У этого отчета появился приквел Микронезия без кругосветки-1. Палау: полеты в воде и наяву
Сведений о Маршалловых островах на этом форуме – крохи. Подробный отчет, по-моему, вообще один Маршалловы острова - атоллы на отшибе. Но касается он только столицы и пляжа Лауры, а. поскольку довелось побывать и на других островах, то счел возможным добавить и свои впечатления от этой страны.
Как-то так получилось, что мое повествование о зимнем путешествии по Микронезии, пишется в обратном хронологическом порядке. Поэтому повторять общую логику и тактику всего маршрута, здесь не стану. Обо всем этом можно прочесть в начале первого отчета этой серии, посвященной еще более экзотической (му?) Кирибати Микронезия без кругосветки - 6. Кирибати. Тарава: японские пушки, ночной клуб и рассвет над лагуной. Хотя отчетов на форуме по этим странам практически поровну, Что касается Маршалл, приве
Скажу только пару слов про место Маршаллов в сей затяжной поездке. Столица государства Маджуро стала своего рода развилкой для нашей группы – женская часть ее отправилась на родину через Гавайи, полностью тем самым выполнив рейс «кузнечика» United из Палау до Гонолулу с пятью промежуточными остановками по пути следования. Мужчины же направились южнее – на Кирибати и (без меня) на Науру, возвращаясь в Россию через австралийский Брисбен.
В силу не самой развитой логистики в Океании для тех, кто отправился на юг, Маршаллы стали местом продолжительной остановки – если плюсовать дни прилета и отлета, целых 7 дней, если полные дни – то пять. Увы, иначе по расписанию самолетов не выходило. И встал вопрос, чем занять эти дни, потому как запланированная программа включала только один выезд на остров-Баунти в лагуне Маджуро и экскурсию по самой столице островов.
Несмотря на не слишком хорошую – в плане интересности - репутацию на этом форуме, в принципе, Маршаллы могут быть весьма любопытны. Но до самого интересного очень непросто добираться.
Так, в интернете я нашел весьма привлекательную – особенно для меня, дайвера, – программу дайв-сафари на знаменитые острова Бикини и Эниветок, основным гвоздем которого являются погружения на эксклюзивные рэки – затопленные во время испытаний ядерного оружия трофейные японские корабли (и даже один немецкий, «Принц Евгений»). Как символ географического положения островов программа эта рассчитана на прибытие гостей как со стороны азиатского Дальнего Востока, так и американского Дальнего Запада.
Но, во-первых, последние сведения об этой программе относились к 2015 году, во-вторых, стоимость оставляла свыше 7 тысяч долларов на персону, в-третьих, продолжительность сафари - 10 дней. Одного последнего обстоятельства, понятно, было достаточно, чтобы исключить это приключение из моих планов.
Но и для располагающего временем и деньгами путешественника с российским паспортом такой маршрут не факт, что доступен. Дело в том, что начинается он на входящем в состав Маршалловых островов атолле Кваджалейн. А это одна из крупнейших американских военных баз, на которой находится центр управления и площадки запуска испытательного полигона имени Рейгана, используемого для программ испытаний ПРО, ракетного и космического оружия в целом.
При этом территория атолла Кваджалейн используется не только для военных, но и для гражданских целей. Так, именно на одном из островов атолла Омелек состоялись 5 запусков ракеты Falkon 1 Илона Маска, в том числе и первый в мире запуск частной космической ракеты-носителя (2008 год).
Для путешественников допуск на Кваджалейн возможен только по специальному пропуску. И в нынешних политических условиях получить его отечественному туристу представляется крайне маловероятным.
Теоретически существует возможность прилета на Кваджалейн для посещения Эбейи – одного из островов атолла Кваджалейн, известного как место перемещения основной части населения с Бикини и Эниветока, к которым позже прибавились переселенцы и с других островов архипелага. Здесь в тесноте (пятое место в мире по плотности населения среди островов) живут 15000 человек из 53000 всего населения страны. Как говорят, прибывших на этот остров администрация США, оперирующая на Кваджалейне, препровождает к катеру, следующему на сей перенаселенный остров. А гостиницу там можно забронировать даже на Booking.com.
