Поездка задумывалась давно. Почти год обдумывался маршрут, в чем неоценимую помощь оказал данный форум и Иорданский клуб (гуглится). Как всегда, мешало извечное противоречие время-деньги-желание увидеть как можно больше. В результате тщательного отбора решено было взять только самое «вкусное» из трех стран. Ну, в самом деле, какой смысл смотреть 10-й римский город или 5-ую крепость крестоносцев? И так уже к концу поездки от римских колонн слегка подташнивало. Логистика по маршруту выстроена была очень тщательно, с перебором огромного количества вариантов. Считаю освоенный маршрут оптимальным. Единственное но – немного лучше прилетать в Бейрут, а вылетать из Дамаска. Получать на одну сирийскую визу меньше и добираться в Баальбек из Бейрута куда приятнее, чем из Дамаска, да и в тот же день еще кое-что захватить можно. Но если, как в нашем случае, есть возможность воспользоваться акцией Аэрофлота, то экономия становиться ощутимой. В этом случае получения 3-х виз Сирии не избежать. Вообще, с учетом «выездных» марок паспорт стал похож на коллекцию филателиста. Еще хочу сказать, что изучил все возможные авиамаршруты (в том числе и со стыковками в третьих странах) – приятных по цене и полезных перелетов немного – Алеппо-Дамаск (и обратно), Акаба-Амман (обратно дороже, экономия времени по сравнению с автобусом сомнительна) и Алеппо-Амман, которым мы и воспользовались.
Несмотря на столь внушительную подготовку, окончательно все решилось с поездкой всего за 3 дня до вылета. Т. к. это были очень напряженные дни, конкретики (отели, достопримечательности, порядок цен, пр.) выписано для дальнейшего использования было очень мало, надежда оставалась только на путеводители. Из которых с собой было: LP Сирия-Ливан 2004, LP Иордания 2006, «Ливан» Медведкова, «Иордания» Анхар, распечатки сканов «Сирии» Медведкова. Пригодилось все. ЛП, в принципе, можно и не брать, а вот все остальное – просто обязательно! Дело в том, что визуально впечатляющего в том регионе не так уж и много – в основном «торкает» от истории, от осознания, что вот этот вот камушек здесь положили 6 тыс. лет назад, а вот эту вот громадину отгрохали тогда-то. 3 остальные упомянутые книги дают достаточно полную историческую справку по каждому месту. И являются чуть ли не единственными источниками информации по региону. Так что имейте в виду.
Буду писать подробно, с большим количеством фотографий. Кому что-то не интересно или трафика жалко – пропускайте кусками. Я сам люблю именно такие отчеты. Привожу абсолютно все траты, кроме шоппинга и сувениров в подарок.
Также хочу предупредить о том, что не на все приводимые мной цены стоит ориентироваться, т. к. к фокусам братьев-арабов привыкаешь не сразу. Часто понимал, что меня разводят по деньгам, но желания спорить не было (как-то в этой поездке такое настроение расслабленное было), или понимал это слишком поздно. Краткий перечень, как вас могут развести на БВ:
- назвать сумму не в местной валюте (сотни, тысячи и др.), а в долларах, а потом утверждать обратное (или наоборот)
- пользоваться слабым на слух различием между –тин и –ти в английском
- не давать сдачу
- назвать (писать) сумму якобы без налогов
Кроме того, таксисты могут «не понять» куда ехать и потребовать дополнительную мзду за довоз до места, а в отелях назвать цены не за номер, а за человека (это уж совсем обнаглевшие) и «забывать» включить в цену завтрак.
Все вышеперечисленное обычно применяется сразу или в различных комбинациях, поэтому основная рекомендация – не полениться все условия договора проговорить (+показать на пальцах, написать, показать купюры) несколько (минимум 3) раз, если нет без сдачи – уточнить, есть ли она.
Курс валют на момент поездки:
Сирийские фунтики – за 1$ - 45,6, обычно 45.
Ливанские ливры (вроде так) - за 1$ - 1500 везде.
Иорданские динары - за 1$ - 0,7 динара везде. В аэропорту берут приличную комиссию.
День 0.
