Начиналось все с Бангкока, где мы провели насыщенные полдня (собраться всем вместе, поскольку летели из разных городов, и выползти из отеля получилось только в третьем часу дня) –Ват По, Ват Арун, часовая прогулка по клонгам и Чао Прайе на закате, Patpong, где так почему-то и не было замечено толп леди-боев и шикарных морковок, ужин с долгожданными том ямом и Сингхой в ресторане с «ковшичным» туалетом, смотровая площадка Bayoke Sky. Правда на крутящуюся часть мы опоздали - она закрылась в 22-00, поэтому пришлось довольствоваться обычной стационарной панорамой на пару этажей ниже, которая работает 24 (?) часа в сутки, бесплатно.
Утром удалось поплавать в бассейне отеля и вкусно позавтракать – были даже суши и черные яйца «поло», а потом в Дон Мыанг.
Добраться до Багана
Bangkok Airways с 10-минутной задержкой доставили нас в аэропорт Янгона. Паспортный контроль много времени не занял, а вот с таможней вышла задержка - зеленого коридора там нет, вернее им не воспользуешься: согласно развешанным таможенным правилам даже фотоаппарат подлежит декларированию. А еще мобильники, камера. Если не задекларируешь – теоретически могут изъять до возвращения. Вид шмонаемых сумок западенских туристов тоже не способствовал желанию проскочить «на зеленый». Поэтому как законопослушные граждане, мы сначала внимательно изучали список разрешенного к ввозу, а потом заполняли декларации.
Но таможенник, взяв декларации, лишь невнимательно на них взглянул. Зато посмотрел на корочки паспортов и сказал: Russia? Мы утвердительно закивали, после чего он пропустил всю нашу компанию, не досматривая ни одну из сумок. Хоть где-то получаешь пользу и хорошее отношение от того, что ты не «западен» и, тем более, не американец!
На выходе нас уже с нетерпением ждал представитель местного агентства с билетами на внутренние перелеты. А нетерпению было от чего взяться - уже через 20 минут должен был взлететь наш самолет на Баган. В огромной спешке нам подогнали машину, в которую пришлось запихнуться вшестером и с сумками. Быстренько доехали до domestic terminal, где у нас выхватили сумки, вручили билеты, взяли деньги и мы быстро, без всякого паспортного контроля и регистрации поехали к уже ожидавшему нас самолету. Несколько бирманцев с нашими сумками тоже сели в этот автобус.
Сумки загрузили прямо в салон самолета перед нами, а при посадке на трап товарищ из местного агентства, провожавший нас, сообщает: прямой рейс до Багана отменили и мы полетим с промежуточной посадкой в Thandwe (это, кстати, ближайший аэропорт к пляжу Ngapali). Так будут на 40-50 минут дольше, но выбирать уже не приходится. В самолете вместе с нами было всего человек 12, при этом 7 из них сошли в Thandwe, и в Баган летели только наша компания и один бирманец. Ощущение, что летишь в собственном чартере.
Промежуточная посадка была очень зрелищной - взлетная полоса там находится на самом берегу моря, и когда заходишь на посадку, создается впечатление, что сейчас он сядет прямо в море. Море чистое и спокойное, что навело нас на мысль о том, в нашу следующую поездку в Бирму нужно обязательно включить и пляжный отдых.
В Багане прямо в аэропорту с нас взяли сбор «за доступ в археологическую зону Багана» по 10 долларов с носа. Для меня это было неожиданностью – в русскоязычных отчетах этому факту не уделялось должное внимание, а в LP я это проглядела. Но без этого из аэропорта было не выйти, поэтому предположив, что на территории аэропорта до выхода в зону получения багажа вряд ли будут орудовать разводилы в форме, мы сдались на милость сурового вида бирманцам и отдали деньги.
Такси по приезду было только одно (и откуда же они знали, что на этом самолете будет только 4 туриста? Позвонили в Янгон или пробили по билетной базе авиакомпании? Загадка так и не разрешилась). В любом случае из-за монополизма товарисча на старой тойотке поторговаться не получилось и ехать пришлось за 3500 чат, то есть более 4 долларов. При этом в LP для этой поездке фигурировала в 4 раза меньшая сумма. (LP еще не раз будет вводить нас в заблуждение ценами, которые стали выше в 2-10 раз).
Баган
Информации уже и в Инете много, поэтому не будем подробно останавливаться на описаниях достопримечательностей.
