что еду в обычной российской маршрутке.
Насчет безопасности. Разумеется, мы не такие безбашенные, как может показаться на первый взгляд. У британцев есть очень хороший сайт с разведданными https://www.gov.uk/foreign-travel-advice/lebanon, по которому Ильдар сверяется, прежде чем куда-либо отправиться. Там есть зеленые, желтые и красные зоны. Зеленые - это полностью безопасные. Баальбек на момент нашего путешествия находился в желтой зоне. Если сомневаетесь, ехать или нет - стоит обязательно уточнить у местных, что происходит именно сейчас. Все очень быстро меняется. В красную зону соваться не стоит в любом случае. Мы спросили совета у хозяина гостиницы, в которой остановились, и он без тени сомнения посоветовал Баальбек посетить. Мужчина он серьезный и внушает доверие.
2. Баальбек находится на высоте 1130 м над уровнем моря, пока мы ехали, преодолели какой-то перевал, поэтому с собой захватили кофты, т.к. погода там чуть попрохладнее, чем у берега, где расположен Бейрут. В горах зимой выпадает снег. В самом Баальбеке изредка тоже случаются снежные зимы. Но в ноябре все еще довольно тепло и цвели георгины.
3. Маршрутка останавливается практически у развалин, которые мы планировали осмотреть, поэтому без труда нашли вход и даже - неожиданно для себя - русскоговорящего гида. Вообще-то, на подступах к древним колоннам мы отбились от нескольких торговцев буклетами и гидов, но этот мужчина нас просто покорил. Как-то он очень технично нас охмурил, так что мы сходу согласились на его сопровождение. В конце концов, интересно послушать профессиональный рассказ, а не просто ходить наобум. Еще и фотографии своей семьи на фоне руин получили. В этих местах мини-юбку носить не стоит, поэтому я еще прикрыла руки рубашкой.
1. Итак, пропилеи - парадный вход, откуда мы начинаем нашу экскурсию. Вход обошелся в 15 000 LL за человека (за детей не платили). Гиду мы отдали $20.
4. Вид на Антиливан - горную цепь, разделяющую Ливан и Сирию. Каких-то 20 км и вы в Сирии.
5. Гид оказался замечательнейшим! Его звали Халед, и он был в бордовых вельветовых штанах и синей рубашке, а на шее повязан белый шарф-косынка. К сожалению, я так и не сделала его фотопортрета, - находчивые женщины обычно предлагают гидам "сфоткаться с ними на память", но я не из таких находчивых женщин. Халед рассказывал по-русски бегло (по ходу экскурсии мы узнали, что он говорит по меньшей мере еще на 6 языках, а испанский, французский и японский он даже продемонстрировал, встретив соответствующих туристов). Наш гид когда-то учился в сельскохозяйственном вузе Краснодара, поэтому очень обрадовался нам, как представившейся возможности вспомнить забытый язык.
6. Баальбек - крутейшее место, потому что благодаря специфическому климату древнейшие строения отлично сохранились и до наших дней, - претерпев по ходу времен влияние амбиций разных народов, они пережили 5 нешуточных землетрясений (одно из них все-таки разрушило храм Юпитера). Изначально Баальбек был финикийским процветающим городом Гелиополем, затем в XVI г. до н.э. город стал римской колонией. В течение последующих 300 лет на его Акрополе римляне построили три великолепных храма, которые были окружены стеной, из самых больших камней, когда-либо были созданных человеком. Паломники собирались в святилище, чтобы поклониться трем божествам: Юпитеру, Венере и Меркурию.
7. В 313 г. н.э. христианство было объявлено официальной религией Римской империи, и византийский император Константин официально закрыл храмы Баальбека. В конце 4-го века были разрушены жертвенники храма Юпитера, на месте которых из камней и архитектурных элементов древнеримского храма была построена христианская базилика. Но через несколько десятилетий она развалилась… После византийцев в Баальбеке обосновались арабы. К тому времени здания римской поры начали разрушаться… Сильное землетрясение довершило картину полного упадка и разрухи. Из осколков былого величия арабы соорудили новые стены и мечеть, которая была разорена крестоносцами.
На фото - метки пришедших позже христиан.