Поездка началась с утреннего перелета Новосибирск-Москва, где нас ждали наши друзья, с которыми мы и весь день. Чуть не опоздали на регистрацию, но в итоге вылетели сильно позже расписания и были в отеле в Дамаске уже часа в 4 ночи. Несмотря на довольно свежий Аэробус Аэрофлота, перелет был ужасным, т. к. сидели мы на первых местах вместе с кучей сирийских женщин и детей, которые голосили и прыгали весь полет. По прилету нас встретил напоминающий египетский бардак на получении виз (квитанции об обмене валюты не выкидывайте), никак не желающие приклеиваться марки, убогий аэропорт. Почему-то гордо отмахнувшись от таксистов в здании аэропорта, вышли на улицу – край географии, ловить такси ночью нереально, да и сильно неохота с сумками. В будке прайс висел 1000 фунтов до города. Согласившись, приехали в отель Al-Majid, широко разрекламированный на всех форумах, и вырубились спать.
Отель. Al-Majid – 50 баксов (2250 сури) за дабл без завтрака. Если в подвале – 1650 фунтиков. Кстати, вполне неплохой вариант перекантоваться одну ночь – тот же номер, только без окна, что является большим плюсом в плане отсутствия шума и песен с минаретов. В целом отель средний – все обшарпанное, старенькое. Только внутренний дворик хорош, но это новодел и не очень. Резюме – своих 50 баксов не стоит.
Траты дня (здесь и далее все на двоих, с чаевыми и проч.)
Визы Сирии – 40$
Таски аэропорт-отель 1000 фунтов
Отель 2250 фунтов.
Носильщику – 100 фунтов (денег меньше не было)
Итого: 115$
День 1.
Почти 4 часа сна, быстрые сборы – и вот мы уже ловим такси. У отеля толкется большое их количество, но цены задирают ровно в 2 раза больше. Пройдя 50 метров, словили такси за 100 фунтов (подозреваю, что дорого) до СоуМари. Так называется теперь автовокзал (гараж на местном – волшебное слово, при посадке в такси надо говорить гараж и название места, в котором нужно в итоге очутиться), от которого идет все в Ливан (и в Иорданию вроде тоже). Автовокзал реально большой, чем-то напоминает аэропорт. Также проходишь через детектор, покупаешь билет с местом, предъявляешь паспорт. Мы купили билеты на большой автобус до Бейрута за 700 фунтов на двоих. Это была, видимо, ошибка, т. к. рядом постоянно отходили сервисы (машина, в которую сажается 5 (2 спереди и 3 сзади) пассажира. Мы же свой автобус ждали минут 40, потом ждали пока все пройдут границу (местные еще и неслабый выездной налог платят, мы не платили), остановки по пути – короче, время убивает неслабо. Не рекомендуется для бешеных блох. На границе выдавать бесплатную визу отказались. Наотрез. Все, вплоть до начальника. Может, я что-то не так понял при подготовке? Учтите, если едете больше, чем на 3 дня, вам придется заплатить за визу вне зависимости от того, что написано в букве закона. Скандалить больше чем мы у вас вряд ли получиться. С учетом того, что нас ждал целый автобус, решили плюнуть и заплатить за визы.
Чтобы попасть в Баальбек, нам надо было спрыгивать в Штуре (говорите Баальбек, Штура – вас поймут). Убедившись, что об этом знает весь автобус, не забывайте всем об этом напоминать. В Штуре автобусов до Баальбека не оказалось (или не там искали), такси стоило 20 баксов. Сели в сервис, (5000 ливров с носа), прождали 20 минут, плюнули и отдали за 5 человек. Торговаться не получилось совсем, а время уже ой как поджимало. Сволочь таксист зажал 5000 тугриков сдачи за то, что довез нас до руин (правда, они реально подальше гаража) и вот так часа в 1-2 дня (точно не помню) мы оказались в Баальбеке. Что поражает при подъезде к городу – на каждом столбе плакаты с физиономиями лидеров и активистов Хезбаллы и очень красивые большие дома, в которых они, видимо, и живут.
Закинув за плечи рюкзак (впервые ехали с рюкзаком, удобно до жути), зашли в первую забегаловку на 3 столика (ели в последний раз в самолете), попробовали всего и попросили оставить рюкзак часа на 3. Нет проблем! У нас было суперустройство – кодовый замочек со стальным тросиком (рекомендую, от случайных «любознательных» убережет). Пристегнув рюкзак к напольному вентилятору, пошли на осмотр руин.
Впечатляет!!! Потрясает, трогает, пробирает до самых пят! Кажется невероятным, что это могли сделать люди того времени! Кроме нас, мы видели за день только человек 5 туристов. Дело в том, что перемирие в Ливане наступило буквально за 4 дня нашего приезда и люди еще не успели понять, что в Ливан ехать можно (и нужно!). Часа 3 мы плотно полазили по руинам и тут я приступил к важной части осмотра – поиску трилитона. Это такие загадочные огромные камни, которые лежали здесь задолго до постройки храмового комплекса и качество обработки которых невероятно. Между ними даже вода не проникает! Подарок инопланетной цивилизации.