И такой вариант у меня даже был в голове – приземлившись на Маджуро и «отработав» экскурсии, махнуть на Эбейю на два оставшихся дня, благо расписание рейсов United для этого подходило (а самолеты и по этому маршруту летают не каждый день), вернувшись потом в день отлета в Тараву из Маджуро.
Но… В итоге на этот вариант, связанный с административными рисками, я не решился. И вместо этого выбрал на эти два дня вояж на соседний с Маджуро атолл Арно – единственный раз за миронезийское путешествие посетив «внешние» острова (то есть острова за пределами столичного атолла).
В итоге план по Маршаллам вырисовался таким: первый день прибытия вечером без событий, второй – общая экскурсия на пляжный остров Энеко, третий – общая обзорная экскурсия по Маджуро, четвертый - переезд на Арно, пятый – на Арно, шестой – возвращение на Маджуро, и седьмой – день отлета без событий. Через Booking.com было забронировано единственное доступное дистанционно место проживания на атолле – Arno Beachcomber Lodge.
В этом плане изначально был определенный риск –возвращение с Арно зависит от погоды на море, и планировать его в последний день, означало идти на определенный риск. Жизнь, как всегда и особенно в Океании, внесла свои коррективы, но об этом позже.
А Маршаллы все-таки неизбежно начались для нас с Кваджалейна. Вылетев из Понпеи и сделав первую промежуточную остановку на входящем в Федеративные штаты Микронезии острове-штате Косрае, мы совершили вторую посадку на этом рейсе уже на «запретном» Кваджалейне. Члены нашей компании тут же ощутили строгость местных порядков – один из наших спутников, не прислушавшийся к предупреждению бортпроводников и вознамерившийся, по примеру прежних остановок, посетить зал ожидания аэропорта, был вежливо, но настойчиво возвращен в салон самолета.
Все же строгости не были тотальными – фотографировать через иллюминаторы никто не запрещал (хотя и о такой практике приходилось читать). Но фотографировать особо было нечего – и погода была мрачной и расположение моего кресла в самолете не позволяло сделать панораму острова. Так что удалось сфотографировать только «совершенно секретную» взлетную полосу и гряду пальм на низменном берегу.
После Кваджалейна самолет заполнился практически до отказа, в основном молодыми парнями и девушками, служащими на полигоне. Из-за новых пассажиров, заранее забронировавших места, мне приходится сменить место у окна на расположенное в середине ряда. Не очень удобно, но ладно, лететь над Маршалловыми островами недалеко.
Еще около часа полета над территориальными водами Маршалл, и мы приземляемся в аэропорту Маджуро, официально прибываем на острова через парадные ворота, а не черный ход. Аэропорт вполне приличный, особых сложностей с паспортно-таможенными формальностями не наблюдается. И багаж в полном составе, в отличие от прошлой остановки на Понпеи, где два члена нашего коллектива не обнаружили свои чемоданы после приземления.
Прибывших приветствует плакат со словами «Добро пожаловать» на местном наречии.
Садимся в отельный микроавтобус, прихватывая еще нескольких иноязычных пассажиров. А ехать нам на самый конец соседнего (а аэропорт расположен на Long Island) острова, в один из двух основных отелей острова – Robert Reimers.
Немного общих сведений Маршаллах в целом и Маджуро в частности
Самое время сказать немного о географии Маршалловых островов. Она типична для Микронезии – много воды и разбросанные в ней клочки коралловой суши. Общая площадь последней – всего 181 квадратных километров. Это 191-е место в мире, меньше только в европейских карликах Лихтенштейне, Монако, Сан-Марино, Монако и Ватикане и соседних Тувалу с Науру. А если на отечественных примерах – то это в два раза меньше площади Братска, в полтора раз Тобольска и практически равно площадям Севастополя и Сочи, Последнее символично, потому как, что атоллы Маршалловых островов, что Сочи – длинные узкие «кишки». Только отечественная суша зажата между морем и горами, а маршалльская – между океаном и тем же океаном.
Словом, эта крошечная суша разбросана по огромному пространству Тихого океана. Острова состоят из двух основных гряд, Ралик и Ратак (западной и восточной соответственно), между которыми примерно 250 километров и протяженность которых по 1200 километров. А это как раз – расстояние от Москвы то самого Севастополя по прямой. Кваджалейн принадлежит к цепи Ралик (от слова закат), а Маджуро – Ратак (от слова восход).