8. Это гексагональное сооружение - так называемый Шестиугольный суд, в который попадаешь едва миновав пропилеи. Комплекс состоит из четырех секций: монументальный вход или пропилеи, Шестиугольный Суд, Большой Двор и, наконец, сам Храм, где стоят шесть знаменитых колонн. Две части святилища отделены возвышенным порогом в самих воротах, которые служили границей между портиком для обычных (мирских) людей и сакральным пространством самого храма, куда допускались только избранные. Двор имеет ширину ок.75 м и строительство не было завершено. Раньше пол полностью покрывала мозаика, сейчас можно найти отдельные очень маленькие кусочки.
9. Обратите внимание на то, что слева мастер завершил работу и лицо вырезано полностью, а справа - лишь оставленная заготовка.
10. Вдали, слева, виднеются 6 уцелевших коринфских колонн храма Юпитера, которые сейчас в лесах и находятся на реставрации. Эти колонны уходят вверх на высоту 22 метра, храм построен на подиуме, на семь метров выше, чем здание Суда, что дает лишь малое представление о том, какой огромный масштаб был у исходного строения!
Фотография колонн, которую сделал Ильдар, когда был в Ливане в 2012-м.
11. Уже в XVI веке в Европе стало известно о наличии здесь грандиозных руин, которые стали обязательным пунктом посещения европейскими путешественниками XIX в. Флобер, Твен и Бунин оставили любопытные описания своих впечатлений от Баальбека. Полномасштабные раскопки были начаты немецкими учёными в 1898 г. и продолжались пять лет. После Первой мировой войны расчисткой участка занимались французы.
12. Главную загадку Баальбека представляет терраса, на которой стоит храм Юпитера. В её кладке находятся три знаменитые плиты — Трилитон Баальбека, совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Поражают технические стороны сооружения этих храмов: перемещение гигантских каменных блоков, распиливание отдельных камней, шлифовка колонн и тонкая ювелирная работа по украшению портиков. Почти весь комплекс состоит из известняка.
13. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса, самый крупный гранитный блок которой весит 90 тонн. А самый большой блок в Баальбеке, под названием «Южный камень» (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»), который так и не был вынут из каменоломни (почему - до сих пор остается загадкой), но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы (трилитона) и достигает веса 1050 тонн. Понравилась фраза на одном из сайтов - "Однако стены широко известного "золотого храма", который Нерон строил в Риме (столице империи), представляет из себя лишь оштукатуренную кирпичную кладку, которая не выдерживает никакого сравнения с храмом Юпитера в Баальбеке - глубокой провинции Римской империи..." Потому что те самые 6 колонн "в лесах" являются самыми грандиозными во всей Римской империи.
14.
15.
16. Экседра - такая ниша, украшенная колоннами, обязательная часть античных дворцов, служащая местом для отдыха или бесед.
17. Экседра была популярна в римской архитектуре.
18.
19. Колонны украшены элегантным декором, и гид сказал, что в те времена это было настоящим искусством - вырезать подобное, т.к. непонятно, какими инструментами это все делалось.
20.
21.
23.
24. Жаль, фото не передает масштабов этих каменных блоков, огромных монолитов, составляющих этот удивительный мегазабор. И просто в голове не укладывается, как это могли откуда-то приволочь. Месторождение известняка находилось в 900 м от места стройки. Впрочем, я примерно представляю, как это происходило - как раз недавно прочитала книгу Ж.Сарамаго "Воспоминания о монастыре", где описываются масштабы эпического строительства монастыря в Мафре - есть очень детально описанная сцена того, как доставляли один из подобных колоссов к месту строительства: "В тот день от восхода до заката было пройдено расстояние в тысячу пятьсот шагов, полмили, если вести счет по-нынешнему, или, для сравнения, расстояние, в сто раз превышающее длину плиты. Трудиться столько часов и так мало пройти, столько пролили поту, такого страха натерпелись, а глыбища проклятая тянет вниз, когда нужно бы стоять, задерживает ход, когда нужно бы двигаться, будь проклята и сама ты, и тот, кто приказал выкопать тебя из земли, из-за него маемся мы по этим палестинам." Альтернативные историки считают, что некоторые элементы храмов отливались из бетона.
Наш гид не раз во время экскурсии подобные чудеса комментировал одной меткой фразой "Дураки были эти римляне!"
25.
26. Наш гид утверждал, что летом здесь встречаются ящерицы, размером с крокодила.
27. Храм Вакха является самым сохранившимся сооружением в Баальбеке. Это лучший по сохранности римский храм в настоящее время. Колонны высотой 19 м — в полтора раза выше, чем в Парфеноне. Несмотря на то, что этот храм в целом уступает Храму Юпитера, каменные блоки храма Вакха, на которых стоят колонны, весят десятки тонн каждый.