Руины Баальбека
Несмотря на указания искать его в северо-западной части комплекса, там мы его не обнаружили. Обежав все заново, нашел мужика, который ранее набивался в гиды. Он объяснил, что надо выйти из комплекса (внимание, проверяют билеты на выходе, мы долго искали!) и обойти его с внешней стороны (если лицом к входу, то налево мимо лавок). Увязался за нами. У нас еще был план покупок маек с символикой Хезболы и он нам совсем не в тему был. Однако мужик был нормальный, даже по-русски слегка говорил, пусть свою долю получит, решили мы. Накупили мы маек и возили их с собой до конца поездки. Зато какие сувениры! Трилитон был обнаружен после преодоления метров 50 полудороги-полусвалки за колючей проволокой. Если бы не знал ничего про него, вообще бы не впечатлил.
Трилитон
Затем мы забрали рюкзак, поели заодно, словили такси на каменоломню (если ехать от руин поворот налево после первой АЗС), слегка там пофотали и добрались до гаража. Камень на каменоломне – это двоюродный брат тех, что в трилитоне, только покрупнее.
Кирпичик
Маршрутка в Бейрут набиралась долго, но виды по пути окупили все!
По дороге в Бейрут
В Бейруте был заранее оплачен отель Майфлауэр на Хамре (здесь, в Библосе и в Акабе брали через Анхар). Все хвалят Хамру. Не поняли. Куча мелких улочек с полезными местному жителю, но не путешественнику сервисов. Не колоритно. Несмотря на явную усталость, пошли гулять по ночному Бейруту. Ориентируясь по карте из ЛП, пошли к Голубиным скалам. Путь оказался не такой уж и близкий и простой (иногда по пустым улицам (БТР не счет ) , то вверх, то вниз). Набрели на идеально пустой парк аттракционов, где соблазнились прокатиться на колесе обозрения. Об этом быстро пожалели, т. к. ржавость конструкции была явно выше нормы, а крутилось оно с дикой скоростью. Когда после кругов 5-ти я все-таки докричался до распорядителя сего действа и колесо остановили, он был очень удивлен. Видимо, обычно там люди до посинения крутятся.
Пришли к Голубиным скалам. Вот где жизнь! Кафешки, по набережной люди гуляют, сами скалы – красота! Сначала я со штативом привлек внимание публики, но потом все переключились на проезжающую мимо процессию празднующих избрание президента. В Бейруте это не раз встречалось – колонна машин с людьми с флагами «Хезболлы», гудящая, орущая, стреляющая вверх. Так люди праздновали выборы президента. Везде – на машинах, в окнах, на домах портреты Мишеля Сулеймана – люди надеются на мир. Дай Бог его этой прекрасной стране!
Нафотографировавшись вволю, сели в помпезную кафешку с прямым видом на Голубиные скалы. Не вид, а сказка! И очень вкусно! Потом прыгнули в такси до отеля и отрубились спать.
Отель. Майфлауэр. На стойке он стоил 94$ плюс налоги и надпись – «мы не делаем скидок»! Нам он достался за 50$. Очень приличный, 50 стоит однозначно, 100 с лишним также однозначно нет.
Голубиные скалы
Праздник по случаю выборов президента
Траты дня.
Такси в Дамаске до гаража – 100 ф.
Автобус до Штуры – 700 ф.
Бутылка воды и какая-то сладость – 90 ф.
Полкило орехов на границе – 250 ф.
Визы Ливана – 50000 л.
Такси Штура-Баальбек 30000 л.
Поели – 15000 л.
Такси до гаража – 5000 л.
Маршрутка до Бейрута – 12000 (с багажом).
Такси гараж-отель 15000 л. (таксист – сволочь!)
Отель – 50$
Ужин в ресторане – 26000 л.
Такси до отеля – 6000 л.
Итого: 181$
Совет дня для маньяков: Если из Дамаска ехать не на автобусе, можно в Штуре словить такси и проехаться по окрестностям (например, Анжар).
День 2.