Из интересного могу порекомендовать встретить закат на реке Иравади – катание на лодке от старого Багана (много лодок возле ступы Bupaya) до Швезигона, где лодка замирает и мы (а в радиусе 70 метров еще лодок 5 с туристами) смотрим «как солнце в болото упало». Вокруг тишина, диск солнца большой и такого красного цвета, каким никогда не бывает в наших широтах.
Вообще «встречание» заката станет традиционным вечерним времяпровождением в Бирме – сначала на Иравади, на следующий день на одной из облепленных туристами многоярусных ступ Багана, потом на каналах озера Инле, потом на самом озере, потом у Шведагона…
Размеренно и спокойно, в тишине, диск медленно садится за горизонт. В Бирме всех нас охватывало ощущение спокойствия и умиротворения, особенно на закате.
В первый же день на бирманской земле решили попробовать местную кухню, что и сделали в небольшом ресторанчике за чертой «старого Багана». В ресторанчике сидели одни местные. Так что это и вывеска “Myanmar buffet” привлекли наше внимание, и мы решились. Было интересно, достаточно вкусно и недорого. Блюда ставились на стол по мере их уничтожения, всего было 15 блюд, некоторые пришлось пополнять раза по 3. Пили местное пиво Myanmar - вкусное, но не очень дешевое – 2 бакса за 0,6 литра. Бутылка пива стоила больше, чем участие в ужине типа buffet. Этот ужин, кстати, оказался самым вкусным за всю поездку, хотя local food мы употребляли каждый день.
Для осмотра ступ, не находящихся в относительной близости от отеля, брали повозку с лошадью – пешком по 40-градусной жаре как-то тяжеловато. Процесс найма повозки в нашем случае был непрост: поскольку нас было четверо, лошадники усиленно пытались «впарить» нам 2 повозки на четверых, а мы не менее усердно отказывались. В итоге мы пошли пешком и нас догнал один из них и предложил поехать вчетвером. Мы охотно согласились, хотя было немного тесновато. Выбрали основные храмы, дабы составить представление о баганской архитектуре разных периодов, и проехались по ним.
Больше всего поразили два храма, относящиеся к наиболее раннему периоду - Phatotamya и Mimalaung Kyang.
Из более поздних (всего-навсего 13й век) понравился Gawdawpalin.
Баган поражает масштабностью – тысячи ступ стоят как лес в мертвом городе (жить в старом Багане за редкими исключениями местным нельзя), тишина. Остановившееся время…
Нужны годы, чтобы посмотреть все – некоторые немецкие пенсионеры живут там месяцами, осматривая по нескольку ступ в день. Но нам далеко до пенсии и пора двигаться дальше - на озеро Инле…
Инле
Долетели до Хехо (ближайший к озеру Инле аэропорт), а дальше на «такси» в Няунгшве. Цены на машинку опять же оказались совсем негуманными – 15 долларов за 45 км до населенного пункта Няунгшве, в котором останавливается большинство приезжающих смотреть озеро Инле туристов (опять наврал LP, а мы начинаем к этому привыкать).
Поскольку посещение самого озеро было запланировано на следующий день, погуляли по Няунгшве – сходили на местный рынок (Mingala market), прогулялись вокруг дворца шанских правителей.
Катались на каноэ по каналам – хозяин гестхауза организовал очень милую и недорогую поездочку, за что ему спасибо. Плавать по каналам было весьма занимательно - тут и дома на сваях, местный быт (наблюдали сцены «помывка губкой с пеной в канале», «чистка площадки возле дома с вытягиванием вилами водорослей со дна», и даже небольшая местная дискотека), плавучие огороды, переплывающая (!) канал кошка.... Весьма познавательно и экзотично, к тому же очень удобно фотографировать – каноэ движется медленно (в отличие от моторки на самом озере), а еще можно вблизи посмотреть на уникальную технику гребли ногами – именно иногда так греб наш «драйвер».
Но самое главное - удивительная атмосфера спокойствия и умиротворения, а также витающей в воздухе незлобливости.
На прогулке заезжали в домик-фабрику по скручиванию местных сигарет «черут» с принятием участия в процессе. Сигареты достаточно крепкие, но жуть какие натуральные. Там же напоили чаем и угостили орешками. Что показалось забавным – на стенке в доме рядом с фотографиями монахов висел постер с Бекхемом…
Закат встречали в небольшом монастыре, где мы были первыми встреченными русскими, чему монахи были несказанно рады и воспроизвели всю известную им информацию о России и Союзе. Их познания были весьма впечатляющими – «спутник», «калашников», названия всех стран бывшего СССР, фамилии советских космонавтов и конструкторов-авиаторов.