28. Поражает умение древних мастеров - идеально круглые формы, идеально отмеченный центр окружности, тонкая резьба... А гигантские плиты так плотно состыкованы друг с другом, что даже иглу не просунешь. И это без цемента!
29. Наш гид нам постоянно показывал фокус, просовывая дужку своих очков под вырезанные в камне лепестки, демонстрируя искусную работу древних резчиков. Кстати, до сих пор вызывает загадку назначение многочисленных квадратных дырок как в стенах храма, так и в мегалитах нижнего яруса. Возможно, они служили креплением для чего-то. Вот только чего?..
30. Отверстия в пастях львов делались предположительно для отвода воды.
31. Храм Вакха вблизи. Перемещение блоков - полбеды, их еще нужно было поднять на приличную высоту и идеально ровно уложить друг на друга, что, учитывая их вес, было бы очень непростой задачей даже в наше время и с нашей техникой. Кстати, сейчас в мире есть всего несколько моделей кранов, способных оперировать весами более 1000 тонн. Современные исследования показали, что для перемещения такого груза потребовались бы усилия приблизительно 50 000 человек, что для древнего мира совершенно фантастическая цифра, лишь несколько древних городов по численности населения могли только немного приблизиться к этому числу. Соответственно, в строительстве Баальбека вряд ли принимало участие такое количество человек. Загадка...
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Две белые таблички на стене - это двойные надписи немецкого императора Вильгельма II, который посетил святилище в 1898 году, и его турецкий коллега, султан Абдулхамид II. Подобные воспоминания об имперском туре по Османской империи можно увидеть в Константинополе (Германском фонтане), Дамаске (гробнице Саладина) и Иерусалиме (Яффские ворота).
На этих фотографиях Баальбек - настоящий Гелиополь - "Золотой город".
43. Золото на голубом
44. Напоследок Халед показал нам фокус с мозаикой - сравните виды сухого и мокрого изображений. Краски натуральные
46.
47. А это созревает моя любимая хурма
48.
49. Ливанский кедр. К сожалению, в этот раз мы не добрались до кедров - ради них нужно было планировать более масштабное путешествие и одним днем, боюсь, не управиться. А посмотреть хотелось бы! Cedars of Lebanon - уникальное природное явление. Старейшее дерево на Земле, ливанский кедр упоминается в Библии и является священным. Кедров сохранилось мало и одна из рощ, под названием кедры Бога, расположена в ущелье ледниковых гор Макмел. В этой рощице растет около 375 деревьев, которые считаются старейшими в Ливане. Четырем из них многие сотни лет, они достигают высоты 35 м и их стволы в поперечнике имеют 12-14 м.
50. Храм Венеры располагается немного в стороне от основного комплекса и, в отличие от гигантских прямоугольных храмов Юпитера и Вакха, маленький и круглый. Шесть колонн, вероятно, когда-то поддерживали купол. Храм украшен резной нишей и скульптурами (теперь потерянными).
51. На прощание гид не удержался и предоставил нам "бонус" в виде обязательной сувенирной лавки, расхваливая ее как "пещеру Али-Бабы". Это была единственная ложка дегтя в путешествии в Баальбек. Отделались сувенирным шаром и какой-то подвеской (всё, безусловно, втридорога). Утешились тем, что это наш вклад в экономику Ливана (как мы обычно оправдываем такие бессмысленные траты). Впрочем, детям шар очень нравится. В сувенирном магазине нас угостили кофе, а детей колой, и в принципе, побродить там было любопытно - много интересных, но ненужных вещей, утопающих в слоях пыли.
52. После "пещеры Али-Бабы" на верблюда как-то не потянуло.
53. А так выглядит современный город
54. Мы нашли вкуснющее место с шавермой, но по городу гулять как-то напряглись, поэтому после трапезы почти сразу же прыгнули в маршрутку до Бейрута.
55. Современная мечеть с двумя минаретами.
56. А это поселения сирийских беженцев. Недавние новости утверждают, что численность сирийских беженцев в Ливане упала ниже 1 млн. Часть из них вернулись домой, часть перебрались в другие страны, а часть, увы, погибла...
