Так начиналось.
А так заканчивалось.
Поездка проходила в обычном режиме. Спокойно проехали Мазар-и-Шариф, Кабул и Герат. Лично я опасности вообще не ощущал. Свободно гуляли поздним вечером по улицам вышеназванных городов. Оставалось пройти Кандагар, бывшую столицу Талибана. Про это и напишу.
Посещение Кандагара вдруг стало под вопросом, из-за полной неразберихи с авиабилетами. На сайтах авиакомпаний расписание непонятно какое, написано одно, а на самом деле другое. Да и билеты через сайт купить нельзя. Только через агентства. Во многих из этих агентств работают совершенно некомпетентные люди, которые абсолютно не знают свою работу. Несколько таких горе-контор не смогли нам сделать билеты на нужные даты, говоря, что подходящих рейсов для нас нет, или самолёты не летают, хотя чего здесь трудного - посмотреть в компьютер и немного пошевелить мозгами. Но в Герате удалось со второй попытки решить вопрос с билетами, и у нас появилась возможность побыть в «настоящем Афганистане» пару дней. Как оказалось, самолёты во второй по величине город Афганистана летают каждый день. Как этого можно не видеть в компьютере - непонятно.
После приземления сели в автобус авиакомпании и за два доллара с человека поехали в сторону города. Аэропорт представляет собой хорошо укреплённый военный объект. Пока выйдешь, пройдёшь несколько блокпостов. Высокий мощный забор, куча вышек с пулемётчиками.
Какая-то напряжённость почувствовалась сразу же после выезда из аэропорта. Множество блокпостов, куча военной техники на дорогах. По дороге встретились с американским броневиком. Ехал прямо по встречке, не обращая внимания полный автобус с людьми. Наш водитель резко съехал на обочину, но от броневика ему уйти не удалось. Удар в заднюю часть нового автобуса и броневик спокойно поехал дальше. Видно для них это штатная ситуация.
Аэропорт находится довольно на приличном расстоянии от города, поэтому дорога заняла не менее получаса. Приехали в центр города, пытаемся сориентироваться и пойти в сторону отеля. Но пройти удалось не более 200 метров. Подъехал полицейский патруль. Машина – традиционный зеленый джип с пулемётом на площадке. Ребята вооружены по полной: калашниковы с несколькими магазинами, ножи, бронежилеты, каски. Разговаривать с ними напрямую было бесполезно, так как ни один военный или полицейский традиционно не знают ни одного английского слова. Тут же из близлежащего магазина вытащили пару переводчиков, но толком побеседовать не удалось. Правда выяснили, что мы туристы и только что прилетели. Старший наряда по мобильному вызвал своего начальника. Минут через 10 приехал офицер, и начались вопросы через переводчика по второму кругу. Паспорта, правда, не смотрели, они для них - «филькина грамота», видимо не хотели показать себя некомпетентными в этом деле, просто спросили, есть ли они у нас вообще. Джентльменам принято верить на слово, поэтому утвердительного ответа было для них достаточно. Простояли на улице ещё минут пятнадцать. Офицер, похоже, не знал, что с нами делать и бесконечно кому-то звонил. Потом всё-таки решил, что разговаривать лучше не на улице, и мы направились в расположенный прямо на улице полицейский объект. Я не знаю, как назвать это место, куда нас привели, полицейский участок или блок пост. Оно представляет собой огороженный бетонными заграждениями участок улицы. На входе колючая проволока и двое часовых. Внутри – палатки, в которых живут военные. Вызвали проверенного переводчика. Тот уже со знанием дела посмотрел наши паспорта и визы, сказал нам и полицейским, что всё нормально.
Впоследствии подумал, что зря мы не оделись в местную одежду. Алексей серьёзно подготовился к поездке, не брился полтора месяца, а я и так по своему внешнему виду сошёл бы за местного. Хотя, может быть, всё что ни делается, всё к лучшему.