Ранний подъем, завтрак в отеле, прогулка по Хамре. Потом словили таксиста и за 10000 ливров покатались по Бейруту слегка. Как-то он нам не приглянулся и мы решили двигать дальше. Так как нам попался англоговорящий таксист, который, к тому же, попытался дать мне сдачу (впервые в Ливане), решено далее было передвигаться с ним. За 70000 л. договорились доехать до отеля и далее через Грот Джейта в Библос. Очень приличный оказался таксист, поболтали с ним немало. За дополнительные 10000 он готов был завезти нас на Харису, но как-то лениво стало.
Интересно само перемещение в Ливане. Там просто нет пустых пространств между городами. Пейзаж за окном не меняется, а таксист объявляет названия городов, в которых мы въезжаем. А какие виды с гор!!! Сказка!
Грот Джейта – это действительно маст! Мы были в пещерах в Новом Афоне в Абхазии, думали, что удивить пещерой нас невозможно. Но ошибались. Огромные провалы вниз с проблесками изумрудной воды подземной реки, причудливые лабиринты сталактитов и сталагмитов – просто дух захватывает и иногда даже от высоты голова кружится. Сначала идешь по верхнему пути пешочком, потом на нижнем уровне садишься в лодку и тебя везут по подземной реке с подсветкой. К сожалению, фотографировать нельзя, а открытки не передают и сотой доли того великолепия, что внутри. Просто поверьте на слово, что посетить это место обязательно стоит.
Приехав в Библос, обнаружили, что с отелем нам явно повезло. Он стоял на возвышении и окна во всю стену на самом высоком этаже выходили прямо на море! Вид открывался необыкновенный! Лазурная вода от горизонта до горизонта!
Вид с балкона днем...
... и вечером
При этом в Библос приехали достаточно рано (часа в 2-3 дня), и после купалки еще осталось время погулять. О, Библос! Чудесные маленькие чистые улочки, отзывчивые люди, прекрасная еда и пиво! Правда, последнее мы нашли не сразу. Подумав, что вся жизнь должна быть сконцентрирована в порту (маленький, уютный, стоит посетить), пошли туда (первая ошибка). Нашли какое-то понтовое заведение (все стены увешаны фотками людей, их посетивших), решили отведать рыбки, коль уж у моря (вторая ошибка). В итоге за не самый питательный ужин с одной полукилограммовой рыбой отдали 65000 л. Ну и ладно. Потом пошли гулять дальше и наткнулись на Main street, где и есть настоящее прибежище для туриста. Рекомендую Rock кафе (ничего от рока там нет) слева от банка «Библос». В дальнейшем питаться ходили туда. Очень вкусно и дешево. Рядом их же заведение со сладостями, можно комбинировать заказы.
Короче, расслаблялись мы в Библосе. Очень кстати пришлось. Подустали слегка.
Отель. Ahiram hotel, 60 баксов за номер с завтраком. Супер! Идеальный выбор для отдыха. Отель небольшой, номеров 40. Все на уровне – интерьер, обслуживание. Комнаты, правда, маловаты, но зато балконы огромные. И за вид с балкона я готов простить им все! Отель стоит на галечном пляже, что меня сначала коробило, а потом я распробовал все прелести гальки. При входе в воду она очень мелкая, а лежать на ней – одно удовольствие. Хочу предостеречь от более дорогого Библос Сюр Мер – пляжа у него, как такового, нет, вид отсутствует.
Библос
Важный человек
Траты дня.
Такси по Бейруту – 10000 л.
Такси до Библоса – 70000 л.
Вход в Грот Джейта 37300 л. + 2200 за въезд машины.
Пиво, сок в ларьке – 6000 л.
Открытки – 2000 л.
Отель – 60$
Носильщику – 2000 л.
Поели в ресторане – 65000 л.
Поели в кафе – 17000 л.
Купили фруктов и пива - 10800 л.
Итого: 208$
Совет дня для маньяков: в этот день можно уложить еще многое, но даже маньякам нужен отдых.
День 3.
Искупавшись с утра, пошли осваивать развалины. Надо сказать, что, не зная истории их оценить крайне сложно. Они расположены очень компактно, но визуально в основном представляют из себя кучи камней с небольшим вкраплением римского антуража и маленькой крепости. Однако это уникальное место. Здесь представлены почти все периоды истории от 3,5 тыс. лет до н. э. до 12 в. н. э. Крайне увлекательно, имея на руках план и описание развалин, угадывать, что есть что. Виды тоже стоят отдельного упоминания. На развалинах мы провели 4 часа. Очень интересно!
Руины Библоса
Стена и крепость - между ними пропасть в 3 тыс. лет!
