Изучив несколько вариантов въезда в Иорданию, остановились на самом простом- Иорданские авиалинии – 15 000 рублей в оба конца и чуть меньше 4 часов в одну сторону. Визы получали в посольстве Иордании в Москве – 15 минут времени и 33 $ на двоих – никаких проблем. Гостиницы в Аммане, Акабе и Мертвом море бронировали в Москве через Интернет. Из путеводителей: «Иордания» автора Анхар Кочневой – совершенно бестолковая книжка - много информации по истории (не всегда точной и правильной), описания некоторых достопримечательностей – это не путеводитель и может служить только дополнением; L.P. – без комментариев, единственный минус – цена в Москве, поэтому советую заранее заказать его через интернет, обойдется в два раза дешевле. На следующий день после прилета купили местную книгу-альбом по Иордании на русском языке – много хороших фото, информация. Эта книжка реально помогла нам пару раз, дело в том, что за пределами основных туристических мест, мало кто знает английский и мы узнавали дорогу до интересующих нас мест, показывая картинки в альбоме – срабатывало всегда.
Перелет Иорданскими авиа оставил только положительные впечатления – без задержек, нормальная еда, спиртное, персональное TV, указатель на Мекку. Получение багажа и прохождение границы заняло не более 20 минут. Как ни странно обещанный гостиницей бесплатный трансфер ждал нас около выхода. От аэропорта до центра города ехать минут 25, если без пробок в Аммане. Прилетели мы в пятницу вечером – выходной день. На протяжении всей трассы до города, вдоль обочины - толпы местных отдыхающих, выбравшихся на пикник. Представьте москвичей, на пикнике, вдоль МКАДА.
Общая информация по стране.
Национальная валюта – Динары. Курс на сентябрь 2007 года: 1$ = 0,7Динар. В аэропорту курс немного ниже + комиссия. Лучше менять все деньги в Аммане – самый выгодный курс по всей стране – 1$ - 0,708 Динар, без комиссий. В остальных городах курс был около 0,69 Динар за Доллар.
Спиртное – продается в специализированных магазинах, в супермаркетах его нет. Магазины со спиртным есть только в крупных городах, таких как Амман, Мадаба, Акаба, в небольших городах их нет. Эти магазины имеют вывеску с символикой пива «Амстел», в Аккабе с названиями других производителей спиртного. Самое распространенное пиво - «Амстел» местного разлива – вполне приличное, цена в магазине от 0,9 до 2,5 Динар за банку 0,5 л. Кроме пива спиртного не покупали, поэтому по ценам ничего сказать не могу. С барами, где можно выпить спиртное в стране проблема. Ходить по улицам и искать их – дело практически безнадежное, надо ехать в конкретное заведение, которое вы знаете или пить в ресторанах при гостиницах. В Аммане большинство заведений, которые предлагают в баре спиртное, также предлагают девушек – советую обходить их стороной – развод на приличную сумму вам гарантирован, даже если вы пили только пиво (мы попали очень хорошо, об этом чуть позже). На улице пить спиртное запрещено законом.
Еда. Всю дорогу питались шавермами и местными сэндвичами. Сэндвичами называют шаверму на вынос – как у нас и булку с салатом внутри. Маленькая шаверма (сэндвич) стоит в среднем 0,5 Динар, большая в тарелке 1,5 Динара, сэндвич с салатом около 0,5 динара. Во многих местах висят цены, но цифры арабские. Стоимость лучше спрашивать заранее, т.к. в Аммане и Акабе, где много туристов вам могут серьезно завысить цену. Проблем с едой не было. Главное питаться подальше от главных туристических мест. В центре Аммана много точек по продаже свежевыжатого сока, цена около 0,5 динара за большой стакан сока, микс из фруктов чуть дороже.