При таком почти полном «растворении» суши в воде символично, что именно лагуна атолла Кваджалейн считается самой большой в мире – при 16,4 квадратных километрах суши площадь лагуны составляет 2174 «квадрата», что в 3 раза больше площади Москвы до ее расширения и почти в полтора раза больше «Новой Москвы».
Но Кваджалейн мы миновали, и теперь на Маджуро. Этот атолл состоит из множества разделенных водой островков. В отличие от многих других атоллов, например, Таравы, острова расположены практически по всему периметру атолла, который тем самым ни с одной стороны полностью не открыт океану. При этом на атолле есть и одноименный остров, самый большой и самый западный, но далеко не самый населенный.
По факту столицей, в которой живет 40% населения страны, является агломерация DUD – районы Делап, Улига и Джаррет, связанные с аэропортом уже упоминавшимся мостом, являющимся одним из символов атолла.
Основной интерес представляют Далап, где расположены административные здания, и Улига, являющаяся деловым и туристическим центром Маджуро.
Наш отель находится в самом сердце Улиги, рядом с пристанью, откуда отправляются транспортные и туристические суда. Конкурирующий и тоже числящийся четырехзвездочным Marshall Islands Resort находится в прямо противоположной стороне Делапа.
Об отеле
Из аэропорта мы тронулись уже практически в темноте, поэтому рассмотреть что-то по сторонам было затруднительно, тем более, что начал слегка накрапывать дождик. Было видно только, что все обочины изрядно застроены, ну и то, насколько узок островок – в нескольких метрах за зданиями постоянно проглядывало море. В этой поездке это был первый пример такой узкой полоски земли – Палау, Яп, Гуам и Понпеи имели гораздо более округлую форму.
Примерно через полчаса мы добрались до отеля. В темноте он выглядел не особо презентабельно, вызывая по виду фасада ассоциации с каким-нибудь комбинатом бытового обслуживания советских времен.
Ресепшн, да и сами номера отеля, находятся на втором этаже, что довольно неудобно для обладателей громоздкого багажа. Правда, со стороны двора, где находятся бунгало, есть деревянные мостки, по которым его можно закатить наверх, но по прибытию это не очевидно. А на первом этаже расположены разные офисы и бытовые объекты. Например, парикмахерская, где я впервые после Палау сбрил отросшую бороду.
Но наше жилье располагалось не в основном корпусе (где номера попроще), а в находящихся во дворе отеля бунгало. Внутри они оказались весьма приличными, что весьма удивило, поскольку до этого наталкивался на сообщения о слабости сервиса на Маджуро.
В бунгало довольно просторно, высокие потолки.
Есть сейф, необходимая мебель и небольшая терраска, где удобно сушить вещи, да и сидеть ближе к вечеру, хотя, конечно, наиболее комфортно делать это в бунгало, нависающих непосредственно над водой. Но нам эта романтика уже была знакома по Япу и Понпеи.
Двор отеля, где находится десяток бунгало на два номера каждое, не очень большой, но зеленый. Здесь находится некое общественное помещение, выстроенное в традиционном стиле. За плетеной оградой – бар, который в первый вечер доставил мне некоторое беспокойство – там местная молодежь праздновала что-то вроде выпускного и шумела до часу ночи. В остальные дни, впрочем, все было тихо.
Отельный ресторан расположен на втором этаже основного корпуса, меню довольно разнообразно и местами вкусно (но не стейки, которые пережаривают). Он считается одним из лучших на Маджуро, а потому здесь встречаются не только приезжие, но и местные. Из окна открывался вид на украшенное звездой по рождественскому сезону дерево (точно не елка).
Заканчивая общую тему с отелем (будет еще одна частная), отмечу еще, что интернет здесь был, пожалуй, лучшим во всей Микронезии (за вычетом, конечно, Гуама). Он платный, пакетом за сутки, цену не припомню.
А еще с прибрежной части отельного двора можно было смотреть красивые закаты с видом на стоящие на якорях яхты.