Потом гуляли и купались, покупали сувениры. Отдельно рекомендую посетить улочку, на которой стоят две христианские церкви – если стоять спиной к входу в крепость, то она будет начинаться от вас слева наискосок через миниатюрную площадь условно в форме квадрата.
Христианская церковь Библоса
Остаток дня прошел в купании, прогулках и ожидании момента со штативом в обнимку, когда заход солнца совместиться с отсутствием движения на одной маленькой, но жутко красивой улочке. Так и не дождался.
Траты дня:
Поели в Rocke – 27000 л. (если отдельно не оговорить, наливают пиво в розлив, а оно хуже и дороже очень неплохой Almaza в бутылках)
Входные билеты – 13000 л.
Поели там же, но со сладостями – 21000 л.
Отель 60 $
Итого: 101$
День 4.
Этот день по плану должен был получиться очень насыщенным (так оно и вышло). Еще заранее я выяснил направление, в котором следовало искать «Гараж на Триполи». Так как подъем был ранним, такси найти не удалось, и было решено пешочком (с рюкзаком в 17 кг. и другими вещами) прогуляться. В результате 40 минут как ишак бегал вокруг и около трассы на Триполи, пока добрые люди (парадокс – таксисты) не остановили проходящий мимо автобус, который – о, чудо! – шел до Триполи. Так мы и не поняли, есть ли там этот гараж или все проходящие автобусы стопят – рекомендую узнать это заранее. Отдохнув в автобусе от утреннего бега с препятствиями были настроены решительно найти сервис, который отвезет нас в Тартус. Но как мы не шныряли рядом с башней с часами, от которой он должен идти, предлагались только такси. Ну, такси так такси. Оговорили в этот раз все тщательно, с торгом.
Водила оказался бойкий. Чем-то закупился явно контрабандным перед границей, на границе практически вырвал у нас из рук паспорта и в результате манипуляций с ними вытянул у нас лишних 275 фунтов. Было не жалко, даже забавно наблюдать за тем, как нас разводят. Надо сказать, что российский паспорт с необходимостью проставить визу ввел сирийских пограничников в ступор. Несмотря на то, что занимались этим 3 человека + их начальство + наш водила бойкий, заняло это часа полтора. Если бы в этих местах человек бы 10 наших в день проезжало, граница бы встала.
Надо сказать, что, как только переезжаешь на сирийскую сторону, контраст в уровне жизни ощущается сразу и сильно. Постройки из отличных красивых домов превращаются в какие-то мазанки, появляются оборванные люди, мусор присутствует в немалых количествах. Так, наблюдая за проносящимися за окном пейзажами, мы доехали до Тартуса. План был там взять другое такси, которое повезло бы нас по маршруту Амрит (из-за него в Тартус и ехали)-Крак де Шевалье - Хомс. Однако оказалось, что водила наш доблестный готов довезти нас до Крака за 1500 фунтов. Предложение показалось нам разумным, тем более что в этом случае мы экономили время на заезде в город и поиске нового такси. Поехали искать Амрит. Искать его надо следующим образом: если ехать из Тартуса, будет указатель «Амрит» направо. Когда вы по нему поедете, не смущайтесь тем, что дорога еще километра 2 будет идти по чему-то среднему между свалкой и складами. Первая остановка – слева по ходу движения будет табличка, а за ней – метров 50 пешком – и финикийский храм. Пусть вас не смущает, что там никого нет, а сам храм представляет собой не сильно впечатляющую визуально башню посреди болота – раньше там был бассейн. Чуть подальше от храма – небольшой амфитеатр римских времен (мы не пошли). Далее следует вернуться в машину и продолжить движение – еще через 1,5 км. будут два огромных погребальных обелиска. Вокруг них реально много мусора, а таблички совсем отсутствуют. Под ними находятся две погребальные камеры. Там тоже мусора немало, но, если захватить фонарик, можно туда слазить (что я и проделал вместе с водилой). Водила, кстати, сам из Хомса, был немало удивлен, что здесь есть такие вот развалины.
Далее в путеводителе следовало указание проехать еще немного и найти какую-то дыру в заборе, но мы, видимо, ее просмотрели, т. к. выехали обратно на трассу.
Амрит
Погребальные обелиски Амрита
Ехать или нет в Амрит - каждый должен решить для себя сам. Если вдруг оказался в Тартусе – конечно, стоит. Времени это занимает немного, денег – тоже (но без машины там делать нечего). Все-таки это финикийская история, от которой не так уж и много в регионе осталось. Да и визуально ничего похожего на то, что есть в Амрите, мы нигде больше не встретили.
