lakrimoser » 16 янв 2011, 15:26
Перелеты.
Как указывалось выше, при выборе перевозчиков аффтар ориентировался на раскрученные лоукост-компании, прежде всего «Эйр Эйшу» (Air Asia). Как подсказывает сейчас шестое чувство, не совсем оправданно. Во-первых, тарифы кажутся очень дешевыми только до того, как начинаешь оформлять билет (с дополнительными опциями, сборами и комиссиями получается сумма, сравнимая с билетами на обычные компании); во-вторых, более-менее халява будет только, если бронировать билеты очччень задолго. Мы бронировали за два месяца, и в целом никакой благотворительности со стороны перевозчиков не почувствовали. Конечно, нужно рассматривать каждый отдельный случай, сравнивать и решать для себя отдельно. У нас получилось вот что:
Владивосток-Пекин-Владивосток – «Владивосток авиа» - 9575 рублей. Заказывали через интернет за два месяца. «Владавиа» в этом году предлагает хорошие тарифы на перелеты в Китай (Пекин и Харбин, причем особенно Харбин – туда-обратно загодя можно приобрести за 4,5 тысячи рублей). Минус - вылет из Владивостока очень рано, нужно ломать голову, как добраться до аэропорта, зато плюс - ранний прилет в Пекин. Самолеты «Владавиа» прибывают во 2-й терминал, откуда летает большинство авиакомпаний, включая «Чайна Саузерн» и «Чайна Истерн» (собственно из крупняка через другой терминал работает только «Эйр Чайна») – это облегчает трансфер. Вылет из Пекина во Владивосток с учетом перевода часов (сейчас у нас разница не три, а два часа) в довольно комфортное время (10:20 по Пекину). Сервис у «Владавиа» как всегда по-совковому ненавязчивый, салон самолета местами уставший, и рейсы как правило задерживают (особенно обратные), но в целом летать можно – качество в данном случае вполне соответствует цене.
Сиань-Чэнду – «Чайна Саузерн» - 700 юаней (3250 рублей). Изначально планировали ехать из Сианя в Чэнду поездом, но между этими городами пассажирские поезда ходят долго (около 15 часов, неудобное расписание), а скоростную электричку (гаоте) пока не провели. Поэтому авиабилеты покупали уже из Китая, в агентстве, что объясняет их довольно высокую для перелетов по Китаю стоимость. По собственным ощущениям, «Чайна Саузерн» лучшая китайская компания (во Владивосток, правда, летают дорого и неудобно – только через Харбин). Ничего особенного, но и претензий обычно никаких. В Сиане строится новый огромный аэропорт – недавно построенные терминалы уже действуют, все по международным стандартам. Единственный замеченный минус – задолго до регистрации лучше не приезжать. Приткнуться негде, зала ожидания как такового нет. Добраться до аэропорта легко – от гостиницы «Melody (Meilun)» в самом центре каждые полчаса отходят шаттлы.
Чэнду – Куала-Лумпур – «Эйр Эйша» - 1595 юаней (7400 рублей). Новое направление, открытое «АА» в прошлом году. Расписание довольно удобно для последующих трансферов – из Чэнду вылет в 12 ночи, прибытие в КЛ 4:30 утра. В аэропорту Чэнду все быстро и качественно. Международных рейсов в это время почти нет (кроме нашего был вылет в Сеул), зал ожидания большой и комфортный. Вылетели и прибыли в срок, за что огромное спасибо «АА» - иначе накрывалась рисковая пересадка в Сингапур.
Куала-Лумпур – Сингапур – «Эйр Эйша» - 64 ринггита (550 рублей). Вылет в 6:15 утра. Билеты бронировал заранее, по интернету, позарился на халяву, зато приобрел себе головняк из серии «успеем-не успеем». Решили, что если не успеем, поедем в город, а там сядем на автобус (5 часов от КЛ, плюс час дороги от аэропорта, около 50 малайских тугриков, то есть около 430 рублей) – границу то в любом случае перейдем. Но в результате в норматив скоростного передвижения по аэропорту уложились. За счет того, что от борта к терминалу пассажиры лоукостов добираются по летному полю сами, легко обошли толпу пассажиров, на границу и получение багажа прибежали первыми, все быстро прошли. Место действия – так называемый lowcost companies terminal (LCCT) куала-лумпурского аэропорта. На регистрации попали в огромную очередь, но это уже было не принципиально, так как стало ясно - улетим. Если на прибытии все в высшей степени цивилизованно, то на вылете полный жвах. Делается все очччень медленно, очереди длиннющие, удобств никаких. В отстойнике перед посадкой не было даже туалета и питьевой воды. Особенно позабавил некий туземный дядька в форме, который перед регистрацией проверял «безопасность» багажа. Делал он это методом визуального наблюдения – то есть натурально заставлял открывать сумки и брезгливо пытался копаться в личных вещах. Между тем, прохождение одного только этого персонажа стоило нам двадцати минут… Сам рейс понравился – летел меньше часа, только и успели, что въездные декларации заполнить, но вот LCCT этот редкостный отстой.