Визит на Энеко
Утро началось с завтрака (предлагается в отеле по 6-8 долларов в зависимости от комплектации) и решения сразу двух проблем. Первая – обсуждение срока возвращения с сегодняшней экскурсии на пляжный остров Энеко. Я стоял за максимально поздний срок – желательно под закат, в районе 18.00. Но пара спутников-мужчин настаивали на более раннем возврате. Компромиссным путем решили назначить срок в 16.30.
Вторая была более сложной – мой первоначальный план по визиту на Арно оказался неосуществимым. Дело в том, что лодки (организуемые нашим отелем) идут на Арно три раза в неделю. И это не совпадало со сроком моего бронирования лоджа. Другие варианты добраться до острова были довольно небюджетными – услуги частного перевоза были в районе 800 долларов в одну сторону.
Пришлось менять все на ходу, включая изменение бронирования проживания в Ronald Reimers. При посредничестве одной из наших спутниц вроде бы удалось договориться о сдвиге проживания на день, несмотря на высокую степень заполненности отеля. Правда, меня предупредили, что эту перенесенную ночь нужно будет провести не в бунгало, а в менее комфортном номере в основном корпусе. Ну, что ж, пусть так. Еще одной жертвой в этом варианте стала потеря коллективной экскурсии по атоллу Маджуро.
Перед отправлением у нас осталось около получаса, которые были потрачены на закупку продуктов и напитков для обеда на острове (питание в стоимость экскурсии не входило и на месте было недоступным). Поблизости обнаружился довольно громоздкий магазин Formoza (как потом оказалось, сетевой). При довольно большом ассортименте промтоваров продовольственный отдел выглядел сиротливо. Тем не менее какое-то печенье, снеки и вода были закуплены.
Кстати. Как платить. Здесь ходит американский доллар и почти везде принимают карты.
Переходим через площадь у рождественского дерева и дальше по мокрой глинистой почве пробираемся 50 метров к пристани. Слева на нашем пути местный рынок (но особой торговли я там не видел), тут же магазин местных сувениров, который работал с 9 утра до 5 вечера, что для экскурсантов не очень удобно. Но с сувенирными магазинами на Маджуро проблем нет.
Пристань Улиги благоустроенная, есть места для ожидания и магазинчик с напитками и снеками. Так что, в принципе, можно обойтись и без предварительного похода в магазин.
Погружаемся на лодку и двигаемся к северной стороне лагуны, где и находится наш остров. В гавани нас встречает (или провожает) большой сухогруз, приписанный к Вануату.
С воды открываются, не сказать, чтобы слишком привлекательные, виды берегов DUD. А вот островки-моту по пути к Энеко, напротив, очень живописны. Классическое сочетание белоснежного песка и пальмовых зарослей.
В лагуне, видимо, отлив, поэтому островки зачастую соединены между собой песчаными отмелями.
По пути попадаются островки с постройками и даже отдыхающими. На одном из них – самое роскошное место размещения на Маршаллах Boutique Resort Bikendrik Island Pacific Hideaway. Ночь в нем обойдется заинтересованным в районе 600 долларов. Но, судя по отзывам, там роскошно, и это хорошее место для того, чтобы ощутить себя в единении с природой при максимальном комфорте.
Попасть на Энеко гораздо дешевле. Как я понимаю, этот остров принадлежит владельцам Ronald Reimers. И в отеле висит объявление о том, что экскурсии туда организуются за 20 долларов на человека. Но не знаю, требуется ли какое-то определенное количество визитеров.
И вот после получаса пути перед нами берег Энеко. Остров столь же живописный, но заметно больший по размерам, чем ранее попадавшиеся по пути.
Лодка причаливает к берегу, высаживаемся на берег.
Да, тут реальное Баунти. Белый песок на пляже, пальмовая роща, неправдоподобно голубая чистейшая вода прозрачностью метров до 30.
Бросив припасы на стол под зонтиком-тентом, сразу бросаюсь в воду. Красиво – живописные огромные коралловые глыбы, разноцветные рыбки. Увы со мной только ласты и маска без трубки (отчего-то прокат снаряжения здесь не предусмотрен) – так что приходится то и дело задерживать дыхание и выныривать, но впечатления все равно прекрасные. Иногда на дне встречаются скаты. В некотором удалении от берега находится платформа, с которой при наличии желания можно прыгать в воду. Вода теплейшая, но слегка освежающая. В общем, все для снорка и купания.