Вождение авто – одна из самых легких стран в этом отношении. Максимальная скорость в населенных пунктах – 60 км/ч, на трассах по-разному, но не более 110 км/ч. Превышение на 10-15 км/ч прощается, необходимо пристегиваться. Полиция на трассах встречается, но не часто. При этом никаких засад местные гаишники не устраивают, патрульные авто стоят на открытой местности, иногда с включенными мигалками, так что если быть внимательным, скорость успеваешь сбросить. С радаром видели только один раз. В Иордании очень популярны лежачие полицейские – об этом предупреждают соответствующие знаки. Машину водил 6 дней, за это время меня ни разу не подрезали, большинство водителей дают себя обогнать и сами прижимаются к обочине, прижиматься к заднему бамперу, сигналить и мигать дальним светом, чтобы уступили дорогу, как в России, нет нужды. При подъезде к лежачим полицейским, многие водители включают аварийку, предупреждая о торможении.
Большинство дорог – по одной полосе с каждой стороны, трасса Амман-Акаба двух - трехполосная. Дороги, в основном, в хорошем состоянии. Существенная часть дорог Иордании проходит через холмы и горы. Если вы не слишком экономите, советую брать машину с более-менее мощным двигателем, иначе при езде по горным дорогам придется жертвовать кондиционером. Поездка в Wadi Mujib George на малолитражке – это серьезный экстрим.
Нормальных карт в Иордании не попадалось. Видели три варианта на английском языке, выбрали самую подробную, но в дороге в основном ориентировались по указателям, т.к. карта во многом не соответствовала действительности. Если собираетесь много ездить, карта безусловно нужна, хоть какая-нибудь.
Бензин стоит везде примерно одинаково - 605 филсов за 1 литр super .
Местное население. Народ Иордании – самый дружелюбный и гостеприимный, который я встречал. В большинстве своем, это не то «гостеприимство», которое можно встретить в районе сувенирных лавок Египта или Турции. За 11 дней местные жители несколько раз приглашали нас в свои дома. Когда мы останавливались спросить дорогу, прохожие, если они не говорили на английском, звонили своим знакомым, знающим английский, чтобы те объяснили нам дорогу. Пару раз люди оставляли свои дела и на своих авто сопровождали нас, показывая дорогу. За все время был один инцидент – в баре Аммана, но в любой стране не без уродов, и судить по ним о стране не стоит. Иногда борзеют таксисты, но это обычное дело во всех странах. По поводу одежды, закутываться в платки нужды нет, но и откровенно открытые наряды одевать не советую – это мусульманская страна и нужно уважать их обычаи. В Акабе, в районе сувенирных лавок, видели туристку с просторов бывшего СССР – шорты больше похожие на стринги и топик, из которого все вываливается, после этого в Интернете появляются рассказы о том, что европейкам там не дают прохода. Никакого хамства, тем более с руками как в Тунисе, там нет. За время поездки проезжали много КПП, иногда останавливали на полицейских постах. Несколько раз достаточно было сказать, что мы из России, «Welcome to Jordan», и без предъявления паспортов едешь дальше.
Минусы Иордании. Только один – там нет нормального пляжного отдыха (Мертвое море я пляжным отдыхом не считаю). В Акабе всего две гостиницы, имеющие собственный пляж, закрытый для местного населения – обе пятизвездочные, дорогие и не очень хорошие. Тем, кто планируют поездку в Иорданию, советую ехать через Египет. Пляжный отдых в Египте, в Акабе берете машину на прокат и катаетесь. В Иорданию из Шарм эль Шейха ходят паромы – можно доехать на скоростном за 2 – 2,5 часа, можно на более дешевом – плыть ночь.
Амман.
Гостиниц много, дешевыми их не назовешь. Останавливались в гостинице «Toledo» - 52 Jd (заказывали по Интернету) на двоих за двуместный номер, включая таксы и завтрак, за эти деньги нам дали бесплатный трансфер от аэропорта. Более-менее приличная гостиница, но без излишков, есть бассейн, которым мы за неимением времени так и не воспользовались. В первый вечер в отеле мы немного заплутали, дело в том, что он расположен на склоне и ресепшен находится не на первом этаже, а на самом верхнем.