Похоже, офицер дозвонился до кого надо и с облегчением передал через переводчика, что приедет кто-то из спецслужб и с нами побеседует. И, сбросив «гору с плеч», удалился. Было как раз обеденное время и нас пригласили за стол. Подали то, что приготовили для себя: тушеную баранину, лепёшку и, что удивительно, спрайт (обычно они чай пьют). Скорее всего, спрайт купили специально для нас за собственные деньги. С трудом представляю подобную ситуацию в моей родной стране, когда бы так обращались с иностранцем (да и с не иностранцем тоже) в полицейском участке. Меня, например, несколько лет назад просто в «обезъянник» с бомжами посадили на три часа, якобы для выяснения личности.
Через какое-то время приехали два офицера из местных спецлужб. Через переводчика начались расспросы по новой, но вопросы были более конкретные. Немного приведу диалог:
- почему вы приехали в Кандагар?
- приехали, так же, как и в другие места, посмотреть достопримечательности.
- а куда вы шли?
- отель искали.
- что именно вы хотите посмотреть?
У Алексея был список мест, которые мы хотели посетить, он достал его и зачитал.
- сколько дней вы собираетесь быть в Кандагаре?
- да улетаем завтра, вот билет электронный.
- хорошо, сейчас мы поедем на американскую военную базу, с вами хотят там побеседовать.
Сели в его машину и поехали за город. Приехали на базу. Пока дошли до нужного места, нас два раза тщательно обыскали. Заходим в палатку, сделанную под кабинет. В кабинете несколько американских военнослужащих, а за столом солидный местный мужчина, как в последствие выяснилось, начальник спецслужбы провинции Кандагар. Американский старший офицер представился и представил своих подчинённых. Подали чай, и началась неспешная непринуждённая беседа. Думаю, что они быстро выяснили, с какой целью мы сюда приехали, поэтому вопросы были более житейские, где живёте, кем работаете. Паспорта не забирали и не копировали. Больше было похоже на лекцию. В частности, говорили о том, что в Кандагаре очень опасно, талибы не дремлют. Тем более, что человек, одетый не в традиционную местную одежду, является для них хорошей живой мишенью. Переводчик был одет по-европейски, но сказал, что ему и в голову не придёт мысль в таком виде выйти за пределы базы. И это, похоже, правда, так как я не видел в Кандагаре ни одного человека, одетого цивильно, в отличие от других городов.
Как выяснилось, у переводчика кузина живёт на Украине, а у одного из американцев - русская жена. Полный интернационал. В итоге начальник пригласил нас к себе домой. А также выделил нам полицейскую машину с водителем и сопровождающим для обзорной экскурсии по городу. Тепло попрощались, сделали фото.
Заселились в отель и поехали кататься по городу. В городе много войск и полиции. Часть улиц перегорожено бетонными плитами, только узкий проход для проезда одной машины, или просто на дороге лежит колючая проволока. Бесконечно снуют полицейские джипы с пулемётами наверху. На въезде в город выборочный досмотр, поэтому возникают пробки. Но у нас полицейская машина, поэтому почти везде зелёный свет.
Шмон на дороге.
Город выглядит победнее и погрязнее, чем ранее посещённые нами места. Нигде ни разу, в отличие от других мест, не видел портрета президента.
Мечеть Харка-шариф. На входе на территорию парка, где она находится пару полицейских с автоматом, тщательный досмотр, и нас пропускают внутрь. Сама мечеть открывается только по пятницам. Перед закрытым входом сидит автоматчик. Если в других местах Афганистана на нас особо не обращали внимания, то здесь все находящиеся рядом внимательно нас рассматривают, как будто мы инопланетяне. Такого не было даже в диких племенах. Поэтому чувствуешь себя не совсем комфортно.
Лестница Бабура, ведущая к гроту Шихль Зина. Сверху город как на ладони. Поэтому у подножия горы несколько палаток, в которых живут военные, а на дороге, идущей мимо, двое полицейских, которые останавливают весь едущий мимо транспорт.