В современном мире все-таки хочется жить (а не выживать) в своем доме (а не в палатке или навесе из коробок), рядом со своей семьей (а не чужими людьми, объединенными общей бедой), иметь возможность осматривать чудеса света, оставленные нам древними цивилизациями (а не руины, которыми наградила нас горстка политиканов). Какие непревзойденные памятники древней архитектуры безвозвратно разрушены и утеряны в той же Сирии в XXI в. ...
Завершили мы наше ливанское путешествие визитом в два прибрежных городка - Сидон и Тир (час на маршрутке из Бейрута до Сидона, еще час - до Тира). Сидон местные называют Сайда, а Тир зовут Сур (Sur). Сидон - третий по величине город Ливана, и нас интересовал там в первую очередь базар. Как бонус - старая крепость. Сидон тоже является одним из древнейших городов Финикии.
1.
2. Особую прелесть Сидона, конечно, составляет старая часть города, и особенно базар, который в ней расположился.
3. Отлично сохранившиеся, прохладные, извилистые улицы имеют древнее происхождение, однако, и по сей день функционируют как настоящий рынок, где местные жители закупаются обычными товарами: продовольствием и сельскохозяйственными мелочами. Немного напоминает турецкий базар в Стамбуле, немного старый Дели. Вообще, базар (или рынок) на Ближнем Востоке называется словом souk, мы его уже встречали в Бейруте. Вот этот рынок в Сидоне называется Saida Old Souk.
4. Занятия с номерными знаками не прошли для меня даром - теперь я могу "читать" ценники, - например, помидоры стоят 500 ливанских лир (20 руб.).
5. Эх, всегда мечтала жить рядом с таким базаром! Все свежее, вкусное!
6.
7. Здесь продаются одежда, фалафель и другая еда, оборудование, самодельное мыло, стройматериалы, обувь, мебель и даже нижнее белье.
Мандарины - 750 лир (28 руб.)
8.
9.
10. Этот базар был недавно отреставрирован, однако ему удалось сохранить свое старое очарование, оригинальную архитектуру и крошечные магазинчики, приютившиеся в каменных стенах.
11. Это место, где люди трудятся столетиями, передавая свое ремесло от поколения к поколению. К сожалению, как и во многих местах в мире, некоторые продукты местного производства сейчас не могут выдержать конкуренцию с дешевыми китайскими аналогами.
А тут, похоже, работает старый Хоби из "Щегла"
12. Гулять по старому базару - одно удовольствие! И дело тут не столько в шопинге, сколько в людях. Можно пройти через лабиринт переулков, потерянных в тупиках, и пообщаться с местными жителями - как и в остальной части Ливана, они очень гостеприимны. Марата и Пашу не раз угостили сладостями. Но общаться не обязательно - интересно просто наблюдать за тем, что происходит вокруг.
13. А еще в лабиринтах старого базара затерялся музей мыла (вход - 5000 LL = 180 р.) - бывшая мыльная фабрика. Отыскали мы его с некоторыми усилиями, несмотря на, казалось бы, многочисленные указатели. Построенная в середине 17 века, фабрика работала до начала гражданской войны в 1975 году. После войны владельцы превратили этот объект в музей. В одной из комнат музея мы посмотрели видео, в котором рассказывается, как мыло производилось раньше. Для создания мыла традиционным способом требуется около 50 дней. В музее, например, есть старые каменные раковины, где натриевую воду отфильтровывали перед смешиванием и кипятили с оливковым маслом в больших контейнерах, а затем ароматизировали и окрашивали.
На фотографии - грабли, которыми готовое мыло нарезалось на куски. Также в музее есть большая коллекция штамповочных молотков.
14. О производстве мыла рассказывается настолько интересно, что когда покидаешь музей, тут же хочется пойти и затариться по меньшей мере мешком мыла! И пахнет в музее изумительно!
15. А эта витрина посвящена общественным баням (хаммаму) - здесь лишь небольшая часть предметов, которые там обычно используются.
16. После музея и прогулок по базару мы приземлились ненадолго выпить свежевыжатого сока из апельсинов.
17. Визитной карточкой Сидона является вот эта морская крепость. Зимой 1227-1228 гг. крестоносцы решили укрепить порт. Через несколько месяцев они построили эту впечатляющую крепость на небольшом острове, связанном с материком узким, длиной 80 м, перешейком. Замок был частично разрушен, а затем перестроен несколько раз, пока он не был завоеван британцами в 1840 году.
18. Вход стоит 4000 LL. Крепость небольшая - вся на этой фотографии
19.