На ужин взяли «шанский буфет», который был менее вкусен, чем мьянмарский - и блюд поменьше, и вкус «пожиже».
На следующий день отправились на озеро.
Небольшое практическое отступление: готовьте новые-красивые купюры за входной билет на озеро – мятые, старые и еще чем-либо не понравившиеся теткам из кассы не принимают, так что нам пришлось бежать назад в гестхаус и их менять, на что было потрачено минут 20-30.
В прогулку по озеру обычно входит «закупочная» программа- посещение разных фабрик и магазинчиков при них, а также плавучего рынка. Если вопрос сувениров стоит – рынок лучшее место для его решения. Фабрики же интересны тем, что перед заводом в магазин по ним проводят небольшую экскурсию. Набор workshops таков: свертывание сигареток, ткацкая (там же делают ткань из стеблей лотоса), бумажные зонтики и абажуры, мастерская серебряных изделий. Цены в магазинчиках при фабриках выше, чем на рынке в 2-20 раз. Торгуются вяловато. Так что за исключением чего-то особо понравившегося либо уникального, там ничего покупать не следует. Я вот умудрилась купить серебряную рыбку за 17 долларов (в магазине при фабрике опустили с 20 и дальше ни-ни), а потом такую же в Индейне за 2,5 долл! Запомнилась ткацкая фабрика: все – только ручной труд, причем не для показухи, а реально так делается.
Кроме всяких workshops лодочники завозят в монастыри. Самый большой – центральный храм Phaung Daw Oo Pagoda Его главная достопримечательность - забавные «5 яиц», которые когда-то были фигурками Будды и архатов, но их настолько залепили золотыми пластинками, что сейчас они напоминают 3 яйца и 2 кегли. Женщин на площадку, где стоит корзинка с этими священными яйцами, не подпускают. Из относительно известных, есть еще монастырь «прыгающих котов». Коты прыгают несколько вяло и только за коврижки в виде сухого корма.
Очень понравился Индейн, который в обычную программу катания на лодке не входит, но за дополнительные 2000 чат был включен. Это место достойно посещения и оставило наиболее приятные впечатления от посещения Инле. Особенно здорово было на вершине холме – там просто лес ступ (по данным некоторых источников около 400) разной степени сохранности и стоит звон колокольчиков на «тхи», народу - никого. Просто волшебное ощущение. А еще недорогие сувениры –отличная марионетка местного духа «ната» стоила 3000 чат (на Самуи в Натоне такая же стоила 800 бат), серебренная рыбка с мелкими чешуйками – 2500 чат.
Янгон
Поскольку часть нашего коллектива задалась целью накупить сувениров всем родственникам, день в Янгоне начался с посещения рынка - Bogoyoke Market.
Дальше была пагода Sule, где мы столкнулись с разводиловом, причем не от индусов – тетки при входе забрали обувь в лоточки, а потом не хотели отдавать, требуя 500 чат. Дали им 100, дак они, падлы, еще возмущались. Так что лучше носите обувь с собой.
Колониальная часть и планировка Янгона делает его непохожим на азиатскую столицу – широкие проспекты, красивые фасады с колоннами, достаточно чисто.
От пагоды Sule пешком по набережной дошли до ступы Bohtataung, которая интересна тем, что разрушенная в результате попадания бомбы ступа при реконструкции была сделана полой, и теперь можно попасть внутрь. Внутри выставлены различные реликвии, которые были замурованы в ступу, а также волос Будды.
Дальше нас ждала кульминация визита в Янгон – Шведагон. Что говорить, он был величественен и прекрасен и в закатных лучах, и в свете прожекторов в темноте.. Только нам немного не повезло – раз в 5 лет с декабря по март проводится плановая реставрация, которую мы и застали. Главная ступа вся в лесах и частично очищена от золотых пластинок. Зато будет повод вернуться в Бирму еще раз, чтобы увидеть Шведагон во всей красе и полном великолепии, в блеске золота. …
Еще небольшое практическое отступление – в Бирме все заведения общепита заканчивают работу достаточно рано – после 21-00 поесть проблематично, а после 22-00 практически невозможно. Точнее возможно, но только на улице. Острее всего мы ощутили это в Янгоне, поскольку оба дня возвращались поздно, позже 21-00.
Позже часа «Х» в пешей досягаемости от гостиницы покормиться можно было либо в японском ресторане с московскими ценами, либо на улице. Или же купить сухомятку в aka ларьках. Уличная еда работает где-то до часа ночи, но с 22-00 уже ничего не готовят, а подогревают остатки, клиенты же общаются и пьют сладкий чай с молоком, сидя на низеньких табуретках. Ну что сказать – в Бангкоке уличная еда с лотков вкуснее и приятнее, а также гораздо безопаснее для ЖКТ, имхо.