Далее наш путь лежал в Крак. Впечатляет дорога туда – серпантин под каким-то невероятным углом к горизонту. Как там ездят наши ЗАЗы и ВАЗы? Загадка.
По прибытию в Крак пристегнули наш рюкзак у входа и – вперед! Красивейший замок, практически нет ограничений на передвижения внутри, и виды с его башен просто превосходны. Но все равно как-то немного однообразны его внутренние помещения, даже если лазить в подвалы (я немного развлекся).
Крак де Шевалье
Через 2,5 часа мы им пресытились и решили двигать дальше. Было не так уж и поздно, часа 4, но ничего общественного из транспорта видно не было. Мы залезли в микрик, который покружил-покружил по деревне, но так как никого не нашел, зарядил нам цену за «директ» в 1000 фунтов. Как-то в этот момент меня начали доставать постоянные разводки и мы без всякой надежды выгрузились опять у крепости. Не так уж и долго мы ждали, нашелся таксист, который согласился довезти нас до Хомса за 650 фунтов.
В гараже Хомса мы запрыгнули в уже почти отходящий автобус на Пальмиру. Он оказался довольно побитым, без кондеров, но с пластмассовыми стульями в проходе. По счастью, нам достались не они. Дальше стало веселее. Курил весь автобус, что на фоне изнуряющей жары оптимизма не добавляло. Вода у нас кончилась еще в Краке, а на автостанции залупиться не удалось по причине быстрой пересадки с такси на автобус. Но. В начале автобуса стоял бак с водой сомнительного происхождения и по автобусу ходил по рукам один граненый стакан, которым все жажду и удаляли. Когда у меня в руках оказался холодный, полный жидкости стакан, мозг отключился, и я с удовольствием его выпил. Второй всунул ничего не понявшей спросонья жене. Надо сказать, что после этого было уже реально пофигу, где и в каких условиях принимать пищу. Это сильно облегчило жизнь.
В Пальмире за довоз до отеля водила автобуса попросил лишних 100 ф.
Немного осмотрев номерной фонд Тадмора, в восторг не пришли. В итоге остановились в Tower Hotel, который по местным меркам чуть ли не дворец. С ним произошла забавная история. В холле пили чай два мужика, с которыми я мило побеседовал, пока не подошел человек, который должен быть показать номер. После осмотра номера была объявлена цена в 45 баксов, которая показалось мне более чем завышена, о чем я прямо и сообщил. Мне сказали: «Побеседуем в холле». Но получилось так, что в холл я спустился первым и торговался с теми, кто там сидел. Без проблем получил цену в 25 баксов. Спустившийся вслед за мной человек был очень этим рассержен и долго бегал за мной, уговаривая никому о такой халяве не сообщать. Так что на меня не ссылаться. Я, правда, не уточнил, включен ли в цену завтрак, что вылилось в лишних 300 фунтов.
Больше сил ни на что не было, поэтому мы устроились на ужин в кафе напротив отеля. Пока сидели, мимо проходил мужик, который катил тележку со сладостями. На вопрос, сколько они стоят, он предложил мне дать ему немного денег, а он уже взвесит сколько нужно. На 50 фунтов я стал обладателем целого пакета чего-то безумно вкусного и в придачу еще какие-то два маленьких штучки типа пирожков. Эти «пирожки» оказались настолько сладкими, что я долго даже дышать не мог, как не запивал их чаем. Том ям по силе воздействия отдыхает.
Траты дня:
Автобус до Триполи – 5000 л.
Такси до Тартуса – 30000 л + 500 ф.
Визы Сирии – 40 $ + 275 ф. таксисту
Такси до Крака – 1500 ф.
Входные билеты в Крак – 300 ф.
Такси до Хомса – 650 ф.
Автобус до Пальмиры – 200 ф.
Доплата за довоз к отелям – 100 ф.
Отель 1250ф+300ф завтрак
Ужин в кафе – 900 ф.
Сладости – 50 ф.
Итого: 197$
Совет дня: можно за те же деньги уехать из Триполи до Крака, что представляется отличным вариантом при отсутствии желания посетить Амрит.
Совет дня для маньяков: Вполне реально успеть (мы успевали) на встречу заката в крепости над Пальмирой. Насколько мы поняли, она работает только по вечерам. Однако подозреваю, что после Крака все остальные крепости покажутся несерьезными.
День 5.
