День 5 26 февраля 2018Мандалай - Мингун - МандалайПервоначально, планируя поездку, я хотела добраться из Мандалая в Баган на корабле. Эта идея отпала сама собой, после Мандалая мы отправились не в Баган, а в Моунъюву. К тому же поняла, что до Багана плыть долго и нудно. Но мысль, поплавать на кораблике по Иравади, главной реке Мьянмы, осталась.
Сегодня по плану - Мингун. Можно немного подольше поспать, с водителем договорились на 8 утра. От отеля до пирса, с которого уходят корабли на Мингун, 5 км, ехали это расстояние примерно минут 30. Дорога проходит через центр Мандалая, там сплошная пробка.
Пристань на Мингун 21.98449, 96.05956, с этого причала в 9.00 отходят туристические кораблики, откуда и во сколько отплывают лодки для местных в сторону Мингуна в интернете информации не нашла.
Купили билеты - 5000 чат за персону. В ожидании отправления пошли посмотреть
цветочный рынок 21.98439, 96.06157. Рыночек небольшой, не то, что цветочный рынок в Бангкоке. Минут 10 и мы опять у пристани.
Пристань, это громко сказано, ни ступеней, ни причала, просто покатый глинистый берег.
Рядом с причалом бабулька устроила постирушку, побросала белье в воду не беспокоясь, что оно уплывет.
Ровно в 9 часов от берега на борт первого корабля перебросили трап, а палку-поручень просто держали руками. Наша лодка была самой последней в ряду, пришлось еще попрыгать с борта на борт. Туристов набралось на два кораблика.
Ничуть не пожалели, что до Мингуна выбрали этот вид транспорта (туда можно доехать и на авто). Медиативное созерцание воды, песчаных отмелей, хибарок на берегу реки, лодок и больших бамбуковых плотов, проплывающих мимо, расслабляет, особенно после двух дней езды на машине по Мандалаю и его окрестностям.
Гигантская ступа Мингуна видна издалека. Рассматривая фотографии перед поездкой, я не особо вдохновилась этой пагодой. В реальности она впечатлила.
"Мин гун" по-бирмански означает "Дом отдыха короля". Король Бодопайя спасался в этом месте от шума и суеты столицы своего государства Амарапуры. Здесь же он решил построить гигантскую пагоду, которая прославила бы его на весь мир.
Строительство Мингун Пайя началось в 1790 году и продолжалось до 1813 года, когда высота ступы достигла 50 метров, одной трети своей первоначально планируемой высоты. Точная причина, по которой Бодопайя прекратил постройку пагоды, не известна. Может он предвидел ее дальнейшую судьбу? Недостроенная ступа сильно пострадала от землетрясения 1839 г. , последующие землятресения продолжали ее разрушать.
От Мандалая до Мингуна плыли примерно 1 час 10 минут.
Еще подплывая, мы почувствовали особое очарование этого небольшого поселка.
На берегу в ожидании туристов собралась толпа местных. Не успели мы ступить на землю, нас тут же атаковали продавщицы конусовидных шляп и складных тростниковых панам.
Такси заказывали?
В Мингуне все находится в пешей доступности, в транспорте надобности нет, если только для экзотики прокатиться на волах.
Тех, кто добрался в Мингун по реке, встречают два гигантских льва-чинте. Они должны были защищать Мингун, но так же как и ступа, пострадали от землятресений. Сохранились только их задние части, головы отвалились и валяются рядом в виде огромных глыб.
Один из львов теперь больше похож на слона.
Дорожка от причала в город проходит мимо кассы. Стоимость билета 5000 чат за персону. Чтобы было видно, что мы обилеченные, нам на футболку приклеили стикер.
Пройдя мимо торговых рядов и перейдя дорогу, оказываешься прямо перед гигантской ступой. Вау! Она действительно огромна!
Мингунская Pahtodawgyi Pagoda недостроенная ступа гигантских размеров 22.05093, 96.01756. Pahtodawgyi означает "Большая королевская пагода". Мы уже видели одну Pahtodawgyi в Амарапуре, хоть она и называется большой, но во много раз уступает размерами ступе в Мингуне.
Несмотря на недостроенность, пагода Мингун Пайя почитаема мьянманцами. В ней хранится реплика Зуба Будды, привезенная из Китая. Король Бодопайя, заполучив Махамуни Будду, хотел еще раз доказать, что он является аватаром Будды Матрейя. По легенде, этот зуб должен был покинуть Китай, когда появится новый Будда.
Кому цветы для Будды?
Это не вход во внутрь массивного сооружения, а всего лишь небольшое святилище с образом Будды. Как и все классические ступы, Мингун Пайя, кроме замурованных реликварных камер, внутри не имеет никаких помещений.
В этом месте У Саши сбойнул фотоаппарат, показывал, что аккумулятор полностью разряжен. Муж поменял батарею, и то же самое. Немного отошли от ступы, фотоаппарат заработал. Это неспроста! Обходить ступу по периметру не стали, не очень комфортно себя чувствовали рядом с ней, к тому же и времени в обрез, к 12.30 надо быть на корабле. Кроме гигантской ступы, в Мингуне есть еще чего посмотреть.
Мингунская Большая королевская пагода напомнила Ват Чеди Луанг в Чианг Мае. Размеры, конечно, у тайской чеди меньше, но по форме они похожи, и судьба у них одинаковая, обе пострадали от землятресения.
На самый верх гигантской ступы теперь подняться нельзя, ворота закрыты. Можно было и не лезть по лестнице, но мне хотелось с высоты посмотреть на красавицу белоснежную Синбьюме Пайя. С площадки перед воротами, не тот вид, что я видела раньше на фотографиях, зато поняли в каком направлении двигаться дальше.