Дешевых гостиниц много в Downtown в районе театра, выглядят они как дешевые притоны. Такси в Аммане имеют счетчик, но многие его не включают. Поездка по городу стоит 1 Jd, если ехать в отдаленный район то 2 Jd. Вечером проезд дорожает раза в 1,5 - 2. Таксисты около гостиниц ломят двойной ценник.
Основная достопримечательность Аммана - Римский театр.
Стоимость входного билета - 1 динар. Театр рассчитан на 6 000 мест. В восточном и западном крыле театра расположены музеи - Народных традиций и Фольклорный.
Рядом находится театр поменьше – Восточный Римский «Одеон». Вход в «Одеон» и музеи по билету в Римский театр.
На возвышенности, недалеко от театра находится Цитадель. От театра можно взять такси или минут за 15 дойти пешком.
Одна из баек про Амман – отсутствие тротуаров, полностью не соответствует действительности. В районах, где расположены основные достопримечательности, сувенирные лавки, рестораны и кафе тротуары есть везде. Возможно, их действительно нет в некоторых районах, но это особенность не только Аммана, а многих городов мира. Входной билет в Цитадель – 2 Динара. На территории находится Археологический музей, руины Храма Геркулеса, от которого осталось несколько колон – визитная карточка Аммана,
недавно отреставрированный Оммейядский дворец Джабаль Аль-Каляа, руины Византийской церкви.
В музее можно увидеть свитки Мертвого моря (Кумранские свитки), на которых изложен текст Ветхого завета. Экспонаты можно фотографировать, дополнительно денег за это не берут. На неторопливый осмотр Цитадели, включая музей, ушло не более 2 часов.
Самая большая мечеть Аммана и единственная, куда пускают не мусульман – Мечеть Короля Абдуллы, построенная в 1989 году. Входной билет – 2 Динара, женщин одевают в черную накидку с капюшоном. Интересно будет только тем, кто хочет посмотреть мечеть изнутри.
Из всех мечетей Амман выделятся мечеть Абу Дарвиша, украшенная черно-белым шашечным узором.
В путеводителе Иорданского клуба вычитали про древние Аммонитские сторожевые башни, расположение одной из них – Руджм Аль-Мальфуф - было «весьма точно» указано в путеводителе – «рядом с российским посольством». Желаю автору этого путеводителя, чтобы ему всю жизнь так указывали дорогу. Мы обошли вокруг посольства, прошли по всем прилегающим улочкам, спрашивали у десятка людей, все без толку. Наконец один старик вспомнил это название и где находится искомая нами башня. Мы поймали такси, он объяснил водителю, куда нас везти, в результате через 5 минут мы подъехали к строящемуся небоскребу с таким же названием. На этом поиски башни решено было прекратить.
На окраине города находится «Пещера семи спящих». Вход бесплатный. Женщин одевают в черную накидку. Это место связано с легендой об уснувших на 200 лет христианах, которых Бог, таким образом, спас от римлян.
В Коране рассказывается о том, как Аллах усыпил семерых людей за то, что они не верили в его могущество. На небольшой огороженной территории находится несколько надгробий. Пещера небольшая с четырьмя саркофагами, в одном пробито отверстие, закрытое стеклом. Если посветить туда фонарем, увидите человеческие кости.
На осмотр достопримечательностей Аммана и небольшой шопинг вполне хватит одного дня.