20. Рядом со старым замком располагается порт. На одном из пирсов выстроились десятки грузовиков с металлоломом для погрузки баржи. Интересно, куда этот лом транспортируют дальше.
21.
22. Наш папа
23. И я
24. В бойницы можно подглядывать за погрузкой металлолома)
25. Мои мужчины
26.
27.
Дальше мы поехали в Тир. Тир находится недалеко от границы с Израилем, поэтому до самого Тира доехать можно, а вот дальше без спец. разрешения нельзя. Там территория под контролем временного контингента ООН. Разрешение туристу можно получить в Сидоне.
28. Тир (Сур) находится на острове и в нем тоже есть чего посмотреть из древнего, но мы, вяло скользнув взглядом по руинам, отправились сразу на пляж, где устроили пикник, а потом искупались.
29. Настоящая финиковая пальма!
30. А под ней - настоящие финики!
31. А это наш пикник на берегу моря
32.
33. Нам показалось нелогичным в последний день в Ливане обедать в KFC, который есть и дома. А дешевых аутентичных заведений на набережной мы не приметили - сплошь буржуйские места с пиццей и морепродуктами, поэтому мы зашли в продуктовый магазинчик и купили фиников, орехов, лепешек и сыра.
34. И устроили самый настоящий пикник!
35. А потом некоторые из нас купались в море.
36.
37. И на этом, пожалуй, все, что я хотела бы рассказать вам о Ливане. Все мои любовь и восторг выражены в начале моих заметок, а последние лишь показывают, что посмотреть в Ливане есть на что, что там можно чудесно провести время, и искупаться реально, имея весь огромный пляж в своем личном распоряжении. В Ливане вы попробуете самый вкусный кофе, увидите самые древние деревья и поедите самой вкусной шавермы и фалафеля. Если повезет, то попадете к тому самому мороженщику, который делает самое вкусное мороженое в МИРЕ.
38. Улетали мы обратно Pegasus-ом, и на этот раз лоукостер был такой лоукостер! Впервые у меня было ощущение, что самолет напоминает маршрутку: я в какой-то момент даже думала, что в салон набьются люди, которые полетят стоя! Было много пассажиров с баулами, все багажные полки забиты битком. Впервые столкнулась с тем, что кто-то на борту курил в туалете - стюардесса даже проверила, не я ли это Сиденья залеплены жвачкой.
А это стамбульский аэропорт Sabiha во время нашей пересадки. Огромные толпы, люди лежат, сидят на полу. Кресел катастрофически не хватает.
Хотя... я вспомнила про это с трудом, когда наткнулась на эту единственную - и последнюю из той поездки - фотографию. Конечно, самое запоминающееся - это то, какое необычное, интересное, насыщенное путешествие получилось! Какая уникальная страна Ливан, какие там неординарные и гостеприимные люди, какие честные таксисты! И я безумно рада, что Ливан занял почетное место на карте моего сердца.
Спасибо вам за отчет, съездили со своей прекрасной половиной великолепно, но 4 полных дня все же маловато, не успели в Триполи и Тир. По впечатлениям: первое место- однозначно Jeita Grotto еще повезло, что в нижней пещере вода стояла невысоко, пригнувшись к самому днищу лодки протиснулись второе- Баальбек и третье Библос плюс Харисса.
desp писал(а) 15 янв 2018, 20:11:Спасибо вам за отчет, съездили со своей прекрасной половиной великолепно, но 4 полных дня все же маловато, не успели в Триполи и Тир. По впечатлениям: первое место- однозначно Jeita Grotto еще повезло, что в нижней пещере вода стояла невысоко, пригнувшись к самому днищу лодки протиснулись второе- Баальбек и третье Библос плюс Харисса.
О, здорово! Я очень рада! Ну есть повод приехать в Ливан еще раз ;) А как вам Бейрут? Попробовали что-то интересное из местной кухни?
AbberlineArrol писал(а) 16 янв 2018, 05:28:Попробовали что-то интересное из местной кухни?