День начался весело – с того, что мы решили пойти в Пальмиру пешком. Нет, это, в принципе, не проблема – идти не очень далеко, проблема в том, что нужно знать, куда придти. Мы никак не ожидали, что у такого грандиозного сайта нет забора и ворот, где продаются входные билеты. Даже пытались спрашивать Истина заключается в том, что билетов входных нет, за исключением храма Бела и амфитеатра. Поэтому, если, как и мы, вы решите отправиться на осмотр с утра пораньше, начинать надо с декумануса (главная улица в любом римском городе). Пока поглазеете на колонны, агору и тетрапилон, откроется амфитеатр и храм. Храм открывался в 9-00, подозреваю, что и амфитеатр тоже. Т. е. у начала улицы вы должны быть примерно в 8-00, чтобы все осмотреть пораньше. Правильный план действий такой: Сначала проходите улицу с колоннами, тетрапилон и все, что за ним (если есть желание), а на обратном пути посещаете агору (будет по той же стороне, что и амфитеатр) и все, что с ней рядом, уже открывшейся амфитеатр, храм Белла и потом, если есть желание, скататься до долины захоронений (машину и гида брать у храма Белла).
У нас вышло все не совсем так. Пока мы искали кассу , время приблизилось к 9-00 и мы решили дождаться открытия храма Белла. Зато были там почти одни. Интересное, несомненно, сооружение. Потом осмотрели все остальное и начали понимать, что до гробниц и тем более до отеля нам не очень-то и охота пешкарить. У храма Белла отловили гида (просто таксистов не было), который за 500 фунтов показал нам гробницы и довез до отеля. Гробницы интересные, внутри человеческие кости валяются Правда, что-то там закрыто было в связи с пятницей, но мы не расстроились.
Краткое резюме. Пальмира хороша. Очень хороша. Но если есть дефицит времени и вы планируете побывать в Баальбеке и Апамее, ее можно смело пропустить. Декуманус куда круче в Апамее, а храм – в Баальбеке. Амфитеатров вообще полным-полно по всему региону, а в Пальмире он вообще маленький и сильно отреставрированный.
Вид на Пальмиру с крыши отеля
Храм Белла
Декуманус Пальмиры
Амфитеатр
Тетрапилон
Гробницы
Кости человеческие...
Обедали мы в кафешке слева от отеля. Могу смело ее порекомендовать, дешево и вкусно. Забавный хозяин, который вроде как говорит на куче языков и имеет 40 с чем-то тетрадей записей от посетителей, по которым можно изучать географию.
Далее по плану была Хама. Полученная нами противоречивая информация говорила от том, что прямых до Хамы нет, надо пересаживаться в Хомсе. Логично, ибо Хомс миновать сложно. Однако в Хомсе пришлось бы перепрыгивать из гаража в гараж. Тем не менее, нашелся автобус, который шел прямо до Хамы (правда, с заходом в оба гаража Хомса), на котором все, кроме нас, ехали только до Хомса. Итого вроде бы так: до Хомса автобусы ходят каждый час, но не каждый из них идет потом в Хаму.
2,5 часа в пути – в вот мы Хаме. Остановились в Noria hotel. У них с Cairo hotel общий менеджмент, только второй побюджетнее. Отель просто супер! Пусть вас не смущает вход в него (обшарпанная дверь лифта в подворотне). Превосходный номер (правда, хозяин говорил, что наш только что отремонтировали – номер №123 на всякий случай), отличное обслуживание, хороший завтрак, расположение – центрее некуда (до норий 3 мин. пешком) + прикольный (но немного болтливый) хозяин, с которым можно договориться о такси куда угодно. За неторопливой беседой «за жизнь» выяснились следующие цены по машине с водителем на весь день: Хама-Апамея-Серджилла-Аль Бара-Мара-Алеппо – 65 баксов, если прибавить еще Джераду, Руэйху и Эблу, то 85. Мы прибавили
Ну, если мы оказались-таки (сильно не стремились) в городе норий, пошли смотреть нории. Они оказались близко от отеля – не спортивно.
Нории рядом с отелем
Т. к. время было еще детское (часов 4 -5 вечера), пошли искать самую здоровую норию. Карта из ЛП и реальность восточного города – это, конечно, две большие разницы, но все-таки норию мы нашли. Она оказалась нерабочая, но зато туристов там вообще не было, а местные отдыхали на пикниках. Традиционная арабская семья на прогулке – это нечто! Колоритно, интересно. Правда, фотать как-то неудобно было.
Хама понравилась чрезвычайно. Спокойный, красивый, удобный для проживания город, полный восточного колорита и очарования.
Самая здоровая нория
Траты дня:
Входные в храм Бела – 300 ф.