Сингапур – Сиемреп – «Джетстар» - 140 сингапурских долларов (3300 рублей). Рейс обошелся сравнительно недорого, но на практике обернулся головняком с ранним подъемом и вызовом такси в Сингапуре. Такси пытались вызвонить, но легче оказалось поймать его просто на улице. Жили довольно близко к аэропорту, так что машина обошлась «всего» в 18 местных баксов (то есть около 420 рублей). Сам аэропорт «Чанги» выше всяких похвал, разве что «дьюти-фри» дороговат. Зато все очень комфортно, по уму, есть интернет и куча круглосуточных кафешек от «Старбакса» и «Данкин дунатс» до какой-то местных белиберды. Рейс ничем не запомнился. Сама авиакомпания «Джетстар», если сравнивать с «АА», показалась как-то бледнее. Возможно, дело в красных костюмах стюардесс на «Эйр Эйше»…
Пномпень – Куала-Лумпур – «Эйр Эйша» - 55 долларов США (1700 рублей). Пномпеньский аэропорт приятно удивил. Удобный, компактный, комфортный. В стране всего два аэропорта, оба новые, с расчетом на туристический бум. Есть где потупить и до регистрации, и после нее. Очень приличный «дьюти-фри», в котором сувениры гораздо симпатичнее, чем на жутких камбоджийских барахолках, и по нашим меркам стоят недорого. Даже стойки с бесплатным интернетом, как в Сингапуре )) Единственная ложка дегтя – это оплата т.н. «аэропортового сбора» в размере 25 американских баксов с носа. Без квитанции на регистрацию не пущают. Эдакий горячий привет от кхмерских вымогателей (см. ниже) на прощание. Сам рейс задержали где-то на полтора часа, так что с учетом разницы во времени (+1 час в Малайзии), в КЛ прибыли уже поздно вечером. В Куала-Лумпуре у нас был оплачен эйр-эйшевский шаттл до города, на нем и выбрались. Ехать оказалось далеко, около часа.
Куала-Лумпур – Тяньцзинь – «Эйр Эйша» - 900 ринггит (7800 рублей). Самый многострадальный наш рейс. Во-первых, по ходу поездки в силу ряда обстоятельств пришлось перенести дату вылета с 13 на 15 ноября. Дело это обошлось примерно в 3 тысяч рублей за два билета (в расходах указана конечная сумма). Во-вторых, накануне вылета мы были в Малакке, а вовсе не в Куала-Лумпуре, так что делать огромный крюк, заезжая в столицу, не хотелось. Между тем, из Малакки в аэропорт ходит семь автобусов в день. Мы рассчитывали на самый ранний – в 5 утра – но специально обученные люди на автовокзале нам авторитетно сказали, что «не успеем». Пришлось брать самый поздний – в 12:15 ночи, и «ночевать» в терминале. В случае с LCCT удовольствие, скажем прямо, очень и очень сомнительное. Гримаса фортуны в том, что на регистрацию подошли после завтрака и банно-прачечных процедур к 6 утра и оказались в самом конце громадной очереди. За полтора часа продвинулись всего ничего, так как – повторюсь – регистрация пассажиров на «АА» в LCCT работает чудовищно медленно. В результате конечно успели и багаж сдать, и границу пройти, но все в последний момент. За нами были еще люди, и мы гадали, успели ли они. Как выяснилось, да, но самолет взлетел со значительным опозданием. Любопытно, что прибыл в Тяньцзинь точно по расписанию. В тяньцзиньском аэропорту все компактно, так что разобраться будет легко любому. До железнодорожного вокзала ходит шаттл (время в пути около получаса, стоит как-то недорого). Есть и другой вариант – автобус некой дружественной «АА» компании до станции метро Даванлу в Пекине (восточная часть города). В общем-то он тоже имеет право на жизнь. Поскольку хваленная скоростная электричка до Пекина (полчаса в пути, около 60 юаней билет) конечно хороша, но приходит на южный вокзал, от которого до аэропорта (если у вас скоро рейс) тоже еще ехать – сначала на метро, потом на аэроэкспрессе. В целом по этому перелету резюме таково, что вариант бюджетного перелета «КЛ-Тяньцзинь», дико популярный в среде экспатов, опробовать конечно стоило, но при прочих равных в следующий раз предпочту другой рейс – напрямую в Пекин и более дорогой авиакомпанией (например, «Катай пасифик»).
В заключение ряд наивных умозаключений новичка по пользованию услугами Air Asia: старайтесь по минимуму брать дополнительные услуги при бронировании билета. Так, например, мы на все рейсы заранее оплатили багаж (две сумки по 15 кг, хотя потом оказалось, что у нас одна 20 кг), но на практике его никто не проверял, а вокруг нас никто не ходил и никуда свой перевес не оплачивал. Иностранцы вообще – следуя советам путеводителей, видимо – под видом ручной клади протаскивают безразмерные саквояжи, и ничего страшного. Еду можно заказать и заранее, но имхо лучше на месте – знаешь, на какой бюджет можно рассчитывать, что конкретно хочешь и хочешь ли вообще. У нас на одном перелете был заказ international meal - принесли как в советских самолетах цыпленка с рисом и бутылочку питьевой воды. Все равно не наелись и пришлось дозаказывать. Цены на еду на месте ресторанные, но вполне адекватные. Можно в долларах, но сдача будет в местной валюте и по сомнительному курсу. Трансфер от аэропорта до города в Куала-Лумпуре (т.н. «Скайбас») можно заказать и заранее (получится даже немного сэкономить), но купить билет не проблема и на месте. Кроме того, есть куча альтернатив, включая скоростную электричку, поэтому имхо нет смысла заранее связывать себя именно услугами «АА».