Золотой Камень и Баго
Золотой камень, он же Golden Rock, он же Kyaiktiyo - огромных размеров позолоченный камень, зависший над пропастью, на котором установлена небольшая ступа (подробнее здесь)
Утро этого дня началось для нас уже в 4 часа - чтобы успеть посмотреть запланированные Золотой Камень и Баго, нужно было выехать еще затемно. Езда сопровождается постоянным бибиканьем, поскольку помимо машин после того, как всходит солнце, дорога заполняется множественными участниками дорожного движения – гружеными велосипедами и мотоциклами, велосипедистами, старыми японскими грузовичками, загруженными так, что мы себе не могли и представить. За проезд почти по каждой деревне взимается плата – 100-200 чат, есть даже импровизированные КПП и шлагбаумы.
Добравшись до места загрузки в грузовички, получили предложение доехать до места в кабине вчетвером за 7000 чат. Поскольку других предложений не было, мы согласились.
Видавший виды дизельный японский грузовичок, забитый бирманцами под завязку около 50 минут, надрываясь, ползет в гору с уклоном не менее 30 градусов. До сих пор не перестаю удивляться, как они это выдерживают? Нужно отдать должное качеству японской техники. На верхнем участке дорога становится совсем узкой, так что грузовичку приходится ждать, когда сверху приползет его собрат, и только потом продолжать нелегкую дорогу. Доползли, выгружаемся. Дальше пешком.
Точнее, бирманцы могут добраться в кузове аналогичного грузовичка поменьше, а вот фарангам это запрещено типа «из соображений безопасности». Еще минут 40 поднимаемся в гору пешком. Утром солнце еще не жарит, поэтому с небольшими остановками подъем дается не слишком тяжело. Дорога проходит мимо колоритного рыночка бирманских народных снадобий, которые выставлены в тазах – тут всякие сушеные ветки, травы, коренья, настои и отвары, а также разные черви - жуки - пауки.
Еще немного, и мы достигаем смотровой площадки (недалеко от входа служащий взимает плату за вход и аккуратно записывает наши имена в журнал).
Вот и Золотой камень. Впечатляет. Жаль, женщин опять не пускают ближе 10 м. Наверное, боятся, что если женщин пустить, они камень уронят в пропасть.
Мужчины же могут проходить к камню свободно, наравне с местными. Можно к камню прикасаться, заглядывать под него, фотографировать – эти действия у бирманцев неодобрения не вызовут. Наиболее любопытным мужчинам-иностранцам местные паломники даже предлагают вместе потолкать камень, чтобы те смогли лично убедиться в том, что камень «вибрирует», если его раскачивать, но при этом «чудесным образом» до сих пор еще не свалился в пропасть (еще бы – ведь, как считают местные, он привязан к небу волосом самого Будды!) У входа на площадку, где стоит Камень, продают пластинки с золотым напылением. Многочисленные паломники и монахи старательно наносят это напыление на камень, молятся и отбивают поклоны.
Тем же маршрутом вернулись к стоянке грузовичков. На подходе к деревне услышали бой барабанов, звон литавр и других народных инструментов. Подойдя ближе, увидели толпу местных под большим навесом, с интересом наблюдавших какое-то зрелище. Оказалось, какое-то празднество, посвященное местным духам. Под навесом – алтарь с изображением божеств, фруктами и курящимися благовониями. Пять-шесть женщин перед алтарем двигаются в ритмичном танце. Периодически какой-то мужик с плошкой горящих благовоний проходит между танцующими и направляет на каждую дым из плошки. Женщины явно в трансе – некоторые танцуют с закрытыми глазами и высунутыми языками. Все это сопровождается игрой оркестра и «заводным» пением, при этом танцующие (при 35-градусной жаре) не сбавляют темп.
Спуск к подножию горы – на грузовичке. Решили на этот раз сэкономить и проехаться в кузове, а не в кабине. К тому же на пути в гору мы видели фарангов в кузовах встречных грузовичков, причем в кузове было достаточно свободно. А фиг! Нам попался ужасно жадный водила, который целый час ждал народ и утрамбовывал грузовичок под завязку, так что было невозможно повернуться, все части тела во что-то или в кого-то упирались. За время спуска солнце пекло нещадно, так что в дополнение ко всем испытанным неудобствам прибавился солнечный ожог. Ну и в завершение оказалось, что почти всех нас испачкали бетелем соседи, а бетель практически не отстирывается. Мораль: фаранги должны ездить в кабинке!