Питье за день (вода, фреши) – 250 ф.
Входные в амфитеатр – 150 ф.
Гид-такси – 500 ф.
Поели – 250 ф.
Такси до гаража – 100 ф.
Автобус до Хамы – 300 ф.
Такси до отеля. – 50 ф.
Отель – 50$
Поели – 170 ф.
Такси – 50 ф.
Итого: 97$
День 6.
Позавтракав, стартанули дальше. Ехали на реальном такси, желтого цвета. Первая остановка – Апамея (Афамия по местному). Представляет из себя декуманус длиной 2 километра. Начинать можно с любого конца – будки по продаже билетов есть и там, и там. Билеты сохраняйте.
Ну, что можно сказать о Апамее. Однозначно стоит посмотреть! Впечатляет размах. Когда представишь себе, что в древности это была всего лишь главная улица и на ней бурлила жизнь – эмоции перехлестывают через край. И, если не считать пары в меру приставучих продавцов «древностей», мы там были совершенно одни! Если ранжировать посещенные достопримечательности в этой поездке, Апамея точно войдет в пятерку лидеров. И не очень далеко от Хамы.
Апамея
Потом были мертвые города. Сначала Серджилла. Единственный туристический объект из них. Продают билеты, что-то реставрируют, наблюдаются организованные группы.
Очень интересное и необычное место. Дома старого города сохранились очень хорошо, поэтому представление о той эпохе передают достоверно. По площади она небольшая, действительно заслуживающих внимая строений немного, 5-7 (хотя мы облазили все) – за час управиться вполне реально.
Серджилла
Совсем недалеко от нее Аль Бара. Это отдельные строения, разбросанные по достаточно большой площади, в большинство из которых после Серджиллы лезть никакого желания не возникает. Заслуживает внимания вилла и 2 погребальных обелиска. В одном из них стоят 5 огромных саркофагов с резьбой (внутрь попасть нельзя, решетка), а во второй можно зайти. Ничего особенного, но почему бы не заехать, если уж в Серджиллу приехали?
Аль-Бара
Со следующим пунктом программы все было непонятно. Хотя перед поездкой я прочитал почти все, что возможно, о регионе, о мозаиках Мары (Ma’arat An-Numan или Al-Mara) ничего не слышал. И только по доброму совету хозяина Noria Hotel мы туда заехали, рассудив, что все равно по пути. Охарактеризовать данное место можно только одним словом – обалдеть!!! Хоть мы и не любители музеев и стараемся их избегать, этот зацепил конкретно. Сам музей – это традиционно восточное строение со внутренним двориком, который надо обойти по периметру, переходя из зала в зал, очень интересное и аутичное место. В музее мы были единственными посетителями, так что перед нами в зале свет зажигали и следом за нами гасили. Разрешили трогать что угодно. Никто не мешал насладиться искусной работой древних мастеров. Там мозаики маленькие и большие (например, 88 м2), в разных техниках, разных эпох. К сожалению, фотать там нельзя, а открытки абсолютно не передают красоту мозаик. Так что верьте моим словам, а не фоткам в и-нете, если их найдете. Еще добавлю, что все мозаики Мадабы (а мы специально их все посмотрели) не стоят и двадцатой части коллекции Мары. Суперхайрекомендед!
Так как мы уже прилично проголодались, сказали водителю, что не против поесть. Ожидали увидеть, как обычно, какую-нибудь забегаловку с шавермой (даже слово это до сих пор переношу плохо ), а получили… Представьте себе спортивный зал, покрытый мрамором, с двумя огромными (прим. 5 и 3 метров) многоярусными фонтанами пены! И это только первый (крытый) зал! Выше есть зал не меньше, с бассейном посередине (метров 15 в длину, купаться можно!), фонтаном (уже без пены) и кучей обслуги! Понты в абсолюте! При этом, как всегда никого – и человек 10 официантов обслуживали только нас. За эту аттракцию стоит заплатить, подумали мы и морально приготовились увидеть счет долларов на 100, что для Сирии – безумные деньги. Но, наевшись и напившись, мы заплатили всего 1000 фунтов! Очень рекомендую посетить эту колыбель расточительства Называется Al-Mandil.
Кабак в Маре
Далее по плану был мертвый город Джерада. Не очень впечатлил, т. к. встроен в деревню – сложно перемещаться по нему, фактически из огорода в огород лазить надо. Визуально тоже впечатляет не сильно. Однако все равно через него в Руэйху ехать.
Джерада