Лестница Бабура
Грот Шихль Зина
Вид сверху.
Площадь павших мучеников.
Хотели ещё посмотреть старый Кандагар разрушенный персидским шахом в 18 веке, но после долгих совещаний наших сопровождающих с начальством, нам отказали, сказали что опасно, да и темнеть скоро начинало.
В разговорах наших сопровождающих между собой часто проскакивало слово «душман». Именно душман, а не талиб или талибан. До этого думал, что наши это слово придумали, а это, оказывается, оттуда.
Мы приехали в отель, сопровождающий дал нам номер телефона какого-то майора, и сказал, что если возникнет какой-нибудь вопрос, то по нему можно позвонить. Дозвонились только часов в 12 дня. На другом конце человек, не понимающий английский, не стал разговаривать. Зачем давал номер телефона - непонятно. Зато стало понятно, что выбираться в аэропорт придётся самостоятельно.
Забыл сказать, что в этот день начался Курбан Байрам. Всё закрыто, на дорогах так спокойно, что даже машины почти не ездят. Все едят, веселятся и, по-видимому, про нас просто забыли.
Мало того, что в отеле, где номер стоит не менее 120 долларов, на редкость тупой персонал, так ещё и на английском никто не разговаривает. С такой ситуацией в Афганистане столкнулись в первый раз. Видимо, талибы всех отучили разговаривать на других языках. Просим их помочь нам найти такси - реакции никакой. Правда менеджер, пацан лет двадцати, предложил свои услуги за 100 долларов при реальной стоимости восемь. Естественно, был послан. Метрах в двухстах - площадь, где видны такси, но идти туда не решаемся, потому что надо пройти два поста полиции. Не одни, так другие задержат, начнутся разборки, пока всё выяснят, самолёт улетит. Решили, что один из нас будет стоять в воротах, чтобы их не закрыли (тогда вообще все пути будут отрезаны), а другой на дороге попытается поймать такси. Долго голосовали, но поймали и за реальную цену доехали до аэропорта.
За два километра до аэропорта - пост. Машину дальше не пустили. Почему - выяснить не удалось. Правда, мы были без вещей, поэтому решили пройтись пешком. Через некоторое время солдат нас заставил сойти с дороги и сказал идти по параллельной грунтовой дороге. Почему он это сделал, поняли потом. Прилетел кто-то важный, по дороге пронеслась колонна из примерно десяти джипов.
Дошли до аэропорта, вернее до территории аэропорта. Непосредственно до здания ещё надо пройти метров пятьсот. Всё огорожено высоким бетонным забором, перед въездом три шлагбаума с часовыми. Внутрь не пускают. Говорят - рано, самолёт задерживается. Офицер сказал, что ночью по аэропорту выпустили шесть ракет. Сказал, хорошо, что самолёт летит в Кабул из Дели, поэтому просто задержка, а если бы местный рейс был, то запросто могли бы и отменить. Здесь это штатная ситуация. Вообще было видно, что идут какие-то действия. Что боевые - утверждать не могу, но бесконечно взлетали и садились то истребители, то вертолёты.
Ждать, пока запустят в аэропорт, пришлось часа полтора. Хорошо, что часовой пустил на свою скамейку под навесом. А то пришлось бы, как остальным, стоять на 35-тиградусной жаре под солнцем.
Затем пошло всё быстро. Вещи всех пассажиров положили в ряд, пустили по очереди двух собак, одну - на оружие, другую - на наркотики, затем стандартная процедура проверки.
К самолёту подъехал американский Хаммер с эмблемой красного полумесяца, и из него на борт загрузили «груз 200». Видно кто-то уже отвоевался. Самолёт задержался на два часа, и ещё через час после взлёта мы были в Кабуле, за это время ставшим для нас родным.
Немного фото из других мест.
Мазари Шариф. Голубая мечеть.
Герат.
Кабул.
Вид из отеля.
Река Кабул.
Кладбище советской военной техники. Одно из Многих в Афгане.
На дорогах Афгана.