Под вечер занялись поиском авто в аренду. Основное скопление прокатных контор находится в районе King Abdullah Garden, туда мы и отправились. Задача была взять 5-7 летний джип на 6 дней. В первой конторе нам назвали цену, мы специально уточнили, нужен ли залог, менеджер категорически ответил нет. Решили посмотреть варианты в других фирмах. В результате нашли подходящий вариант – около 70 баксов в день, стали спрашивать, что нужно для заключения договора и тут выяснилось, что они хотят залог – ни больше ни меньше – мою кредитную карту, которую они обещали поместить в сейф. На карте было более 3 штук бакинских, идея передать кредитку первому встречному меня совершенно не вдохновила. Конторе было предложено заморозить на карте определенную сумму, как мы делали в некоторых странах, они отказались. В ходе длительных переговоров мне было предложено оставить свой паспорт. Данный вариант был мною так же отвергнут. Я в Москве-то никогда свой паспорт в залог не отдаю, а заграницей тем более. Кроме того, готовясь к поездке мы читали, что в районе границ государства, много контрольных пунктов, проверяющих паспорта. Это оказалось правдой, на всех КПП (их много в районе Мертвого моря) проверяют паспорта у всех пассажиров, прокатит ли копия паспорта, не знаю. В конторе мне начали вешать, что они отдают мне машину и доверяют мне, поэтому я тоже должен им доверять, и отдать либо кредитку, либо паспорт. На это я им ответил, что сдача авто в аренду это их бизнес, а наличие риска в любом бизнесе это нормальная вещь, кроме того, как они сказали, в стоимость аренды включены все страховки, в том числе от угона и повреждения, франшиза при этом отсутствовала, какие при этом у них оставались риски я так и не понял. Единственное объяснение – никакой страховки там не было. Мы предложили просто передать в залог 500 баксов, они опять отказались и мы пошли искать авто дальше, уже не столько смотря на машины, сколько на условия залога.
В очередной конторе нам был предложен новый, но не менее забавный вариант залога – они делают слип с моей кредитки, не указывая сумму, и я под этим оставляю свой автограф. Очевидно, это рассчитано либо на безумных туристов, либо на тех у кого, на карте долларов 30. Слип мне обещали вернуть после возврата авто. Интересно, а что я должен был делать, если бы через 6 дней мне сказали, что потеряли слип, а потом выяснилось, что я «совершил покупку» на несколько тысяч баксов? В общем, после длительного торга сошлись на пятилетнем Nissan X-Trail (механика, кондей), 500 наличных баксов в залог, 420 $ за 6 дней аренды, плюс 40 $ за возврат авто не в Аммане, а в Акабе. Оформить договор и получить машину решили на следующее утро в нашей гостинице.
После решения вопроса с авто решили посидеть в баре, попить пиво. На такси доехали до Abdoun Circle - основного места скопления кафе и ресторанов, обошли около десятка заведений – спиртного нигде не было. Тут попадается заведение с названием «Toro Negro» и быком на вывеске. При входе в заведение висит большое меню на английском с расценками на напитки. Пиво – 4 динара. В заведение мы пришли не очень поздно и поэтому сразу не поняли куда попали. За одним из столов сидели несколько девушек с просторов бывшего СССР, первоначально принятых нами за туристов, еще за одним пара подруг тоже явно не местных. Не ожидая никакого подвоха сели за стол, заказали пива, к пиву принесли мезе, которое мы не заказывали (чипсы, орехи и еще какая-то хрень). О том, что это за заведение стало ясно минут через 15, когда из служебного входа вышла пара девушек в прикиде, как из go-go бара, а в зале собрались остальные «туристки». Так как у нас в планах было только пиво, мы решили остаться, выпили кружки по три пива, попросили счет. В счете цена пива выросла в два раза – вместо 4 Динар – 8. «Официантка», кстати русская, пояснила, что при входе указана «неправильная» цена. Думается, если бы мы сразу уточнили стоимость пива, все равно бы развели, вариантов множество: в стоимость не включены таксы и налоги, надбавка за обслуживание, за «музыкальную программу» и т.п. Когда мы в последний день вернулись в Амман, попытались вновь отыскать место, где можно попить пива. Поехали по одному из адресов, найденных в бесплатном журнале-гиде по Амману. Около ресторана – одни дорогие иномарки, на вид очень мажорное место, решили поискать еще. В общем приехали на тот же круг, где находится «Toro Negro», таксист указал еще два заведения, где можно попить пиво. В обоих барах вместе с пивом продавали девушек, ошибку десятидневной давности решили не повторять и пошли в обычное кафе. Совет тем, кто хочет попить пива в Аммане – либо, если ли у вас есть информация, надо ехать в конкретный бар, либо пить пиво в ресторане при гостинице, либо просто набрать пива в магазине и выпить его в номере.
Продолжение следует.