Следующий пункт – Баго. В Баго есть ступа, которая на целых 16 метров выше Шведагона (её высота 114 м.) и большой лежачий Будда (на целых 15 метров длиннее, чем в бангкокском Ват По). Лежачий Будда весьма интересен – он цветной, очень живописный, и лежит не в помещении, а под навесом из железа и стекла, поэтому его удобно фотографировать (обычно в кадр попадают только части тела лежачих Будд, поскольку они находятся в закрытых помещениях).
Небольшое summary
Замечательно! Страна очень понравилась – оч-чень много интересного, много хороших, добрых, отзывчивых людей, не стремящихся ободрать туриста, приятная атмосфера, тепло. Красота!
По атмосфере доброжелательности и спокойствия нам больше всего понравилось на Инле- никто не обращает на туристов внимания – не пытаются ничего «впарить», обханыжить, но при этом люди очень отзывчивые и пытаются помочь, если требуется. Очень душевное место.
В Багане очень интересно – уникальное место, в котором создается ощущение, что остановилось время, когда смотришь на бесчисленное количество храмов и пустые улицы. Чтобы осмотреть хотя бы половину храмов, наверное, не хватит и месяца.
Шведагон тоже впечатлил, вот только во время нашей поездки он был в лесах – раз в 5 лет у них плановая реставрация (с декабря и до конца марта). Его стоит посмотреть и днем и вечером, очень здорово на закате - получается какой-то волшебный свет над ним с той стороны, куда падают последние лучи.
Про Янгон: будьте осторожны, в отличие от всех остальных мест, в столице водятся всякие ханыги (в основном индусы) – валютчики, хитрые таксисты, продавцы «драгоценных» камней. Накалывают и в гостиницах – в нашей (Panorama) нам вместо машины с кондеем на Золотой камень подали без оного, а содрали как за кондиционированную. Долгие разборки почти ни к чему не привели – вернули только 2 доллара. Так что из Travel services самое место в черном списке…
Советую взять побольше мелких сувениров - открыток и т.п. Мы, к сожалению, не взяли, а встретили столько милых людей, которым так хотелось бы что-то подарить на память, да и они очень этому рады.
В Багане, если ходите пешком, к вам непременно будут приставать дети – сначала с целью продать открытки, а потом просто будут за вами ходить по пятам. Сначала немного напрягает, но потом привыкаешь. Чтобы с ними «подружиться», можно просто угостить их конфетками, жвачками - будут очень рады и будут показывать дорогу и интересные храмы: “Look! Look! Very nice Buddha!” Забавно.
Еще замечу, что информация из Lonely Planet (последнее издание по Бирме датируется 2002 г) очень устарела и цены теперь выше в 3-10 раз!
Практическая информация
(Цены)
Авиабилеты:
Янгон-Баган $92
Баган –Хехо (Инле) $65
Хехо-Янгон $92
Гостиницы
Баган – Bagan Thande Hotel, $28, бунгало, в старом Багане, отель с бассейном, окруженный зеленью.
Инле –Aquarius Inn, 15$, маленький гестхауз на 5 или 6 номеров, но очень душевно, хозяин очень заботлив – готовил по утрам шанскую и мьянмарскую лапшу, а вечером клубничный шейк, помогал с организацией canoy и boat trips по нормальным ценам и на прощание подарил сувенир. Оч-чень мило. Из минусов – тонкие стенки и, следовательно, плохая звукоизоляция.
Янгон - Panorama, 20 $, сам отель нормальный, только вот не дают бесплатную питьевую воду и с машиной нас прокинули, твари (см. выше, в summary)
Машины
Такси а/п-Янгон 3000 чат (3,6 долл)
Такси а/а Баган 3500-4000 чат
Такси а/п – Инле 15000 чат (17,7)
Машина на Золотой камень и Баго на день – 96 долл без кондея (можно найти за 70 – 80, просто на нае..л отель, см )
Такси по Янгону –1000 –1500 чат за поездку.
Лодки
На целый день по Инле - 7000 чат (если с заездом в Индейн – 9000 чат) за лодку
Каноэ по каналам на Инле на вечер – 1500 чат за каноэ
Admission
Инле -$3
Баган - $10
Шведагон - $5
Золотой камень - $6
Пагода Ботатаунг в Янгоне - $2
Посещение хижины женщин племени па-даунг (которые носят множество колец на шее и на запястьях) в деревне Индейн на оз. Инле – 2000 чат