Большой колокол Mingun bell 22.05305, 96.01782В Мингуне хранится колокол, специально отлитый для ступы. Своими размерами он подстать ей, такой же большой. Прошли мимо, у колокола было столпотворение, решили посмотреть его на обратном пути.
Hsinbyume Pagoda. Пагода Синбьюме Пайя 22.05571, 96.01647. Увидеть этот храм - основная цель нашей поездки в Мингун.
Кто-то приехал сюда на "такси"
Строительство пагоды началось в 1816 году. Пагода была построена бирманским правителем Багидау в память о своей старшей жене и двоюродной сестре принцессе Симбьюне, чье имя переводится как Белый слон. Симбьюне умерла при родах неподалеку от этого места. Пагоду Синбьюме Пайя называют также Myatheindan. По легенде, чтобы возвести пагоду в память о любимой жене, будущий король продал очень дорогой изумруд, стоимость которого равнялась 100 000 чат. Так и получилось второе название пагоды – Myatheindan («Mya» с бирманского переводится как «изумруд», а «thein» – 100 000).
Мейтендан Пайя тоже сильно пострадала от землятресения 1839 г., в 1874 году по приказу короля Миндона она была восстановлена.
Синбьюме Пайя символизирует собой священную гору Меру, окруженную семью горными хребтами, омываемую семью океанами. В космологии индуизма и буддизма мифическая гора Меру считается центром мироздания, на ней живут боги и полубоги. Это самое красивое воплощение горы Меру, из тех, что мы видели в храмах Таиланда и Камбоджи.
Глядя на пагоду, создается ощущение воздушности, элегантности. Если "спуститься с небес на землю", мне кажется, храм похож на торт-безе.
Место это очень светлое, и не потому, что пагода окрашена в белый цвет. У мьянманцев Синбьюме Пайя пользуется большой популярностью, поскольку известна своей способностью исполнять желания.
Возвращаемся обратно к пристани, надо еще на колокол взглянуть.
Мингунский колокол считается вторым по величине действующим колоколом в мире после Колокола Счастья в Китае. Московский Царь-колокол хоть и является самым большим колоколом в мире, но он никогда не звонил.
На колоколе выгравировано бирманскими цифрами число 55555 (счастливое число для бирманцев), означающее его вес 55555 висс (1 висс - 1,63293 кг).
От нечего делать заглянули в
Molmi Paya 22.052286, 96.017761. Это небольшой храм, расположенный около колокола, посвящен знаменитому Мингун Саядо У Вичиттасарабхивамса (Mingun Sayadaw U Vicittasarabhivamsa) – первому бирманскому монаху, который по памяти продекламировал весь палийский Канон.
Зря торопились, осматривая достопримечательности Мингуна, до отплытия осталось еще достаточно времени, можно и по сторонам посмотреть.
Ношение женщинами тяжелых грузов на голове - еще одна характерная картинка Мьянмы. Удобно, руки свободны и осанка не портится. Поэтому в этой стране не встретишь сутулых женщин. Обычно на голову кладут свернутый кусок ткани, а уже на него -- все что угодно: тяжелую корзину; широкое блюдо, иногда загруженное с верхом; кирпичи; тазы с щебнем и т.д..
Монахов в Мьянме очень много. Чаще их встречали не в храмах, а праздно разгуливающих по улицам. Кстати, много раз видели, что молодые монахи едят после 12 дня и не прочь пожевать бетель.
Симпатичные продавщицы сувениров не назойливы.
Только на сувенирном рынке в Мингуне увидели приличные картины. Все что встречали до и после, тяп-ляпка, написанная на потребу туристов.
К сожалению, пару акварелей, что мы первоначально выбрали, пришлось забраковать. Нам уже стали доставать их из рам, но все было очень грязное от долгого хранения здесь. Все же одну красивую и качественную акварельную картину купили.
Слюньки потекли от запаха и вида жарящихся лепешек с креветками и маленькими рябешками, Сглотнув слюну, обошлись кока-колой.
Помните, я писала про дерево "Красный шелк"? В Мингуне много этих красивых деревьев. Они не только красивы, их отцветшие и высущенные цветки используются в кулинарии.
Sat Taw Yar Pagoda - 22.04955, 96.01921
Пагода находится рядом с пристанью. Внешне похожа на Синбьюме Пайя. Этот храм Саша отказался смотреть, хоть у нас и оставалось немного времени, пошел на корабль читать интересную книжку. Одной мне не хотелось идти в пагоду, посмотрела на нее издалека.
На берегу Иравади целый банно-прачечный комбинат. Профессиональные прачки стирают белье, отбивая его колотушкой на камне. Выстиранные вещи, сушатся прямо на песке.
Моются бирманки, завязав лоунджи под мышками, юбка превращается в сарафан.
К 12.30 начали подтягиваться туристы, наш корабль отплыл около 12.40. Второй кораблик остался дожидаться запоздавших пассажиров.
I
Обратно по течению плыли быстрее, около 45 минут.
При подходе к Мандалаю обратила внимание, что на весь город только два высоких здания.
Водитель уже встречал на пристани. Отплывая из Мингуна, Саша позвонил ему по телефону. Я все никак не могла успокоиться из-за высокой цены(15000 чат) за сегодняшнюю поездку. Хотела, чтобы водитель подождал, пока мы немного погуляем по центру Мандалая рядом с башней с часами, но муж был против. Поехали прямиком в отель. У меня осталась неудовлетворенность, что Мандалай мы видели только из окна машины.