Загорать, впрочем, тоже можно – на берегу стоят несколько лежаков. Но лежать под солнцем – это не мое. Иду осматривать остров. По пути буйная экваториальная растительность, где есть не только пальмы, но и деревья весьма причудливой формы.
Изогнутые ветром пальмы, впрочем, тоже впечатляют.
Остров всего несколько десятков метров шириной, поэтому очень быстро дохожу до океанской стороны. Она не настолько открыточная, как вид на лагуну, зато виден океанский прибой.
Захожу в океан и по щиколотку в воде бреду в левую сторону берега. За оконечностью острова – большая песочная отмель, обнажающаяся во время отлива. А дальше видны следующие острова атолла.
После нескольких сеансов купания со снорком – легкий релакс и обед из припасенных продуктов под зонтиком из пальмовых листьев.
После обеда беру лежащий на берегу каяк и отправляюсь в путь, предполагая обогнуть остров. Но не тут-то было – между Энеко и островком справа чувствуется довольно сильное течение, в сторону лагуны, образуемое приливом. Грести против такого течения нет особого желания, и я ограничиваюсь высадкой на правой стороне Энеко. Через проливчик – островок, практически ничем не отличимый от нашего, и там тоже видны какие-то здания и туристы.
Настает время возвращения, прыгаю в лодку, практически выныривая из воды. Мои компаньоны, ратовавшие за ранний отъезд с острова, сокрушаются о своей прежней позиции. Им хочется еще задержаться на Энеко, но слово – не воробей, и лодочник ждет.
Остров Энеко очень понравился – если вам нужен качественный пляжный отдых с купанием и неплохим снорком, то вам именно сюда, в атмосферу образцового Баунти. Сравнивая этот остров с часто рекомендуемым пляжем Лаура на главном острове Маджуро, мои предпочтения однозначно на стороне Энеко. Да и добираться сюда быстрее, по крайней мере, от Улиги.
Возвращаясь, вновь проплываем мимо живописных островков, а затем перед нами вновь панорама населенной части Маджуро. Но она не очень впечатляет – слишком плоская.
Проходим мимо нашего отеля.
Первое знакомство с Маджуро
После прибытия в Улигу до заката остается около часа времени. Решаю использовать их для прогулки по окрестностям. Сначала иду в левую сторону, если стоять спиной к океану. Там явно начинаются жилые районы. Домики не блещут достатком.
Тут же рядом на океанской стороне что-то вроде смотровой площадки, совмещенной с кладбищем.
С океанской стороны видны бурные воды и невысокие строения Улиги. Да, лагуна и океан не являются здесь фасадом, это задворки. А парадная сторона Маджуро обращена внутрь острова, к дороге.
Поворачиваю в обратную сторону, там, где, по моим выкладкам, должен быть административный центр. С этой стороны явно деловой квартал – почта, банк, отделение Western Union, офис Air Marshall Island, несколько магазинов. Здания напоминают какие-то функциональные сундуки с запыленными фасадами без окон. Все это в сравнении с морем и солнцем не выглядит ярко.
Но встречаются и интересные сооружения. Вот, например, здание администрации атолла Бикини – и что с того, что сам атолл находится в нескольких сотнях километрах к северу. Но переселенцы оттуда живут и здесь, в Маджуро.
С другой стороны улицы – несколько зданий явно общественного характера, хотя и находящиеся в запущенном состоянии. С разочарованием обнаруживаю, что это библиотека и музей Алеле, который все путешественники называют обязательными для посещения. Увы, они на реконструкции и доступа внутрь нет.
Остается рассматривать весело раскрашенную автобусную остановку рядом.
Чуть дальше здание суда.
И образовательное учреждение рядом тоже с ярко раскрашенной боковой стеной.
Тут же расположена местная церковь.
На противоположной стороне улицы обнаруживается довольно большой продовольственный магазин, заметно превосходящий по ассортименту давешнюю Formoz’у. Здесь я делаю запасы на следующие два дня – моя дорога лежит на атолл Арно, где, по рассказам, нельзя купить практически ничего. Гулять с сумками, набитыми припасами, неудобно, и я возвращаюсь в свое бунгало. Наслаждаюсь здесь качественным интернетом, смотрю красивый закат и ужинаю. Завтра меня ждет новый атолл.