естественно, каждый день кулинарный марофон. за 4 дня поправился на 2 кг., моя дама тоже взвесилась, но результаты утаила а так и меззо каждый день, всякие хумусы (самый лучший-хумус по-бейрутски, с какой то травкой), мутабаль, мозги жареные, кебабы и донеры, ужин на Корниш со свежайшей рыбкой. И как раз время сбора цитрусовых и гранатов. Самый лучший ресторанчик запомнился в Джуние, недалеко от подъемника к Божьей Матери ливанской (Харисса) По логистике: передвигались исключительно на минибусах и сервисах, только от Джейты то Джуние взяли такси, но тоже сторговались на сервис, оно того стоило-мерседес 1969 года, широкие кожаные диваны, переключение скоростей на руле..не смог отказать себе в удовольствии на таком раритете прокатиться по серпантинам. В аэропорт тоже такси ночью поймали, вопреки заверениям ребят из отеля, что ночью дешевле $20 нереально сторговаться в аэропорт, с первым же водилой сговорились на десятке. В общем все проблемы в Ливане решаются торгом, ну и "ана мин рУсия"
AbberlineArrol писал(а) 08 янв 2018, 15:12:Гид оказался замечательнейшим! Его звали Халед, и он был в бордовых вельветовых штанах и синей рубашке, а на шее повязан белый шарф-косынка.
бежал за нами, выдавая на-гора десятки фактов о Баальбеке, еле-еле отвязались от него. зато избежали посещения лавок. правда один сувенир поторговавшись купил на выходе к минибусам-майку Хэзболлы. Было желание зайти в их шикарную золотую мечеть, защищенную противотанковыми ежами и суровыми бородачами с калашами, но приехали поздно, уже темнело и хотелось попасть в Бейрут на рыбный ужин, так что только полюбовались на нее снаружи
AbberlineArrol писал(а) 16 янв 2018, 05:28:Попробовали что-то интересное из местной кухни?
естественно, каждый день кулинарный марофон. за 4 дня поправился на 2 кг., моя дама тоже взвесилась, но результаты утаила а так и меззо каждый день, всякие хумусы (самый лучший-хумус по-бейрутски, с какой то травкой), мутабаль, мозги жареные, кебабы и донеры, ужин на Корниш со свежайшей рыбкой. И как раз время сбора цитрусовых и гранатов. Самый лучший ресторанчик запомнился в Джуние, недалеко от подъемника к Божьей Матери ливанской (Харисса) По логистике: передвигались исключительно на минибусах и сервисах, только от Джейты то Джуние взяли такси, но тоже сторговались на сервис, оно того стоило-мерседес 1969 года, широкие кожаные диваны, переключение скоростей на руле..не смог отказать себе в удовольствии на таком раритете прокатиться по серпантинам. В аэропорт тоже такси ночью поймали, вопреки заверениям ребят из отеля, что ночью дешевле $20 нереально сторговаться в аэропорт, с первым же водилой сговорились на десятке. В общем все проблемы в Ливане решаются торгом, ну и "ана мин рУсия"
Хороший гастрономический опыт! Точно, мы ведь на таком же мерсе ехали))
AbberlineArrol писал(а) 08 янв 2018, 15:12:Гид оказался замечательнейшим! Его звали Халед, и он был в бордовых вельветовых штанах и синей рубашке, а на шее повязан белый шарф-косынка.
бежал за нами, выдавая на-гора десятки фактов о Баальбеке, еле-еле отвязались от него. зато избежали посещения лавок. правда один сувенир поторговавшись купил на выходе к минибусам-майку Хэзболлы. Было желание зайти в их шикарную золотую мечеть, защищенную противотанковыми ежами и суровыми бородачами с калашами, но приехали поздно, уже темнело и хотелось попасть в Бейрут на рыбный ужин, так что только полюбовались на нее снаружи
Была у меня такая футболка)) сразу понятно, террористическая - покрасила мне при первой стирке все белье((( Всё, что можно испортилось Так что аккуратнее с ней ;) А к нам гид совсем ненавязчиво подкатил, иначе бы тоже спасались бегством.
ну..в России Хезболла отнюдь не террористическая, а скорей союзник в Сирии, однако когда по возвращении мои друзья-приятели стали мне пенять, что надо было привезти такую майку в подарок каждому, то я таки призадумался, что было бы если меня приняли на какой-нибудь таможне с грузом футболок Хезболлы
AbberlineArrol писал(а) 18 янв 2018, 18:22:к нам гид совсем ненавязчиво подкатил,
сейчас не сезон, видать шибко проголодался. но тот самый, в бордовых штанах и белом шарфике, еще подбежал какой-то его протеже-лавочник, говорил, что он постоянно ездит на Украину по делам, поэтому нам необходимо проследовать в его лавку и выбрать эксклюзивы недорого.